Самостоятельная работа 3. Восприятие




Самостоятельная работа 1. Внимание

I. Контрольные вопросы.

1.В чем состоит сущность процесса внимания и каковы его функции?

2. Основные факторы возникновения непроизвольного внимания?

3. Причины рассеянности?

4. Чем отличаются студенческая, профессорская и старческая виды рассеянности?

II. Заполните таблицу

Таблица

Факторы, влияющие на свойства внимания

 

Свойство Фактор
устойчивость  
переключение  
распределение  

 

III. Задачи и задания:

1. Существуют различные мнения о том, кого из учащихся следует и считать более внимательным. Одни полагают, если ученика не могут отвлечь ни разговоры, ни посторонние шумы, он, конечно, внимателен.

Другие думают, внимателен тот, кто, рассказывая, видит и слышит все, что делается вокруг.

Третьи под внимательностью понимают способность мгновенно замечать на предъявленных пособиях сразу много деталей.

Вопрос: о каком свойстве внимания идет речь в каждом из этих случаев?

 

2. Что общего можно усмотреть в следующих действиях учителя уроке:

а) перед объяснением нового материала делает к нему интригующее вступление;

б) заметив, что не все учащиеся слушают, делает в объяснении паузу;

в) организует работу так, чтобы в каждый момент объяснения нового материала перед учащимися был только один экспонат из приготовленных к уроку;

г) приступая к объяснению нового материала, дает школьникам задание составить план по ходу изложения?


Самостоятельная работа 2. Ощущение

I. Контрольные вопросы

1. Какие основания классификации ощущений?

2. В чем заключается смысл основного психофизического закона?

3. Почему говорят о взаимосвязи процессов ощущения и восприятия?

4. В чем заключается основное различие между контактными и дистантными органами чувств?

5. В чем биологический смысл явлений адаптации и сенсибилизации?

6. Каким образом А.Н.Леонтьеву удалось сформировать кожное зрение у группы испытуемых?

II. Задачи и задания:

Как можно сгруппировать изложенные ниже факты, какие свойства и закономерности ощущения они иллюстрируют?

1. Погасив вечером свет в комнате, мы сначала ничего не видим. Постепенно, однако, контуры предметов выступают все более отчетливо.

2. Легкое охлаждение шеи увлажненным полотенцем повышает остроту зрения.

3. Мы иногда продолжаем слышать и после прекращения действия звукового раздражителя.

4. Люди нередко оперируют словосочетаниями: «теплый цвет», «холодный цвет», «кричащий цвет», «тяжелые краски», «сладкие трели» др. (Стены и оборудование в горячих цехах рекомендуют окрашивать так, чтобы преобладали «холодные» цвета).

5. Давно известно, что у слепых людей более, чем у зрячих, развиты осязательные, слуховые, обонятельные ощущения.

6. Речная вода в начале купания кажется очень холодной, но через некоторое время это ощущение исчезает.

7. Зрительное ощущение появляется при длине световой волны 380 ммк и исчезает при значении 780 ммк.

8. Нередко говорят, «наметанный глаз шлифовальщика», «тонкий слух музыканта» и т. д. (Специалисты по окраске тканей различают десятки оттенков одного цвета, а большинство людей только несколько).

9. Испытуемый обнаруживает разницу в весе груза, если он увеличивается или уменьшается не менее чем на 1/30 своей первоначальной величины.

10. Испытуемый фиксировал в темноте взгляд на яркой красной фигуре. После включения подсвечивающего фонаря испытуемый продолжал видеть эту фигуру, но уже зеленой.

 

III. Заполните пробелы

1. При ярком освещении цвет и мелкие детали обеспечивают ________________.

2. Сенсорный анализ – это процесс ______________________ входящей информации на важные характеристики.

3. Ощущение цвета – отражение _________________ световой (электромагнитной) волны.

4. Амплитуда или физическая «высота» звуковой волны отражается в ощущении _____________.

5. Сенсорное кодирование – это превращение ___________ ____________ в нервный процесс (нервные сигналы).

6. Качества зрительных ощущений _____________ _______________ ________________.

7. Длина световой волны отражается в ощущении ____________________.

 


Самостоятельная работа 3. Восприятие

I. Контрольные вопросы.

1. Как связаны между собой основные свойства восприятия?

2. Что такое перцептивное действие?

3. Почему мы мгновенно распознаем лица представителей своей расы и затрудняемся в различении лиц представителей другой расы?

4. В каких направлениях осуществляется развитие восприятия?

5. По каким основаниям можно классифицировать восприятие и ощущение?

II. Задачи и задания:

1. Из данных понятий выбрать те, которые характеризуют природу ощущений ивосприятий:

рефлекторность, материальность, объективность, вторичность, свойство мозга, идеальность, активность, деятельность, возбуждение, биотоки мозга, субъективность, первичность, отражение, чувственный образ, раздражимость, познавательный процесс, живое созерцание, избирательное отражение.

 

2.Из данных понятий построить логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым /более общим/ по отношению к последующим:

а/ ощущение, отражение, осязание, познание, чувственный образ, психика;

б/ восприятие, отражение, зрительные иллюзии, психика, чувственное познание.

 

3. Какие свойства восприятия представлены в следующих фактах:

A. При восприятии слова «корень» у математика, ботаника, лингвиста возникают разные образы.

Б. Отображение картонного круга на сетчатке глаза может быть эллиптическим, но испытуемый тем не менее называет предмет кругом.

B. Если изменить отдельные элементы изображения, но сохранить соотношение между ними, то общая структура образа остается неизменной; если проигрывать одну и ту же мелодию на разных инструментах или в разных регистрах, она все равно воспринимается как та же самая.

Г. Выделение знакомого лица в толпе.

Д. При удалении от нас предметов их изображение на сетчатке глаза, конечно, уменьшается, но мы не согласимся с человеком, который попытается нас убедить, что предметы на самом деле уменьшились.

Е. Женщина среди мужчин воспринимается отчетливее, ярче, чем в группе женщин.

Ж. Большинство людей при быстром чтении не заметят ошибки наборе букв «э л е к р т е ч и с т в о» и прочтут слово «электричество».

З. Интегральная структура образа сохраняется при выпадении ее частей. Например, двух точек и одной незамкнутой кривой линии достаточно, чтобы мы восприняли изображение лица.

И. Несмотря на изменения в освещенности, удаленности от наблюдателя, образ воспринимаемого человека остается относительно постоянным.

 

III. Заполните пробелы

1. При воздействии ____________ на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторый отрезок _________, который носит название __________ периода ощущений.

2. ______________ и ___________ представляют собой чувственное отражение реальности при ____________________ воздействии ее на органы чувств.

3. Закон _____________ _________ ________: чем более заполненным и, значит, расчленённым на маленькие ___________ является отрезок времени, тем более ____________ он представляется.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: