Тот, кто желает увидеть живого Бога, пусть ищет его не в пустом небосводе собственного разума, но в человеческой любви.
Ф. М. Достоевский
Федор Михайлович Достоевский родился в семье врача Мариинской больницы для бедных. Окончил в 1843 году Петербургское военно-инженерное училище, после чего был зачислен на службу в чертежную часть инженерного департамента. Через год вышел в отставку и занялся литературным трудом.
Первый роман Достоевского «Бедные люди», написанный в 1846 году, принес ему известность, был высоко оценен критиком В. Г. Белинским. О Достоевском заговорили как о писателе гоголевского направления — натуральной школы.
Мировоззрение Достоевского этого периода жизни формировалось под влиянием демократических и социалистических идей, теорий французских социалистов-утопистов.
С 1848 года Достоевский стал активным участником революционного кружка Петрашевского. На собраниях петрашевцев Достоевский дважды читал запрещенное письмо Белинского к Гоголю. На одном из таких собраний присутствовал провокатор, донесший властям об активном участии писателя в кружке. Достоевский в числе других был привлечен к суду по делу петрашевцев и в 1849 году был приговорен к смертной казни. Уже стоя на эшафоте и будучи готовым к смерти, он, как другие осужденные по этому делу, получил помилование. Пережитое потрясение впоследствии писатель будет не раз описывать в своих произведениях. Расстрел заменили 4-летней каторгой с последующим определением в солдаты. Наказание писатель отбывал в Омском остроге, затем служил в Семипалатинске. На каторге у Достоевского усилились эпилептические припадки, к которым он был предрасположен.
Впечатления этого периода жизни, размышления о каторге и каторжанах нашли отражение в «Записках из Мертвого дома», созданных в 1861 —1862 годах.
Наказание, длившееся 10 лет, писатель отбыл и в 1859 году получил разрешение на переезд в Петербург.
Самый плодотворный период его творчества начинается именно в эти годы, после каторги. В 60—70-е годы. Достоевский создает свои знаменитые романы, великое «пятикнижие»: «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы». Именно в этих произведениях отражены его важнейшие философские, социальные, нравственные искания.
С 1873 года писатель стал ответственным редактором журнала «Гражданин». Голос Достоевского, звучащий в его «Дневнике писателя», становится очень важным для соотечественников. Можно сказать, что писатель в этом произведении является в то время учителем жизни для тысяч русских людей.
В конце мая 1880 года Достоевский приехал в Москву на открытие памятника А. С. Пушкину, где собралась вся мыслящая Россия. Речь Достоевского, произнесенная на торжествах в связи с чествованием Пушкина, была названа Аксаковым «гениальной, историческим событием».
Федор Михайлович Достоевский создал особые формы реалистического творчества, которые сам охарактеризовал следующим образом: «У меня свой особенный взгляд на действительность в искусстве, и то, что большинство называет почти фантастическим и исключительным, то для... меня иногда составляет самую сущность действительного. Обыденность явлений и казенный взгляд на них, по-моему, не есть еще реализм, а даже напротив».
28 января 1881 года Достоевский скончался в Петербурге. Похоронен на кладбище Александро-Невской лавры.
Повесть «Белые ночи»
Время и история создания
«Белые ночи» были созданы писателем в сентябре — ноябре 1848 года и впервые опубликованы в журнале «Отечественные записки». У повести есть подзаголовок: «Сентиментальный роман. Из воспоминаний мечтателя». Эпиграф к произведению — фрагмент стихотворения «Цветок» И. С. Тургенева:
...Иль был он создан для того, чтобы побыть хотя б мгновенье, в соседстве сердца твоего?...
Достоевский посвятил произведение другу молодости — поэту А. Н. Плещееву. В то же время можно считать это произведение автобиографичным. Достоевский писал, что «все мы более или менее мечтатели».
Сюжет
Роман «Белые ночи» состоит из пяти частей, четыре из них — описание ночей, а последняя глава — описание утра.
Главному герою произведения писатель не дает имени. Он — мечтатель. Молодой человек живет в Петербурге уже восемь лет, служит в каком-то департаменте. Он живет замкнуто и одиноко, он беден, но не несчастен.
Повествование ведется от первого лица. Рассказчик-герой любит город, «знаком» с его домами и жителями. Например, он знаком с одним старичком, с которым чуть ли не раскланивается при встрече, но вовремя останавливается и проходит мимо с участием. Мечтатель чувствует свою оторванность от других людей. В один из летних дней, когда «весь Петербург» выехал на дачи, он долго гуляет за городом. Возвращаясь поздно вечером, мечтатель видит молодую женщину, плачущую у перил канала. Он тронут ее слезами и не может пройти мимо. Случай помогает ему познакомиться и разговориться с незнакомкой. Девушка благодарна деликатному молодому человеку, который уберег ее от приставаний подгулявшего мужчины. Она пообещала встретиться с ним следующей ночью и рассказать свою историю. Она берет с мечтателя слово ни в коем случае не влюбляться в нее. Романтическая встреча так поразила главного героя, что на следующий день он пришел на место встречи на два часа раньше.
Молодые люди знакомятся друг с другом. Герой, представившийся как мечтатель-чудак, дает себе довольно жесткую характеристику, из которой видно, что он осознает ущербность и странность своей жизни: «Мечтатель — если нужно его подробное определение — не человек, а, знаете, какое-то существо среднего рода... И уж если заберется к себе, то так и прирастет к своему углу, как улитка...» Мечты придают смысл его существованию: «Богиня фантазия... уже заткала прихотливою рукою свою золотую основу и пошла развивать перед ним узоры небывалой причудливой жизни...» Заканчивает мечтатель свою «историю» тем, что говорит, что такая жизнь — грех.
«История» девушки значительно проще, чем история молодого человека. Она живет со слепой бабушкой. Поселившийся однажды у них жилец пожалел бедную девушку, лишенную общения и «пришпиленную» к бабушке. Он дает Настеньке читать книги, водит ее и бабушку в театр. Настенька влюбляется в жильца и просит его забрать ее с собой. Постоялец, который собирается съезжать, тронут чувствами девушки. Он обещает приехать за ней через год, когда поправятся его обстоятельства. Именно его, своего возлюбленного, Настенька и ждет белыми ночами.
Этот рассказ трогает мечтателя. Молодой человек утешает Настеньку и соглашается передать письмо людям, которые доставят его возлюбленному девушки. Он готов ради Настеньки на все. И чувствует, что влюбился в нее. Во время третьей встречи ему на мгновение даже показалось, что девушка тоже любит его. Мечтатель одергивает себя, осознавая, что «ее забота, ее любовь... была не что иное, как радость о скором свидании с другим».
Она любила мечтателя как друга, как брата, и он согласен был принять от нее и эти чувства. Молодой человек в силу своей душевной чистоты даже мысли не допускал о том, чтобы как-то отвоевать девушку у счастливого соперника.
В какой-то момент, измученная ожиданием и боязнью разочарования, Настенька восклицает: «Почему он — не вы?!» Этим она неосознанно ранит мечтателя. Но он — человек благородный и не показывает ей своих переживаний. Как ни успокаивает мечтатель девушку, она становилась все печальнее и печальнее.
Она надеется, что мечтатель принесет ей письмо от ее возлюбленного, когда же ожидания не подтвердились, девушка залилась слезами.
Мечтатель признается ей в любви. Несчастная девушка просит его подождать, пока ее сердце освободится от старой любви. Мечтатель готов ждать, сколько понадобится. Они, пытаясь освободиться от тяжелых переживаний, начинают строить общие планы на будущее.
Вдруг им навстречу движется мужчина, который пристально смотрит на девушку, окликает ее. Настенька узнает в нем своего возлюбленного и кидается к нему. Мечтатель остается один.
Утром он получает письмо, в котором девушка благодарит его за поддержку и говорит, что выходит замуж за своего избранника. Мечтатель оказывается опять в своем одиноком убогом мире. Для него заканчивается жизнь, исчезают все надежды. Герой вдруг видит свое будущее, когда он, постаревший лет на пятнадцать, находится все в той же комнате с теми же полинявшими стенами и полами, с той же паутиной на потолке.