Рефлексия учебной деятельности.




Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Постановка учебной задачи

Актуализация знаний

1. Фронтальная работа.

Учитель: Мы продолжаем с вами изучать русский язык, овладевать

орфографической грамотностью. Запмшите пословицы.

Сиденьем города не берут.

Собирай по ягодке, наберешь кузовок

Учитель: Прочитаем пословицы.

Ученики читают.

Учитель: Синонимичны ли эти пословицы? Есть в них общий смысл? Какой?

Ученики: Да, эти пословицы синонимичны, так как у них общий смысл.

Если ты ничего не будешь делать, не будешь стараться, то ничего и не добьёшься.

Ягодка – это маленькое дело, а кузовок это большое дело, которое складывается из маленьких. То есть смысл 2-й пословицы похож на смысл

1-й.

Учитель: выберите из пословиц однокоренные слова, запишите их в тетрадь,

Ученики списывают.

БЕРУТ – СОБИРАЙ - НАБЕРЁШЬ.

Выявление места и причины затруднения

Учитель: Выделим корень. Какое фонетическое явление мы наблюдаем?

Ученики: Чередованиезвуков Е-И.

Учитель: Что такое чередование звуков?

Ученики: Это замена одного звука другим.

Учитель: Можете ли вы объяснить условие выбора букв Е-И в корнях данных слов?

Ученики: Нет.

Учитель: Почему?

Ученики: Потому что мы не знаем правила, которое надо применить.

Учитель: Так что же мы будем изучать сегодня на уроке? Какова наша цель?

Ученики: Научиться правильно выбирать буквы Е-И в корнях с чередованием.

Цель урока: Научиться правильно выбирать

буквы Е-И в корнях с чередованием.

Учитель: Сформулируем темуурока.

Ученики: Буквы Е-И в корнях с чередованием.

Создание проблемной ситуации.

Учитель: Поскольку подобные темы мы изучали в этом учебном году, я

предлагаю вам, ребята, самим « открыть» новые знания. Работаем с параграфом 112 на с.112

Учитель: Запишите в тетрадь парами.

РАСТЕРЕТЬ - РАСТИРАТЬ

РАЗБЕРУ - РАЗБИРАТЬ

ОТПЕРЕТЬ - ОТПИРАТЬ

ЗАДЕРЁТ - ЗАДИРАТЬ

ЗАМЕРЕТЬ - ЗАМИРАТЬ

РАССТЕЛИТЬ - РАССТИЛАТЬ

ВЫЖЕГ - ВЫЖИГАТЬ

Учитель: Выделим корни глаголов с чередованием.

-ТЕР - -ТИР-

- БЕР- - БИР-

- ПЕР - -ПИР-

- ДЕР- -ДИР-

- МЕР- - МИР-

- СТЕЛ - - СТИЛ –

- ЖЕГ - - ЖИГ-

Учитель: Работая в парах, постарайтесь найти закономерность в написании букв Е-И. От чего зависит выбор букв Е или И? Обратите внимание на морфемный состав слов. Какая общая морфема у глаголов 2-го столбика? Кто готов представить своё«открытие»?

Ученики: Если после корня стоит суффикс А, в корне пишем И, если другой

суффикс, то пишем Е.

Учитель: Молодцы, прочитаем орфограмму№ 24 и проверим, правильный ли мы сделали вывод?

Ученики (читают правило): Правильный.

Учитель: Как же мы будем рассуждать, применяя это правило на письме?

Давайте выработаем алгоритм наших действий.

Учитель обращается к алгоритму и вместе с учениками выполняют задание

«Закончи предложение».

1. Выделяю в слове (корень).

2. Вспоминаю (корни с чередованием Е-И)

3. Проверяю, (есть ли суффикс А после корня).

4. Если (есть суффикс А, пишу И), если нет – Е).

Первичное закрепление.

1. Учебник, стр. 112, упр. 647 Выборочное комментированное письмо. Пишем и выделяем орф.24

2) Устная работа

Учитель: Ваша задача: услышать в читаемой мною пословице слово с

чередованием и назвать его, объяснив правописание корня:

1) НЕ БОГИ ГОРШКИ ОБЖИГАЮТ.

2) ЗОЛОТО И В ГРЯЗИ БЛЕСТИТ.

3) ОТ СКУКИ БЕРУ ДЕЛО В РУКИ.

4) ЛЕТО СОБИРАЕТ, А ЗИМА ПОЕДАЕТ.

5) РАННЯЯ ПТИЧКА НОСИК ПРОЧИЩАЕТ, А ПОЗДНЯЯ ГЛАЗА

ПРОДИРАЕТ.

6) СОГЛАСНОГО СТАДА И ВОЛК НЕ БЕРЁТ.

7) МЯГКОСТЕЛЕТ, ДА ЖЁСТКО СПАТЬ.

8) ЧТО СОБЕРЁШЬ ЛЕТОМ, ТО НА СТОЛЕ НАЙДЁШЬ ЗИМОЙ.

 

Услышали? МОЛОДЦЫ!!!

Самостоятельная работа (устно)

Распределить словосочетания

на 2 столбика:

проверяемые безударные гласные чередующиеся гласные

 

Застелить постель, посидеть на солнышке, оплатить расходы, подпереть дверь, разгадать кроссворд, разбирать текст

Задание на развитие речи.

Учитель: Мы учим с вами орфограммы, чтобы не просто правильно писать слова, а использовать их в тексте. Поэтому сейчас я предлагаю вам самим составить небольшой текст или хотя бы предложения с использованием слов в чередующимися гласными е-и. Тема «Мои домашние дела»:

Уб..рать, прот..рать, заст..лать, зап..рать, соб..раться.

(Учащиеся составляют предложения, читают их.)

- Что общего у этих слов?

Рефлексия учебной деятельности.

1.Фронтальный опрос.

Учитель: Подведём итог. С какой орфограммой мы сегодня познакомились?

Ученики: Правописание Е-И в корнях с чередованием.

Учитель: Перечислите корни, в которых происходит это чередование.

Ученики перечисляют.

Учитель: От чего же зависит правописание букв Е-И в этих корнях?

Ученики: От суффикса А. Если после корня есть суффикс А, в корне пишем И, если нет, Е

Учитель: Какую цель мы ставили перед собой?

Ученики: Научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием.

Учитель: Мы её достигли?

Ученики: Да.

Всем спасибо за урок!

 

 

Домашнее задание:

1) № 648, стр. 113

2) параграф 112 стр. 112

3)посмотрите приложения

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: