В первобытном обществе не было проблем выбора профессии, так как человек умел сам делать все необходимое для жизни: добывать пищу, огонь, шить одежду, защищаться от опасностей. Постепенно происходило разделение труда: сначала на скотоводство и земледелие; затем появилась торговля и ремесла. С развитием материальной и духовной жизни усложнялась деятельность людей, появилось множество профессии.
Ориентироваться в многообразном мире профессий позволяет их систематизация или, другими словами, классификация. Наиболее широко известна классификация профессий по отраслям экономики – по принадлежности к какой либо отрасли: промышленность, транспорт, торговля, здравоохранение, образование, культура, искусство и др. Такая классификация удобна для руководителей предприятий и учебных заведений, но малоудобная для человека выбирающего профессию, поскольку не учитывает взаимоотношений «профессия- личность». Впереди нас ждет проект по профессиональному самоопределению «Мой профессиональный выбор», где крайне важно уметь выбрать из всего многообразия профессий именно ту, которая будет подходить конкретно вашей личности.
Соберем пирамиду классификаций профессий которую предложил академик А.Е. Климов, которая учитывает взаимоотношения «профессия-личность»
Предмет труда
1. “Человек – (живая) природа” (П). Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования.профессии, связанные с сельским хозяйством, лесной отраслью, природоохранной деятельностью, биотехнологиями, метеорологией, геодезией и т.д.
Пример: эколог, геолог, биолог, зоотехник, егерь.
|
2. “Человек – техника (и неживая природа)” (Т). Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда.
Пример: Это, как правило, рабочие специальности: водитель, слесарь, токарь, столяр, строитель, наладчик автоматизированного оборудования и т.д.
3. “Человек – человек” (Ч). Предметом интереса, распознания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста.
Пример: Учитель, воспитатель, психолог, продавец
4.“Человек – знаковая система” (Ч-Зн.) Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы схемы устная и письменная речь, ноты, химические и физические символы – вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа.
Пример: Этот виды деятельности относится к умственному труду. Пример: бухгалтер, оператор ПК, физик, кассир, верстальщик и т.д.
5. “Человек – художественный образ” (Ч–X). Предмет труда – изобразительная, музыкальная, литературно-художественная, актерская деятельность.
Пример: дизайнер, декоратор, визажист, журналист, вокалист и т.д.
Первый ярус составляют пять типов профессий по признаку различий их объектных систем:
3 класса профессий по признаку «Цель труда»
1. Гностические профессии (Г). (“гнозис” – знание). Цель – узнать, распознать, проконтролировать, классифицировать, проверить по заранее известному признаку
2. Преобразующие профессии (П).. Цель – изготовить по образцу.
3. Изыскательные профессии (И). Цель – придумать, изобрести, вывести новую схему или формулу.
Вывод: чтобы отнести профессию к определенному классу необходимо разобраться в конечной цели трудового процесса.
|
На втором ярусе в пределах каждого типа профессий выделяются их классы по признаку целей труда:
4 отдела профессий по признаку «Средства труда»
1. Профессии ручного труда (Р) с использованием ручных орудий труда (р); это, в основном рабочие специальности, например каменщик – мастерок, маляр – кисть и т.д.
2. Профессии машинно-ручного труда (М) с использованием машин с ручным и ножным управлением (м), пример: машинист, водитель;
3. Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А). пример: оператор персонального компьютера.
4. Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф). пример: профессиональные спортсмены, актеры, дикторы и т.д.
На третьем ярусе каждый из предыдущих трех классов профессий делятся на четыре отдела по признаку основных орудий (средств) труда:
4 отдела профессий по признаку условий труда.
1. Работа в условиях микроклимата, близкого к бытовому, “комнатному” (Б), пример: бухгалтер, учитель и т.д.;
2. Работа, необходимо связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (О), пример: строители, работники сельского хозяйства и т.д.;
3. Работа в необычных условиях (на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т. п.) пример: водолазы, шахтеры и т.д.;
4. Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей – взрослых или детей, большие материальные ценности (М), пример: инкассаторы, врачи.
На четвертом ярусе в каждом из четырех отделов профессий выделяются четыре группы профессий по признаку условий труда (У):
|
Подведем итог: Мы собрали пирамиду профессий академика А.Е. Климова, которая учитывает взаимоотношения «профессия-личность»
. Это нужно для того, чтобы сделать осознанный выбор будущей профессиональной сферы. Ведь выбор зависит и от вашего желания, и от ваших возможностей, и от требований, которые предъявляет профессия к личности претендента. А теперь, для того чтобы каждый усвоил суть теоретической информации, я предлагаю провести практическую работу.
. Попытайтесь составить формулы профессий
С помощью введенных литер можно составить своеобразные формулы той или иной профессии. Такая формула в простейшем варианте может состоять из четырех позиций, на которых расположены литеры, обозначающие соответственно: 1) тип, 2) класс, 3) отдел, 4) группу профессий
Пример: профессия УЧИТЕЛЬ Формула: Ч;П;Ф;М