Диагностика уровня сформированности экологической воспитанности младших школьников




ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Диагностика уровня сформированности экологической воспитанности младших школьников

Целью опытно-экспериментального исследования является апробирование педагогических условий экологического воспитания младших школьников.

Исследование было проведено в 3 этапа

. На I этапе (констатирующем) была проведена диагностика экологической культуры младших школьников. На II этапе (формирующем) была разработана и апробирована программа экологического воспитания младших школьников во внеурочное время. На III этапе (контрольном) была проведена повторная диагностика экологической культуры младших школьников. В эксперименте приняли участие 30 учащихся 3 классов МОБУ СОШ с.Арсланово Кигинского района РБ. Для диагностики уровня сформированности экологических знаний, выявления сформированности умений, отношений у учащихся к окружающему миру нами были использованы следующие методики. Методика 1 «Выявление уровня сформированности экологических знаний у учащихся» (Моисеева Л.В.). Перечень вопросов: 1. Выбери верное высказывание. А. Природа – то, что создано человеком. Б. Природа – то, что нас окружает и не создано человеком. В. Природа – это растения и животные. Г. Природа – это водоѐмы, звѐзды, растения и животные. 2. Укажи группу, в которой перечислены объекты живой природы. А. звѐзды, вода, гора Б. подберѐзовик, песок, липа В. кошка, снегирь, скворечник Г. щука, астра, комар 3. Укажи, что относится к неживой природе. А. ромашка Б. дуб В. Солнце Г. жаба 4. Что называется явлениями природы? А. Случайные происшествия Б. Изменения, происходящие в природе В. Всѐ, что нас окружает 27 Г. Погодные изменения 5. Укажи группу, в которой перечислены явления в живой природе. А. листопад, рост грибов, появление птенцов из яиц Б. появление первых цветов, таяние снега, гроза В. рост травы, строительство дома, полѐт в космос Г. высыхание лужи, рождение щенка, составление букета 6. Что такое погода? А. Дождь и снег В. Сочетание облачности, температуры воздуха, осадков, ветра Б. Холодно на улице или тепло Г. Небо ясное или пасмурное 7. Что записывают со знаком"+"? А. число градусов тепла В. плохой прогноз погоды Б. число градусов холода Г. хороший прогноз погоды 8. Отметь группу, в которой перечислены осенние изменения в неживой природе. А. Ледоход, потепление, первая гроза Б. Похолодание, снегопад, туманы В. Похолодание, затяжные дожди, ледостав 9. Отметь, что не относится к осенним изменениям в живой природе. А. листопад В. распускание почек на деревьях Б. увядание травянистых растений Г. исчезновение насекомых 10. Укажи причину, по которой птицы улетают на юг. А. стало холодно В. дни стали короче Б. стало мало корма Г. часто идут дожди 11. Отметь группу, в которой перечислены перелѐтные птицы. А. грач, журавль, скворец, ласточка Б. гусь, дятел, стриж, поползень В. воробей, голубь, снегирь, ворона 12. Сколько всего созвездий в зодиаке? А. 20 Б. 14 В. 10 Г. 12 13. Укажи, какой минерал не входит в состав гранита. А. слюда Б. кварц В. соль Г. полевой шпат 14. Какая горная порода образована из остатков древних животных. А. известняк Б. гранит В. кремень Г. железо 15. Какой газ из состава воздуха используется для дыхания? А. азот Б. природный газ В. углекислый газ Г. кислород 16. Отметь пример связи между неживой и живой природой. А. Солнце согревает Землю Б. лиса ловит мышей 28 В. олень пьѐт воду Г. человек собирает грибы 17. Отметь группу, в которой перечислены кустарники. А. сирень, смородина, клѐн Б. шиповник, орешник, малина В. одуванчик, берѐза, ежевика Г. тополь, рябина, липа 18. Отметь группу, в которой перечислены травянистые растения. А. клевер, подорожник, василѐк, репейник Б. ромашка, лопух, калина, ива В. крыжовник, осина, анютины глазки, колокольчик Г. крапива, сирень, огурец, ель 19. Какое животное относится к земноводным? А. змея Б. крокодил В. утка Г. жаба 20. Какое животное относится к пресмыкающимся? А. ящерица Б.лягушка В.паук Г. тритон Обработка результатов: подсчитывается количество правильных ответов, их сумма характеризует уровень имеющихся экологических знаний у учащихся. Низкий уровень – от 0 до 10 правильных ответов. Характеризуется отсутствием знаний или наличием узких неадекватных знаний о животном и растительном мире. Не знают о существенных сторонах познаваемого объекта. Средний уровень – от 11 до 15 верных ответов. Характеризуется усвоением закономерных связей, объектов, явлений. Появляется и развивается обобщенность знаний об особенностях природного мира. Высокий уровень – от 16 до 20 правильных ответов. Характеризуется осведомленностью закономерных связей в природе. У детей многообразны знания о растениях и животных разных сообществ. 2.Методика «Сформированность у младших школьников осознанного ценностного отношения к природе». Порядок работы. Прочитайте высказывание и укажите вариант ответа (Да «+»; Нет «–»; Не знаю «о») 1. Нужно заботиться о животных, потому что они приносят пользу человеку 2. Если во время прогулки в лесу я увижу свалку мусора, меня это огорчит. 3. Находясь в лесу, нарви букет цветов и подари их маме. 4. Если увидишь пчелу, убей еѐ, она может укусить. 5. Придя в лес, не шуми, шумом ты побеспокоишь птиц на гнѐздах, вспугнѐшь животных. 6. Наша страна богата природными ресурсами, эти запасы никогда не 29 закончатся. 7. Человек должен заботиться о растениях, так как без них невозможна жизнь на Земле. 8. Заводы и фабрики могут наносить вред окружающей среде 9. Природа – это окружающая среда Оценочная шкала. Результаты обрабатываются следующим образом: за каждый правильный ответ начисляется 1 бал, неправильный – 0 баллов. Степень сформированности экологической культуры определяется по шкале: 8 – 9 правильных ответов – высокий уровень 5 – 7 правильных ответов – средний уровень 1 – 3 правильных ответов – низкий уровень Высокий уровень: знание взаимосвязей и взаимоотношений организмов в природе. Общение с представителями животного и растительного мира вызвано заботой о них. Знание и выполнение норм и правил поведения в природе. Экологические знания и элементы экологической культуры сформированы достаточно хорошо. Правильные вопросы на все вопросы анкеты. Средний уровень: недостаточное знание экологических взаимосвязей организмов в природе. Дети недостаточно хорошо знают и выполняют правила в природе. Экологические знания и культура сформированы на среднем уровне. Низкий уровень: незнание экологических взаимосвязей и взаимозависимостей организмов в природе. Дети не контролируют своѐ поведение, поступки в природе. Сформирован низкий уровень экологических знаний и культуры. Методика 3. «Диагностика деятельностного компонента экологической воспитанности». Процедура эксперимента: учащимся предлагается бланк вопросов, на котором расчерчены графы «умения», «отношения» и даются вопросы, на которые они должны ответить. Баллы Умения Отношения 2 Сделаю хорошо нравится 1 Сделаю средне безразлично 0 Не сделаю не нравится Перечень вопросов: 1. ухаживать за животными. 2. помогать больным животным. 3. выращивать молодняк (животных какой-либо породы). 4. помогать и защищать бездомных животных. 30 5. рисовать рисунки с изображением природы. 6. разъяснять людям нужные им сведения о природе. 7. охранять природу. 8. вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса. 9. следить за состоянием развития растений. 10. распространение детенышей животных (щенят, котят и т.д.). 11. распространять растения. 12. наблюдать и изучать природу и природные явления. 13. помогать пернатым друзьям. 14. смотреть телепередачи о животных. Обработка результатов: Подсчитывается количество набранных баллов по вертикали, сумма характеризует отношения, знания, умения. Низкий уровень – от 0 до 9 баллов – не проявляют желания заботиться о животных и окружающей среде. Познавательное отношение к растениям не развито. Бережно относятся к животным и растениям. Но интереса к данному содержанию не проявляют. Средний уровень – от 9 до 19 – не всегда способны анализировать последствия неадекватных воздействий на окружающую среду, проявляя при этом желание, заботу и бережное отношение. Высокий уровень – от 20 до 28 баллов – проявляют желание, заботу, бережное отношение к растительному и животному миру, понимая их ценность. Существенно мотивируют свое отношение к природе, проявляют устойчивый интерес к окружающему миру. Проанализируем результаты диагностики уровня сформированности экологических знаний младших школьников. Результаты представили в таблице 2.1. Таблица 2.1 Уровень сформированности экологических знаний младших школьников Уровень Экспериментальная группа Контрольная группа Кол-во % соотношение Кол-во % соотношение высокий 3 чел. 20% 4 чел. 26,70% средний 9 чел. 60% 8 чел. 53,30% низкий 3 чел. 20% 3 чел. 20% Нами выявлены три уровня сформированности экологических знаний у младших школьников экспериментальной и контрольной групп – высокий, средний и низкий. Преобладает средний уровень. Учащиеся с низким уровнем (20% в экспериментальной группе и 26,7% – в 31 контрольной группе) сформированности экологических знаний характеризуются наличием узких неадекватных знаний о животном и растительном мире. Учащиеся со средним уровнем (60% - в экспериментальной группе, 53,3% – в контрольной группе) сформированности экологических знаний характеризуются усвоением закономерных связей, объектов, явлений, для них характерным является развитие обобщенности знаний об особенностях природного мира. Учащиеся с высоким уровнем (по 20% – в экспериментальной и в контрольной группе) сформированности экологических знаний характеризуются осведомленностью закономерных связей в природе. У детей многообразны знания о растениях и животных разных сообществ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: