по проекту федерального закона № 986679-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

(о порядке отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни) -
внесен депутатом Государственной Думы П.В.Крашенинниковым;

сенатором А.А.Клишасом

 

В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 13 июля 2020 года (выписка из протокола № 274, п. 35) Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей (соисполнитель) рассмотрел по вопросам, находящимся в ведении Комитета, проект федерального закона № 986679-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о порядке отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни), внесенный депутатом Государственной Думы П.В.Крашенинниковым; сенатором А.А.Клишасом.

1. Законопроект разработан в целях закрепления в отраслевом законодательстве конституционного принципа приоритета интересов ребенка. В соответствии с пунктом 4 статьи 671 Конституции Российской Федерации дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения.

2. Законопроектом предлагается внести изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – ГПК РФ), Семейный кодекс Российской Федерации (далее – СК РФ) и Федеральный закон от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции».

В ГПК РФ вносятся изменения в подраздел IV «Особое судопроизводство»:

Так, статья 262 ГПК РФ дополняется положением, что в порядке особого производства суд будет рассматривать также дела об отобрании ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью.

Помимо этого, ГПК РФ дополняется новой главой 381 «Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью», в которую включают три новых статьи.

Предлагается, что новая глава будет состоять из 3 статей 3191-3193. В указанных статьях будут регулировать положения: 1) о подачи заявления об отобрании ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью; 2) рассмотрении такого заявления; 3) решений суда по таким заявлениям. Таким образом, будут прописаны все процессуальные моменты, связанные с вопросами об отобрании ребенка.

В СК РФ вносятся изменения в две статьи 77 «Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью» и 79 «Исполнение решений суда по делам, связанным с воспитанием детей».

Статья 77 СК РФ излагается в новой редакции. Так, в случае возникновения непосредственной угрозы жизни ребенка или его здоровью лицо, которому об этом стало известно, должно обратиться в орган опеки и попечительства или в орган внутренних дел по месту нахождения ребенка. Орган опеки и попечительства или орган внутренних дел, получившие сообщение об угрозе, обязаны незамедлительно проверить указанную информацию и при установлении такой угрозы обратиться в суд по месту нахождения ребенка с заявлением об отобрании ребенка у родителей (одного из них), усыновителей или у других лиц, на попечении которых он находится.

Отобрание ребенка производится судебным приставом-исполнителем с участием органа опеки и попечительства, органа внутренних дел и прокурора на основании решения суда, выносимого в порядке, определяемом гражданским процессуальным законодательством.

В исключительных случаях, при наличии оснований полагать, что смерть ребенка может наступить в течение нескольких часов, орган опеки и попечительства с участием прокурора и органа внутренних дел может произвести отобрание ребенка у родителей (одного из них), усыновителей или у других лиц, на попечении которых он находится, составив акт об отобрании ребенка с указанием обстоятельств, свидетельствующих о непосредственной угрозе жизни ребенка. То есть без решения суда.

3. Комитет поддерживает концепцию указанного законопроекта и отмечает следующее.

1 июля 2020 состоялось общероссийское голосование по внесению поправок в Конституцию Российской Федерации, по итогам которого они были приняты большинством голосов. Конституция Российской Федерации дополнена новой статьей 671 , в соответствии с пунктом 4 указанной статьи дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России.

Кроме этого, отметим, что согласно статистическим сведениям Минпросвещения России (форма № 103-РИК) «Сведения о выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в разделе 5 «Защита детей в возрасте до 18 лет и лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей» численность детей, отобранных у родителей при непосредственной угрозе жизни или здоровью детей составляет за 2017 год - 1990, из них 362 ребенка возвращено родителям после проведения социально-реабилитационных мероприятий; за 2018 год – 2098 детей отобрано по тем же основаниям, из них 342 возвращено родителям; 2019 году - 1959 отобрано детей по тем же основаниям, из них только 295 детей возвращено родителям.

Анализируя данные Минпросвещения РФ можно сделать вывод о том, ежегодно отбирают детей примерно одинаковое число. Из них процент возраста тем же родителям крайне мал.

Помимо Минпросвещения России, такого рода статистические данные ведет и ГИАЦ МВД России. Так в разделе 6 «Сведений о результатах работы территориальных органов МВД России по предупреждению и пресечению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (Форма № 180) зафиксировано число детей, изъятых из семей в соответствии со статьей 77 СК РФ (по инициативе органов внутренних дел) в 2017 году - 2818, в 2018 году – 3001, 2019 году – 3060. Число родителей, в отношении которых принято решение об отобрании детей в соответствии со статьей 77 СК РФ (по инициативе органов внутренних дел) в 2017 году – 1717, в 2018 году – 1739, в 2019 году - 1789. Несмотря на то, что разница не большая, все-таки небольшой прирост наблюдается и в статистике таким случаям и у органов внутренних дел.

Комитет соглашается с позицией авторов законопроекта, что внесение таких изменений способствуют развитию в национальном законодательстве принципов, заложенных в статье 9 Конвенции о правах ребенка.

Учитывая изложенное, Комитет по вопросам семьи, женщин и детей рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона
№ 986679-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о порядке отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни), внесенный депутатом Государственной Думы П.В.Крашенинниковым и сенатором А.А.Клишасом, в первом чтении.

 

Председатель Комитета Т.В.Плетнева



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: