Воспитательный потенциал китайского ушу и его применимость в отечественной системе образования




 

 

А. Ю. Кузьмин, РГСУ

2014г.

 

Воинская добродетель «У дэ» 武德считается духовной сутью китайского боевого искусства ушу中国武术精神, также называется “使用武术的道德规范和价值” «правилами и ценностями морали боевых искусств». Исследователь Жэнь Ин任瑛; в статье «儒家文化对中国传统武术的影响» «Влияние философии конфуцианства на традиционные боевые искусства Китая» журнал «Ушу кэсюэ» (издательство научной литературы по единоборствам) [J];武术科学(搏击·学术版), считает основой воинской морали философское учение Конфуция.

Большинство современных китайских исследователей подчеркивают, что философское учение Конфуция является основой и глубинной сутью китайского ушу.

Например, Сунь Ци孙琦и Ху Юн-ган 胡勇刚 из Хэнаньского аграрного университета, Чжэнчжоу 河南农业大学,河南,郑州, написали в журнале平顶山学院学报(JOURNAL OF PINGDINGSHAN UNIVERSITY) 2006 год, том 21(5 выпуск) статью «Влияние философии конфуцианства на этику ушу» 儒家思想对武术道德的影响 английское название – The Influence of Confucianism on the Ethics of Martial Arts.

Авторы установили на основе анализа текстов главного сочинения конфуцианской школы Лун Юя (Беседы и речения), что конфуцианская мысль не только в течении двух тысяч лет влияла на всю китайскую культуру, но также влияла в течении всего этого времени на одну из важнейших составных частей китайского ушу – учение о воинской морали武术道德.

Они установили, что:

- принцип гуманности «жень» 仁 является главным принципом морали боевых искусств;

- справедливость «и» 义 является символом морали боевых искусств;

- церемонии «ли» 礼 являются внешней видимой формой морали боевых искусств;

- доверие «синь» 信 является корнем морали боевых искусств. Они считают, что в современном обществе необходимо утверждать прогрессивную сторону морали боевых искусств, чтобы лучше приспособить ее к современным условиям, для построения социалистического общества и внести вклад в гармонизацию социальной жизни.

Журнал Нэйцзянского технологического университета 2012;07. [J];内江科技;2012年07期 сообщает, что группа исследователей из Нэйцзянского технологического университета: Тянь Юнтао, Ли Юньсяо и Сю Юаньчао田运涛;李云霄;徐永超написали статью «О развитии конфуцианской этики, ее влияние на боевые искусства, и ее отражение в категории воинской добродетели» «基于儒家伦理思想视角对中国武术伦理道德的影响». В этой статье они связали развитие идей «гуманности» и «справедливости», пришедших из школы Конфуция, и категорию «道德» «даодэ», которая отражает внутренние моральные принципы в школах боевых искусств. Хотя изначально термины «даодэ» использовались в философии даосизма, но с течением времени они стали практически тождественны базовым конфуцианским постулатам.

Жэнь Ин任瑛; в статье «儒家文化对中国传统武术的影响» «Влияние философии конфуцианства на традиционные боевые искусства Китая» журнал «Ушу кэсюэ» (издательство научной литературы по единоборствам) [J];武术科学(搏击·学术版); 2004 год, второй выпуск 2004年02期, пишет о том, что конфуцианская философия стала мощнейшим фундаментом китайских боевых искусств, благодаря этой основе китайские боевые искусства пронесли через века самобытные традиции китайского народа; в период социализма эти идеи по-прежнему служат не только обществу Китая, но и распространяются по всему миру, стали культурным наследием всего человечества.

Исследователь Хуан И黄鹂 в статье «Обсуждение влияния китайской этики и морали на воинскую добродетель» «浅谈中国伦理思想下的武德» журнал «Ушу кэсюэ» (издательство научной литературы по единоборствам) [J];搏击(武术科学); 2010 год, четвертый выпуск 2010年04期, пишет, что категория «гуманность» "仁" «жэнь», отраженная в боевых искусствах, позволяет улучшать китайское общество. В современном обществе становится все меньше «теплоты» "和" «хэ», и люди, практикующие боевые искусства, образуют социальные связи взаимной поддержки.

 

Воспитательный потенциал ушу востребован отечественной государственной системой образования. Как пишет Л. В Мардахаев, «Деятельность государства и общества по воспитанию своих граждан, отражающаяся в сложившейся законодательной базе, создании институтов воспитания, обучения и профессиональной подготовки, в обеспечении их функционирования имеет официальный социально-педагогический характер». [1]

Необходимо определение форм и методов тренировки ушу на современной отечественной официальной педагогической и законодательной базе. Важным вопросом здесь является структура секции ушу.

Для Китая характерна структура школ, пришедшая из конфуцианства. Фактически, структура школ представляет собой перенос схемы семьи на сообщество людей, изучающих боевое искусство.

Это несет в себе огромный воспитательный потенциал. Отечественный ученый Л. В. Мардахаев отмечает, что «В жизни каждого человека бывают личности, оказывающие большое влияние на его самопроявление, инициативу, творческое самосовершенствование. Это могут быть один из родителей, старший брат (старшая сестра), бабушка (дедушка), родственник, учитель, воспитатель, а также герой фильма или книги, товарищ (старший товарищ) и др.» [2]

Мы можем предположить, что конфуцианские установки распространяются и дальше – не только на структуру, но и на функции школы. И сам Конфуций, и его ученики неоднократно высказываются о главных аспектах деятельности Учителя. Рассмотрим их:

1. Передача древнего знания.

Конфуций неоднократно высказывался в том смысле, что он не создает, но передает. Смысл деятельности учителя – в том, чтобы не дать погибнуть знаниям, доставшимся от совершенномудрых предшественников. У Конфуция таким совершенномудрым обычно выступает мифический император Яо.

2. Продолжение древних ритуалов. Смысл ритуалов, по Конфуцию – в объединении людей.

3. Обучение и просвещение, распространение культуры.

4. Забота о людях, проявление гуманности и человечности.

5. Самосовершенствование.

Теперь рассмотрим ситуацию в современных секциях китайского боевого искусства, существующих в наших исторических и культурных реалиях, на примере преподавания ушу в московских школах в системе дополнительного образования.

В традиционных школах древнего Китая не было практики соревнований между учениками.

Так как в процессе тренировок не ставится соревновательных целей, то личный прогресс каждого зависит от общего прогресса группы. Учитель постоянно и непрерывно подчеркивает, что продвижение вперед возможно только при условии взаимного уважения и поддержки. Учитель в учебном поединке с учеником должен проявлять гуманность и человеколюбие, объяснять, сколь опасны навыки поражения, и подчеркивать ценность жизни и здоровья оппонента.

Самосовершенствование является универсальным качеством, и может быть реализовано не только в физическом плане, но и в интеллектуальном, духовном. Задачей педагога является помощь в развитии волевых качеств воспитанников. Слишком легкие и однообразные тренировки не способствуют росту волевых качеств. Но и чрезмерно тяжелые тренировки, реальная опасность травмы, непереносимые нагрузки также опасны в плане срыва адаптации, и разрушению волевой активности ребенка.

Самосовершенствованию способствуют волевые качества.

Как отмечает Л. В. Мардахаев, волевая активность ребенка, его стремление к новому, «способствует появлению осознаваемых источников — волевых основ, стимулирующих его саморазвитие. С возрастом у человека формируется целая гамма волевых качеств, определяющих его индивидуальные возможности по обеспечению направленного самосовершенствования». [3]

Тренировки ушу закаляют волю, учат преодолевать дискомфорт, болевые ощущения, усталость, страх, ради достижения поставленной цели. «Ведь то, что не дается ребенку для выполнения каких-либо действий, требует от него проявления волевого усилия — ≪надо≫.». [2]

Отечественные педагоги подчеркивают важную роль доверия в структуре личностных качеств. Например, Л. В. Мардахаев говорит о «Эффекте доверия»: «В самопроявлении ребенка особое значение имеет доверие со стороны старших, группы. Умение воспитателя устанавливать такие отношения создает благоприятные условия, стимулирующие самопроявление ребенка. Они окрыляют ребенка, побуждают его к активности, стремлению показать, что он может и сделает». [4]

С другой стороны, доверие «синь» является одной из важнейших конфуцианских добродетелей. Без доверия невозможно существование нормального социума.

В изучении боевого искусства доверие играет важнейшую роль. Без доверия невозможен технический прогресс в тренировках. Поэтому тренер должен показывать ученикам преимущества взаимного доверия, без которого успех в изучении боевого искусства невозможен.

Поговорка ушу говорит о «объединенной энергии, взаимной поддержке». В китайской философии коллектив – это объединенные мысли, и объединенная энергия, взаимная помощь, защита и поддержка.

В отечественной педагогической науке также рассматриваются взаимопомощь и поддержка, как существенные факторы, влияющие на развитие ребенка. Например, Л. В. Мардахаев считает, что «Наиболее благоприятные условия для адаптации ребенка в среде и среды к нему создает взаимопомощь и поддержка. В этих условиях ему легче проявлять себя, не бояться насмешек, неумелости и стремиться к наибольшему самопроявлению.

Взаимопомощь позволяет ребенку на определенном этапе включаться в работу по оказанию помощи более слабому. В этом случае он приобретает особую значимость в своих глазах, происходит дальнейшее развитие его возможностей». [4]

Ушу вырабатывает лидерские качества в человеке. На практике перед преподавателем ушу стоят три задачи:

- Воспитание позитивных лидеров. Если ученик проявляет гуманность, серьезно относится к тренировкам, внимательно относится к наставлениям преподавателя, то его физические способности растут. Если он внимателен, то ему легко даются сложные упражнения на координацию движений, его владение своим телом становится более совершенным.

Если его эмоции находятся под контролем, он допускается к парным упражнениям, и его боевое мастерство растет. Постепенно старательный ученик приобретает качества лидера.

- Коррекционная работа с имеющимися лидерами должна проводиться на основе абсолютного уважения к личности учащегося. Не имеет никакого смысла высокомерно поучать, апеллируя к собственному опыту. Нужно указывать на прогресс, и пояснять, на основе каких личностных качеств можно добиться прорыва к новым вершинам.

- Уменьшение влияния негативных лидеров. Негативный лидер стремится к индивидуальному самовыражению, пренебрегая интересами коллектива. Терпение и постоянство не являются базовыми чертами его личности, что делает невозможным его прогресс в тренировках. При утрате лидерства такой учащийся обычно меняет свою социальную роль в коллективе.

Задача тренера – не только подчеркивать долгосрочные преимущества следованию рыцарским идеалам, но и дать ученикам практические навыки лидерства, представления о стратегии и планировании, понимание долгосрочных социальных преимуществ следования истинным моральным ценностям.

Как пишет Л. В Мардахаев, «Более культурное и воспитанное поколение способствует позитивному изменению общества, в котором оно живет. Общество стремится к тому, чтобы дети стояли на более высокой ступени культурного развития, чем их родители». [5]

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что преподавание ушу в системе государственного дополнительного образования способствует выработке позитивных черт характера у учащихся, прививает им позитивные моральные нормы, способствует социализации и адаптации в коллективе. Преподование ушу должно опираться на моральные нормы учения Конфуция, следует заботиться о постепенном коллективном прогрессе, а не выявлять лидеров путем соревнований.

 

ЛИТЕРАТУРА:

Книги:

1. Конфуций. Уроки мудрости: Сочинения. – М.: Издательство Эксмо 2005. – 958с. – (Антология мысли).

2. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2005. —269 с.

 

Ссылки:

1. Мардахаев Л.В.Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2005. стр. 9

2. Мардахаев Л.В.Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2005. стр. 61-62

3. Мардахаев Л.В.Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2005. стр. 68

4. Мардахаев Л.В.Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2005. стр. 70

5. Мардахаев Л.В.Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2005. стр. 97

Научные статьи:

1. Сунь Ци孙琦Ху Юн-ган 胡勇刚

«Влияние философии конфуцианства на этику ушу» 儒家思想对武术道德的影响 английское название – The Influence of Confucianism on the Ethics of Martial Arts.

Журнал Пиндишаньского университета平顶山学院学报(JOURNAL OF PINGDINGSHAN UNIVERSITY) 2006, 21(5) 分类号 : G852

2006 год, том 21(5 выпуск) статью

2. Хуан И黄鹂

«Обсуждение влияния китайской этики и морали на воинскую добродетель» «浅谈中国伦理思想下的武德».

Журнал «Ушу кэсюэ» (издательство научной литературы по единоборствам) [J];搏击(武术科学); 2010 год, четвертый выпуск 2010年04期.

3. Тянь Юнтао, Ли Юньсяо, Сю Юаньчао田运涛;李云霄;徐永超

«О развитии конфуцианской этики, ее влияние на боевые искусства, и ее отражение в категории воинской добродетели» «基于儒家伦理思想视角对中国武术伦理道德的影响».

Журнал Нэйцзянского технологического университета 2012; седьмой выпуск. [J];内江科技;2012年07期

4. Жэнь Ин任瑛;

«Влияние философии конфуцианства на традиционные боевые искусства Китая» «儒家文化对中国传统武术的影响» журнал «Ушу кэсюэ» (издательство научной литературы по единоборствам) [J];武术科学(搏击·学术版); 2004 год, второй выпуск 2004年02期,

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: