Поэтика, композиция, идея




Жанр произведения — высокая трагедия.

В произведении изображена судьба человека в обществе, полном жестокости и эгоизма. Главный герой трагедий вступает в конфликт с миром, проходит через жестокие испытания, испытывает тяжелые мучения и неизбежно гибнет. Действие трагедии отражает исторические, социальные конфликты, охватывает многие явления жизни. В основе конфликтов трагедий Шекспира лежит кон­цепция самодостаточности человека.

«Гамлет, принц Датский» — не просто история мести сына за убийство отца, а трагедия постепенного осознания степени зла, лживости, дисгармонии и не­свободы в мире и понимание героем тяжести взятого на себя бремени.

Шекспир изобразил исключительное злодейство — брат убил брата. Гамлет воспринимает этот факт как одно из выражений того, что зло стало повсемест­ным и пустило глубокие корни в обществе. Он говорит Полонию: «Быть чест­ным при том, каков этот мир, — это значит быть человеком, выуженным из десятка тысяч».

Изображение главного героя произведения психологично. Это сильный и про­тиворечивый образ. В его решении можно увидеть принципы реализма эпохи Возрождения. Гамлет — сын своего века, провозгласивший идеи свободы. Он человек нового времени, его сила и оружие — мысль, она же источник его несчастий. Гамлет по натуре мечтатель и философ, гуманный человек, но по жиз­ненному назначению — мститель, окруженный врагами. Трагедия этого героя в том, что он увидел ужасные стороны жизни — коварство, измену и убий­ство. Гамлет утратил веру в людей, в любовь, а жизнь потеряла для него цен­ность. Притворяться и приспосабливаться к миру зла он не мог, а как бороться и победить его, он не знал. Отчаяние приводит его к необходимости действовать. Перед героем — трагический выбор. Гамлет должен ринуться в пучину зла, для того чтобы бороться с ним.

На наших глазах он убивает Полония, отправляет на верную смерть Розен- кранца и Гильденстерна, побеждает в поединке Лаэрта и убивает Клавдия. Кос­венно Гамлет является виновником безумия и смерти Офелии.

Но все же наиболее трагичны в этом не внешние события, а душевные пере­живания героя. Гамлет раздираем мучительнейшими противоречиями. Он вы­нужден утверждать добро, пользуясь оружием зла. Он страдает муками всего человечества. Гамлет — совесть своего века и всякого другого века, когда про­тиворечия жизни становятся невыносимы.

Мучительные колебания Гамлета — высшая точка трагедии. Шекспир пока­зывает, что трагична не только действительность, в которой так могущественно зло, но трагично и то, что эта действительность может привести прекрасного человека, каким является Гамлет, в почти безысходное состояние.

Бессмертие трагедии Шекспира «Гамлет» в том, что вопросы жизни и смер­ти, чести и справедливости — это вопросы вне времени. С одной стороны, его персонажи мыслят и чувствуют соответственно тому времени, в котором живут, но они отчаянно пытаются вырваться из темницы собственных ограничений. Они желают быть выше обстоятельств и условий. В этой пьесе Шекспира ярко отразились принципы гуманизма эпохи Возрождения.

 

Жан-Батист Мольер. Одна комедия по выбору

Жан-Батист Мольер (1622—1673)

Сильный удар наносится порокам, когда они выставляются на всеобщее посмея­ние. Порицание легко переносят, но на­смешку далеко не так. Никто не хочет быть смешным.

Ж. Б. Мольер

Настоящая фамилия Жана-Батиста Мольера — Поклен. Родился в Париже 13 января 1622 года. Он — сын и внук королевского обойщика. В те времена это была завидная должность, от которой он отказался в пользу своего брата, избрав другое поприще — театр — и приняв сценическое имя, ставшее всемирно знаменитым.

Отец отдал сына в Иезуитский коллеж в Клермоне. По окончании коллежа Жан-Батист получил звание юриста и был направлен в Орлеан. Однако любовью и мечтой всей его жизни был театр. В 1643 году 1 января открывается «Блистательный театр», и в числе его создателей значится новое театральное имя — Мольер (такой псевдоним взял себе Жан-Батист). Он пробует себя в амплуа трагического актера.

Первый парижский период в театральной карьере Мольера длился недолго. Осенью 1645 года «Блистательный театр» разорился. Мольер с остатком своей труппы отправился в провинцию на гастроли, продлившиеся тринадцать лет. Скитание из города в город, тяготы пути и жалкого актерского быта — все это испытал на себе Мольер. Профессия актера в ту пору не считалась благородной. Мольеру предстояло изменить статус и смысл своего ремесла. Странствия обогащают его жизненным опытом. В 1653 году он поставил одну из своих первых пьес «Сумасброд». Мольер пишет пьесы для своего театра и создает новый репертуар для театра мирового, еще не осознавая этого.

Через 5 лет Мольер возвращается в Париж опытным актером и зрелым литератором. Труппа Мольера выступает в Версале перед королевским двором. Представление имело успех. Театр остается в Париже, Мольер получает сцену в зале Пале Рояль.

Парижский период жизни и творчества Мольера длится четырнадцать лет. За это время он написал более 30 пьес. Николя Буало, известный теоретик литературы, обосновавший в своих трудах принципы эстетики классицизма, в беседе с королем сказал, что его правление прославится благодаря драматургу Мольеру. Действительно, имя Мольера упоминается в современном мире чаще имени его короля, Людовика XIV. Блестящие комедии Мольера пережили свое время — они идут на сценах театров всего мира.

Мольер оставил богатое наследие: более 32 драматических произведений, написанных в самых различных жанрах: фарс, дивертисмент, комедия-балет, пастораль, комедия положений, комедия нравов, бытовая комедия, высокая комедия и пр.

В комедиях Мольера нашли отражение все сферы и проблемы современной драматургу жизни: отношения отцов и детей, воспитание, брак и семья, нравственное состояние общества, сословность, религия, культура, наука и т. д.

...Исполняя главную роль в своей пьесе «Мнимый больной», Мольер на сцене почувствовал себя плохо. Через несколько часов великий драматург скончался, это случилось 17 февраля 1673 года. Церковь запретила хоронить по христианским обрядам тело «комедианта» и «не раскаявшегося грешника». Похоронили его тайно, ночью, на кладбище Сен-Жозеф.

«Мещанин во дворянстве»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: