Характеристика речевой деятельности




Т.В. Симашко

Понятие о речевой деятельности. Язык и речь (лекция)

Характеристика речевой деятельности

Речевая деятельность – лишь один из видов деятельности людей, значит, следует определить, какими чертами, общими с другими видами, обладает речевая деятельность и какие из них характеризуют лишь речевую деятельность.

В самом общем виде понятие деятельности можно определить как специфически человеческую форму активного отношения к окружающему миру, содержание деятельности составляет целесообразное изменение и преобразование действительности. Любая деятельность включает в себя мотив, цель, средство, результат и сам процесс. Следовательно, деятельность человека характеризуется осознанностью, как писал А. Н. Леонтьев, регулируется психическим отражением реальности (т.е. должно быть человеком воспринято, представлено, понято, удержано и воспроизведено его памятью).

Речевая деятельность психологически организована так же, как любая другая деятельность.

Вместе с тем она обладает и собственными чертами. Специфические черты речевой деятельности.

1) РД включена в неречевую деятельность. Она развертывается ради нее и в этом отношении занимает подчиненное положение. Люди говорят друг с другом, чтобы скоординировать свои действия, чтобы изменить положение дел или свое состояние (состояние собеседника), получить информацию, недостающую для совершения каких-то действий или понимания чего-нибудь. Иногда, правда, люди уточняют смысл собственно высказывания, но и такие уточнения имеют своей конечной целью координацию внеречевых действий.

2) РД детерминирована внеречевой деятельностью. В чем конкретно это проявляется?

Во-первых, внеречевая деятельность детерминирует содержание и способы речевого общения. а) Содержание речи направлено на совместную деятельность людей, а б) отбор языковых знаков и построение речевых высказываний отвечает целям организации взаимодействия.

Во-вторых, это проявляется в том, что речь обусловлена общностью знаний о мире, общностью социального опыта (вспомните старика Хаттабыча), знанием языка, с умением соотносить языковые единицы с реальным миром.

В-третьих, речевая деятельность детерминирова определенной коммуникативной ситуацией. Каждый говорящий осмысливает ее в рамках своего жизненного опыта и в соответствии с этим выстраивает общение.

3) Речевая деятельность сама по себе предстоит как деятельность.

Иначе говоря, любое высказывание представляет собой продукт сложных действий говорящего человека.

1 и 2. Рассмотрим действия говорящего. Речевые действия побуждаются определенным мотивом, преследуют некоторую цель.

3. В сознании в связи с этим возникает замысел, который разворачивается в виде программы, или плана.

Чтобы речевые действия могли совершиться, должны быть соблюдены прежде всего 2 условия: 1) собеседники должны быть готовы к участию в данном действии, т.е. у них должны быть общие интересы и 2) собеседники должны быть способны к восприятию средств и способов речевого воздействия.

4. Итак, собеседники должны располагать средствами для совершения действий. Ими могут быть как языковые, так и неязыковые знаки.

5. Говорящий человек организует эти средства в соответствии с планом (программой), совершает тем самым определенные действия, т.е. подготавливает высказывание.

6 и 7. Затем осуществляет его и контролирует результат, т.е. сличает свое высказывание с тем образом, который сформировался на этапе планирования. Рассмотрим действия слушателя.

Собеседник также является активным субъектом, он воспринимает речь и стремится понять мотивы и цели говорящего, совершая при этом сложные операции по извлечению смысла из материально воспринятых знаков (устных или письменных). При этом существенно, что он обладает своим опытом, в определенной мере отличном от опыта говорящего, своим психологическим складом, своими конкретными целями и задачами, которые, возможно, отличны от целей и задач говорящего. Поэтому понимание, интерпретация и реакция собеседника также представляют собой сложную речемыслительную деятельность.

Результатом взаимодействия собеседников (коммуникантов) может быть

1) готовность к совершению неречевого действия, которое предполагается говорящим, или отказ от такой него;

2) ответное речевое действие (вербальное или невербальное).

Ответную реакцию воспринимает и осознает говорящий. И это побуждает его к ответным действиям.

 

2. Речевые действия

Речевая деятельность, как и любая другая, реализуется в определенных действиях. Речевые действия обладают своей спецификой. Они могут быть систематизированы с учетом разных признаков.

1) По форме реализации:

а) письменные (чтение, письмо),

б) устные (говорение, слушание, или аудирование).

2) По характеру направленности действия:

а) перцептивный (слушание, чтение),

б) продуктивный (говорение, письмо)

в) перцептивно-продуктивный (перевод).

Обратите внимание на то, что каждое речевое действие отличается от другого характером сигналов и механизмами кодирования-деко­ди­ро­ва­ния информации, или, иначе говоря, операциями, которые человек совершает со знаками.

Какие же операции со знаками мы совершаем?

1) Воспринимаем знаки.

2) Производим сжатие информации в некоторые семантические блоки.

3) Интерпретируем высказывания в соответствии со своим опытом.

4) Соотносим знаки с действительностью, реальным положением дел.

5) Выражаем смысл явно (эксплицитно) или создаем подтекст (имплицитно).

6. Установлением возможные и допустимые соотношения между знаками одного языка или при переводе и между знаками разных языков и т.д.

Таким образом, собственно речевое действие представляет собой сложный многоуровневый процесс. «На поверхность» выходит лишь некоторая его часть проявляется в виде организованного с помощью языковых знаков сообщения. О внутренних этапах действий говорящих можно судить по их внешним проявлениям, но сами они скрыты от непосредственного наблюдения и могут быть познаны лишь при соблюдении определенных процедур исследования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: