Опросник Г. Шмишека
Инструкция: «Вам предлагается ответить на вопросы, касающиеся разных сторон Вашей личности. В бланке для ответов рядом с номером вопроса поставьте знак «+» (да), если согласны, или знак «-» (нет), если не согласны. Отвечайте быстро, долго не задумывайтесь».
1. Твое настроение, как правило, всегда веселое и хорошее?
2. Когда ты был маленьким, то боялся грозы, темноты, собак?
3. Во время веселья ты в компаниях обычно в центре внимания?
4. Не возникают ли у тебя после выполнения какой-либо работы сомнения в качестве ее выполнения?
5. Часто ли у тебя бывает резкая смена настроений (от парения в облаках до печали)?
6. Ты энергичен и предприимчив?
7. Боялся ли ты в детстве один оставаться дома?
8. Бывает ли так, что к тебе не подступиться и тебя лучше не трогать?
9. Есть ли у тебя привычка проверять перед сном, все ли твои вещи на месте?
10. Способен ли ты на какое-то время перевоплотится в другого человека и вести себя так, как он?
11. Сильно ли зависит твое настроение от окружающих?
12. Когда ты бросаешь письмо в почтовый ящик, ты проверяешь, упало ли оно на дно?
13. Тебе трудно усидеть на одном месте?
14. Беспокоит ли тебя необходимость спустится в погреб или подвал, войти в неосвещенное помещение?
15. Любят ли тебя твои одноклассники?
16. Часто ли страсти и увлечения влияют на твое настроение?
17. Тебя не испугает незнакомая аудитория, если тебе прийдеться перед ней выступить?
18. Восприимчив ли ты к обидам?
19. Есть ли среди твоих знакомых люди, которые называют тебя педантом?
20. Ты честолюбив и тебя задевает, когда ты бываешь не прав?
21. Смог ли бы ты быть, если нужно, конферансье или ведущим вечера?
22. Легко ли ты впадаешь в гнев?
|
23. Раздражает ли тебя когда скатерть или занавеска лежит или весит неровно?
24. Бывает ли так, что твое настроение портится без причины?
25. Тянет ли тебя иногда куда-нибудь уехать из дому?
26. Долго ли ты хранишь обиду, гнев?
27. Нравиться ли тебе деятельность, которую нужно выполнять медленно и долго?
28. Бывали ли случаи, когда ты убегал или уходил из дому?
29. Бывал ли у тебя раньше истерический припадок (рыдание или смех без причины)?
30. Беспокоят ли тебя иногда мысли, что с тобой или с твоими близкими что-то может произойти?
31. Можно ли сказать, что при неудачах ты способен на юмор и шутку?
32. Можешь ли ты из-за кляксы или помарки переписать страницу?
33. Ты человек общительный и даже очень?
34. Можешь ли ты в гневе дать волю рукам?
35. Отстаиваешь ли ты себя энергично. Если задевают твои интересы?
36. Трудно было бы тебе ночью одному пройти через кладбище?
37. Случалось ли тебе быть первым в каком-либо деле?
38. Бывают ли у тебя мысли. Что ты можешь совершить что-то такое, чего делать нельзя?
39. Говоришь ли ты обычно прямо в глаза людям мнение и них?
40. Можешь ли ты легко приспособиться к любой ситуации?
41. Ты проявляешь настойчивость в борьбе за чистоту и порядок дома или в классе?
42. Зависит ли твое настроение от погоды?
43. Ты охотно участвуешь в самодеятельности?
44. Бывают ли у тебя сильные головные боли?
45. Привлекает ли тебя роль организатора в каком-либо деле?
46. Ты пуглив?
47. Ты с удовольствием декламируешь стихи?
48. Случалось ли тебе, уходя из дому, возвращаться, чтобы проверить, заперта ли дверь, выключен ли свет, газ?
|
49. На письма, ты как правило, отвечаешь сразу?
50. Случалось ли тебе лечь спать в хорошем настроении, а проснутся в плохом?
51. Заступаешься ли ты обычно за тех, к кому несправедливы?
52. Ты человек живой и подвижный?
53. Часто ли ты видишь страшные сны?
54. Бывают ли у тебя такие конфликты, после которых ты пропускаешь занятия в школе?
55. Тебе часто мешают заснуть заботы о проблемах грядущего дня?
56. Для тебя имеет значение, де в квартире должна находиться каждая вещь?
57. Может ли алкоголь или курение изменить твое настроение?
58. Можешь ли ты стать, если бы захотел, душой компании?
59. Ты в детстве был робким и несмелым?
60. Сможешь ли ты быть милым и любезным с неприятным для тебя человеком так, чтобы он не догадался об истинном твоем отношении к нему?
61. Если на твоем пути препятствия, ты упорствуешь в преодолении их?
62. Влияет ли на твое настроение общество веселых людей?
63. Ты обычно без колебаний уступаешь тесто в транспорте?
64. Случалось ли тебе в гневе совершать поступки, о которых ты потом жалел?
65. Ты легко можешь отвлечься от неприятных мыслей?
66. Сильно ли ты переживаешь, видя несправедливость?
67. По отношению к людям у тебя преобладает осторожность?
68. Ты из тех, кто не прощает обиды?
69. Ты редко делаешь первый шаг к примирению?
70. Ты из тех, кто неохотно дает списывать и подсказывает?
71. Ты всегда говоришь то, что думаешь?
72. Ты, не раздумывая, вернул бы в кассу лишние деньги, увидев, что тебе дали сдачу больше, чем положено?
73. Всегда ли ты соглашаешься со справедливыми замечаниями?
74. Ты смеешься неприличным шуткам?
|
75. Хвастаешься ли ты иногда?
76. Ты лгал когда-нибудь?
77. Чувствовал ли ты когда-нибудь удовлетворение при неудачах тех людей, которые тебе неприятны?
Приложение 26
Бланк ответов
Фамилия ___________________Имя____________________Отчество___________________
Возраст_____________________Пол_____________________________________________
Класс ______________________Дата проведения___________________________________
№ п/п | ответы | № п/п | ответы | № п/п | ответы | № п/п | ответы | ||||
да | нет | да | нет | да | нет | да | нет | ||||
Приложение 27
Краткое описанием акцентуаций характера
Гипертимный тип. Такие подростки и взрослые отличаются хорошим и даже повышенным настроением, брызжущей энергией и стремлением к лидерству. Для них характерны общительность, шумливость, подвижность, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству. У таких лиц почти всегда преобладает приподнятое настроение, которое сочетается с хорошим самочувствием, вспышки раздражения бывают только тогда, когда окружающие пытаются строго регламентировать их поведение, подчинить своей воле.
Чувство нового у них сочетается с неустойчивостью интересов, а общительность с неразборчивостью в выборе знакомств. Они переоценивают свои возможности, строят чрезмерно оптимистические планы на будущее. Они способны говорить, не останавливаясь, если их слушают. Но их чрезмерно оптимистический настрой грозит тем, что в жизни такие люди шутя, могут пройти мимо событий, к которым следует отнестись серьезно. Бывают моменты, когда они утрачивают чувство долга и легко ставят на карту свой авторитет и свое имя. Такие люди за многое берутся, но ничего не доводят до конца.
Возбудимый тип. Возбудимость людей этого типа связана с недостаточной способностью к осознанной саморегуляции своего поведения. Таким людям очень трудно, а порой и невозможно сказать себе вовремя «стоп», «хватит». Ими обычно руководит не благоразумие и логика, а влечения, инстинкты и сиюминутные побуждения. В этих случаях разум как бы блокируется. По самому пустяковому поводу они вступают в ссору, затевают драку. Неразборчивы в выборе знакомств, легко меняют друзей. Возбудимый тип отличается склонностью в отдельные периоды к тоскливо-злобному настроению с накипающим раздражением и поиском объекта, на котором можно сорвать зло. Эти состояния длятся часами, иногда сутками, постепенно развиваясь, а затем ослабевая. Обычными чертами является обстоятельность и тугоподвижность мышления, эмоциональная инертность. Педантичны и скрупулёзно дотошны в личной жизни. Склонны к консерватизму, подозрительны ко всем новшествам. Большое внимание обращают на своё здоровье, неукоснительное соблюдение собственных интересов сочетается со злопамятностью, несклонностью прощать обиды, озлоблением при малейшем ущемлении личных интересов. Из всех типов акцентуаций этот тип в плане воспитательного воздействия является самым трудным.
Тревожно-боязливый тип. Людям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе. Тревожность у подростков тревожного типа проявляется уже в раннем детстве. Они часто боятся темноты, животных, страшатся оставаться одни. Они сторонятся шумных и бойких сверстников, не любят чрезмерно шумных игр, испытывают чувство робости и застенчивости, тяжело переживают контрольные, экзамены, проверки. Часто стесняются отвечать перед классом. Уже в детстве такие дети становятся мишенью для сильных и наглых. Они охотно подчиняются опеке старших, нотации взрослых могут вызвать у них угрызения совести, чувство вины, слезы, отчаяние. У них рано формируется чувство долга, ответственности, высокие моральные и этические требования. Чувство собственной неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они могут в большей мере раскрыть свои способности. Свойственные им с детства обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется, особо слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих. Непереносимость насмешек, подозрения сопровождаются неумением постоять за себя, отстоять правду при несправедливых обвинениях. Редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях они ищут поддержки и опоры. Они обладают дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности нередко служат «козлами отпущения», мишенями для шуток.
Став взрослыми, такие люди адаптируются, но перед силой и напором тушуются. Их отличает робость, не умение постоять за себя.
Застревающий тип. Подростков этого типа отличает желание достичь высоких показателей в любом виде деятельности. Застревание, зацикливание у них происходит на собственном мнении. Они отрицают всякие компромиссы. В крайних вариантах наблюдается появление «сверхценных» идей, для реализации которых подросток способен к обдуманным четко спланированным действиям. Проявляет большое упорство в достижении своих целей. Часто страдает от мнимой несправедливости по отношению к нему. В связи с этим проявляет настороженность и недоверчивость по отношению к людям, чувствителен к обидам и огорчениям, уязвим, подозрителен, отличается мстительностью, долго переживает происшедшее, не способен «легко отходить» от обид. Для него характерна заносчивость, часто выступает инициатором конфликтов. Самонадеянность, жесткость установок и взглядов, сильно развитое честолюбие часто приводят к настойчивому утверждению своих интересов, которые он отстаивает с особой энергичностью. Основной чертой является склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, ревность).
При успехах такие подростки заносчивы и самонадеянны, а при неудачах – мстительны и злопамятны. Людям этого типа нравится выяснять отношения, они любыми средствами пытаются доказать свою правоту. Их характеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость.
Педантичный тип. Подростки этого типа отличаются повышенной инертностью психических процессов, тяжелостью на подъем, долгим переживанием травмирующих событий. В конфликты вступают редко, выступая скорее пассивной, чем активной стороной. Подростки педантичного типа пунктуальны, аккуратны, особое внимание уделяют чистоте и порядку, скрупулезны, добросовестны, склонны жестко следовать плану, в выполнении действий неторопливы, усидчивы, ориентированы на высокое качество работы и особую аккуратность, склонны к частым самопроверкам, сомнениям в правильности выполненной работы, брюзжанию, формализму. С охотой уступают лидерство другим людям. В то же время очень сильно реагируют на любое проявление нарушения порядка. Само по себе педантичность – это не так плохо. Добросовестность, любовь к порядку, стремление довести любое дело до конца – это хорошо, если не переходит крайность.
Такие подростки обычно избегают принимать решения. Неспособность быстро принимать решения, постоянное взвешивание всех «за» и «против», приводит к тому, что такие подростки начинают отставать от друзей. Уходя из дому они неоднократно возвращаются, чтобы проверить закрыты ли окна, выключен ли свет, газ. Уборку квартиры проводят долго и дотошно. Когда любовь к порядку становится гипертрофированной – педантизм становится отрицательной чертой характера.
Циклотимический тип. Для подростков этого типа характерна зависимость от внешних событий резкая смена настроений и состояний от гипертимных до дистимных. При этом мотивы могут быть несущественными. Радостные события вызывают у них картины гипертимии: жажда деятельности, повышенная говорливость, появление новых идей; печальные — подавленность, замедленность реакций и мышления. У подростков этого типа от восторга до отчаяния один шаг: то повышен
ная активность и общительность, то тревога и подавленное настроение. Могут быть и депрессивные фазы. В это время у подростков падает работоспособность и утрачивается интерес к окружающим. Так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми.
В подростковом возрасте можно обнаружить два варианта циклотимической акцентуации: типичные и лабильные циклоиды. Типичные циклоиды в детстве обычно производят впечатление гипертимных, но затем проявляется вялость, упадок сил, то, что раньше давалось легко, теперь требует непомерных усилий. Прежде шумные и бойкие, они становятся вялыми домоседами, наблюдается падение аппетита, бессонница, или, наоборот, сонливость. На замечания реагируют раздражением, даже грубостью и гневом, в глубине души, однако, впадая при этом в уныние, глубокую депрессию, не исключены суицидальные попытки. Учатся неровно, случившиеся упущения наверстывают с трудом, порождают в себе отвращение к занятиям. У лабильных циклоидов фазы смены настроения обычно короче, чем у типичных циклоидов. «Плохие» дни отмечаются более насыщенными дурным настроением, чем вялостью. В период подъема выражены желания иметь друзей, быть в компании. Настроение влияет на самооценку. Циклотимность связана с физиологическим состоянием подростка.
Демонстративный тип. Подростков этого типа отличает крайнее себялюбие, ненасытная жажда внимания окружающих к своей особе, потребность в почитании, восхищении, в признании своих действительных или мнимых природных способностей. Такая сосредоточенность личности на своём "Я", которое ценится выше всего на свете, получила название эгоцентризма. Внешне яркая эмоциональность и чувственность на деле оборачивается не более чем рисовкой и позёрством, а глубокие и искренние чувства людям с этой акцентуацией недоступны. Они не способны замечать у себя отрицательных качеств. Их отличает способность вытеснять из памяти и сознания неприятные факты. Они часто лгут неосознавая этого. Люди, для которых подобные явления не характерны принимают поведение демонстративных подростков за симуляцию и за притворство. Демонстративные подростки лгут с невинным выражением лица, ибо внутренне своей лжи не чувствуют. Такие подростки пытаются разжалобить окружающих, произвести на них впечатление.
Приложение 28