Семинар для воспитателей: Что такое Кейс – технологии в ДОУ.
Учитель – логопед Гринь А.Б.
Цель: Знакомство педагогов с применением метода кейсов в учебно-воспитательном процессе
Задачи:
1. Познакомить с кейс-технологией и ее применением в воспитательно-образовательном процессе.
2. Формировать навыки практической работы над кейсом.
Участники: воспитатели
Дидактический материал: видеопрезентация по теме, кейс для ролевой игры.
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, экран, презентация, портфель, карточки для игры, кубики для игры (парковка).
Ожидаемые результаты:
Участники получат знания:
· что представляет собой кейс-технология;
· разновидности кейс-технологий, соответствующие разным целям обучения;
· правила разработки кейсов для обучения;
Выработают умения:
· применить метод анализа конкретной ситуации в обучении;
План проведения:
1. Введение – 2 мин.
2. Теоретическая часть –10- 15 мин
3. Практическая часть – 10 мин
Введение
Огромный поток информации захватывает нас и мы стараемся идти в ногу со временем, быть в курсе происходящих событий, иметь возможность оперативно принимать нужное решение, поэтому вместо сумочки я держу в руках объемный кейс.
Основная часть.
1. Самой новой формой эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов.
2. Работа с кейсами в рамках учебного известна в мире с 1908 г.
В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года
3. Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.
Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.
Метод кейсов – техника обучения, при которой используется описание реальной ситуации. Дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, изложенной в ситуации, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь выхода из проблемы. Кейс – это метод, который выступает как способ коллективного обучения, дети могут взаимно обменяться информацией, попробовать решить проблемы, поставленные перед ними, самостоятельно.
Для чего нужен кейс?
O Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.
O Кейс – метод развивает:
O 1. умственные, сенсорные и речевые способности.
O 2. аналитические умения: классифицировать, анализировать, представлять свой взгляд на решение проблемы.
O 3. формирует навыки коммуникативного взаимодействия (вести дискуссию, защищать собственную точку зрения, убеждать).
O 4. практические умения.
O 5. социальные умения (оценивать поведение детей, умение слушать, поддерживать чужое мнение).
В дошкольном образовании используют следующие виды кейс-технологии: В ДОУ
· игровое проектирование-
Цель — процесс создания или совершенствования проектов.
Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический. эту технологию мы используем в разных вариантах.
· метод ситуационно-ролевых игр или ролевое проектирование;
· метод ситуационного анализа.
Для дошкольников чаще всего используют:
- метод анализа конкретных ситуаций - кейс –стади;
- кейс- иллюстрации.
- фото-кейсы.
6. Прежде всего мы должны создать сами кейс.ы. Для этого нужно:
1. Определение темы и вопроса исследования – должны быть интересны детям.
2. Выбор объекта исследования – «конкретной ситуации»;
3. Определение контекста;
4. Планирование кейс-исследования, проведение сбора материала и анализа материала;
5. Поиск решений, обсуждение возможных сценариев дальнейшего развития ситуации;
6. Описание и редактирование кейса;
7. Формулирование вопроса для дальнейшего обсуждения ситуации.
7. Этапы работы с кейсом разных видов следующие:
· Первый этап: подготовительный.
· Знакомство детей с ситуацией. Фиксация их внимания. Создается положительное отношение к ситуации. Дети совместно с воспитателем выделяют проблему, определяют целевую установку. Самостоятельно воспитанники осознают цель поиска.
· На втором этапе, воспитатель активизирует детей при помощи ключевых вопросов, поддерживает эмоциональный опыт детей, осуществляет координационную работу во время поисковой деятельности воспитанников.
· Третий этап: (анализ принятия решения), воспитатель вовлекает детей в процесс составления плана действий, ребята демонстрируют умения логически рассуждать.
· На четвертом, оценочно-рефлексивном этапе, воспитанники выдвигают аргументы, размышляют, применяют полученные знания.