Т.В. Симашко
Понятие о речевой деятельности. Язык и речь (лекция)
Характеристика речевой деятельности
Речевая деятельность – лишь один из видов деятельности людей, значит, следует определить, какими чертами, общими с другими видами, обладает речевая деятельность и какие из них характеризуют лишь речевую деятельность.
В самом общем виде понятие деятельности можно определить как специфически человеческую форму активного отношения к окружающему миру, содержание деятельности составляет целесообразное изменение и преобразование действительности. Любая деятельность включает в себя мотив, цель, средство, результат и сам процесс. Следовательно, деятельность человека характеризуется осознанностью, как писал А. Н. Леонтьев, регулируется психическим отражением реальности (т.е. должно быть человеком воспринято, представлено, понято, удержано и воспроизведено его памятью).
Речевая деятельность психологически организована так же, как любая другая деятельность.
Вместе с тем она обладает и собственными чертами. Специфические черты речевой деятельности.
1) РД включена в неречевую деятельность. Она развертывается ради нее и в этом отношении занимает подчиненное положение. Люди говорят друг с другом, чтобы скоординировать свои действия, чтобы изменить положение дел или свое состояние (состояние собеседника), получить информацию, недостающую для совершения каких-то действий или понимания чего-нибудь. Иногда, правда, люди уточняют смысл собственно высказывания, но и такие уточнения имеют своей конечной целью координацию внеречевых действий.
2) РД детерминирована внеречевой деятельностью. В чем конкретно это проявляется?
|
Во-первых, внеречевая деятельность детерминирует содержание и способы речевого общения. а) Содержание речи направлено на совместную деятельность людей, а б) отбор языковых знаков и построение речевых высказываний отвечает целям организации взаимодействия.
Во-вторых, это проявляется в том, что речь обусловлена общностью знаний о мире, общностью социального опыта (вспомните старика Хаттабыча), знанием языка, с умением соотносить языковые единицы с реальным миром.
В-третьих, речевая деятельность детерминирова определенной коммуникативной ситуацией. Каждый говорящий осмысливает ее в рамках своего жизненного опыта и в соответствии с этим выстраивает общение.
3) Речевая деятельность сама по себе предстоит как деятельность.
Иначе говоря, любое высказывание представляет собой продукт сложных действий говорящего человека.
1 и 2. Рассмотрим действия говорящего. Речевые действия побуждаются определенным мотивом, преследуют некоторую цель.
3. В сознании в связи с этим возникает замысел, который разворачивается в виде программы, или плана.
Чтобы речевые действия могли совершиться, должны быть соблюдены прежде всего 2 условия: 1) собеседники должны быть готовы к участию в данном действии, т.е. у них должны быть общие интересы и 2) собеседники должны быть способны к восприятию средств и способов речевого воздействия.
4. Итак, собеседники должны располагать средствами для совершения действий. Ими могут быть как языковые, так и неязыковые знаки.
5. Говорящий человек организует эти средства в соответствии с планом (программой), совершает тем самым определенные действия, т.е. подготавливает высказывание.
|
6 и 7. Затем осуществляет его и контролирует результат, т.е. сличает свое высказывание с тем образом, который сформировался на этапе планирования. Рассмотрим действия слушателя.
Собеседник также является активным субъектом, он воспринимает речь и стремится понять мотивы и цели говорящего, совершая при этом сложные операции по извлечению смысла из материально воспринятых знаков (устных или письменных). При этом существенно, что он обладает своим опытом, в определенной мере отличном от опыта говорящего, своим психологическим складом, своими конкретными целями и задачами, которые, возможно, отличны от целей и задач говорящего. Поэтому понимание, интерпретация и реакция собеседника также представляют собой сложную речемыслительную деятельность.
Результатом взаимодействия собеседников (коммуникантов) может быть
1) готовность к совершению неречевого действия, которое предполагается говорящим, или отказ от такой него;
2) ответное речевое действие (вербальное или невербальное).
Ответную реакцию воспринимает и осознает говорящий. И это побуждает его к ответным действиям.
2. Речевые действия
Речевая деятельность, как и любая другая, реализуется в определенных действиях. Речевые действия обладают своей спецификой. Они могут быть систематизированы с учетом разных признаков.
1) По форме реализации:
а) письменные (чтение, письмо),
б) устные (говорение, слушание, или аудирование).
2) По характеру направленности действия:
|
а) перцептивный (слушание, чтение),
б) продуктивный (говорение, письмо)
в) перцептивно-продуктивный (перевод).
Обратите внимание на то, что каждое речевое действие отличается от другого характером сигналов и механизмами кодирования-декодирования информации, или, иначе говоря, операциями, которые человек совершает со знаками.
Какие же операции со знаками мы совершаем?
1) Воспринимаем знаки.
2) Производим сжатие информации в некоторые семантические блоки.
3) Интерпретируем высказывания в соответствии со своим опытом.
4) Соотносим знаки с действительностью, реальным положением дел.
5) Выражаем смысл явно (эксплицитно) или создаем подтекст (имплицитно).
6. Установлением возможные и допустимые соотношения между знаками одного языка или при переводе и между знаками разных языков и т.д.
Таким образом, собственно речевое действие представляет собой сложный многоуровневый процесс. «На поверхность» выходит лишь некоторая его часть проявляется в виде организованного с помощью языковых знаков сообщения. О внутренних этапах действий говорящих можно судить по их внешним проявлениям, но сами они скрыты от непосредственного наблюдения и могут быть познаны лишь при соблюдении определенных процедур исследования.