Вопрос
Предпосылки формирования государства в первобытном обществе
В процессе длительного, но неуклонного развития первобытного общества постепенно создавались предпосылки для его качественного преобразования. По мере совершенствования орудий труда люди приобретали все новые производственные навыки, повышались производительность труда, культура, нравственность, становились более разнообразными и противоречивыми интересы членов общества.
Важную роль в переходе от первобытного к качественно новому способу производства сыграло общественное разделение труда, которое пришло на смену естественному разделению трудовых функций между мужчиной и женщиной.
Причины возникновения государства:
1. переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;
2.разделение труда: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей – купцов;
3.появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;
4. появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально–классовое расслоение общества.
1200000 лет назад появился австралопитек.
Его занятия: -собирательство(Ж), загон скота.
Постоянный доход давало собират-во *** роль ж основополагающая.
Постепенно ж начинает приучать диких животных и осваивать зерновые культуры. Постоянный доход ж приводит к матриархату – ведение рода по женской линии. Ускоренное развитие на руб. новокаменного и бронзового века. Причины: освоение огня*** термич обработка пищи.
Изобретение лука***промысловая охота***м –глава семьи + появление протозаконов (запретов-табу): секс. Жизни, убийство животных, покушение на жизнь элиты. Появл излишки пр-ва****войны. Новая соц структура. Вождь, совет старейшин, народное собрание, вожд для войны, шаман. Возник элита, проблема передачи по денег и положения детям*** институт наследования только в гос-ве. 1 гов-ва возник на бл востоке.
|
Вопрос
Военная демократия. Значение этого исторического этапа.
1. Предгосударственный период истории родоплеменного строя Маркс и Энгельс называют "военной демократией". Термин этот был введен американским историком Л. Морганом для характеристики древнегреческого общества в период его перехода от родовой общины к так называемой соседской и был без особой критики воспринят Марксом и Энгельсом. "Короче, слово basileia, -писал Маркс, - которое греческие писатели употребляют для обозначения гомеровской, так называемой царской власти (потому что главный отличительный признак ее - военное предводительство), при наличии наряду с ней совета вождей и народного собрания означает только военную демократию"'.
Военная демократия (англ. military democracy) — термин, введённый в научный оборот Льюисом Морганом в своём труде «Древнее общество» для обозначения организации власти на стадии перехода от первобытно-общинного строя к государству. Полноправными членами общества считались взрослые и здоровые мужчины. Они должны были явиться на народное собрание с оружием. Без него воин не обладал правом голоса. Военная демократия существовала практически у всех народов, являясь последним этапом догосударственного развития общества. К военной демократии можно, например, отнести римскую общину периода царей, а также греческие полисы «гомеровской эпохи». Археологически эпоха военной демократии соответствует периоду начала использования металлов, что повлекло за собой изменения в экономическом и политическом развитии обществ.
|
В индоиранской традиции был обычай, согласно которому мужчина, сумевший дальше всех пустить стрелу, избирался вождём[источник не указан 242 дня]. Эхо этой традиций можно проследить в ахеменидской Персии, где Дарий I использовал образ царя-лучника в своих монетах дариках.
«Аккламация» Вильгельма I Гогенцоллерна в Версале императором Германской империи
У древних германцев избрание вождя утверждалось поднятием правой руки — аккламацией и поднятием вождя на щите. Процедура избрания королей Франкского государства, Восточно-Франкского королевства, императоров Священно-Римской империи и Германской империи отличалась только тем, что избранного монарха не поднимали на щите.
Термин широко использовался Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом, вследствие чего получил также широкое распространение в марксистской историографии.
Вопрос
Общества древнего востока: общая характеристика права и институтов государства (Египет, Вавилон).
Египет.
Фараон: нач воиска, военный совет, жрецы, джати(отвеч. За земельный фонд, его распределение и контрол управление в центре и на местах): козначейтво, дом оружия, дом печати.
Гибкая система управления. На местах номархи. Имелось собств право. Источники: обычаи, законы фараона. Система права слабо развита: нет деления по отраслям, имущ-во делится на движ и недвиж, обязательств право(договоры займа, найма, к-п, аренды земли), наследов по закону и по завещанию, угол право(измена, заговор, мятеж, разглош гос тайны, уб. Св. животного, чародейство, убийство, кража, прелюбодеяние, изнасилование). Наказания: см к, членовред, избиение палками, заключ в тюрьму, отдача в рабство, штаф. Правосудие: 7 центр палат, на местах в адм палате.
|
Вавилон.
Насильств образов г, племена захвачены кочевниками****города-гос-ва. Строгая гос структура. Основа с/х община(совет старейшин, собрание общинников9 избр главы общины), глава общины (админ, суд и финн функции), царь. Он опирался на визаря, правитель дворца, нач финансов, военнонач). Лучшая суд система(сборник хаммурапи). Статьи в хаот порядке, нет деления на отрасли, деление на преступления(госуд, религиозн, воинские, против личности, против собств, должностные, против семьи). Принцип талиона. Наказания(см к, членовред, телесные, налож позорющего знака, в рабство, от должнгости, штраф).
Развитие государственности относят к 4-3 вв. до РХ, а разделение на Восток-Запад появилось в эпоху Римской империи, противопоставив разные формы цивилизации. Первые цивилизации возникли в долинах великих рек. Особенность – увеличение экстенсивного культурного воздействия на территорию. Создается особый тип гос. устройства. Ось любой ирригационной цивилизации (Индии, Египта, Месопотамии) - река. Но основой возникновения таких цивилизаций можно считать свободу выбора человека.
Целевой характер. Например, по Кодексу царя Хаммураби – развитая бенефициарная система владения землей.
Признаки Права:
- практически все законы и правовые акты представляют собой запись обычаев;
- право очень тесно связано с религией;
- талион, кровная месть;
- низкий уровень юр. техники: казуистичность, отсутствие системы.