Предполагаемые результаты работы




ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ПАЛИТРА»

ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

 

Автор-составитель:

Селезнева Наталья Юрьевна, учитель начальных классов

МОУ «Боградская средняя общеобразовательная школа»

 

 

Боград 2011

Пояснительная записка

 

Данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс художественно-эстетического направления. Художественное образование и эстетическое воспитание подразумевает и предполагает овладение простейшими умениями и навыками, как на уроках изобразительного искусства, так и на уроках материальной технологии. Нельзя забывать о том, что на уроках учащиеся получают лишь основные, можно сказать, ознакомительные знания в различных областях культуры, искусства и т.д. Поэтому для наиболее полного изучения и создания благоприятных условий в современных школах создаются кружки художественно-эстетического цикла, а также вводятся элективные курсы.

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

· быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;

· быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Цель программы: знакомство детей с основами народного художественного творчества, формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.

Данная программа занятий художественного творчества «Палитра» рассчитана на один год обучения детей в возрасте 7-8 лет (1 класс), 33 часа (1 час 1 раз в неделю во внеурочное время), поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения.

Продолжительность занятия – 35 минут.

В данной программе на практику уделено не так много часов, потому что в последующих классах каждый из предусмотренных к изучению видов русского народного творчества будут изучаться подробно. Программа Палитра планирует лишь поверхностное знакомство с русским народным творчеством.

Режим занятий

Класс Время проведения занятий
1 «Б» Понедельник 12:30 - 13:05
1 «А» Понедельник 13:20 – 13:55

Задачи программы:

- развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;

- отрабатывать практические навыки работы с инструментами;

- осваивать навыки организации и планирования работы;

- развивать творческий потенциал ребенка;

- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства.

- развивать внимание, память, логическое, абстрактное и аналитическое мышление и самоанализ;

- развитие мелкой моторики рук и глазомера;

- формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности.

- формировать терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой;

- формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;

- осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;

- воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям.

Основные формы и методы работы:

В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; индивидуальная деятельность и выставки творческих работ.

Принципы, лежащие в основе программы:

- доступности;

- наглядности(иллюстративность, наличие дидактических материалов);

- демократичности и гуманизма;

- научности.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.

Предполагаемые результаты работы

Учащиеся должны знать и уметь:

иметь начальные знания по композиции и орнаменту;

уметь ориентироваться в цветоведении и подборе красок для выполнения своей работы;

иметь общее представление о росписи, о народных ремеслах в целом;

уметь отличать различные виды росписей: городецкая роспись, хохлома, жостово;

уметь выполнять несложные композиции с применением полученных знаний, в основном составление цветочных композиций;

уметь работать как самостоятельно, так и в коллективе;

иметь представление о народной культуре;

совершенствоваться и творчески использовать свои умения и навыки;

правила безопасности труда;

уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить выполненную работу.

Универсальные учебные действия:

· самоопределение (личностное): широта диапазона оценок, социальная роль ученика, осознание своих возможностей в учении;

· мотивация учебной деятельности: интерес к новому, различные способы решения педагогической ситуации, стремление к самоизменению;

· нравственно-эстетические: решение моральных дилемм, оценка действий с точки зрения соблюдения моральных норм, умение аргументировать необходимость выполнения моральных норм;

· планирование: определение последовательности действий, соотношение их с планируемым результатом;

· коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия;

· логические: составление плана, определения способа действия; моделирование;

· кооперация: согласованность усилий по достижению общей цели;

· интериоризация: способность строить понятные для собеседника высказывания.

Формы и виды контроля

виды контроля содержание методы сроки контроля  
Вводный Области интересов и склонностей. Уровень знаний, умений, навыков по изобразительному искусству. Беседы, наблюдение, просмотр творческих работ учащихся Сентябрь  
Текущий Освоение учебного материала по темам, разделам Творческие и практические задания, выполнение образцов, упражнения По каждой теме  
Творческий потенциал учащихся Наблюдение, игры, упражнения. Участие в выставках и конкурсах В течение года  
   
Итоговый Контроль выполнения поставленных задач. Уровень творческого роста Зачетные, творческие работы. Апрель Май  

Учебно-тематический план

№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов
Всего Теор. Практ.
  Введение      
  Городецкая роспись      
  Хохломская роспись      
  Жостовская роспись      
  Дымковская игрушка      

Содержание программы

Городецкая роспись – 8 часов.

История возникновения Городецкой росписи.

Особенности выполнения рисунка в стиле Городца. Основные элементы Городецкой росписи – круги, скобки, точки, капли, дуги, штрихи, спирали.

Сложился и свой прием росписи - сначала на изделие наносился фон, одновременно служивший и грунтовкой, затем по нему наносятся толстой кистью крупные цветовые пятна, так называемый "подмалевок". После этого более тонкой кисточкой наносятся необходимые штрихи, затем роспись заканчивает "разживка" - когда рисунок объединяется в цельную композицию с помощью черной краски и белил. Законченную композицию обычно ограничивают рамкой.

Виды рисунка: городецкие цветы, лист, ягоды, птицы, конь.

Инструменты и материалы: кисти, желательно беличьи, №1, №2, №3, плоская кисточка; краски гуашевые 12 цветов.

Хохломская роспись – 9 часов.

История возникновения Хохломской росписи.

Техника хохломской окраски

Цветущие кусты и плоды на Руси считались пожеланием добра и благополучия, поэтому-то их так много в хохломской росписи. Художники не вычерчивают заранее чётких контуров в узорах, а для этого необходимо большое мастерство, точность руки и глаза.

Виды хохломской росписи.

Много места мастер оставлял золотому фону.

Традиционный хохломской орнамент - сочные красные ягоды земляники и рябины, цветущие ветки. Реже встречаются птицы, рыбы и всякие зверушки. В росписи хохломской посуды нет жанровых сцен. Художники рисуют растительные орнаменты: листики, изогнутые веточки, землянички, малинки, рябинки, сердечки цветов.

Самый распространенный орнамент в хохломской росписи – травка.

Самые затейливые узоры называют «кудрины».

Узор ягодка. Чаще всего изображались такие ягоды как крыжовник, клубника, смородина и рябина.

Жостовская роспись – 6 часов.

История возникновения жостовской росписи.

Роспись ведется в несколько последовательных приемов. Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет – прост и лаконичен по композиции, в которой чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы; объемно-живописная передача реальной формы цветка сочетается с декоративной красочностью цветового решения, Борта подноса расписывают легким «золотом».

Главная тема украшения жостовских подносов в букеты цветов, гирлянды, своеобразные натюрморты.

Роспись выполняется приемами свободного кистевого мазка, без предварительного нанесения рисунка. Чаще всего используется черный фон.

Приемы жостовской росписи. Знакомство учащихся с приемами жостовского письма идет на основе традиции, предусматривающей выполнение росписи в две стадии: замалевок, выправка.

Дымковская игрушка – 9 часов.

Цвет росписи игрушек ликующе-радостный, яркий, нередко контрастный в сочетаниях красок. В орнаменте много колец и кругов, варьируемых в размере и цвете.

Дымковские герои: круторогие барашки, молочница с коровой, олени, дымковский конь, поросенок, рыбы, дымковская барыня, птичница, водоноски, мамки-няньки, птичий двор.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: