Тема: «Составление конспекта урока с учетом требований ФГОС».




Пр. занятие – 4 часа.

Срок выполнения заданий: не позднее 06.11.20!!!!!!!!!!!!!!

Задание 1: изучить материалы предыдущих занятий и конспекта урока (см. ниже), в котором есть рекомендации и некоторые варианты составления конспекта урока изучения нового материала.

Задание 2. Руководствуясь учебником русского языка для 5 класса (см. рекомендации предыдущих занятий: комплекс1 или 2 или 3), изучить разделы «Слово и его лексическое значение» (по списку от Аржаматовой А. – Калугиной М.- 6 человек), «Однозначные и многозначные слова» (от Калякиной Е. – Ноголь Е. – 6 чел.), «Синонимы», (от Пантелеевой А. – Сафиной Д. – 6 чел.), «Антонимы» (от Харчилиной К. – Юзефович Ю – 6 чел.).

Задание 3. Составить конспект урока изучения нового материала по теме, указанной выше.

Конспект урока Харчилиной Кристины Сергеевны, 3 курс, филологический ф-т

Тип урока: изучение нового материала

Тема урока: Антонимы

Цели урока:

Познавательные: дать понятие о антонимах

Практические: выработать навыки распознавания антонимов

Общепредметные: развитие способности употреблять антонимы в речи, предупреждать речевые ошибки; воспитание интереса к русскому языку.

Планируемые результаты: личностные результаты: мотивация учащихся к обучению, развитие мотивации к аналитической деятельности; метапредметные результаты: развитие умений сопоставлять, сравнивать, использовать инструментальные ресурсы при выявлении особенностей антонимов; предметные результаты: знание особенностей антонимов; выработка умений обнаруживать антонимы.

Ход урока:

I. Организационный момент (2-5 минут):

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

II. Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала (5-7 минут):

Слово учителя:

-Ребята, на доске записаны слова:

1. Будни. 2. Милосердный. 3. Отвратительный. 4. Жадный. 5. Любимый. 6. Безучастие. 7. Раздельный. 8. Погожий.

-Подберите к ним слова с непроизносимой согласной, противоположные по значению данным.

Ответы учащихся: 1. Праздники. 2. Безжалостный. 3. Прелестный. 4. Бескорыстный. 5. Ненавистный. 6.Сочувствие. 7. Совместный. 8. Ненастный.

Учитель: Прочитайте слова, записанные парами. Что это за слова?

Ученики: Это слова, противоположные по смыслу.

Учитель: Как называются противоположные по смыслу слова? – Ответ найдете, если прочтете в столбике ключевое слово.

Ученики: Антонимы.

Учитель: А теперь назовите тему сегодняшнего урока.

Записывают тему урока: «Антонимы»

- Ребята, давайте найдём способы, которые помогут нам свободно определять антонимы как в тексте, так и в речи.

Формулируют цели урока:

а) узнать признаки, по которым можно находить антонимы;

б) научиться находить антонимы в тексте.

III. Изучение нового материала (10-15 минут)

-Ребята, на доске записаны слова. Какое лингвистическое явление они иллюстрируют? крупный, громадный, исполинский, гигантский, большой, значительный, грандиозный.

Учащиеся отвечают на вопрос: Синонимы.

-Подберите из группы синонимов наиболее точный по смыслу признак к каждому существительному: слон, успех.

Работают в парах. Называют словосочетания.

-Ребята, а теперь попробуйте подобрать к синонимам слова с противоположным значением.

- Подумайте, что легче подобрать к слову – синонимы или антонимы? (синонимы)

-Ребята, прочтите стихотворение:

Мячик прыгал кверху, книзу,

вправо, влево и пропал...

длинный поезд ехал, ехал

и гудок короткий дал...

Одному играть мне плохо,

вместе с другом - хорошо.

На качелях покачался,

ловко прыгал взад-вперед,

В горку тяжело взобрался,

вниз с горы сбежал легко.

-Выпишите и распределите антонимы на смысловые группы, подберите пары:

- Можно ли подобрать к одному слову несколько антонимов?

Ученики читают стихотворение, выполняют задание учителя.

IV. Первичное закрепление (5-10 минут)

Задание1: Укажите антонимы в приводимых ниже предложениях. Какая стилистическая фигура использована в данных примерах для усиления образности и выразительности речи?

1. Я царь — я раб, я червь — я бог (Держ.). 2. Сам толст, его артисты тощи (Гр.). 3. Дома новы, но предрассудки стары (Гр.). 4. Твой взор насмешлив и ужасен, ты безобразен, он прекрасен (П.). 5. Ты богат, я очень беден. Ты прозаик — я поэт (П.). 6. Мне грустно потому, что весело тебе (Л.). 7. И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви (Л.). 8. Была без радостей любовь — разлука будет без печали (Л.). 9. День цветем, неделю вянем (М. Г.). 10. Ученье — свет, неученье — тьма (поел.). 11. Готовь сани летом, а телегу зимой (поел.). 12. Сытый голодного не разумеет (поел.). 13. Худой мир лучше доброй ссоры.

Учащиеся работают в группах.

Задание 2: Выпишите парами антонимы из приводимых ниже слов: день, мир, смелый, истинный, холодный, правдивый, находить, ненавидеть, говорить, мириться, глупый, острый, веселье, черный, терять, темный, спать, ложный, трусливый, война, ночь, любить, ссориться, работать, горячий, играть, лживый, светлый, белый, грусть, тупой, умный, молчать, бодрствовать.

Выполняют самостоятельно работу по эталону.

V. Закрепление изученного материала (10-15 минут)

Самостоятельная работа с самопроверкой:

Задание: Подберите контекстуальные антонимы к прилагательным в следующих словосочетаниях (например: легкий чемодан – тяжелый чемодан; легкое платье – теплое платье):

высокий дом, высокие помыслы; близкий путь, близкий человек; прямой угол, прямой ответ; темная комната, темные дела; здоровый ребенок, здоровый шкаф; острый нож, острый взгляд; мягкий диван, мягкий голос; холодный суп, холодный ответ; свежие фрукты, свежие мысли; вялый цветок, вялый человек.

Ученики работают в парах.

-Составьте антонимические пары так, чтобы в одном случае они были в прямом значении. В другом в переносном: высокий, тяжелый, острый, жаркий.

-В каких парах антонимы употреблены в переносном значении? При выборе антонимов учитывается возможность многозначности слова. Так, слово низкий может быть антонимом не только к слову высокий (низкий дом - высокий дом), но и к словам благородный (низкий поступок - благородный поступок), возвышенный (низкая цель - возвышенная цель).

Ученики работают в группе: 2 ученика составляют в прямом значении, 2 - антонимические пары в переносном

VI. Подведение итогов урока (3-5 минут)

Учитель организует рефлексию, организует самооценку результатов учащихся.

 

Предлагаю вам сыграть в игру «перевертыши». Я называю словосочетание, синяя бейсболка, вы подбираете противоположное по смыслу, но, чтобы словосочетание являлось названием того или иного произведения «Красная шапочка»:

1. Кубик (колобок)

2. Комар-пискун (Муха-цокотуха)

3. Один дистрофик (Три толстяка)

4. Мышка в босоножках (Кот в сапогах)

5. Ведьма Малиновой деревни (Волшебник Изумрудного города)

6. Черносажка и пять великанов (Белоснежка и семь гномов)

7. Крестьянка на тыкве (Принцесса на горошине)

8. Континент мусора (Остров сокровищ

9.Король Хохотун (Царевна Несмеяна)

10.Собачья конура. (Кошкин дом)

11.День после масленицы. (Ночь перед Рождеством)

 

-Молодцы, вы хорошо поработали на уроке, поставьте себе баллы.

 

Ученики заполняют лист самооценки.

Оценки за урок.

Домашнее задание:

1.Ответить на вопросы: На чем основываются отношения синонимии и антонимии? Какие слова могут ли иметь антонимы? Можно ли считать антонимами пары типа юг – север.

2.Приведите примеры оксюморона из рекламы, разговорной речи, вывесок, объявлений. (комментарий к домашнему заданию)

Записывают домашнее задание.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: