Дата:08.04.20
Предмет: Музыка
Тема: «Застывшая музыка»
Цели урока: раскрытие взаимообогащающих связей между различными сферами искусства на примере синтеза музыки и архитектуры.
Задачи.
Образовательные:
- определить элементы выразительности музыки и архитектуры, найти черты их сходства и различия;
- рассмотреть способы воплощения “музыкальности” в архитектуре и “архитектурности” в музыке;
Развивающие:
- развивать способность наблюдать, исследовать, проектировать, анализировать, сравнивать, обобщать, применять полученные знания в ситуации интеграции изучаемого предмета с иными областями искусства и жизнедеятельности человека;
Воспитывающие:
- формировать эмоционально-нравственное отношение к произведениям искусства, пробуждать интерес к историческому и культурному наследию человечества;
- способствовать патриотическому воспитанию учащихся, толерантному отношению к различному вероисповеданию.
Здравствуйте ребята! Рада приветствовать вас на нашем дистанционном уроке!
- Скажите, с какими видами искусства мы связываем музыку?
-Что за вид искусства?
А | Т | А |
-Угадали?
-- Музыка и архитектура… Древнеримский архитектор и строитель Марк Витрувий Поллион, живший ещё в I веке до нашей эры, написал об этой области искусства 10 книг. Уже в первой он написал, что архитектор должен быть человеком грамотным, умелым рисовальщиком, изучить геометрию, всесторонне знать историю, внимательно слушать философов, иметь понятие о медицине, знать решения юристов, обладать сведениями в астрономии и в небесных законах и БЫТЬ ЗНАКОМЫМ С МУЗЫКОЙ...”
|
- Какой возникает вопрос?
- Кроме этого знаменитый немецкий философ Фридрих Шеллинг сказал интересную фразу “Архитектура – это застывшая музыка”. Как вы понимаете эту мысль? Сможем ли мы сразу ответить на этот вопрос?
- Давайте попробуем поискать между двумя этими не похожими друг на друга видами искусства (музыка и архитектура) родственные связи.
Откройте тетради,запишите тему урока.
Давайте рассмотрим схожие черты, точки соприкосновения:
мелодия (музыкальная мысль) – на фото плавные, “певучие” линии (очертание архитектурных строений), соответствующие русской песенности;
гармония (консонанс, диссонанс) – здесь “благозвучие”, красивое сочетание;
ритм (порядок, чередование в музыке) – все элементы (башни, купола, своды) расположены симметрично, есть чередование объёмного и малого;
лад (мажор, минор) – настроение зависит от индивидуального восприятия здания или событий, связанных с ним, комфортность;
тембр (окраска звука) – здание на фото имеет свои национальные черты(колорит), можно представить народный музыкальный инструмент;
темп (движение) – отражение происходящего;
регистр (высокий, средний, низкий) – большие купола похожи на басы, башни – на средний регистр, маленькие купола – на высокий;
динамика (громкость звучания музыки) – высокие здания здесь “громче”, напряжённее, чем обычные городские постройки;
звуковедение (легато, стаккато, нон легато) – здесь очень много плавных линий и нон легато в отделке и ступенях, лестница похожа на восходящую мелодию;
форма (построение музыки) – здания похожи на геометрические фигуры, которые разделены на части “этажами”, материалом, рельефно.
|
Итак, композитор и архитектор всегда найдут общую тему для беседы.
- Но среди всех архитектурных сооружений есть особенные: люди приходят в их стены не ради зрелищ или возвеличивания, а для того, чтобы остаться наедине со своей душой, время здесь исчисляется не минутами и часами, а веками и вечными ценностями. Что это за архитектурные сооружения, вам поможет определить музыка.
(слушание «Греческий распев 17 века. Богородице Дево, радуйся») https://youtu.be/tbdl0w-rHsI
- Куда перенесло вас сейчас ваше воображение? (В храм, церковь)
- Верно. Звучал «Греческий распев 17 века. Богородице Дево, радуйся»). Как звучала музыка?
- А о чём рассказывают православные храмы? Если бы Витрувий Поллион жил не в Древнем Риме, а в одном из княжеств Киевской Руси, то его трактат назывался бы не “Десять книг об архитектуре”, а “Десять книг о зодчестве”, потому что именно зодчими именовали на Руси строителей. Каждый русский город, каждое селение начинались с возведения церкви.
- До X века все храмы на Руси были деревянными, позднее их станут строить из камня, но в них, как и в их деревянных предшественниках, сохранится особый архитектурный “почерк” - многоглавие. Как вы думаете, если “архитектура – это застывшая музыка”, то кто бы мог быть исполнителем этой музыки?
- Какая особенность исполнения музыки в православных храмах? В православных храмах мы не услышим никаких музыкальных инструментов. Таинство, проходящее здесь уже более тысячи лет с момента возникновения христианства на Руси, ведётся в сопровождении хора a capella на церковно-славянском языке. Характерная черта русского православного пения – многоголосие, в которое включены сольные части, исполняемые священнослужителями.
|
- Уже в наши дни этому сложному сплетению нескольких видов искусств в единое целое дадут название – “синтез искусств”. Союз каких видов искусств мы можем здесь видеть? (музыка, архитектура, изобразительное). Храмовое искусство - одна из вершин такого союза.
- В связи с каким предстоящим событием вы будете посещать храм?.
Какие пасхальные песни вы знаете?
Как они звучат, какое настроение создают?
Рефлексия.
- Какие виды искусства мы попробовали связать? Что мы выявили? Есть ли между ними общие черты? Можно ли утвердить высказывание что «архитектура – это застывшая музыка»? Как вы это объясните?
- А если мы это высказывание перевернем, как оно будет звучать?
- Какие новые знания вы получили на уроке?
- Все ли вам было понятно на уроке? На какие вопросы вы хотели бы получить ответ?
- Понравился ли вам урок?
Классная работа включает в себя письменные ответы на вопросы по ходу урока.
Д/З: - Как вы думаете, можно ли «услышать» какую-то музыку в архитектуре нашего города?