ЗАКЛЮЧЕНИЕ
(о порядке отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни) -
внесен депутатом Государственной Думы П.В.Крашенинниковым;
сенатором А.А.Клишасом
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 13 июля 2020 года (выписка из протокола № 274, п. 35) Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей (соисполнитель) рассмотрел по вопросам, находящимся в ведении Комитета, проект федерального закона № 986679-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о порядке отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни), внесенный депутатом Государственной Думы П.В.Крашенинниковым; сенатором А.А.Клишасом.
1. Законопроект разработан в целях закрепления в отраслевом законодательстве конституционного принципа приоритета интересов ребенка. В соответствии с пунктом 4 статьи 671 Конституции Российской Федерации дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения.
2. Законопроектом предлагается внести изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – ГПК РФ), Семейный кодекс Российской Федерации (далее – СК РФ) и Федеральный закон от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции».
В ГПК РФ вносятся изменения в подраздел IV «Особое судопроизводство»:
Так, статья 262 ГПК РФ дополняется положением, что в порядке особого производства суд будет рассматривать также дела об отобрании ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью.
|
Помимо этого, ГПК РФ дополняется новой главой 381 «Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью», в которую включают три новых статьи.
Предлагается, что новая глава будет состоять из 3 статей 3191-3193. В указанных статьях будут регулировать положения: 1) о подачи заявления об отобрании ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью; 2) рассмотрении такого заявления; 3) решений суда по таким заявлениям. Таким образом, будут прописаны все процессуальные моменты, связанные с вопросами об отобрании ребенка.
В СК РФ вносятся изменения в две статьи 77 «Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью» и 79 «Исполнение решений суда по делам, связанным с воспитанием детей».
Статья 77 СК РФ излагается в новой редакции. Так, в случае возникновения непосредственной угрозы жизни ребенка или его здоровью лицо, которому об этом стало известно, должно обратиться в орган опеки и попечительства или в орган внутренних дел по месту нахождения ребенка. Орган опеки и попечительства или орган внутренних дел, получившие сообщение об угрозе, обязаны незамедлительно проверить указанную информацию и при установлении такой угрозы обратиться в суд по месту нахождения ребенка с заявлением об отобрании ребенка у родителей (одного из них), усыновителей или у других лиц, на попечении которых он находится.
|
Отобрание ребенка производится судебным приставом-исполнителем с участием органа опеки и попечительства, органа внутренних дел и прокурора на основании решения суда, выносимого в порядке, определяемом гражданским процессуальным законодательством.
В исключительных случаях, при наличии оснований полагать, что смерть ребенка может наступить в течение нескольких часов, орган опеки и попечительства с участием прокурора и органа внутренних дел может произвести отобрание ребенка у родителей (одного из них), усыновителей или у других лиц, на попечении которых он находится, составив акт об отобрании ребенка с указанием обстоятельств, свидетельствующих о непосредственной угрозе жизни ребенка. То есть без решения суда.
3. Комитет поддерживает концепцию указанного законопроекта и отмечает следующее.
1 июля 2020 состоялось общероссийское голосование по внесению поправок в Конституцию Российской Федерации, по итогам которого они были приняты большинством голосов. Конституция Российской Федерации дополнена новой статьей 671 , в соответствии с пунктом 4 указанной статьи дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России.
Кроме этого, отметим, что согласно статистическим сведениям Минпросвещения России (форма № 103-РИК) «Сведения о выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в разделе 5 «Защита детей в возрасте до 18 лет и лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей» численность детей, отобранных у родителей при непосредственной угрозе жизни или здоровью детей составляет за 2017 год - 1990, из них 362 ребенка возвращено родителям после проведения социально-реабилитационных мероприятий; за 2018 год – 2098 детей отобрано по тем же основаниям, из них 342 возвращено родителям; 2019 году - 1959 отобрано детей по тем же основаниям, из них только 295 детей возвращено родителям.
|
Анализируя данные Минпросвещения РФ можно сделать вывод о том, ежегодно отбирают детей примерно одинаковое число. Из них процент возраста тем же родителям крайне мал.
Помимо Минпросвещения России, такого рода статистические данные ведет и ГИАЦ МВД России. Так в разделе 6 «Сведений о результатах работы территориальных органов МВД России по предупреждению и пресечению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (Форма № 180) зафиксировано число детей, изъятых из семей в соответствии со статьей 77 СК РФ (по инициативе органов внутренних дел) в 2017 году - 2818, в 2018 году – 3001, 2019 году – 3060. Число родителей, в отношении которых принято решение об отобрании детей в соответствии со статьей 77 СК РФ (по инициативе органов внутренних дел) в 2017 году – 1717, в 2018 году – 1739, в 2019 году - 1789. Несмотря на то, что разница не большая, все-таки небольшой прирост наблюдается и в статистике таким случаям и у органов внутренних дел.
Комитет соглашается с позицией авторов законопроекта, что внесение таких изменений способствуют развитию в национальном законодательстве принципов, заложенных в статье 9 Конвенции о правах ребенка.
Учитывая изложенное, Комитет по вопросам семьи, женщин и детей рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона
№ 986679-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о порядке отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни), внесенный депутатом Государственной Думы П.В.Крашенинниковым и сенатором А.А.Клишасом, в первом чтении.
Председатель Комитета Т.В.Плетнева