Цель О ИЯ – овладение учениками ИЯ как способом общения и объединение в этом процессе воспитания, обучение и развитие личности учащегося. (Николаева С.Ю.)




Характеристики СО ИЯ

1. функциональность – способность реализации С в процессе обучения под влиянием поставленной цели.

2. сложность - многокомпонентность (компоненты вступают между собой и средой в взаимоотношения)

3. открытость – в систему м.б. включены новые компоненты.

8. Организационные формы
1. Цели и задачи
7.Процесс
ОБУЧЕНИЕ  
Речевая деятельность
Обучение – объединяющее начало

СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ (А.Н.Щукин)

 

Доминирующая роль в СО принадлежит ЦЕЛЯМ О., которые формируются под влиянием среды и отражают социальный заказ общества (чему и как обучать)

Функционирует СО ИЯ в виде учебного процесса, форма реализации – уч. действия и операции по формированию речевых умений и навыков.

 

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ МОЖЕТ БЫТЬ:

1) По взаимодействию обучаемого и обучающего - контактным или дистанционным.

2) По способу организации - активным или информативным.

3) По связи содержания обучения с будущей профессией учащихся - контекстным и внеконтекстным.

4) По реализации в обучении принципа сознательности - интуитивным и сознательным.

5) По характеру взаимодействия между преподавателем и учащимися - ориентированным на учителя (источник информации) или на ученика.

 

ПОДХОД И.Л.БИМ: рассматривает систему обучения на 3 уровнях:

o на уровне макроподхода ( уровень методики как науки во взаимодействии с другими науками);

o на уровне обучения конкретному иностранному языку;

o на уровне микроподхода (реального уч.-восп. Процесса, структурной единицей которого является практическое занятие)

 

2. ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

Цель О ИЯ – заранее планируемый результат деятельности по овладению языком, достигаемый с помощью различных приемов, методов и средств обучения. (Щукин А.Н.)

Цель О ИЯ – овладение учениками ИЯ как способом общения и объединение в этом процессе воспитания, обучение и развитие личности учащегося. (Николаева С.Ю.)

Цели О ИЯ в средних общеобразовательных учреждениях определяются потребностями общества и представлены в Госуд. Образоват. Стандарте в образовательной области «ИЯ».

Цели О ИЯ (как компонент системы О) оказывают влияние на выбор содержания, методов, средств и организац. форм О.

ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ИЯ В НАЧ.ШКОЛЕ:

- формирование умений общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников: элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;

ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ:

· развитие речевых умений в целях дальнейшего формирования способности и готовности общаться на иностранном языке, то есть для достижения иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности таких ее составляющих, как:

речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме); развитие у школьников умений выходить из положения при дефиците языковых средств при получении и передаче информации;

языковая/лингвистическая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, о разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;

социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (5-6 и 7-9 классы); формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;

учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общеучебных и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;

развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации [1]; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию

ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ:

дальнейшее развитие сформированной в основной школе иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности таких ее составляющих как:

речевая компетенция – развитие у школьников коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме); умений планировать свое речевое и неречевое поведение, выходить из положения при дефиците языковых средств при получении и передаче информации, а также использовать иностранный язык на основе междисциплинарного подхода как средство формирования целостной картины мира;

языковая компетенция – овладение старшеклассниками новыми языковыми единицами в соответствии с отобранными темами и сферами общения, что должно привести к увеличению объема языковых единиц; развитие навыков оперирования этими единицами в коммуникативных целях;

социокультурная компетенция – увеличение объема знаний о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;

учебно-познавательная компетенция – развитие общеучебных и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, а также удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания.

Средствами учебного предмета продолжается развитие и воспитание школьников, а именно:

· обеспечивается развитие способности и готовности старшеклассников к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, к дальнейшему самообразованию с его помощью, к использованию иностранного языка в других областях знаний;

· формируется способность к самооценке через наблюдение за собственной речью на родном и иностранном языках;

· стимулируется личностное самоопределение учащихся в отношении их будущей профессии, их социальная адаптация; формируются качества гражданина и патриота.

 

 

ВИДЫЦЕЛЕЙ О ИЯ:

1. ПРАКТИЧЕСКАЯ (ведущая) – предполагает овладение учащимися речевыми умениями на уровне достаточном для ИЯ общения в 4-х видах речевой деятельности (Аудирование,Чтение, Говорение, Письмо в типовых ситуациях). Овладение ИЯ общением предусматривает формирование у уч-ся важного уровня коммуникативной компетенции, которая реализуется с помощью речевых умений, на основе языковых и лингвострановедческих знаний и навыков говорения.

Основные речевые умения:

- умение осуществлять усное общение в типовых ситуациях;

- умение понимать на слух основное содержание аутентичных текстов;

- умение читать и понимать аутентичные тексты разных жанров (с разной степенью понимания их содержания);

- умение зафиксировать и передать письменно элементарную информацию.

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:

1) предметные – включают предметное содержание, передаваемое с помощью языкового и речевого материала в процессе общения.

Сферы общения – социально-бытовая, учебная, профессиональная, социально-культурная, офиц. деловая.

Темы общения – актуальные, связанные с личными интересами, социально-культурного характера (человек и общество), общегуманной проблематики (человек и природа), профессиональные

2) языковые – овладение набором языковых единиц, формирование на этой основе знаний и фонетических, лексических и грамматических навыков. (9 класс: 2300 слов для рецептивного усвоения, 800 – продуктивного)

3) речевые – реализуются в процессе формирования и развития коммуникативных умений на основе языковых и социокультурных знаний и навыков

4) общеучебные – приобретение умений работать с книгой, техническими средствами, делать записи, логично и последовательно строить высказывание

5) социокультурны е – достигаются в процессе приобретения страноведческими лингвострановедческих ЗУН

6) профессиональные – приобретение ЗУН полезных для будущей профессии

2. ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ предполагает расширение познавательного и филологического кругозора уч-ся (за счет осознания новых языковых явлений, которые отсутствуют в родном языке).

О Ц предусматривает:

- усвоение уч-ся сути языковых явлений, другой системы понятий;

- понимание особеностей своего мышления;

- сравнение явлений ИЯ с родным языком;

- готовность к диалогу культур;

- овладение страноведческими и лингвострановедчечкими знаниями

Общеобразоваетльная Цель реализуется на основе изучаемого материала (тексты для А, Ч)

3. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ реализуется через личностное отношение обучающегося к языку и культуре в процессе овладения этой культурой.

Предусматривает воспитание в уч-ся:

o культуры общения, принятой в современном цивилизовнном обществе;

o системы моральных ценностей;

o позитивное отношение к ИЯ, ИЯ культуре;

o понимание важности изучения ИЯ;

o таких качеств характера, как толерантность, доброжелательность, коллективизм и др.).

Воспитание уч-ся обеспечивается 1) подбором изучаемого материала (текстов, рисунков, ситуаций), в котором отражены общечеловеческие моральные ценности; 2) проблемных заданий (позволяющих высказывать свои взгляды, критическую оценку).

4. РАЗВИВАЮЩАЯ Ц реализуется в процессе творческой и исследовательской деятельности. Р Ц касается развития и совершенствования у уч-ся: 1) опред. психических процессов (памяти, внимания, восприятия, воображения); 2) речевых способностей (способности к иммитации, развитие фонет. и интонационного слуха, логич. речи).

Предусматривает развитие:

o умения переноса З и Н в новую ситуацию на основе проблемно-исследовательской деятельности;

o речевых способностей (фонет. и интонас. слуха, языковой догадки, логич. мышления);

o интеллектуальных и познавательных способностей (разных видов памяти, внимания;

o готовности к ИЯ общению;

o готовности к дальнейшему самообразованию в области ИЯ.

В ОБУЧЕНИИ ВСЕ ЦЕЛИ РЕАЛИЗУЮТСЯ ОДНОВРЕМЕННО В КОМПЛЕКСЕ.

НОВОЕ: СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ – направлена на формирование черт вторичной языковой личности (Ю.Н.Караулов, 1987), т.е. такого уровня владения языком, который позволяет отражать средствами языка окружающую действительность. Во Втор Яз Лич-ти выделяют 3 уровня: 1) вербально-семантический (З о системе языка), 2) когнитивный (понятия, идеи о картин емира), 3) прагматический (реализация целей в реч.деят-ти).

СОДЕРЖАНИЕ О ИЯ (обеспечивает реализацию цели)

С О ИЯ – все то, чему надо учить. Под С О ИЯ традиционно понимается образование в целом.

Во многих работах СО трактуется как языковый материал, умения и навыки или ЗУН, тематика и тексты, т.е. включает в себя три плана (компонента):

I. Предметно-содержательный план:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: