Характеристики СО ИЯ
1. функциональность – способность реализации С в процессе обучения под влиянием поставленной цели.
2. сложность - многокомпонентность (компоненты вступают между собой и средой в взаимоотношения)
3. открытость – в систему м.б. включены новые компоненты.
|
|
|
|
|

СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ (А.Н.Щукин)
Доминирующая роль в СО принадлежит ЦЕЛЯМ О., которые формируются под влиянием среды и отражают социальный заказ общества (чему и как обучать)
Функционирует СО ИЯ в виде учебного процесса, форма реализации – уч. действия и операции по формированию речевых умений и навыков.
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ МОЖЕТ БЫТЬ:
1) По взаимодействию обучаемого и обучающего - контактным или дистанционным.
2) По способу организации - активным или информативным.
3) По связи содержания обучения с будущей профессией учащихся - контекстным и внеконтекстным.
4) По реализации в обучении принципа сознательности - интуитивным и сознательным.
5) По характеру взаимодействия между преподавателем и учащимися - ориентированным на учителя (источник информации) или на ученика.
ПОДХОД И.Л.БИМ: рассматривает систему обучения на 3 уровнях:
o на уровне макроподхода ( уровень методики как науки во взаимодействии с другими науками);
o на уровне обучения конкретному иностранному языку;
o на уровне микроподхода (реального уч.-восп. Процесса, структурной единицей которого является практическое занятие)
2. ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
Цель О ИЯ – заранее планируемый результат деятельности по овладению языком, достигаемый с помощью различных приемов, методов и средств обучения. (Щукин А.Н.)
|
Цель О ИЯ – овладение учениками ИЯ как способом общения и объединение в этом процессе воспитания, обучение и развитие личности учащегося. (Николаева С.Ю.)
Цели О ИЯ в средних общеобразовательных учреждениях определяются потребностями общества и представлены в Госуд. Образоват. Стандарте в образовательной области «ИЯ».
Цели О ИЯ (как компонент системы О) оказывают влияние на выбор содержания, методов, средств и организац. форм О.
ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ИЯ В НАЧ.ШКОЛЕ:
- формирование умений общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников: элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;
ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ:
· развитие речевых умений в целях дальнейшего формирования способности и готовности общаться на иностранном языке, то есть для достижения иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности таких ее составляющих, как:
речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме); развитие у школьников умений выходить из положения при дефиците языковых средств при получении и передаче информации;
языковая/лингвистическая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, о разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;
|
социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (5-6 и 7-9 классы); формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общеучебных и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;
развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации [1]; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию
ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ:
дальнейшее развитие сформированной в основной школе иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности таких ее составляющих как:
речевая компетенция – развитие у школьников коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме); умений планировать свое речевое и неречевое поведение, выходить из положения при дефиците языковых средств при получении и передаче информации, а также использовать иностранный язык на основе междисциплинарного подхода как средство формирования целостной картины мира;
|
языковая компетенция – овладение старшеклассниками новыми языковыми единицами в соответствии с отобранными темами и сферами общения, что должно привести к увеличению объема языковых единиц; развитие навыков оперирования этими единицами в коммуникативных целях;
социокультурная компетенция – увеличение объема знаний о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;
учебно-познавательная компетенция – развитие общеучебных и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, а также удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания.
Средствами учебного предмета продолжается развитие и воспитание школьников, а именно:
· обеспечивается развитие способности и готовности старшеклассников к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, к дальнейшему самообразованию с его помощью, к использованию иностранного языка в других областях знаний;
· формируется способность к самооценке через наблюдение за собственной речью на родном и иностранном языках;
· стимулируется личностное самоопределение учащихся в отношении их будущей профессии, их социальная адаптация; формируются качества гражданина и патриота.
ВИДЫЦЕЛЕЙ О ИЯ:
1. ПРАКТИЧЕСКАЯ (ведущая) – предполагает овладение учащимися речевыми умениями на уровне достаточном для ИЯ общения в 4-х видах речевой деятельности (Аудирование,Чтение, Говорение, Письмо в типовых ситуациях). Овладение ИЯ общением предусматривает формирование у уч-ся важного уровня коммуникативной компетенции, которая реализуется с помощью речевых умений, на основе языковых и лингвострановедческих знаний и навыков говорения.
Основные речевые умения:
- умение осуществлять усное общение в типовых ситуациях;
- умение понимать на слух основное содержание аутентичных текстов;
- умение читать и понимать аутентичные тексты разных жанров (с разной степенью понимания их содержания);
- умение зафиксировать и передать письменно элементарную информацию.
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:
1) предметные – включают предметное содержание, передаваемое с помощью языкового и речевого материала в процессе общения.
Сферы общения – социально-бытовая, учебная, профессиональная, социально-культурная, офиц. деловая.
Темы общения – актуальные, связанные с личными интересами, социально-культурного характера (человек и общество), общегуманной проблематики (человек и природа), профессиональные
2) языковые – овладение набором языковых единиц, формирование на этой основе знаний и фонетических, лексических и грамматических навыков. (9 класс: 2300 слов для рецептивного усвоения, 800 – продуктивного)
3) речевые – реализуются в процессе формирования и развития коммуникативных умений на основе языковых и социокультурных знаний и навыков
4) общеучебные – приобретение умений работать с книгой, техническими средствами, делать записи, логично и последовательно строить высказывание
5) социокультурны е – достигаются в процессе приобретения страноведческими лингвострановедческих ЗУН
6) профессиональные – приобретение ЗУН полезных для будущей профессии
2. ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ предполагает расширение познавательного и филологического кругозора уч-ся (за счет осознания новых языковых явлений, которые отсутствуют в родном языке).
О Ц предусматривает:
- усвоение уч-ся сути языковых явлений, другой системы понятий;
- понимание особеностей своего мышления;
- сравнение явлений ИЯ с родным языком;
- готовность к диалогу культур;
- овладение страноведческими и лингвострановедчечкими знаниями
Общеобразоваетльная Цель реализуется на основе изучаемого материала (тексты для А, Ч)
3. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ реализуется через личностное отношение обучающегося к языку и культуре в процессе овладения этой культурой.
Предусматривает воспитание в уч-ся:
o культуры общения, принятой в современном цивилизовнном обществе;
o системы моральных ценностей;
o позитивное отношение к ИЯ, ИЯ культуре;
o понимание важности изучения ИЯ;
o таких качеств характера, как толерантность, доброжелательность, коллективизм и др.).
Воспитание уч-ся обеспечивается 1) подбором изучаемого материала (текстов, рисунков, ситуаций), в котором отражены общечеловеческие моральные ценности; 2) проблемных заданий (позволяющих высказывать свои взгляды, критическую оценку).
4. РАЗВИВАЮЩАЯ Ц реализуется в процессе творческой и исследовательской деятельности. Р Ц касается развития и совершенствования у уч-ся: 1) опред. психических процессов (памяти, внимания, восприятия, воображения); 2) речевых способностей (способности к иммитации, развитие фонет. и интонационного слуха, логич. речи).
Предусматривает развитие:
o умения переноса З и Н в новую ситуацию на основе проблемно-исследовательской деятельности;
o речевых способностей (фонет. и интонас. слуха, языковой догадки, логич. мышления);
o интеллектуальных и познавательных способностей (разных видов памяти, внимания;
o готовности к ИЯ общению;
o готовности к дальнейшему самообразованию в области ИЯ.
В ОБУЧЕНИИ ВСЕ ЦЕЛИ РЕАЛИЗУЮТСЯ ОДНОВРЕМЕННО В КОМПЛЕКСЕ.
НОВОЕ: СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ – направлена на формирование черт вторичной языковой личности (Ю.Н.Караулов, 1987), т.е. такого уровня владения языком, который позволяет отражать средствами языка окружающую действительность. Во Втор Яз Лич-ти выделяют 3 уровня: 1) вербально-семантический (З о системе языка), 2) когнитивный (понятия, идеи о картин емира), 3) прагматический (реализация целей в реч.деят-ти).
СОДЕРЖАНИЕ О ИЯ (обеспечивает реализацию цели)
С О ИЯ – все то, чему надо учить. Под С О ИЯ традиционно понимается образование в целом.
Во многих работах СО трактуется как языковый материал, умения и навыки или ЗУН, тематика и тексты, т.е. включает в себя три плана (компонента):
I. Предметно-содержательный план: