ЛК. Психолингвистические методы исследования




Т.В. Симашко

 

Специфика психолингвистики определяется систематическим использованием в ней экспериментальных методов. Надо заметить, что в науках о человеке эксперимент – лишь один из способов получения знания; в лингвистике он занимает весьма скромное место, уступая наблюдению и интроспекции. Напротив, в психолингвистике эксперимент считается доминирующим методом. Важно подчеркнуть, что психолингвистический эксперимент используется для изучения прежде всего семантических единиц. А они, как известно, по своей природе психичны и концептуальны. Поэтому стремление получить информацию от носителей языка не только правомерное, но и необходимое средство изучения. Психолингвистические методики используются для изучения как семантики языка в целом, так и значений отдельных языковых единиц.

Психолингвистические методы изучения семантики языка неоднородны. Все их виды можно обобщить в два типа:

– исследование физиологических реакций организма человека, которые возникают в процессе его речевой деятельности (производстве или восприятии речи), а также анализ речевых реакций,

– оценка языковых явлений информантами, когда на них воздействуют произвольные или целенаправленные речевые стимулы.

Первый тип методов направлен на то, чтобы зарегистрировать изменения физиологических реакций человеческого организма на заданные стимулы. А затем с проанализировать эти реакции и вскрыть смысловые связи между языковыми единицами.

Какие же реакции регистрируют? – Изменение частоты пульса, расширение зрачков глаз, сосудистые реакции кожи и т.д. Понятно, что это позволяет получить объективные данные. Одна из таких методик создана крупным советским психологом А. Р. Лурия. Она направлена на то, чтобы установить принцип организации лексики в человеческом сознании, степень ее системности.

Эксперимент: испытуемому сообщают слово, например, скрипка, и сопровождают его раздражением кожи слабым электрическим током. В результате повторения этой процедуры у информанта возникает устойчивая реакция. Затем токи не подаются, а реакция кожи сохраняется. Тогда испытуемому предъявляют другие слова, например, струна, смычок, гитара, мандолина. Оказывается, что они вызывают подобные физиологические реакции, причем разной степени проявления. Слова, не связанные по смыслу со словом-стимулом, подобной физиологической реакции не вызывают. Этот эксперимент позволил сделать вывод, что чем сильнее семантическая связь исходного слова с другим словом, тем отчетливее реакция (тем сильнее расширяются кожные сосуды). Таким образом, эксперимент позволяет определить степень смысловой связи слов, что помогает, в свою очередь, вскрывать семантическую структуру лексической группы.

Второй тип методов. Традиционным методом психолингвистических исследований является ассоциативный эксперимент – «самый объективный исследовательский метод» (по мнению А.А.Леонтьева). Различают два типа: свободный и направленный (целенаправленный, контролируемый) эксперименты.

Свободный ассоциативный эксперимент широко используется для получения языкового материала, который используется для создания ассоциативных словарей, для теоретических исследований или решения практических задач. При свободном ассоциативном эксперименте информанты отвечают на слово-стимул. В зависимости от цели исследования необходимо ответить одним первым пришедшим им в голову словом, или целым рядом слов, которые всплывают в сознании в течение определенного отрезка времени (например, одной минуты). Ответы испытуемых регистрируются, обрабатываются и сводятся в перечень. Причем слова располагают в соответствии с частотой их встречаемости в анкетах. Чем чаще реакции определенных слов, тем ближе они помещаются к слову-стимулу. В созданных для многих языков ассоциативных словарях статьи строятся именно по такому принципу. Все лексические единицы, связанные со словом-стимулом в сознании испытуемых, образуют ассоциативное поле. Мощность поля определяется количеством входящих в него слов. Семантические связи этих слов со словом-стимулом может быть самыми разными.

Сложность метода: в анализе и интерпретации результатов. Традиционно используют количественные методики (вычисление уровня стереотипности реакций, разнообразных коэффициентов, индексов) и качественные (выявление типов вербальных ассоциаций в рамках различных классификаций). Однако отмечают, что их недостаточно (для анализа ассоциативных полей) при межъязыковых сопоставлениях.

Направленный ассоциативный эксперимент применяют для выявления семантических связей слова-стимула, например, синонимических, антонимических, фразеологических и т.д. Сила семантических связей отдельных слов со словом-стимулом определяется также частотой слов реакций: чем чаще встречаются слова, тем сильнее между ними семантическая связь.

Более изощренной психолингвистической методикой является методика измерен ия значений с помощью семантического дифференциала (разработана Чарльзом Осгудом). В этом эксперименте испытуемые должны оценивать значения слов по специально шкалированным антонимическим осям типа "хороший - плохой", "сильный - слабый", "большой - маленький" и др. После статистической обработки оценок испытуемых выводятся средние показатели, которыми и характеризуется значение рассматриваемого слова. Учет этих показателей позволяет вычислять расстояния между значениями слов и их места относительно друг друга на схематическом изображении семантического пространства словаря.

Путем проведения психолингвистических экспериментов исследователи языка накапливают фактический материал, анализ которого позволяет создавать типологию ассоциативных связей. А это в свою очередь помогает вскрыть системную организацию лексики. Как показали исследования, различные участки лексической системы упорядочены семантическими связями ассоциативного типа неодинаково, а границы между этими участками имеют расплывчатый, нечеткий вид.

Ассоциативные связи возникают не на пустом месте, в них отражаются отношения между элементами опыта и элементами внешних ситуаций. Характер ассоциативных связей конкретного человека позволяет специалистам определять его душевное состояние, а в случаях психических расстройств устанавливать их причины, что способствует правильному диагнозу болезней и их лечению.

Для анализа лексических значений применяются не только ассоциативные эксперименты, но и другие разновидности психолингвистических методо в: 1) испытуемым предлагается вставить в предложение недостающее слово. Обычно вставляются слова, связанные между собой по значению, что дает возможность выявить смысловую общность используемых испытуемыми слов, 2) заменить одно слово в предложении другим, 3) определить по контексту значение незнакомого или специально придуманного слова (квазислова), 4) найти внутреннюю форму слова, 5) дать предъявляемому денотату или рисунку наименование, 6) определить предложенное слово прилагательным и т. д.

Разнообразные психолингвистические методики используются не только для исследования значений лексических единиц, но и для анализа содержания более сложных единиц, например, предложения. Здесь для языковедов представляет интерес в первую очередь объяснение и формулировка правил порождения и понимания предложений. Дело в том, что слова и морфемы хранятся в памяти человека в готовом виде и при порождении речи лишь отыскиваются там и воспроизводятся в нужной грамматической форме. При этом поиск происходит по определенным закономерностям, что свидетельствует о системной организации слов и морфем в сознании носителей языка. Предложения же каждый раз создаются вновь, причем, как правило, любое новое предложение понимается слушающим. Значит, существуют специфические особенности структуры человеческого мозга, отвечают за правила образования конкретных предложений. Выявлено, что во всех языках предложение ветвится слева направо, что в нем выделяется тема и рема, что типы или схемы предложений обозримы, конечны, что порождение предложений происходит по законам марковских цепей (каждый новый элемент предложения ограничивает выбор последующих его элементов). Считается, что как раз это и обеспечивает построение новых высказываний и их понимание. Еще не все закономерности построения предложений постигнуты, однако и то, что уже вскрыто, помогает исследователям лучше и глубже понимать семантическую природу предложения.

С помощью психолингвистических методов исследуется язык в действии, вскрываются его динамические структуры, язык изучается в непосредственной связи с процессами мышления, а также психическими процессами, протекающими в сознании и организме человека одновременно с языковыми процессами и под их воздействием. При этом учитываются подвижные вероятностные связи между значимыми единицами языка, связи, с помощью которых эти единицы организуются в систему и на основании которых строятся высказывания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: