Все, что происходит с нами, оставляет тот или иной след в нашей жизни. Все участвует в создании нас такими, какие мы есть.
И. В. Гете
И.-В. Гете родился 28 августа 1749 года во Франкфурте-на-Майне в семье юриста. В шестнадцать лет он поступил в Лейпцигский университет. Затем Гете учился в университете в Страсбурге, после окончания которого получил звание доктора права.
Первое произведение, драму «Гец фон Берлихинген», Гете написал в 24 года. Темой этого произведения была борьба мятежного рыцаря XVI века за справедливость.
Произведением, прославившим имя молодого писателя, стал роман «Страдания юного Вертера». В нем возвышенно и трагически описана жизнь юноши. В романе отразились многие идеи эпохи Просвещения: приоритет общечеловеческих ценностей, естественное право, жизнь по законам «сердца». Молодые люди того времени учились жить и чувствовать именно по этому роману.
В 1778 году герцог Саксон-Веймарский Карл-Август, высоко ценивший таланты Гете, его ум и проницательность, приглашает его на службу в свое герцогство. В Веймаре Гете служил министром при дворе герцога, выступал в роли советника и политика на протяжении десяти лет. Но государственная служба разочаровала писателя. Отслужив у герцога, он уезжает в Италию и там продолжает литературную работу.
Самым значительным произведением жизни Гете стала драма «Фауст». Гете придал старинной легенде о докторе Фаусте, на которой выстроил сюжет своего произведения, высокое гуманистическое звучание и глубокий философский смысл.
Первая часть «Фауста» опубликована в 1808 году, это вполне самостоятельное законченное произведение. Над второй частью своей великой драмы Гете работал с 1825 по 1831 год — почти до самой смерти.
Умер Гете 22 марта 1832 года в Веймаре.
«Фауст»
Время и история создания
О докторе Иоганне Фаусте существовала старинная легенда. Этот человек — реальное историческое лицо. По преданию, он путешествовал по городам Германии в эпоху Реформации. О нем сохранились противоречивые сведения: некоторые считали его великим врачом и астрологом, другие — шарлатаном. Доктор Фауст занимался черной магией и творил удивительные чудеса. Гениальные способности Фауста легенда приписывает его сделке с дьяволом.
Этот человек не раз становился героем фантастических рассказов. В 1587 году во Франкфурте-на-Майне вышла анонимная народная книга о докторе Фаусте. Спустя некоторое время английский драматург Кристофер Марло создал свою трактовку этой истории — пьесу «Трагическая история доктора Фауста». Для него герой представлялся титаном эпохи Ренессанса, писатель подчеркивал в нем жажду неограниченных знаний.
Гете познакомился с пьесой Марло, увидев спектакль английской странствующей труппы, которая разыгрывалась на подмостках кукольного театра.
Сначала он задумал это произведение как сатиру на студенческую жизнь. По мере углубления в материал и размышлений над образами драмы замысел писателя менялся.
«Фауст» становится для Гете произведением всей жизни: он работал над трагедией около 60 лет. Работа происходила в несколько этапов.
этап — время возникновения замысла, первых набросков. В 1773 году Гете начинает работу над «Фаустом». В 1773—1775 годах готов так называемый «Прафауст» — прописана основа сюжета первой части.
1 этап относится к 1788—1790 годам, когда Гете живет в Италии. Он дополняет начатое произведение несколькими сценами и публикует его под названием «Фауст. Фрагмент».
2 этап — Гете работает над первой частью в 1797—1808 годах и завершает ее. Она полностью выходит в печати.
3 этап — период 1825—1831 годов, работа писателя над второй частью «Фауста». При жизни Гете публиковались отдельные отрывки этой части. В окончательном варианте она увидела свет, согласно воле автора, только после его смерти.
Сюжет
Трагедия начинается со сцены, не имеющей отношения к основному сюжету. Происходит спор между директором театра и писателем о том, как надо писать пьесу. Директор утверждает, что зритель бестолков и не имеет собственного мнения, его не интересует искусство. Спектакль для зрителя — развлечение и повод щегольнуть своим нарядом на публике. Зрителя надо развлекать и удивлять, а создавать великое произведение не имеет смысла: публика не в состоянии его оценить.
Дальнейшее развитие сюжета и есть ответ поэта: он создает произведение как философское высказывание, затрагивая самые глубокие основы бытия человека, его отношения с Богом и мирозданием.
В прологе трагедии происходит еще один спор — между Богом и дьяволом о человеке, о его роли, о его способности к познанию. Так возникает имя доктора Фауста — человека, посвятившего всю свою жизнь знанию, но не нашедшего в этом удовлетворения и смысла.
Герой Гете Фауст, ученый преклонных лет, появляющийся вслед за этим прологом в произведении, смотрит на мир пессимистично, он разочарован в своем труде, в стремлении постичь Божий замысел. Он проклинает все существующее в мире. Его разочаровывают человеческие пороки: во всем он видит проявление лжи и самомнения. Он разуверился во всем: в ценности знания, помощи, сострадания, в семейных радостях, в любви. Доктор Фауст потерял надежду и смысл жизни, он готов покончить с собой.
Герою в облике черного пса является Мефистофель — олицетворение цинизма и ненависти. Он заключил пари с Господом о том, сможет ли Фауст спастись от него, и явился искушать мудреца. Мефистофель предлагает Фаусту сделку: он делает его молодым и дает возможность испытать все человеческие радости и соблазны, пока тот не найдет смысл и не произнесет магические слова: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно». За эту возможность и надежду Фауст продает ему душу и подписывает договор. По условию соглашения, душа Фауста отходит Мефистофелю в тот момент, когда Фауст возвеличит какой-либо миг своей жизни.
Мефистофель дает Фаусту возможность испытать славу, богатство, многие другие радости и соблазны. Но самым главным искушением для Фауста становится любовь. Происходит встреча героя с чистой и невинной девушкой Маргаритой. Между ними возникает сильное чувство. Мефистофель помогает Фаусту сблизиться с Маргаритой. Сам же он относится к чувствам Фауста с крайним цинизмом, считая, что человеческая любовь сводится лишь к плотскому влечению.
По наущению Мефистофеля Фауст передает Маргарите снотворное, которое та должна подсыпать своей матери, чтобы влюбленные имели возможность видеться наедине. Мать девушки умирает от этого снадобья. Маргарита беременна, ей грозит позор. Брат Маргариты Валентин полон желания отомстить Фаусту за гибель матери и надругательство над сестрой. Он бросается в погоню за обидчиком. Фауст и Мефистофель убивают в драке Валентина и покидают город.
Фауст стремится забыть свою несчастную возлюбленную. Но однажды, присутствуя на шабаше в Вальпургиеву ночь, видит ее призрак. Маргарита является к нему в виде девушки с колодками на ногах и тонкой красной линией на шее. Фауст бросается на помощь Маргарите, которая находится в тюрьме за то, что убила ребенка, зачатого ею от Фауста. От перенесенных страданий девушка сходит с ума. Фауст, пробравшийся к ней в камеру с помощью Мефистофеля, не в силах убедить ее бежать с ним. Он оставляет сошедшую с ума девушку умирать в тюрьме. Грешную душу Маргариты принимает Господь.
Во второй части трагедии действие переносится в Античный мир. Фауст встречается с героями Троянской войны. Происходит столкновение двух мировоззрений: античного и средневекового. К концу трагедии Фауст по-прежнему разочарован, он проклинает Заботу, за что та его ослепляет.
В то же время Фауст понимает, что его опыт жизни, знания, пережитые страдания, его работа могут принести большую пользу людям. Подходит к завершению его контракт с Мефистофелем. По договору его душа должна попасть в ад. Пари, заключенное между Мефистофелем и Богом, о том, сможет ли Фауст спастись, также, казалось, проиграно. Но все же трагедия заканчивается тем, что ангелы забирают душу Фауста у Мефистофеля и уносят ее в рай.