Пр. занятие – 4 часа.
Срок выполнения заданий: не позднее 06.11.20!!!!!!!!!!!!!!
Задание 1: изучить материалы предыдущих занятий и конспекта урока (см. ниже), в котором есть рекомендации и некоторые варианты составления конспекта урока изучения нового материала.
Задание 2. Руководствуясь учебником русского языка для 5 класса (см. рекомендации предыдущих занятий: комплекс1 или 2 или 3), изучить разделы «Слово и его лексическое значение» (по списку от Аржаматовой А. – Калугиной М.- 6 человек), «Однозначные и многозначные слова» (от Калякиной Е. – Ноголь Е. – 6 чел.), «Синонимы», (от Пантелеевой А. – Сафиной Д. – 6 чел.), «Антонимы» (от Харчилиной К. – Юзефович Ю – 6 чел.).
Задание 3. Составить конспект урока изучения нового материала по теме, указанной выше.
Конспект урока Харчилиной Кристины Сергеевны, 3 курс, филологический ф-т
Тип урока: изучение нового материала
Тема урока: Антонимы
Цели урока:
Познавательные: дать понятие о антонимах
Практические: выработать навыки распознавания антонимов
Общепредметные: развитие способности употреблять антонимы в речи, предупреждать речевые ошибки; воспитание интереса к русскому языку.
Планируемые результаты: личностные результаты: мотивация учащихся к обучению, развитие мотивации к аналитической деятельности; метапредметные результаты: развитие умений сопоставлять, сравнивать, использовать инструментальные ресурсы при выявлении особенностей антонимов; предметные результаты: знание особенностей антонимов; выработка умений обнаруживать антонимы.
Ход урока:
I. Организационный момент (2-5 минут):
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
|
II. Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала (5-7 минут):
Слово учителя:
-Ребята, на доске записаны слова:
1. Будни. 2. Милосердный. 3. Отвратительный. 4. Жадный. 5. Любимый. 6. Безучастие. 7. Раздельный. 8. Погожий.
-Подберите к ним слова с непроизносимой согласной, противоположные по значению данным.
Ответы учащихся: 1. Праздники. 2. Безжалостный. 3. Прелестный. 4. Бескорыстный. 5. Ненавистный. 6.Сочувствие. 7. Совместный. 8. Ненастный.
Учитель: Прочитайте слова, записанные парами. Что это за слова?
Ученики: Это слова, противоположные по смыслу.
Учитель: Как называются противоположные по смыслу слова? – Ответ найдете, если прочтете в столбике ключевое слово.
Ученики: Антонимы.
Учитель: А теперь назовите тему сегодняшнего урока.
Записывают тему урока: «Антонимы»
- Ребята, давайте найдём способы, которые помогут нам свободно определять антонимы как в тексте, так и в речи.
Формулируют цели урока:
а) узнать признаки, по которым можно находить антонимы;
б) научиться находить антонимы в тексте.
III. Изучение нового материала (10-15 минут)
-Ребята, на доске записаны слова. Какое лингвистическое явление они иллюстрируют? крупный, громадный, исполинский, гигантский, большой, значительный, грандиозный.
Учащиеся отвечают на вопрос: Синонимы.
-Подберите из группы синонимов наиболее точный по смыслу признак к каждому существительному: слон, успех.
Работают в парах. Называют словосочетания.
-Ребята, а теперь попробуйте подобрать к синонимам слова с противоположным значением.
- Подумайте, что легче подобрать к слову – синонимы или антонимы? (синонимы)
|
-Ребята, прочтите стихотворение:
Мячик прыгал кверху, книзу,
вправо, влево и пропал...
длинный поезд ехал, ехал
и гудок короткий дал...
Одному играть мне плохо,
вместе с другом - хорошо.
На качелях покачался,
ловко прыгал взад-вперед,
В горку тяжело взобрался,
вниз с горы сбежал легко.
-Выпишите и распределите антонимы на смысловые группы, подберите пары:
- Можно ли подобрать к одному слову несколько антонимов?
Ученики читают стихотворение, выполняют задание учителя.
IV. Первичное закрепление (5-10 минут)
Задание1: Укажите антонимы в приводимых ниже предложениях. Какая стилистическая фигура использована в данных примерах для усиления образности и выразительности речи?
1. Я царь — я раб, я червь — я бог (Держ.). 2. Сам толст, его артисты тощи (Гр.). 3. Дома новы, но предрассудки стары (Гр.). 4. Твой взор насмешлив и ужасен, ты безобразен, он прекрасен (П.). 5. Ты богат, я очень беден. Ты прозаик — я поэт (П.). 6. Мне грустно потому, что весело тебе (Л.). 7. И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви (Л.). 8. Была без радостей любовь — разлука будет без печали (Л.). 9. День цветем, неделю вянем (М. Г.). 10. Ученье — свет, неученье — тьма (поел.). 11. Готовь сани летом, а телегу зимой (поел.). 12. Сытый голодного не разумеет (поел.). 13. Худой мир лучше доброй ссоры.
Учащиеся работают в группах.
Задание 2: Выпишите парами антонимы из приводимых ниже слов: день, мир, смелый, истинный, холодный, правдивый, находить, ненавидеть, говорить, мириться, глупый, острый, веселье, черный, терять, темный, спать, ложный, трусливый, война, ночь, любить, ссориться, работать, горячий, играть, лживый, светлый, белый, грусть, тупой, умный, молчать, бодрствовать.
|
Выполняют самостоятельно работу по эталону.
V. Закрепление изученного материала (10-15 минут)
Самостоятельная работа с самопроверкой:
Задание: Подберите контекстуальные антонимы к прилагательным в следующих словосочетаниях (например: легкий чемодан – тяжелый чемодан; легкое платье – теплое платье):
высокий дом, высокие помыслы; близкий путь, близкий человек; прямой угол, прямой ответ; темная комната, темные дела; здоровый ребенок, здоровый шкаф; острый нож, острый взгляд; мягкий диван, мягкий голос; холодный суп, холодный ответ; свежие фрукты, свежие мысли; вялый цветок, вялый человек.
Ученики работают в парах.
-Составьте антонимические пары так, чтобы в одном случае они были в прямом значении. В другом в переносном: высокий, тяжелый, острый, жаркий.
-В каких парах антонимы употреблены в переносном значении? При выборе антонимов учитывается возможность многозначности слова. Так, слово низкий может быть антонимом не только к слову высокий (низкий дом - высокий дом), но и к словам благородный (низкий поступок - благородный поступок), возвышенный (низкая цель - возвышенная цель).
Ученики работают в группе: 2 ученика составляют в прямом значении, 2 - антонимические пары в переносном
VI. Подведение итогов урока (3-5 минут)
Учитель организует рефлексию, организует самооценку результатов учащихся.
Предлагаю вам сыграть в игру «перевертыши». Я называю словосочетание, синяя бейсболка, вы подбираете противоположное по смыслу, но, чтобы словосочетание являлось названием того или иного произведения «Красная шапочка»:
1. Кубик (колобок)
2. Комар-пискун (Муха-цокотуха)
3. Один дистрофик (Три толстяка)
4. Мышка в босоножках (Кот в сапогах)
5. Ведьма Малиновой деревни (Волшебник Изумрудного города)
6. Черносажка и пять великанов (Белоснежка и семь гномов)
7. Крестьянка на тыкве (Принцесса на горошине)
8. Континент мусора (Остров сокровищ
9.Король Хохотун (Царевна Несмеяна)
10.Собачья конура. (Кошкин дом)
11.День после масленицы. (Ночь перед Рождеством)
-Молодцы, вы хорошо поработали на уроке, поставьте себе баллы.
Ученики заполняют лист самооценки.
Оценки за урок.
Домашнее задание:
1.Ответить на вопросы: На чем основываются отношения синонимии и антонимии? Какие слова могут ли иметь антонимы? Можно ли считать антонимами пары типа юг – север.
2.Приведите примеры оксюморона из рекламы, разговорной речи, вывесок, объявлений. (комментарий к домашнему заданию)
Записывают домашнее задание.