Практическое занятие. Образовательные системы античного общества.




Используя видео лекцию №1, учебник по истории педагогики под ред.З.И.Васильевой и Интернет-ресурсы выполните задания.

Задание 1. Допишите предложение.

Целью спартанского воспитания было подготовить настоящего воина и гражданина своей страны.

Задание 2. Прочитайте текст о спартанском воспитании, заполните таблицу

«Инсерт».

Самые первые сведения о воспитании в Спарте мы встречаем у Ксенофонта в его труде «Лакедемонская полития».Он рассказывает об аскетичном образе жизни спартанских мальчиков, отмечает,что им разрешалось воровать еду. Ксенофонт пишет о спартанском воспитании как об образцовом, восхваляет его методы и результаты. Совсем другой взгляд на спартанское образование у Аристотеля, он раскрывает его в своей «Политике». Философ утверждает, что спартанцев учат, прежде всего воевать. Одобряет ученый то, что в Спарте государство берет на себя заботу о воспитании детей, что дети богатых растут в равных условиях с бедными. Но предостерегает, что не следует калечить детей, добиваясь от них нечеловеческой стойкости и мужества. Далее он дает комментарий, что спартанцы не допускают такой ошибки, но риск ее у них велик и что в современной ему Спарте очевиден кризис педагогической системы: «О самих лакедемонянах мы знаем, что, пока они ревностно занимались тяжелыми упражнениями они превосходили прочих, а теперь и по части гимнастических состязаний, и в военных делах уступают другим…»(Pol VIII,3,4-5)Вывод Аристотеля: без воспитания в детях эстетического начала, государство гражданами которого станут эти дети не будет сильным. Есть упоминания о спартанском воспитании у Платона в «Законах». Самые обширные сведения о воспитании детей в Спарте дает нам Плутарх в I в. н.э. в жизнеописании Ликурга. Плутарх подробно описывает все этапы спартанского воспитания. Рассказывает об осмотре младенцев в лесхе, после которого слабых и больных новорожденных «отправляли к Апофетам, как назывался обрыв на Тайгете». До семи лет мальчики росли в семье. «Кормилицы были заботливые и умелые, детей не пеленали, чтобы дать свободу членам тела, растили их неприхотливыми и не разборчивыми в еде, не боящимися темноты или одиночества, не знающими, что такое своеволие и плач». После 7 лет мальчики жили и ели вместе в отрядах, приучаясь играть и трудиться сообща. «Во главе отряда он ставил того, кто превосходил прочих сообразительностью и был храбрее всех в драках. Остальные равнялись на него, исполняли его приказы и молча терпели наказания, так что главным следствием такого образа жизни была привычка повиноваться. За играми детей часто присматривали старики и постоянно ссорили их, стараясь вызвать драку, а потом внимательно наблюдали, какие у каждого от природы качества — отважен ли мальчик и упорен ли в схватках. Грамоте они учились лишь в той мере, в какой без этого нельзя было обойтись, в остальном же все воспитание сводилось к требованиям беспрекословно подчиняться, стойко переносить лишения и одерживать верх над противником. С возрастом требования делались все жестче: ребятишек коротко стригли, они бегали босиком, приучались играть нагими. В двенадцать лет они уже расхаживали без хитона, получая раз в год по гиматию, грязные, запущенные; бани и умащения были им незнакомы — за весь год лишь несколько дней они пользовались этим благом. Спали они вместе, по илам и отрядам, на подстилках, которые сами себе приготовляли, ломая голыми руками метелки тростника на берегу Эврота. Зимой к тростнику подбрасывали и примешивали так называемый ликофон: «считалось, что это растение обладает какою-то согревающей силой» - читаем у Плутрха. Далее Плутарх рассказывает о воспитателях спартанских мальчиков стариках и педономах. Подробно описывает самоуправление в отрядах и ужесточение среды в которой росли подростки. Подробно Плутарх останавливается на воспитании лаконичной речи и обучению музыке спартанских мальчиков. Сведения о воспитании в Спарте можно встретить у Плутарха также в биографиях царей Агесилая и Агиса и в небольшом его очерке «Древние обычаи спартанцев». Отметим, что в отличие от Ксенафонта и Аристотеля Плутарх не дает своей оценки системе воспитания в Спарте, а просто обобщив все более ранние античные источники детально ее воссоздает. Некоторые сведения о воспитательной традиции спартанцев можно найти у писателей II века н.э. Лукиана и Павсания (в «Описании Эллады»)».(По Г. Е. Жураковскому «Очерки по истории античной педагогики» Учпедгиз,1940, с.300).

Таблица «Инсерт»

Тезисы текста Знал Новое Думал иначе,есть вопросы
Спартанцев учат, прежде всего, воевать +    
Государство берет на себя заботу о воспитании…   +  
Рассказывает об осмотре младенцев в лесхе, после которого слабых и больных новорожденных «отправляли к Апофетам, как назывался обрыв на Тайгете». До семи лет мальчики росли в семье. «Кормилицы были заботливые и умелые, детей не пеленали, чтобы дать свободу членам тела, растили их неприхотливыми и не разборчивыми в еде, не боящимися темноты или одиночества, не знающими, что такое своеволие и плач». После 7 лет мальчики жили и ели вместе в отрядах, приучаясь играть и трудиться сообща.     +
Плутарх останавливается на воспитании лаконичной речи и обучению музыке спартанских мальчиков.     +

 

Задание 3. Заполните пропуски в схеме «Система воспитания в Спарте».

 

Переходный период к получению прав члена общины 20-30 лет
Возвращение домой и становление меллиреном, обучение военным упражнениям 15-20 лет
Помежуточный год 14 лет
Воспитание в военном лагере 8-13 лет
Семья (дошкольное воспитание) 1-7 лет

 

Задание 4. Уберите лишнее слово из смыслового ряда (зачеркните).

Агеллы, пайдоном, герусия, агон, педагог, криптия

 

Задание 5. Найдите ошибку в тексте (зачеркните):

А) Период государственного воспитания от 7 до 14 лет завершался агоном. Наряду с мусическими и ораторскими гимнастическими упражнениями подростки подвергались публичному сечению у алтаря Артемиды Ортии. Это была форма состязания в терпении и выносливости.

Верно:__________________________________________________________

Б) На четырнадцатом пятнадцатом году жизни подростки вступали в свой «испытательный год». Они получали право ношения оружия, которым они впервые наделялись во время торжественной процессии, завершаюшей праздник в честь Артемиды Ортии. В этот год подростки в особых отрядах посылались в Афины и должны были нести военную и полицейскую службу.

Верно:____________________________________________________________

В) По окончанию пробного года был новый публичный агон, а затем подростки зачислялись в состав иренов (делившихся на четыре две группы). Они были ближайшими помощниками воспитателей.

 

Задание 6. Прочитайте отрывок из «Жизнеописания Ликурга» у Плутарха. Назовите отличительные черты воспитания девочек и девушек в Спарте.

«Он (Ликург) укрепил и закалил девушек упражнениями в беге, борьбе, метании диска и копья, чтобы и зародыш в здоровом теле с самого начала развивался здоровым, и сами женщины рожая, просто и легко справлялись с муками. Заставив девушек забыть об изнеженности, баловстве и всяких женских прихотях, он приучил их не хуже, чем юношей, нагими принимать участие в торжественных шествиях, плясать и петь при исполнении некоторых священных обрядов на глазах у молодых людей. Случалось им и отпускать остроты, метко порицая провинности, и воздавать в песнях похвалы достойным, побуждая в юношах ревнивое честолюбие.»(Плутарх Сравнительные жизнеописания»,Т.1,М:Наука,1964)

1. Девушки занимались спортом

2. Забывали про «женские» прихоти

3. Забывали про стеснённость

Задание 7. Вставьте пропущенный термин.

Пайдея - перевести это греческое слово можно лишь описательно. Это совокупность добродетелей соединяющих все возможные оттенки красоты внешней и внутренней (критерий последней годность к исполнению гражданских обязанностей). Встречаем понятие у Ксенафонта, Платона, Аристотеля и других авторов. Но термин использовался только для характеристики воспитания мужчин.

Задание 8. Дайте определение.

Агонистика- «публичное состязание» или «общественные игры», система тренировки и состязаний. Со временем это понятие получило более широкую интерпретацию: агон мог быть не только спортивный, но и поэтический, музыкальный, философский и т. д.

Задание 9. Прочитайте отрывок из работы Стенцеля. Какие произведения Гомера изучались в афинской школе? Какие черты характера восхищали греков у героев Гомера? Назовите героев произведений Гомера?

«Общее образование, этическое воспитание на героических образцах, реальное обучение все это старое греческое воспитание давалось свободнорожденному человеку с помощью Гомера. И эти три понятия,объединение которых теперь принадлежит к сложнейшим педагогическим проблемам, получали свое единство в непереводимом слове – «пайдея»» (Стенцель. Платон/1928,с.12)

1. «Илиада», «Одиссея»

2. Честь, отвага, храбрость духом

3. Одиссей

Задание 10. Найдите ошибку в схеме «Воспитание мальчиков в Афинах» (зачеркните).

Эфебия (18-20)
Государственная гимнасия 16-18 лет
Частные мусическая школа 7-16 лет Гимнастическая школа 7-16 12 – 16 лет
Семейное воспитание до 7 лет

 

Задание 11. Соотнесите определение и термин

А) помещение гимнастической школы 1) педагог

Б) раб водивший ребенка в школу 2) гимнасиарх

В) попечитель гимнасии 3) палестра

А Б В
     

 

 

Задание 12. Вставьте в текст ключевые слова.

Организация начального обучения в Риме

Низшую ступень обучения образовывали частные элементарные школы (Ludus) в которых дети учились 4-5 лет, оканчивая их к 11-12 годам. В них предметом изучения была латинская,а иногда и греческая грамота. Давались элементарные знания по литературе и начатки такого предмета как арифметика. Сперва учили чтению по буквосочетательному методу, затем осваивали письмо. Материал письма был тот же, что и в Элладе: вощенная дощечка, иногда папирус или пергамент. Обучая арифметике широко прибегали к наглядным приемам обучения: счету на пальцах и особой счетной доске, которая называлась абаком. Систем обучения в элементарной школе носила светский характер. Учитель начальной римской школы зачастую начинал свою карьеру в роли педагога в какой-нибудь состоятельной семье. Внешне устройство элементарных школ было крайне примитивным: на крышах зданий, в полузакрытых помещениях и дощатых постройках при домах. Ученики в них обходились без столов и писали держа письменные принадлежности прямо на коленях.

Ключевые слова: греческая, абака, письмо, вощенная дощечка, педагог, столы, Ludus, арифметика.

Задание 13. Определите тип школы.

1.Школами повышенного типа по сравнению с Ludus являлись частные так называемые грамматические школы, в них мальчики поступали после домашней подготовки, а иногда после окончания Ludus. Учились в них дети 12-16 лет.

2.Наиболее полное гуманитарное образование в Риме можно было получить в риторических школах. Там много внимания уделялось искусству слова. Они появились в Риме во II веке до н.э., были устроены изначально греческими риторами, но позже их содержали и латинские риторы.

 

Задание14. Напиши имена римских философов которым принадлежат данные педагогические идеи. Выберите из предложенного ряда.

Варианты ответа: Сенека, Квинтилиан, Плутарх, Катон, Цицерон.

 

Цицерон Для него нет противоположения частного и государственного воспитания: семья, организуя воспитание, делает это для государства и под его естественным контролем, поскольку обширные права самого «отца семейства» являются как бы исходящими от государства, санкционируемые последним.
Плутарх С его точки зрения «не подобает рабу бранить моего сына и драть его за уши, если он не сразу усвоит урок, не подобает и сыну быть обязанным рабу за первые в жизни познания».
Сенека Философ считал, что педагогика в тесной связи с этикой и ставит своей задачей направление учащегося по пути морального самосовершенствования в согласии с основными целями стоического мировоззрения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: