II. Автоматизация действий с новыми звуками




ЛЕКЦИЯ. ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКИХ И ИНТОНАЦИОННЫХ НАВЫКОВ

 

1. Цели, задачи, содержание обучения произношению. Фонетический минимум

2. Требования к произношению учащихся

3. Обучение звукам ИЯ

4. Обучение интонации на ИЯ

 

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЮ.

Основой любого языка является звук. Все виды речевой деятельности основаны на звуках.

Письмо возникло гораздо позже. Однако, роль звуков очень велика при письме: мы проговариваем про себя то, что пишем и читаем.

Овладение устной речью и чтением невозможно без устойчивых фонетических и ритмико-интонационных навыков.

Фонетика – звуковой строй языка, т.е. совокупность всех звуковых средств, составляющих его материальную основу (звуки, звукосочетания, ударение, ритм, мелодика, интонация, паузы).

 

Цель обучения фонетическому материалу – формирование слухоречевых и ритмико-интонационных навыков на аппроксимированном уровне.

слухоречевые навыки – навыки фонемно правильного произнесения всех звуков в потоке речи и понимание этих звуков при аудировании.

ритмико-интонационные навыки – навыки интонационно и ритмично правильно оформления речи и понимание речи других людей.

То есть ФН включают 1) рецептивные Н (фонематический и интонационный слух),

Репродуктивные Н (артикуляция и интонироание).

Задачи обучения фонетике в СОШ:

- овладение всеми звуками и звукосочетаниями ИЯ речи,

- основными интонационными моделями (наиболее широко использующимися в простых и сложных предложениях).

 

Содержание О ИЯФ:

1) Фонетич.материал, включающий звуки и интонацию (компоненты – мелодия (тембр), ритм, темп, высота тона);

2) Произносительные навыки – артикуляционные и интонационные навыки ();

3) Слуховые навыки – фонематический и интонационный слух.

Происходит обучение:

- артикуляции + фонематическому слуху,

- интонации+интонационному слуху.

 

В школе уч-ся овладевают фонетическими навыками при обучении устной речи и чтению. Трудно добиться безупречного произношения, поэтому исходят из идеи аппроксимации (приближения) к правильному произношению, вводится Фонетический Минимум, ограничивающий объем фонет.материала и требования к качеству отдельных звуков.

Критерии формирования фонетического минимума (ФМин):

1) по степени трудности (объектами усвоения являются только те звуки, которые представляют трудности для учащихся);

2) по степени удовлетворения потребностям говорения (звуки и интонемы, определяющие смысл Р высказывания);

3) по нормативности (объект изучения – полный стиль образцовой литературной речи, т.е. за эталон берется речь дикторов).

Аппроксимированное произношение – произношение, приближенное к правильной речи.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОИЗНОШЕНИЮ УЧАЩИХСЯ

К основным требованиям относятся: фонематичность (степень правильности Ф оформления речи) и беглость (степень автоматизированности произноносительных навыков, позволяющая уч-ся говорить в нормальном темпе речи 130-150 слов в минуту (110-130 слов для немецкого языка).

 

В аппроксимированном произношении не допускаются фонологические ошибки, мешающие пониманию речевого высказывания, в тоже время нефонологические (отсутствие аспирации) – допускаются.

При формировании ФН используется имитативно-аналитический метод:

- имитация,

- объяснение,

- анализ фонетических явлений.

При обучении Ф ИЯ необходимо учитывать родной язык учащихся: это помогает в овладении произношением на ИЯ, но и мешает (явление межязыковой интерференции)

 

ОБУЧЕНИЕ ЗВУКАМ ИЯ

Методологическая типология звуков АЯ:

1) Группа, максимально похожая на звуки родного языка (f,k,b,p) - ИМИТАЦИЯ,

2) Группа, мнимо похожая на звуки родного языка (е,d,t,n,l,) - ИМИТАЦИИ НЕДОСТАТОЧНО - ОБЪЯСНЕНИЕ

3) Группа, отличная от звуков родного языка (w, r) – ИМИТАЦИЯ – ОБЪЯСНЕНИЕ - АНАЛИЗ.

 

Ознакомление с новым звуком (желательно в звуковом тексте)

1) Демонстрация звука (лучше в речевом потоке)

E.g. the pencil is thin – thin – th (от фразы к звуку)

2) Объяснение артикуляции сложных звуков

- должно быть доступно для детей,

- для взрослых другим способом.

3) Сравнение со звуками родного языка (ж-,r)

4) Артикуляционная гимнастика (повтор без звука перед зеркалом)

5) Имитация с целью постановки звука (повтор со звуком)

 

II. Автоматизация действий с новыми звуками

e.g. th- thin- a thin girl – It is a thin girl (от звука к фразе)

1) Рецептивные упражнения:

- на опознавание звуков в потоке речи (поднимите руку, хлопните в ладоши, если услышите звук),

- на дифференциацию звуков (одинаковы ли (первые, последние) звуки в словах, отметьте + или -) e.g. thick –this, think-sink

- на идентификацию звуков (у учеников карточки со звуками: поднимите карточку, если услышите звук)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: