Вопрос 1. Урок как целостное явление




 

Урок – это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы.

Сущность и назначение урока в процессе обучения как целостной динамической системы сводится к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя. Тем самым урок, с одной стороны, выступает как форма движения обучения в целом, с другой – как форма организации обучения, которая определяется основными требованиями к организационному построению урока. Урок – это динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия определенного состава учителей и учащихся.

Решая конкретные задачи в каждом отдельно взятом временном отрезке учебного процесса, урок является частью темы, курса учебного предмета, темы программы и решает свойственные ему на данный дидактические цели, соотнесенные с учебно-воспитательными задачами курса. Поэтому урок сам должен иметь строгую, единую внутреннюю логику, он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей.

Рождение урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели – чего учитель хочет добиться; затем установления средства – что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа – как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи. Например, цель урока – усвоить понятие «нахождение неизвестного слагаемого», «отработать умения и навыки его применения». Чтобы достичь этих целей урока необходимо решить три дидактические задачи: актуализировать прежние знания, умения и навыки, непосредственно связанные с темой урока; сформировать у учащихся новые понятия и способы действия; организовать применение учащимися знаний и опыта деятельности с целью формирования у них новых учебных и познавательных умений и навыков.

Дидактические задачи урока реализуются в реальной педагогической действительности через учебные задачи (задачи для учащихся). Это решение учащимися арифметических задач, выполнение всевозможных упражнений и т. п. Дидактические и учебные задачи в целостной структуре урока выступают таким образом основным средством достижения цели и условием отбора, конструирования способа действия как учителя, так и учащихся.

Всякий урок имеет свой состав и свое строение-структуру. В состав урока входят структурные элементы (компоненты, этапы урока),которые характеризуются различными видами деятельности учителя и учащихся в соответствии со структурой усвоения знаний, умений и навыков. Эти элементы могут выступать в различных сочетаниях, определяя таким образом структуру урока, под которой следует понимать состав элементов, их определенную последовательность и взаимосвязи между ними.

В практике обучения чаще всего выделяют следующие основные этапы урока:

- организация начала урока (постановка цели урока и обеспечение условий для их принятия учащимися, актуализация мотивов учебной деятельности);
- проверка выполнения домашнего задания;
- подготовка учащихся к усвоению знаний (повторение пройденного);
- изучение новых знаний и способов деятельности (объяснение нового материала);
- закрепление изученного;
- обобщение и систематизация новых знаний;
- подведение итогов (фиксация достижения целей, оценка работы учащихся их достижения); - рефлексия;
- постановка домашнего задания.

Процесс конструирования учебного занятия в общем виде можно представить как установление разнообразных связей между этапами в структуре учебного занятия и связей внутри каждого этапа в соответствии с дидактическими задачами.

Рассмотрим отдельные этапы в соответствии со следующими параметрами:  1.образовательные задачи этапа; 
2.содержание этапа урока; 
3.показатели выполнения образовательных задач этапа; 
4.условия выполнения образовательных задач; 
5.возможные педагогические техники, позволяющие решать образовательные задачи этапа.

Вывод: Как бы ни совершенствовалась система образования, какие бы нововведения ни появлялись в школе, оптимальнее вида организации учебной деятельности учащихся, чем урок, не придумано. Именно он лежит в основе всего процесса обучения. От его содержательности, эффективности, результативности напрямую зависит качество получаемого в школе образования. Реальная ценность урока - его результат; степень усвоения материала учениками. Какими бы внешне эффективными приемами не пользовался педагог, но, если ребята не усвоили тему, урок эффективным назвать нельзя. На уроке ребята должны усвоить намеченный объем знаний, выработать нужные умения и навыки. Дома знания расширяются, углубляются, закрепляются, но приобретаются в основном на уроке.

Перечень терминов в словарь:

Урок – это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения.

Педагогический процесс - целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности.

Целостная система это такая система, в которой внутренние связи частей между собой являются преобладающими по отношению к движению этих частей и к внешнему воздействию на них.

Раздаточный материал



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: