Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Постановка учебной задачи
Актуализация знаний
1. Фронтальная работа.
Учитель: Мы продолжаем с вами изучать русский язык, овладевать
орфографической грамотностью. Запмшите пословицы.
Сиденьем города не берут.
Собирай по ягодке, наберешь кузовок
Учитель: Прочитаем пословицы.
Ученики читают.
Учитель: Синонимичны ли эти пословицы? Есть в них общий смысл? Какой?
Ученики: Да, эти пословицы синонимичны, так как у них общий смысл.
Если ты ничего не будешь делать, не будешь стараться, то ничего и не добьёшься.
Ягодка – это маленькое дело, а кузовок это большое дело, которое складывается из маленьких. То есть смысл 2-й пословицы похож на смысл
1-й.
Учитель: выберите из пословиц однокоренные слова, запишите их в тетрадь,
Ученики списывают.
БЕРУТ – СОБИРАЙ - НАБЕРЁШЬ.
Выявление места и причины затруднения
Учитель: Выделим корень. Какое фонетическое явление мы наблюдаем?
Ученики: Чередованиезвуков Е-И.
Учитель: Что такое чередование звуков?
Ученики: Это замена одного звука другим.
Учитель: Можете ли вы объяснить условие выбора букв Е-И в корнях данных слов?
Ученики: Нет.
Учитель: Почему?
Ученики: Потому что мы не знаем правила, которое надо применить.
Учитель: Так что же мы будем изучать сегодня на уроке? Какова наша цель?
Ученики: Научиться правильно выбирать буквы Е-И в корнях с чередованием.
Цель урока: Научиться правильно выбирать
буквы Е-И в корнях с чередованием.
Учитель: Сформулируем темуурока.
Ученики: Буквы Е-И в корнях с чередованием.
Создание проблемной ситуации.
Учитель: Поскольку подобные темы мы изучали в этом учебном году, я
|
предлагаю вам, ребята, самим « открыть» новые знания. Работаем с параграфом 112 на с.112
Учитель: Запишите в тетрадь парами.
РАСТЕРЕТЬ - РАСТИРАТЬ
РАЗБЕРУ - РАЗБИРАТЬ
ОТПЕРЕТЬ - ОТПИРАТЬ
ЗАДЕРЁТ - ЗАДИРАТЬ
ЗАМЕРЕТЬ - ЗАМИРАТЬ
РАССТЕЛИТЬ - РАССТИЛАТЬ
ВЫЖЕГ - ВЫЖИГАТЬ
Учитель: Выделим корни глаголов с чередованием.
-ТЕР - -ТИР-
- БЕР- - БИР-
- ПЕР - -ПИР-
- ДЕР- -ДИР-
- МЕР- - МИР-
- СТЕЛ - - СТИЛ –
- ЖЕГ - - ЖИГ-
Учитель: Работая в парах, постарайтесь найти закономерность в написании букв Е-И. От чего зависит выбор букв Е или И? Обратите внимание на морфемный состав слов. Какая общая морфема у глаголов 2-го столбика? Кто готов представить своё«открытие»?
Ученики: Если после корня стоит суффикс А, в корне пишем И, если другой
суффикс, то пишем Е.
Учитель: Молодцы, прочитаем орфограмму№ 24 и проверим, правильный ли мы сделали вывод?
Ученики (читают правило): Правильный.
Учитель: Как же мы будем рассуждать, применяя это правило на письме?
Давайте выработаем алгоритм наших действий.
Учитель обращается к алгоритму и вместе с учениками выполняют задание
«Закончи предложение».
1. Выделяю в слове (корень).
2. Вспоминаю (корни с чередованием Е-И)
3. Проверяю, (есть ли суффикс А после корня).
4. Если (есть суффикс А, пишу И), если нет – Е).
Первичное закрепление.
1. Учебник, стр. 112, упр. 647 Выборочное комментированное письмо. Пишем и выделяем орф.24
2) Устная работа
Учитель: Ваша задача: услышать в читаемой мною пословице слово с
чередованием и назвать его, объяснив правописание корня:
1) НЕ БОГИ ГОРШКИ ОБЖИГАЮТ.
2) ЗОЛОТО И В ГРЯЗИ БЛЕСТИТ.
|
3) ОТ СКУКИ БЕРУ ДЕЛО В РУКИ.
4) ЛЕТО СОБИРАЕТ, А ЗИМА ПОЕДАЕТ.
5) РАННЯЯ ПТИЧКА НОСИК ПРОЧИЩАЕТ, А ПОЗДНЯЯ ГЛАЗА
ПРОДИРАЕТ.
6) СОГЛАСНОГО СТАДА И ВОЛК НЕ БЕРЁТ.
7) МЯГКОСТЕЛЕТ, ДА ЖЁСТКО СПАТЬ.
8) ЧТО СОБЕРЁШЬ ЛЕТОМ, ТО НА СТОЛЕ НАЙДЁШЬ ЗИМОЙ.
Услышали? МОЛОДЦЫ!!!
Самостоятельная работа (устно)
Распределить словосочетания
на 2 столбика:
проверяемые безударные гласные | чередующиеся гласные |
Застелить постель, посидеть на солнышке, оплатить расходы, подпереть дверь, разгадать кроссворд, разбирать текст
Задание на развитие речи.
Учитель: Мы учим с вами орфограммы, чтобы не просто правильно писать слова, а использовать их в тексте. Поэтому сейчас я предлагаю вам самим составить небольшой текст или хотя бы предложения с использованием слов в чередующимися гласными е-и. Тема «Мои домашние дела»:
Уб..рать, прот..рать, заст..лать, зап..рать, соб..раться.
(Учащиеся составляют предложения, читают их.)
- Что общего у этих слов?
Рефлексия учебной деятельности.
1.Фронтальный опрос.
Учитель: Подведём итог. С какой орфограммой мы сегодня познакомились?
Ученики: Правописание Е-И в корнях с чередованием.
Учитель: Перечислите корни, в которых происходит это чередование.
Ученики перечисляют.
Учитель: От чего же зависит правописание букв Е-И в этих корнях?
Ученики: От суффикса А. Если после корня есть суффикс А, в корне пишем И, если нет, Е
Учитель: Какую цель мы ставили перед собой?
Ученики: Научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием.
Учитель: Мы её достигли?
Ученики: Да.
|
Всем спасибо за урок!
Домашнее задание:
1) № 648, стр. 113
2) параграф 112 стр. 112
3)посмотрите приложения