Жанр произведения — высокая трагедия.
В произведении изображена судьба человека в обществе, полном жестокости и эгоизма. Главный герой трагедий вступает в конфликт с миром, проходит через жестокие испытания, испытывает тяжелые мучения и неизбежно гибнет. Действие трагедии отражает исторические, социальные конфликты, охватывает многие явления жизни. В основе конфликтов трагедий Шекспира лежит концепция самодостаточности человека.
«Гамлет, принц Датский» — не просто история мести сына за убийство отца, а трагедия постепенного осознания степени зла, лживости, дисгармонии и несвободы в мире и понимание героем тяжести взятого на себя бремени.
Шекспир изобразил исключительное злодейство — брат убил брата. Гамлет воспринимает этот факт как одно из выражений того, что зло стало повсеместным и пустило глубокие корни в обществе. Он говорит Полонию: «Быть честным при том, каков этот мир, — это значит быть человеком, выуженным из десятка тысяч».
Изображение главного героя произведения психологично. Это сильный и противоречивый образ. В его решении можно увидеть принципы реализма эпохи Возрождения. Гамлет — сын своего века, провозгласивший идеи свободы. Он человек нового времени, его сила и оружие — мысль, она же источник его несчастий. Гамлет по натуре мечтатель и философ, гуманный человек, но по жизненному назначению — мститель, окруженный врагами. Трагедия этого героя в том, что он увидел ужасные стороны жизни — коварство, измену и убийство. Гамлет утратил веру в людей, в любовь, а жизнь потеряла для него ценность. Притворяться и приспосабливаться к миру зла он не мог, а как бороться и победить его, он не знал. Отчаяние приводит его к необходимости действовать. Перед героем — трагический выбор. Гамлет должен ринуться в пучину зла, для того чтобы бороться с ним.
На наших глазах он убивает Полония, отправляет на верную смерть Розен- кранца и Гильденстерна, побеждает в поединке Лаэрта и убивает Клавдия. Косвенно Гамлет является виновником безумия и смерти Офелии.
Но все же наиболее трагичны в этом не внешние события, а душевные переживания героя. Гамлет раздираем мучительнейшими противоречиями. Он вынужден утверждать добро, пользуясь оружием зла. Он страдает муками всего человечества. Гамлет — совесть своего века и всякого другого века, когда противоречия жизни становятся невыносимы.
Мучительные колебания Гамлета — высшая точка трагедии. Шекспир показывает, что трагична не только действительность, в которой так могущественно зло, но трагично и то, что эта действительность может привести прекрасного человека, каким является Гамлет, в почти безысходное состояние.
Бессмертие трагедии Шекспира «Гамлет» в том, что вопросы жизни и смерти, чести и справедливости — это вопросы вне времени. С одной стороны, его персонажи мыслят и чувствуют соответственно тому времени, в котором живут, но они отчаянно пытаются вырваться из темницы собственных ограничений. Они желают быть выше обстоятельств и условий. В этой пьесе Шекспира ярко отразились принципы гуманизма эпохи Возрождения.
Жан-Батист Мольер. Одна комедия по выбору
Жан-Батист Мольер (1622—1673)
Сильный удар наносится порокам, когда они выставляются на всеобщее посмеяние. Порицание легко переносят, но насмешку далеко не так. Никто не хочет быть смешным.
Ж. Б. Мольер
Настоящая фамилия Жана-Батиста Мольера — Поклен. Родился в Париже 13 января 1622 года. Он — сын и внук королевского обойщика. В те времена это была завидная должность, от которой он отказался в пользу своего брата, избрав другое поприще — театр — и приняв сценическое имя, ставшее всемирно знаменитым.
Отец отдал сына в Иезуитский коллеж в Клермоне. По окончании коллежа Жан-Батист получил звание юриста и был направлен в Орлеан. Однако любовью и мечтой всей его жизни был театр. В 1643 году 1 января открывается «Блистательный театр», и в числе его создателей значится новое театральное имя — Мольер (такой псевдоним взял себе Жан-Батист). Он пробует себя в амплуа трагического актера.
Первый парижский период в театральной карьере Мольера длился недолго. Осенью 1645 года «Блистательный театр» разорился. Мольер с остатком своей труппы отправился в провинцию на гастроли, продлившиеся тринадцать лет. Скитание из города в город, тяготы пути и жалкого актерского быта — все это испытал на себе Мольер. Профессия актера в ту пору не считалась благородной. Мольеру предстояло изменить статус и смысл своего ремесла. Странствия обогащают его жизненным опытом. В 1653 году он поставил одну из своих первых пьес «Сумасброд». Мольер пишет пьесы для своего театра и создает новый репертуар для театра мирового, еще не осознавая этого.
Через 5 лет Мольер возвращается в Париж опытным актером и зрелым литератором. Труппа Мольера выступает в Версале перед королевским двором. Представление имело успех. Театр остается в Париже, Мольер получает сцену в зале Пале Рояль.
Парижский период жизни и творчества Мольера длится четырнадцать лет. За это время он написал более 30 пьес. Николя Буало, известный теоретик литературы, обосновавший в своих трудах принципы эстетики классицизма, в беседе с королем сказал, что его правление прославится благодаря драматургу Мольеру. Действительно, имя Мольера упоминается в современном мире чаще имени его короля, Людовика XIV. Блестящие комедии Мольера пережили свое время — они идут на сценах театров всего мира.
Мольер оставил богатое наследие: более 32 драматических произведений, написанных в самых различных жанрах: фарс, дивертисмент, комедия-балет, пастораль, комедия положений, комедия нравов, бытовая комедия, высокая комедия и пр.
В комедиях Мольера нашли отражение все сферы и проблемы современной драматургу жизни: отношения отцов и детей, воспитание, брак и семья, нравственное состояние общества, сословность, религия, культура, наука и т. д.
...Исполняя главную роль в своей пьесе «Мнимый больной», Мольер на сцене почувствовал себя плохо. Через несколько часов великий драматург скончался, это случилось 17 февраля 1673 года. Церковь запретила хоронить по христианским обрядам тело «комедианта» и «не раскаявшегося грешника». Похоронили его тайно, ночью, на кладбище Сен-Жозеф.
«Мещанин во дворянстве»