ХАРАКТЕРИСТИКИ ЖАНРА НОН-ФИКШН




ЛИТЕРАТУРА НОН-ФИКШН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНА

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖАНРА

ЖАНРОВЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ

4. НОН-ФИКШН, БЕЛЛЕТРИСТИКА И ПУБЛИЦИСТИКА:

СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ

ПРИЗНАКИ ЖАНРА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНА

Литературу условно можно разделить на два основных направления - художественную (беллетристику) и нехудожественную (нон-фикшн).

Нон-фикшн – (от англ. non - 'не' + fiction -'беллетристика', 'фикция')

На русский язык часто переводят как документальный роман, что является одной из причин множества недоразумений. Это тот самый случай, когда иностранный термин нельзя в точности перевести на русский язык.

Понятие «литература нон-фикшн» прочно вошло в терминологический обиход научной и публицистической сфер. В то же время при попытках конкретизировать содержание понятия «литература нон-фикшн» возникает целый ряд серьезных затруднений.

Проявлением этих сложностей являются разноплановые трактовки понятий в специальной литературе. Классические литературоведческие словари не фиксируют этого понятия.

В «Словаре иностранных слов» (2006 г.) в отношении категории «нон-фикшн» использован особый способ определения понятия - описание его через то, чем оно не является: прозаическое литературное произведение, не являющееся ни романом, ни повестью, ни рассказом.

Словарь-справочник «Массовая литература в понятиях и терминах» (2015 г.) литературу нон-фикшн определяет как «особый жанр литературы, для которого характерно построение сюжетной линии на реальных событиях, с редкими вкраплениями художественного вымысла». Предлагается следующий синонимичный ряд: «документальная проза», «непридуманная литература», «литература факта», «интеллектуальная литература».

Такие разноплановые трактовки говорят о неустоявшемся терминологическом характере понятия, находящегося в стадии продолжающегося формирования.

Буквальный перевод: "проза без вымысла" тоже неудачен, потому что, скажем, исповедь - это проза без вымысла, но не нон-фикшн.

Что такое нон-фикшн? Это один из самых парадоксальных жанров в литературе.

К нон-фикшн часто относят все что угодно, все, что без вымысла: от книг о детском воспитании до учебников и справочников. В широком смысле это, конечно, можно считать литературой нон-фикшн. Тем более что иные кулинарные книги или, например, словарь В.И. Даля - куда более увлекательное чтение, чем большинство художественных романов. Но все-таки не следует забывать, что нон-фикшн - это художественная литература. Только без вымысла.

 

На сегодняшний день нет окончательных общепринятых определений термина «литература нон-фикшн», как и очерченных границ жанра.

 

 

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖАНРА

 

Первое произведение, написанное в этом жанре датируется 1965 г одом. Это была книга Трумана Капоте «Хладнокровное убийство».

В нем речь идет об убийстве семьи из 4 человек, которое с целью добраться до хранящихся в доме сбережений совершили два молодых человека. Автор сам назвал свое произведение романом нон-фикшн (nonfictionnovel).

Книга Т. Капоте раскрывала природу насилия как сложного социального и психологического феномена. Она мгновенно стала бестселлером и породила особый жанр романа-репортажа или документального романа. Взвешенность и непредубежденность авторской позиции, блестящая выверенность стиля, полифоничность изображения сделали роман Т. Капоте образцом документально-художественной литературы.

 

Затем появились захватывающие для широкой читательской аудитории произведения знаменитого физика-теоретика Стивена Хокинга - жанр научного нон-фикшн.

Томас Вулф – опыты экспериментальной и исследовательской документальной прозы:

- «Электропрохладительный кислотный тест » (кислотное движение субкультуры хиппи, герои - «веселые проказники» - пытаются «расширить границы человеческого подсознания». Как отмечал сам Т. Вулф, в некоторых из описываемых в книге событий, он принимал непосредственное участие, а об остальных узнал от свидетелей или участников происходившего).

- «Конфетнораскрашенная апельсиннолепестковая обтекаемая малютка (22 эссе, объединенных 4 темами: «Создатели новой культуры», «Герои и знаменитости», «Борьба за статус и светское общество» и «Любовь и ненависть в Нью-Йоркском стиле»).

 

Non fiction не временное явление, которое может пройти. И между двумя, указанными выше, ветвями словесности нет непереходимой границы, они одноприродны. Это всегда чувствовали те, кто зачислял в высшие достижения отечественной литературы такие книги, как «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков» (1789–1816), «Путешествие из Петербурга в Москву» Александра Радищева (1790) и «Письма русского путешественника» Николая Карамзина (1803),

«Былое и думы» Александра Герцена, «Фрегат “Паллада”» Ивана Гончарова, «Записки из Мертвого дома» Федора Достоевского, «Очерки бурсы» Николая Помяловского, “Путешествие на Сахалин” А. Чехова, «Уединенное» Василия Розанова, «Люди, годы, жизнь» Ильи Эренбурга, «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына и др.

 

Теоретически это важнейшее положение было обосновано Л.Я. Гинзбург: для того, чтобы текст стал литературой, элемент вымысла не обязателен — обязателен только отбор, словесная организация. Последнее — фундаментальные признаки обеих этих ветвей литературы.

И сам художественный опыт Л.Я. Гинзбург блестяще доказал верность этой мысли: ее “Записки блокадного человека”, “Возвращение домой”, “Мысль, описавшая круг” тоже стали бестселлерами.

 

В советское время «литература факта» пользовалась огромным спросом - журналы «Знание - сила» или «Наука и жизнь». Книги историков Натана Эйдельмана, Арона Гуревича, филолога Юрия Лотмана, физика Я. И. Перельман а читались запоем, издавались огромными тиражами и стали бестселлерами. Получили известность детские книги «Заговорившие таблички» Соломона Лурье, «День египетского мальчика» Милицы Матье; польский автор Зенон Косидовский, который в исследовании «Когда солнце было богом» критиковал библейские мифы с позиций современной археологии, заодно излагал эти самые мифы, что в советскую эпоху было почти невозможным. Сборники по негуманитарным дисциплинам выходили в знаменитой серии «Эврика», мемуарная литература и биографии - в ЖЗЛ. Один из лидеров российского рынка «фактической» литературы - издательство «НЛО». Оно выпускает книги в жанре living history, сгруппировав их в серии «Культура повседневности » и «Живая истори я» (о происхождении заурядных бытовых предметов, например, зеркала, и социальных феноменов, например, роскоши).

 

Интерес к нон-фикшну развивается волнообразно: в сложные времена люди стремятся уйти от реальности, хотят сказок, а в относительно спокойные, наоборот, от сказок устают и требуют неприкрытой правды.

У интереса к нон-фикшну в России есть историко-экономи­ческое объяснение: кризис и разочарование итогами нулевых толкает людей от художест­венной прозы к документалистике, к осмыслению реальных событий. Интересно, что предыдущий подобный всплеcк наблюдался в перестроечные годы, когда лекции историков собирали многотысячные аудитории, а у публицистики были колоссальные тиражи.

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЖАНРА НОН-ФИКШН

Культура постмодернизма предлагает современному человеку компромисс в его различных проявлениях. Поп-арт уравнивает в своей значимости и ценности искусство элитарное и общества потребления, на телевидении и в журналистике такое явление, как инфотейнмент (infotainment), находит этот компромисс между информацией и развлечением.

В культуре сегодня традиционная парадигма понятий уже давно недействительна, отсутствие единого канона, стиля оборачивается возникновением множества субкультур. Это неизбежно приводит к синтетической культуре, где, казалось бы, незыблемые антитезы («высокое — низкое» или «научное — обыденное») не воспринимаются более как актуальные. Показательным примером синтетической культуры можно считать феномен нон-фикшн.

Документ, факт — основное условие нон-фикшн. Но в то же время благодаря художественному, образному видению писатели, обратившиеся к рассматриваемому жанру, осмысливают и группируют материал. Создаваемая ими картина действительности, сохраняя информационную, познавательную функцию, из логического ряда переходит в образный и приобретает художественно-эстетические свойства и качества.

 

В современной критике под понятием «нон-фикшн» подразумевают жанр, где при описании реальных фактов и событий используются литературные стили и техники, художественно-изобразительные средства и прочие приметы художественного письма. При этом данное понятие четко отделяется от публицистики, журналистики и научной литературы. К произведениям рассматриваемого жанра может быть применен художественной анализ в той же степени, в которой его заслуживают традиционные литературные тексты. Основная задача нон-фикшн состоит в том, чтобы писать, подобно журналисту, но делать это так, чтобы текст воспринимался как беллетристика.

 

Здесь кроется еще одно типичное качество, присущее культуре постмодернизма - в нон-фикшн-литературе качество написания, стиль, образ и авторитет самого автора подчас ставятся выше правды факта.

И здесь нет ничего необычного. Так, еще из теории ораторского искусства Аристотеля следует, что залог успешного выступления состоит вовсе не в строгом следовании логике и истине. Главное правило заключается в другом — оратор должен быть прежде всего убедительным.

 

Еще одно необходимое условие — то, о чем рассказывает автор, должно быть интересным или, если иногда тема не представляет большого интереса для читателя, стиль автора должен привлечь читателя к предмету повествования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: