Характеристика кризиса новорожденности. Обухова




Общая характеристика пренатального развития.

Пренатальное развитие является одним из ярких процессов созревания. Созревание будущего младенца происходит в строго контролируемой среде и проходит ряд этапов в жестко заданной последовательности. Но даже в материнской утробе внешняя среда оказывает влияние на его развитие. Практически с момента зачатия ребенок становится элементом ситуации, складывающейся в окружающей его среде и, появившись на свет, представляет собой отнюдь не «чистый» лист. Ожидания и опасения, достаток и лишения, стабильность и потрясения, здоровье и болезни в тех семьях, где предстоит родиться детям, влияют не только на их последующую жизнь, но и на пренатальное развитие. Несмотря на то, что роды представляют собой генетически запрограммированную последовательность событий, особенности появления на свет каждого конкретного ребенка определяются в значительной степени культурными, историческими и семейными условиями. Период пренатального развития – это период от зачатия до рождения.

 

Периоды эмбрионального развития ребенка:

1) начальный (первые 7 дней развития);

2) зародышевый (со 2-й до 8-й недели беременности);

3) плодный (с 9-й недели и до родов).

К 8-й неделе зародыш начинает приобретать черты, свойственные человеку. В процессе эмбрионального развития человек проходит несколько кризисных стадий, связанных с формированием его отдельных систем.

В стабильный период проходят стадии принятия (с 8-й по 16-ю неделю беременности) и стадия внутриутробного младенца (с 20-й по 28-ю неделю беременности). Кризисными являются стадии инобытия (эта стадия протекает от начала беременности до 13-й недели) и фетально-сти (с15-й по 22-ю неделю беременности).

Рассмотрим эти стадии подробнее. Первой стадией по времени протекания является кризис инобытия. Это момент зачатия ребенка и его принятия организмом матери, т. е. начальный этап формирования плода.

Второй стадией является стадия принятия. На этой стадии происходит принятие плода организмом матери, ее осознание собственной беременности. Третьей стадией является кризис фетальности.

В этот период плод начинает активно проявлять себя, т. е. двигаться. Мать, ощущая своего ребенка, может отвечать на его движения (к примеру, поглаживанием), развивать его сенсорные способности. Четвертой и последней является стадия освоения (или стадия внутриутробного младенца). В этот период продолжается активное формирование плода. Он увеличивается в размере, все больше приобретает черты человека. В этот период у матери и плода эмоциональная связь становится более устойчивой.

К началу 3-го месяца уже можно говорить о развитии органов чувств и соответствующих им мозговых центров. Уже в шесть недель можно зафиксировать работу мозга, в семь – начинают свою деятельность синапсы. Это период возникновения первых рефлексов.

Трехмесячный плод уже может ощутить прикосновение, сам начинает активно двигаться. Слуховая система начинает формироваться с 8-й недели. Первым начинается формирование внутреннего уха, за ним – наружного, а уже к 5-му месяцу завершается процесс формирования всей слуховой системы.

Зрение и обоняние также формируются во внутриутробный период, но в отличие от тактильных ощущений и слуха никак не проявляют себя до момента рождения.

В этом состоит их отличие от вкуса, который ребенок начинает демонстрировать достаточно рано, что сказывается на потребностях матери.

 

 

Характеристика кризиса новорожденности. Обухова


Первый критический период в развитии ребенка.

Переходный характер между эмбриональным и внеутробным развитием.

ССР: физическое, но не биологическое отделение от матери

Новообразование: индивидуальная психическая жизнь

 

1.
недифференцированность переживаний (единство влечения, аффекта, ощущения)

2.
нет отделения переживания от объекта, не сущ. физический и социальный объект.

3.
нерасчлененность восприятия

 

Нет четкой грани м-ду сном и бодсрствованием (80 к 20%)

Неорганизованные движения, в ответ на возбуждение подкорковых центров. Поведения еще нет.

^ Основное противоречие: формирование комплекса оживления (конец периода новорожденности).àребенок беспомощен но не имеет способов общения со взрослым, инициатива исходит от взрослого

Беспомощность младенца: есть репертуар врожденных реакций, но они не обеспечивают нормальной жизнедеятельности.

Врожденные реакции:

 


  • вегетативные (обеспечение дыхания, кровообращения)

  • пищевые (поиск объекта и сосание при раздражении уголков рта и щек)

  • ориентировочные (поворот в сторону звука или сильного источника света, ступенчатое слежение за объектом)

  • защитные рефлексы (отдергивание, зажмуривание, сужение зрачка)

  • Рефлекс Робинзона (атавизм хватания детеныша обезьяны за шерсть матери)

  • Рефлекс Бабинского (…

  • Рефлекторное "отталкивание" при прикосновении к подошвам ног (атавизм)


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: