Выпускные экзамены в школе




Директор, произнося речь на выпускном вечере, сказал: «Итак, сегодня вы выходите на Большую дорогу…» Когда в зале послышался смех, он поправился: «Сегодня мы провожаем в последний путь наших дорогих выпускников…» – и восторг зала не имел пределов, хотя многим из веселящихся ребят перед экзаменами действительно казалось, что впереди ожидают испытания смертельной опасности.


Многие ученики считают, что выпускные экзамены – самые сложные из всех, ранее сданных. Но парадокс состоит в том, что эти экзамены сложны чисто содержательно (много предметов, предметы сложные, объемные), степень же риска и возможности неуспешной сдачи минимальная, даже меньшая, чем при поступлении в первый класс, потому что опять-таки в интересах школы – выпустить всех учеников. Во-первых, стопроцентный выпуск – это показатель престижа школы, во-вторых, еще не было случая, чтобы кого-нибудь оставили на второй год в одиннадцатом классе.

Объясните детям, что никто их не станет заваливать на выпускных экзаменах и что суровая учительница физики, предмета, которого особенно боится ваш сын или ваша дочь, первой придет на помощь в случае растерянности.

И – вуз!

И вот наступил день подачи документов в вуз. От успешной сдачи этих экзаменов зависит успешность всей дальнейшей жизни. К этим экзаменам надо подойти максимально серьезно, надо предупредить будущего студента, что поддержки от преподавателей в данном конкретном случае ждать не приходится. И хотя и говорят, что экзамен в вуз – это большая лотерея, на счастливый случай полагаться нельзя. Необходимо, чтобы абитуриент был уверен в себе. Это, пожалуй, главное условие успешной сдачи экзаменов.

А теперь особенно важный совет, как нужно себя вести в процессе сдачи экзаменов. Успешная сдача экзаменов, помимо знаний, зависит от результативности – от того, насколько быстро он может сориентироваться и выполнить данное задание. Уверенный в себе человек, быстро реагирующий на изменяющиеся факторы и не освоивший материал в полном объеме, зачастую бывает успешнее человека, глубоко знающего материал. Конечно, от знаний зависит 50 % успеха. Но если абитуриенту мешают такие факторы, как новая аудитория, боязнь показаться смешным в глазах преподавателя и своих собственных, даже глубокие знания не спасут. Главное на экзамене – не обращать внимания ни на что, на мгновение закрыть глаза, представить себя дома или в той обстановке, в которой был успешен, отрешиться от ситуации и полностью посвятить себя решению данной задачи. Этому нехитрому приему вы можете научить своих детей, и убедитесь сами, насколько легко и успешно будут проходить испытания. Полезно, готовясь к экзамену, писать шпаргалки. И, в отличие от советов преподавателей «оставить их дома», наоборот, взять их с собой, но не пользоваться. Просто будешь чувствовать себя увереннее. Очень важно умело показать себя преподавателю, выйти к столу уверенной походкой, отвечать уверенным тоном. И очень важны знания. Вот и все. И «большая дорога» жизни перед вами.


В заключение хочется отметить, что если в семье изначально существует мотивация на поступление, если родители не допускают и тени сомнения, что их сын или дочь поступят в высшее учебное заведение, то они поступят обязательно, хотя, может быть, и не с первого раза. А уж экзамены в институте, как мы с вами знаем, – это испытания несколько другого свойства.

Часть II Проблемы свободного времени

В природе, согласитесь, все устроено просто и разумно: за периодом активности следует период затишья, отдых, необходимый для того, чтобы набраться сил, восстановить запасы энергии, запастись новыми идеями и желанием воплотить их в реальность. Жизнь человека также подчинена этим принципам, а тем более им должна соответствовать жизнь маленького человека, школьника. Вечный двигатель пока еще не изобретен, и не следует требовать от ребенка постоянно заниматься только учебными делами. Потрудился – отдохни, чтобы потом опять трудиться, впитывать в себя знания, овладевать навыками и умениями. Поэтому каникулы – такая же важная часть школьного года, как и учебные четверти.

Еще Ян Амос Каменский придумал разделить учебный год на четверти, между которыми были каникулы, соответствующие временам года. Раньше их так и называли: зимние, осенние, весенние и – самые длинные – летние. Эта система прошла проверку временем, доказала свою правомерность. Правда, современная школа использует и новые структуры: не четверти, а триместры, не классические каникулы, а семидневный отдых после каждых пяти недель учебы.

Как бы ни была организована школьная жизнь ребенка, ему все равно требуется отдых. Каким он должен быть, чтобы дать возможность и расслабиться, и собраться с силами, и отдохнуть, и восполнить пробелы, возникшие в процессе учения? Наши рекомендации адресованы родителям и учитывают как возрастные, так и нейропсихологические особенности детей.

1. «Уж небо осенью дышало…»

Для большинства наших сограждан осень не является любимым временем года. Яркое последнее солнце, паутинки в воздухе, пестрота листьев – это сентябрь, когда первые прохладные утренники даже радуют, а возвращение к рабочим будням воспринимается как смена обстановки. Это время начала нового учебного года, и – согласитесь – нет такого ребенка, которому хотя бы 1 сентября не хотелось идти в школу. Но праздник очень быстро превращается в будни, угнетающие монотонностью, однообразием, ранним вставанием, учебными трудностями. Чем младше школьник, тем сложнее и дольше проходит его адаптация, то есть переключение с режима отдыха на режим работы. Как минимум на это уходят две первые недели сентября, лучшие с физиологической точки зрения: детский организм напитан положительными эмоциями, фруктами, солнцем, движением, поэтому сил на учебу вполне хватает. С октября резко сокращается количество солнечных дней, света и тепла, уходят силы и оптимизм. Дожди, слякоть, ранние сумерки, холод, сонливость, раздражительность, усталость – признаки поздней осени, самого сложного периода этого сезона. На это время и выпадают осенние каникулы. Неделя передышки. Как провести ее, чтобы и отдохнуть, и не утратить всего того, что было завоевано за сентябрь и октябрь, и новые впечатления получить? Ведь впереди, по сути дела, еще целый учебный год!

Особенно важны эти каникулы для детей младшего школьного возраста. Двадцатичетырехчасовой сон не вернет бодрости и активности. Как и в любое другое время года, актуальны водные процедуры и прогулки на свежем воздухе. Ежедневное посещение бассейна, к сожалению, реально лишь для тех, кто проживает от него в непосредственной близости или имеет его в личном пользовании. Но даже 2–3 сеанса в неделю дадут прекрасный эффект. Ведь вода обладает чудесным свойством: она и расслабляет, и тонизирует. А это как раз то, что требуется. Если же и это невозможно по какой-либо причине (ездить слишком далеко, боитесь простуды, ребенка пугает вода), то водные процедуры можно организовать и в домашних условиях. Утренний контрастный душ также полезен. Чуть удлините процедуру по сравнению с обычными днями, приходящимися на учебные дни. Хорошо бы немного усилить контраст температур – это будет приятно, просто, полезно и эффективно.

Для детей гиперактивных, утомляющихся можно организовать в каникулы сеансы массажа. Особенно важен массаж воротниковой зоны, который улучшает кровоснабжение головного мозга, а ведь его бесперебойная работа – залог учебных успехов ребенка. В домашних условиях и даже вполне самостоятельно вы можете проводить массаж ступней, чувствительность и подвижность которых чрезвычайно важна для маленьких школьников. Вместо обычной зарядки устройте ребенку «веселый забег»: расставьте по всей длине коридора любые емкости (коробки, тазики) с различными наполнителями (смятые листы бумаги, фасоль, шишки, песок, галька, теплая и холодная вода, пуговицы разного размера, шерстяные нитки). Сначала, держа ребенка за руку, проведите его аккуратно по всем этим «препятствиям», так, чтобы он сначала одной, а потом другой ногой потоптался в каждой коробке. Потом разрешите ему одному побегать по коробкам. А напоследок завяжите ему глаза и, подводя к любой коробке, попросите встать в нее двумя ногами и угадать, что в ней лежит. Ребенок будет воспринимать такой «забег» как забавную игру (можно ведь и призы давать, если малыш будет аккуратно бегать или правильно угадывать), а физиологический и нейропсихологический эффект от такого упражнения положительно скажется на его настроении, поведении и учебе.

Как известно, «у природы нет плохой погоды», поэтому ранние сумерки, ветер и высокая влажность не причина для отказа от прогулок даже в ненастный период осенних каникул. Одетый в соответствии с погодой ребенок, проводящий на свежем воздухе разумное количество времени, будет хорошо закален, а значит, и защищен от неизбежных зимних простуд. Чем же заняться во время таких прогулок? Все, что вы встретите на пути, может дать материал для игр, для упражнений на развитие тех или иных способностей ребенка и принесет пользу при их правильной организации.

Положим, ваш первоклассник не очень хорошо знает некоторые буквы, путает на письме «Б» и «Д», «И» и «У», пишет буквы «Э», «З», «Е», «Я» в «другую сторону», то есть «зеркалит». Во-первых, трудные буквы можно «искать» вокруг, но не только на рекламных плакатах и вывесках, но и в сплетении голых веток, и в узорах парковой решетки… Этот поиск тоже можно превратить в игру, в процессе которой ребенок отработает образ буквы лучше, чем мучаясь часами над прописями под собственные стоны и причитания взрослых. Кроме того, такое занятие учит концентрировать внимание, сосредотачиваться, всматриваться, зрительно выделять из целого детали. Чаще всего родители жалуются на невнимательность и неусидчивость ребенка. Вот вам и тренировка, не требующая ни специальных тренажеров, ни лишнего времени, ни дополнительных средств.

Во-вторых, писать в прописях, конечно, скучновато, но писать палочкой в грязи – гораздо интереснее. Вот и пишите! Палочку потолще, грязь погуще, и про перчатки не забудьте! Это очень интеллектуальное занятие.

В-третьих, не стоит постоянно упираться взглядом в землю. Поднимите голову! Осеннее небо сплошь покрыто бегущими облаками. Понаблюдайте за ними. Выберите безопасное в транспортном отношении место где-нибудь на площади, на пустыре. Следите за облаком, пока оно не растает, не потеряет свое первоначальное очертание. Вот была собака с раскрытой пастью, а потом ее голова отделилась и уплыла, а тело превратилось в кита, а потом голова вернулась, соединилась с китом и получилась лошадь, мирно жующая траву, но вот ноги лошади уплыли, а сама она стала пароходом… Думаете, пустое времяпрепровождение? Ох нет! Прежде всего, опять тренировка внимания, его концентрация, что само по себе очень важно для школьника. Такое занятие к тому же будит и развивает фантазию. И это очень нужно ребенку! И в школе пригодится! Школьник с богатой фантазией пишет сочинения и изложения, решает задачи гораздо успешнее тех, кто смотрит на мир только реалистически. Да и процесс чтения идет быстрее, когда маленький читатель легко может представить себе, что происходит с героями книги.

Кстати, в сырые и промозглые дни осенних каникул особенно хорошо читается тому, кто сидит на уютном диване рядом с любимой мамой. Если при чтении ваш ребенок путает буквы или переставляет их, угадывает слова, заменяет написанное своим, то, конечно, надо работать над улучшением техники чтения. Во-первых, для этого выберите яркую книжку с картинками. Во-вторых, имейте в виду, что книжка должна быть небольшой по объему, чтобы ее толщина не отпугивала. В-третьих, лучше взять такое произведение, которое неизвестно ребенку. Сначала заинтересуйте его иллюстрациями, а потом уж принимайтесь читать, обязательно вслух. Реагируйте эмоционально на описываемые события, смейтесь, удивляйтесь, негодуйте – заражайте ребенка. Если ребенку читать совсем уж трудно, то читайте с ним по очереди: по строчке, по предложению, по страничке. И помните: никаких криков, угроз, осуждения, только похвала и помощь. Не спешите, ведь научиться читать совсем не так легко, как кажется взрослым. Терпение и вера в успех помогут преодолеть и эту трудность.

Чем же еще можно заполнить неделю, свободную от уроков, чтобы она не прошла бездарно в четырех стенах, когда за окном бесконечный холодный дождь со снегом, заунывный пронизывающий ветер, сулящий простуду, грязь и слякоть под ногами? Если вы не хотите, чтобы от тоски и безделья ребенок буквально «лез на стенку», помните, что главное – максимально разнообразить его времяпрепровождение. Выполнение простейших домашних обязанностей должно чередоваться как с физическими, так и с интеллектуальными нагрузками, но также нужны и развлечения.

Ежедневные, регулярные двигательные упражнения, турник или шведская стенка необходимы и маленькому ребенку, и подростку, и мальчику, и девочке для повышения жизненного тонуса, бодрости, хорошего настроения. Чтение, решение интересных задачек и головоломок – отличная зарядка для ума. Просмотр детских фильмов и передач, прослушивание аудиокниг и спектаклей, хорошей музыки – прекрасное и полезное развлечение. Кроме того, любимые современными детьми компьютерные игры, конечно разумно ограниченные во времени, могут не только стать развлечением, но и приносить пользу.

А еще есть настольные игры. Не будет лишним напомнить, что игра имеет первостепенное значение для развития психики и личности ребенка. Психологи отмечают, что в последние годы значительно вырос игровой дефицит, в результате которого помимо общего недоразвития (сенсорно-моторного и когнитивного), ребенок также не научится жить «по правилам», освоенным именно в процессе игр. В. П. Зинченко говорил: «Игровая дистрофия остается на всю жизнь». Преодолеть «игровую дистрофию» можно, только организовав полноценную игровую деятельность для ребенка, в том числе и в домашних условиях. «Эрудит», «Мастерство мышления», «Буквоежки», «Полет на Луну», «Домино», «Русское лото», «Монополия», шахматы и шашки, «уголки» – существует множество полезных и увлекательных игр для всей семьи. Такие игры сближают, развивают, рождают положительные эмоции, формируют волевые качества, учат побеждать и принимать поражение.

Есть игры домашние, в которые играли тогда, когда о компьютерах и знать не знали, а телевизор был далеко не в каждой семье. Известно множество игр, не только интересных и азартных, но и позволяющих развить речь, мышление, память, воображение. Вспомните игры вашего детства!

1. «Найди слово». Играют двое. Оборудование: лист бумаги, карандаш. Первый записывает на листе любое слово так, чтобы его не видел второй. Чтобы угадать записанное слово, второй участник имеет право задать 10 таких вопросов, на которые первый мог бы ответить только «да» или «нет».

2. «Синонимы». Играет неограниченное количество участников. Специального оборудования не требуется. Первый называет слово, второй называет слово, близкое по значению, и так до тех пор, пока синонимы не закончатся. Выигрывает тот, кто назовет слово последним.

3. «Антонимы». Условия игры похожи на условия игры «Синонимы», только называются слова с противоположным значением.

4. «Ассоциации». Количество игроков не ограничивается. Специального оборудования не требуется. Игроки по очереди называют слова, связанные с любой ассоциацией. Например: мед – пчела – укус – боль – врач – халат – узбек… Выигрывает тот, кто называет слово последним.

5. «Чепуха». Играют не менее двух участников. Оборудование: узкие полоски бумаги по числу играющих, ручки. Игрокам предстоит записать смешные истории. Сначала игроки определяют, кто будет героями этих историй: животные, насекомые, герои литературных произведений, знакомые и т. д. После определения героев каждый игрок получает полоску бумаги и записывает на ней имя первого героя так, чтобы записи не видели другие, заворачивает запись и передает бумажку по кругу, получая бумажку с неизвестной ему записью другого игрока. Далее, передавая каждый раз завернутые записи друг другу, игроки отвечают на следующие вопросы: имя второго героя, место их встречи, время их встречи, чем они занимались, кто им помешал, что сказал первый, что ответил второй, чем все закончилось, какова мораль. Затем бумажки разворачиваются и истории прочитываются.

6. «География». Число игроков – не менее двух. Оборудование: специально разграфленные листы бумаги, ручки. Игра идет на время. Специально расчерченный лист бумаги разделен на несколько граф, количество которых может быть различным и включать следующее: город, страна, водоем, животное, птица, предмет, одежда, блюдо, название книги, название кинофильма, фамилия известного человека, имя литературного персонажа, женское имя, мужское имя, баллы. Затем игроки выбирают какую-нибудь букву алфавита, кроме тех, на которые в нашем языке не начинаются слова. Например, выбрана буква «Б». По команде игроки начинают заполнять графы листа. Когда один из играющих заполнил все, он говорит: «Стоп!». Все остальные прекращают запись. Далее он зачитывает свои слова, например: город – Бийск, страна – Болгария, водоем – Байкал, животное – бык, птица – баклан, предмет – бутылка, одежда – блузка, блюдо – бешбармак, название книги – «Баранкин! Будь человеком!», название кинофильма – «Будьте моим мужем», фамилия известного человека – Бетховен, имя литературного персонажа – Буратино, женское имя – Барбара, мужское имя – Борис. По мере чтения идет подсчет баллов: если такое же слово есть еще у одного игрока, то они получают по 5 баллов, если нет – 10 баллов, если слово не придумано или придумано неверно – 0 баллов. Выигрывает тот, кто наберет больше баллов.

7. «Безумные истории». Количество игроков не ограничено. Можно играть устно и письменно. Для письменного варианта понадобятся лист бумаги и ручка. Выбирается любая буква алфавита, кроме «Ъ», «Ь», «Ы». Поочередно игроки говорят или записывают по одному предложению так, чтобы все слова в нем начинались на выбранную букву. Должна получиться смешная история. Выигрывает тот, чье предложение будет последним.

Бывают в жизни чудеса, и в серой дождливой череде дней вдруг выдается один относительно теплый, почти солнечный. Почему бы в такой день не отправиться в лес или хотя бы в ближайший парк? Нет смысла в очередной раз повторять банальности о пользе прогулок на свежем воздухе для физического здоровья и хорошего настроения. Однако из такого маленького похода можно извлечь и нейропсихологическую пользу, то есть попытаться развить некоторые отделы мозга ребенка, отвечающие за деятельность высших психических функций, например памяти и внимания. Самое простое из таких упражнений – игра «Самые длинные уши». Смысл игры состоит в том, чтобы прислушиваться к шуму ветра, шороху листьев, скрипу ветвей и другим «природным» звукам. Остановитесь на какой-нибудь открытой полянке, оглядитесь вокруг, закройте глаза и. просто слушайте в течение 2–3 минут, а потом обменяйтесь впечатлениями по поводу того, кто что сумел расслышать. Естественно, выиграет тот, кто услышал больше.

Если ваша прогулка проходит среди хвойных деревьев, то можно потратить время на сбор еловых или сосновых шишек. При этом можно посоревноваться, кто найдет самую большую, самую красивую, самую смешную. А что потом? Шишки тоже могут быть полезны, особенно если ваш ребенок гиперактивен и обычно больше пяти минут спокойно не сидит. Из-за этого приготовление домашних заданий растягивается до поздней ночи и завершается либо головной болью, либо скандалом. Так вот, собранные шишки сложите в старую наволочку, а можно сшить для них и специальную, красивую, из плотной ткани. Получится подушка, набитая шишками. На ней не спят, а сидят. Подушка кладется на стул, на стул садится ребенок и спокойно готовит уроки. Твердо, неровно, неудобно – как раз то, что требуется гиперактивным детям, чтобы «подпитывать» себя энергетически и иметь силы для умственной работы. Подушка из шишек имеет тот же эффект, что и магнитные стельки или контрастный душ. Попробуйте! Это не экзекуция, а тренажер, поэтому обязательно объясните ребенку смысл его применения; если ребенок жалуется на неудобство, периодически давайте ему «отдохнуть». Опыт использования такой подушки в нашем центре показал, что даже те дети, которые вначале стонали и сопротивлялись, уже на третьем-четвертом занятии сами хватали подушку и подкладывали на свой стул. А один девятилетний живчик сказал: «Я на ней соображаю лучше!»

2. Долгожданные зимние каникулы

И все-таки согласитесь, ничего в жизни мы так не ждали, как зимних каникул. Как только бабушки отрывали на календаре последний осенний листок, мы начинали нетерпеливо считать дни, оставшиеся до заветного числа, постоянно тормоша родителей и учителей вопросом: а когда, собственно, каникулы начнутся? Думаете, наши дети устроены по-другому? Современные ребята так же мечтают о каникулах, особенно о зимних, потому что они длинные, потому что праздничные, потому что эти каникулы – самое лучшее время для отдыха. Дети ждут, как и мы когда-то, чудес и сюрпризов, подарков и гостей. Кто-то должен помочь реализовать все эти надежды. Пушкин? Дед Мороз? Родители!


Прежде всего, родителям не грех вспомнить, что каникулы – это время не учебное, время праздное, и поэтому не стоить лелеять надежду, что вот теперь-то мы и займемся наконец математикой, русским или английским. Ничего хорошего из этих занятий все равно не получится, так как мозг ребенка не может усваивать научную информацию постоянно. Забудьте о дополнительных уроках и репетиторах. Представьте, что во время вашего отпуска начальник предложил бы вам заняться на досуге усовершенствованием профессиональных навыков. Что бы вы подумали о таком начальнике? И неужели хотите, чтобы ваш ребенок так же думал о вас? Но если вы разумно отнесетесь к организации детских каникул, ваше чадо получит для своего развития от праздного времяпрепровождения гораздо больше, чем от занятий с самым крутым репетитором. Что же стоит учесть, продумывая, как провести отрезок времени от европейского до православного Рождества?

Рождество, пожалуй, самый волшебный из всех праздников. Большинство детей называют именно Рождество и Новый год самыми любимыми своими праздниками, и лишь на втором месте в списке предпочтений идет собственный день рождения. Чем же так притягательны эти зимние дни? Все дело в том, что именно в эти праздники появляется возможность собраться вместе, всей семьей. Для ребенка в любом возрасте это чрезвычайно важно. Семейное, коллективное дело начинается уже с того момента, как в комнате появляется зеленая красавица – елка. Кстати, хорошо бы, чтобы она была живой, настоящей, чтобы можно было почувствовать ее свежесть, неповторимый запах, колкость ее иголок. Наряжать красавицу, конечно, надо всем вместе. Даже если ваш малыш совсем маленький, привлеките его в помощники. Он может развешивать бумажные гирлянды или подавать вам игрушки. Как много новых тем для разговоров появляется над ящиком с елочными шарами, шишками, сосульками! Наверняка в этом ящике найдутся такие вещи, которые не один год украшали семейные елки. Расскажите о них детям. Вы увидите, что к ним они будут относиться с особым трепетом, как к семейной реликвии. И не стоит менять такие раритеты на модные и яркие украшения из супермаркетов. Кстати, восхищение шарами – это удел взрослых, дети же любят те игрушки, с которыми и правда можно поиграть: различные домики, человечков, овощи, фрукты, животных. Глядя на них, держа их в руках, дети уходят в тот сказочный мир, который создается их воображением. А это так здорово и так полезно – уметь фантазировать!

Но вот елка наряжена. Что дальше? Не будем забывать, что Рождество – праздник светлый и добрый. Сядьте у елки, возьмите в руки книгу, почитайте вместе особые, «святочные» страницы. Можно выбрать замечательные классические главы из «Войны и мира» Л. Н. Толстого, перечитать «Снежную королеву» Г. Х. Андерсена и другие его зимние сказки или же, к примеру, «Щелкунчика» Э. Т. А. Гофмана. Можно пережить волшебные мгновения рождественской ночи вместе с С. Лагерлеф и ее знаменитой книгой «Сказания о Христе». А если вы любители более легкого чтения, то вспомните, что у М. Зощенко есть прекрасный рассказ «Елка». А у А. Гайдара – «Чук и Гек». Если чтение не очень долгое и утомительное, то оно отлично может создать умиротворенное, благостное настроение, так необходимое для свершения добрых дел.

В эти дни вы обязательно должны сделать вместе с детьми что-то полезное, хорошее, совершить совместный акт доброты. Например, можно поздравить одинокую бабушку-соседку или подарить что-то тому однокласснику вашего сына или дочки, у которого какое-то несчастье в семье. А сколько сейчас детей, воспитывающихся под опекой бабушки! В каждом классе есть такие ребята. Объясните ситуацию вашему ребенку, найдите время сходить вместе с ним в такую семью с собственным домашним пирогом. Совсем не обязательно сидеть там за чаем или за разговорами. Просто поздравьте, просто подарите. А можно накормить дворовую собаку, повесить кормушку для птиц на балконе. Было бы желание, а время для доброго дела всегда найдется… Сделайте его ради своего ребенка, дайте ему установку на сочувствие и любовь к ближнему.

В праздник семья обязательно соберется за столом на торжественный ужин или обед. Хорошо, если за этим столом вместе с внуками будут их нарядные бабушки и дедушки. Будет замечательно, если все лучшие семейные традиции (от фирменного блюда до старинной песни, которую бабушка поет только раз в году) будут соблюдены. Обычно такие посиделки перерастают в вечер воспоминаний, возникают откуда-то давние предания о пра-пра-пра-предках, появляются альбомы со старинными желтоватыми фотографиями. Вот моя мама в смешном байковом пальто у елки на Красной площади, а вот дедушка сидит на руках у своего отца, а вот эта необыкновенно красивая девочка – моя троюродная бабушка по отцовской линии в костюме эльфа. Такие вечера – лучший экскурс в прошлое, в историю не только семьи, но и всей страны. Ребенок должен знать свои корни, должен ощущать, что за его спиной – поколения предков, а в его руках – ниточки от будущего. Нет ничего ценнее для нравственного, духовного роста вашего наследника, чем такие вечера. В общем, родителям нужно постараться сделать так, чтобы праздник запомнился всем. Ведь совсем другие уроки получит ваше чадо на семейном ужине, который превратился в пьяное застолье и закончился скандалом. Ребенку будет скучно и на таком обеде, на котором главное – процесс дегустации и уничтожения кулинарных изысков. Нужно помнить, что праздник – это все-таки не повод для обжорства, как и не предлог для чрезмерного употребления алкогольных напитков.

В заботах о семейных обедах не забудьте о том, что вашему ребенку приятно пообщаться и со сверстниками. В каникулы можно выделить день для детского торжества. Пригласите на чай соседских детишек, друзей-одноклассников, продумайте заранее конкурсы, призы и подарки для маленьких гостей. Ваш ребенок непременно должен принимать в этом самое активное участие. Для него и его товарищей совместные игры, возможность посоревноваться гораздо важнее богатого угощения. Но и угощение должно быть! Стильно оформленный стол, изящная посуда, красивый торт, фрукты – все это создаст атмосферу праздника и надолго запомнится детям. Ну а если вы боитесь за новый сервиз и дорогую скатерть и не хотите тратить время на выпечку пирожных, которые съедят другие, можно сказать только одно: ваш ребенок вам совершенно безразличен, вы не включены в его жизнь и наша книга не для вас.

 

После окончания института вот уже больше двадцати лет бывшие однокурсники сохраняют между собой теплые, дружеские отношения. Жизнь разбросала их по странам, разделила их профессиональные и политические интересы, но раз в пять лет они обязательно собираются на встречу, а ежегодно в январе договариваются о проведении «дня Нового года». Идея этого праздника родилась у недавних сокурсников вместе с появлением у них первых детей.

К празднику все готовятся старательно: угощение, подарки, карнавальные костюмы, конкурсы, концерт, обязательно Дед Мороз и Снегурочка – все это непременно должно быть в лучшем виде. Еще с середины декабря начинаются звонки, встречи, ведь так много надо обсудить, так важно распределить обязанности каждого, ничего не забыть, не упустить. И дети, и их родители ждут праздника с большим нетерпением, предвкушая радость: у родителей появится возможность для общения (а что может быть приятнее разговора с другом юности!), у активных и контактных детей – возможность продемонстрировать свои таланты в новой компании. А те ребятишки, которые от природы являются скромными, зажатыми, имеют возможность преодолеть свои комплексы, участвуя, например, в спектакле кукольного театра. В таких условиях застенчивого ребенка ничто не смущает и не останавливает: тебя от зрителей скрывает занавеска, но на руке Колобок, и говоришь ты его голосом.

Традиция карнавальных костюмов в нашей стране, к сожалению, почти умерла, а в этой компании она живет и процветает, причем костюмы часто готовят себе не только взрослые, но и подростки, которых праздник тоже захватывает. А иногда бывает так: придет человек на торжество без костюма по какой-то причине, но потом удалится в свободную комнату и вернется оттуда уже размалеванным чертом или вообще не пойми кем, и почему-то его собранный с миру по нитке костюм и признают самым смешным.

Подрастают дети, перестают верить в существование Деда Мороза, но, даже повзрослев, они все равно откладывают свои дела (студенты, например, стараются экзамены сдать досрочно), чтобы не пропустить праздник. Да и сам праздник меняет формы. Пусть кукольный театр теперь никому не интересен, но зато можно поучаствовать в заседании «Блеф-клуба», послушать чужие байки и рассказать свои… У тех людей, что были студентами более двадцати лет назад, появились уже первые внуки, и теперь бывшие сокурсники устраивают праздник вместе с ними.

Семейный праздник вовсе не означает только коллективное сидение в теплой комнате за чтением или за чаем. Свежий воздух так необходим растущему организму! В лес, за город, в поля, на дачу! Да будет вам известно, что один только цвет белого снега уже сам по себе повышает тонус головного мозга. А если еще светит солнце! Да легкий мороз! Не забудьте о сезонных развлечениях. Ведь в бассейн можно ходить круглый год, а лыжи, санки, коньки, снежные крепости – только зимой и только у нас. Скажете, пустая трата времени? Как бы не так! Катание на лыжах не только учит правильно дышать и тем самым повышает мыслительную работоспособность, но и помогает наладить взаимодействие полушарий мозга, а это улучшает способности вашего ребенка в чтении, решении задач. Ликвидировать пространственные трудности и научить координировать движения помогут не только лыжи, но и санки. Катание на коньках – прекрасный вид закаливания, опять-таки способствующий насыщению кислородом сосудов головного мозга, повышению его энергетических возможностей.

Ваш сынишка какой-то вялый? Мало улыбается? Да и огорчается не часто? Лепите с ним снеговиков. Ведь выражению (как и сдерживанию) эмоций тоже надо учить. Очень редко встретишь сейчас ребенка, который реагирует на происходящие события эмоционально адекватно. Один не реагирует вообще, все выражение его чувств заключается в кислой улыбке, другой же так хохочет по любому поводу, что хоть уши затыкай. И вот перед нами снеговик. Его лицо пока не имеет выражения, и мы можем сделать его каким угодно: грустным, плачущим, недовольным, агрессивным, веселым, счастливым. Экспериментировать можно сколько угодно! Поднимем брови домиком, опустим уголки рта-прутика, прилепим глаза-угольки на лбу. Но обязательно, чтобы в конце наших экспериментов лицо снеговика выражало положительные эмоции.

Чем еще полезен снеговик? Он поможет ребенку ориентироваться в строении собственного тела. Телесное ориентирование – очень существенная вещь, ведь многие дети 12–13 лет не всегда ясно представляют себе, где у них плечи, предплечья, темя, затылок, поясница, какая рука правая, а какая левая. Кроме того, возясь со снегом, ребенок ощущает его влажность, крупинчатость, плотность, развивается тактильность, восприятие предмета на ощупь, а это одно из средств нашей связи с внешним миром, один из способов его познания.


И это еще не все. Лепя снежки, катая снеговые шары, ребенок развивает моторику, мускулы кисти руки, а это помогает его руке не уставать во время письма и не отставать от одноклассников во время диктантов. Получается, что один слепленный снеговик решит множество школьных проблем, да и семейных тоже. Вы вместе смеетесь, вместе трудитесь, помогая друг другу, ощущая единение с вашим ребенком. Не надо бояться, что он еще слишком мал или, наоборот, слишком большой для такого развлечения. Зиме «все возрасты покорны». Много времени для этого тоже не потребуется.

Выберите всего один день! Один день, свободный от работы, ссор, кухни, гаража и т. д. Мама, папа, дети, лыжи, санки, снег, фотоаппарат, хорошее настроение – и потом воспоминания до самого лета.

Непременно в каникулы, в праздник, нужно «выйти в свет». Для многих ребятишек зимние каникулы немыслимы без «елок». Иногда их количество чрезмерно, и тогда развлечение превращается в наказание. Охота поиграть дома или покататься на горке с друзьями, или телевизор посмотреть. Нет, надо собираться на «елку»! К концу каникул от сладких подарков уже диатез начинается, а родственники дарят еще один билет. Конечно, веселое новогоднее представление да еще вкусный подарок внесут особую краску в череду праздничных торжеств и увеселений, но права русская поговорка: «Лучше меньше, да лучше». Так что одной «елки» будет вполне достаточно, ведь есть еще и театр, и цирк.

Будни потому и называют серыми, что времени для «светских» развлечений не найти. А вот под Новый год, в рождественские дни так хочется очутиться в театре, посидеть в ложе на бархатном кресле, понаблюдать, как гаснут огоньки в огромной люстре, услышать шорох раздвигаемого занавеса. Вместе с ребенком вы можете посмотреть какую-нибудь пьесу «из школьной программы»: «Горе от ума», «Недоросль», «Ромео и Джульетту». Главное – чтобы театральная постановка несла в себе положительную эмоцию. По этой причине не очень-то подходит для такого просмотра «На дне» или «Преступление и наказание», как бы ни были великолепны сами спектакли. Со школьником помладше сходите на «Синюю птицу», «Малыша и Карлсона», «Остров сокровищ». На любого ребенка произведут неизгладимое впечатление музыкальные сказки-балеты: нестареющие «Щелкунчик» или «Снегурочка».

Театр – это не только развлечение. Для ребенка это и способ познания действительности, постижение отношений между людьми, расширение кругозора, тренировка воображения. Внимание, память, эмоции – все это тоже напряжено во время просмотра, а значит, развивается, совершенствуется. Театр предполагает особую манеру поведения зрителей, и это чрезвычайно важно в деле воспитания. Можно ли тут сидеть, забравшись в кресло с ногами? Можно ли кричать, громко говорить? Можно ли шуршать конфетной оберткой во время представления? Хорошие манеры – это не пустяк. Не надо все время одергивать юного зрителя: это не делай, этого нельзя. Заранее объясните ему тонкости театрального этикета, тогда поход в театр действительно станет событием, праздником.

Продумывая зимние каникулы, стремитесь к разнообразию. Ничто не утомляет так, как монотонность, скука. Дни отдыха не должны быть похожи один на другой. И пусть веселая лыжная прогулка сменяется чинным походом в театр, детский ч



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: