Класифікація та індексація будівельних машин.




Машини, механізми, детали машин. Особливості розрахунку.

Современное строительство достаточно сложно представить без средств механизации. И это не случайно, т.к. именно строительная техника и оборудование способтвуют снижению себестоимости работ, повышению производительности труда, а значит – повышению рентабельности отрасли в целом.

Машина ( от лат. machina) - механическое устройство, выполняю-

щее движения с целью преобразования энергии, мате

риалов или информации.

Основное назначение машин - частичная или полная замена производственных функций человека с целью повышения производительности, облегчения человеческого труда или замены человека в недопустимых для него условиях работы.

В зависимости от выполняемых функций машины делятся на:

• энергетические,

• рабочие (транспортные, технологические, транспортирующие),

• информационные (вычислительные, шифровальные, телеграфные и т.п.),

• машины-автоматы, сочетающие в себе функции нескольких ви-

дов машин, включая информационные.

 

Строительными машинами называют все средства механизации

ручного труда строителей, включая малое механическое обо-

рудование и механизированный ручной инструмент, объеди-

нённые общим корпусом или станиной и приспособленные

для выполнения определённых строительных работ.

 

 

 

 

 

Рис.1. Строительные машины и инструмент.

 

В строительстве эксплуатируются свыше тысячи типоразмеров машин. Всё это многообразие может быть сведено к небольшому количеству классов и групп, если в основу такого объединения принять общие для этих классов и групп признаки.

В общей стоимости производственных фондов строительных организаций стоимость строительных машин достигает 50 - 60%, и поэтому уровень их использования оказывает большое влияние на себестоимость строительства, на затраты труда на единицу продукции и на сроки сдачи объектов в эксплуатацию.

От инженера – строителя как руководителя и организатора современного высокомеханизированного строительства требу-ются знания принципов действия и устройства строительных машин и оборудования, факторов, влияющих на их производи-тельность и качество выполняемых работ, а также основ рационального выбора и правильной эксплуатации машин.

 

Классификация строительных машин и оборудования - это

система, основанная на распределении машин по совокупно-

сти признаков их сходства и различия, а также взаимосвязей.

Она делится на различные классификационные подразделения (уровни). Согласно общему классификатору промышленной продукции строительные машины отнесены к классу «Строительные и дорожные машины», который делится на подклассы, группы, подгруппы, виды, подвиды и индексы.

 

Класс - подразделение машин, объединенных общностью назначения в

строительстве.

Все машины, независимо от области их применения и особенностей конструктивного исполнения, разделяют на два основных класса:

• знергетические(машины-двигатели);

• технологические (машины-орудия).

 

 

Рис.2. Классификация строительных машин.

Энергетическими машинами называют устройства, предназначенные для преобразования одного вида энергии в другой.

К испорльзуемым на строительных работах энергетическим машинам относятся:

● ДВС;

● электродвигатели;

● а также приводимые в действие от ДВС передвижные:

• электростанции;

• компрессоры;

• гидравлические насосы;

• электросварочные агрегаты.

Технологическими машинами называются устройства, предназначенные для превращения приводящей их в действие энергии в полезную работу.

Все общестроительные, специальные, транспортные и прочие машины, используемые на строительных и восстановительных работах и называемые в дальнейшем для краткости просто строительными машинами, относятся к машинам технологическим и классифицируются по различным технологическим, эксплуатационным и конструктивным признакам.

 

● Подкласс - подразделение машин для определенного вида работ.

 

● Группа - подразделение машин, сходных по принципу действия.

 

Основой укрупненной классификациистроительной техники является назначение машин. По признаку целевого назначения все строительные и дорожные машины, применяемые на строительных работах, могут быть разделены на следующие группы (рис. 2: «технологические»):

I ▪ машины для земляных работ;

II ▪ машины подъёмно-транспортные;

III ▪ машины для буровых работ;

IV ▪ машины для cвайных работ;

V ▪ дробильно-сортировочные машины;

VI ▪ cмесительные машины;

VII ▪ бетоноукладочные машины;

VIII ▪ aрматурные машины;

IX ▪ oтделочные машины;

X ▪ дорожные машины;

XI ▪ транспортные машины;

XII ▪ отдельную группу составляют: - машины ручные (пневматиче

ские, электрические, гидравлические, пиротехнические (т. е. -

механизированный инструмент).

 

Каждая группа машин по роду выполняемых отдельных элементов работ подразделяется на подгруппы, которые могут делиться на виды машин по характеру производимых технологических операций, входящих в данный элемент работ:

 

I Машины для земляных работ могут быть разделены на:

1 - землеройно-транспортные (бульдозеры, скреперы, автогрейдеры,

грейдер-элеваторы и др.);

2 - экскаваторы (одноковшовые и непрерывного действия),

3 - землеройно-фрезерные машины, планировщики и др.;

4 - оборудование для гидромеханического способа разработки грунтов

(гидромониторы, - землесосные и землечерпальные снаряды и др.);

5 - грунтоуплотняющие машины (катки, вибро-уплотнительные машины,

трамбовки и др.).

Целевое назначение машин и принадлежность к той или иной группе (погруппе, виду) определяется в основном функциональным назначением их рабочих органов, вступающих в непосредственный контакт с обрабатываемым материалом.

Для земляроных машин - способу резания грунта они делятся на:

- машины цикличного резания: одноковшовые экскаваторы(гусе

ничные, пневмоколёсные и шага-

ющие), рыхлители, а также маши-

ны послойного резания – скрепе-

ры, бульдозеры, автогрейдеры и

др.;

- непрерывного резания: многоковшовые экскаваторы(роторные,

фрезерные, цепные) принадлежат к

группе машин непрерывного действия.

 

II Подъёмно-транспортные машины и оборудование предназначены для перемещения строительных грузов при производстве СМР, включая монтажные и погрузочно-разгрузочные работы, а также вертикальный и горизонтальный транспорт материалов.

Три группы:

1 - грузоподъёмные (краны, подъёмники, лебёдки, тельферы, домкра-

ты);

2транспортирующие – транспортёры, вибротранспортёры, насосы,

специализированный автотранспорт (панелевозы, фермовозы, бал-

ковозы, тяжеловозы и др.);

3транспортные;

4погрузочно-разгрузочные.

Транспортирующие машины непрерывного действия - это машины, которые предназначены для перемещения непрерывным потоком сыпучих материалов, а также грунта и мелкоштучных материалов.

Транспортирующие машины непрерывного действия обладают рядом общих свойств, которые определяют область их применения и условий использования:

1). Необходимость непрерывной подачи на них материалов и безотказ-

ного непрерывного съёма их.

2). Возможность достижения высоукой производительности.

3). Сложность перестановки большинства транспортирующих машин.

4). Простота управления и возможность перевода их на автоматический

режим работы.

Транспортирующие машины можно разделить на пять групп:

1 - конвейеры или транспортёры (ленточные, цепные, винтовые, ро-

ликовые,вибрационные, элеваторы);

2 - подвесные канатные дороги;

3 - пневматические транспортные устройства;

4 - самотёчные гравитационные устройства, где груз перемещается

под действием собственного веса (роликовый транспортёр, наклон-

ные плоскости, расположенные по спирали).

5 - установки для насосного транспортирования (бетононасосы, рас-

творонасосы и т.д.).

III Машины для бурових работ – предназначены для бурения скважин при горных, геологоразведочных и строительных работах нулевого цикла.

По способу бурения различают три группы:

1канатно-ударного бурения ø бура 150÷900 мм, глубина -500 м;

2вращательного бурения - станки ø бура до 225 мм, глубина 25 м.

Смонтированы на машинах и тракторах, а также электробуры ø бура

до 290 мм, h -5000 м.

3пневмоударного бурения - бурильные молотки и бурильные станки

ø до 150 мм, h -50 м.

IV Машины для свайных работ предназначены для погружения свай. Они состоят из погружателя (молот или вибратор), основание или копра. Сваебойные агрегаты - на самоходном ходу. Сваебойные установки перемещаются по площадке вручную или с помощью лебёдок.

Погружатели в зависимости от потребляемой энергии делятся на:

1 - паровоздушные,

2 - дизель-молоты,

3 - вибромолот,

4 - вибропогружатель.

Копровое оборудование является универсальным и может быть использовано для навески любого молота.

V Дробильно-сортировочные машины предназначены для дробления твёрдых каменных пород (дробилки) и разделения дроблёного материала по фракциям с заданными параметрами (сортировки).

1 - дробилки щековые, конусные, валковые, молотковые и ротацион-

ные.

2 - сортировки гравиемойки, пескомойки. Производительность 5÷60

т/час.

VI Смесительные машины предназначены для приготовления растворов и бетонной смеси, разделяются на бетоносмесители и растворосмесители цикличного и непрерывного действия. Цикличные гравитационные и с принудительным перемещиванием.

VII Бетоноукладочные машины предназначены для подачи, распределения и уплотнения бетонной смеси в конструкции сооружения, выполняемого из монолитного бетона и железобетона.

VIII Арматурные машины предназначены для изготовления арматуры, используемой в железобетонных конструкциях.

Делятся на шесть групп:

1 - станки для холодного волочения проволоки и упрочнения арматурной

стали;

2 - станки для правки и резки арматурной стали;

3 - станки для гибки ариатурной стали;

4 - оборудование для сварки арматурной стали;

5 - оборудование для изготовления арматурных каркасов;

6 - оборудование для натягивания арматурной стали в предварительно-

напряжённых конструкциях.

IX Отделочные машины предназначены для отделки полов, стен, потолков. Разделяются на пять групп:

1 - машины для штукатурных работ;

2 - машины для малярных работ;

3 - паркетоотделочные машины;

4 - мозаично-шлифовальные машины;

5 - машины для устройства бетонных полов.

X Дорожные машины предназначены для для механизации работ при строительстве и эксплуатации автодорог, тротуаров, ВПП.

По назначению делятся на четыреи группы:

1 - машины для подготовительных работ (деревовалы, рыхлители и т.д.;

2 - машины и оборудование для строительства стабилизированных,

гравийно-щебёночных, черновых оснований и покрытий (гудронато-

ры, дорожные фрезы и др.);

3 - машины и оборудование для устройства асфальтобетонных покры-

тий (смесители, укладчики);

4 - машины и оборудование для устройства цементо-бетонных покрытий

(«Автогрейд», вибраторы, планировщики основания …).

XI Транспортные машины предназначены для порционной доставки грузов к месту назначения.

Делятся на пять групп:

1 - автомобильные (грузовые, самосвалы, цементовозы, бетоновозы и

т.д.);

2 - железнодорожные (платформы, полувагоны, думпкары, хопперы,

цементовозы);

3 - водные (суда и грузовые баржи);

4 - канатные (подвесные канатные дороги);

5 - ленточные конвейеры.

Выбор вида транспорта производится на основе технико-экономических расчётов по оптимальному варианту с определением себестоимости единицы транспортной работы.

Использование автотранспорта экономически целесообразно при расстоянии до 50 км. как исключение до 100 км. Для перевозки местного материала и грунта: 7÷10 км. Применение автопоездов повышает производительность автомобилей в 1,5 раза и снижает себестоимость перевозок на 20÷25 %.

Применение автомобилей высокой проходимости обезпечивает перевозки грузов в тяжёлых дорожных условиях, в этих условиях целесообразноприменение гусеничных тракторов, если дальность перевозки не превышает 1÷2 км.

Гусеничный транспорт отличается небольшой скоростью, но высокой проходимостью, маневренностью, устойчивостью и большей, чем у автомобылей, силой тяги при равной с ним мощностью двигателя. Тракторы используются в качестве тчгачей для большегрузых прицепов и прицепных строительных машин, а также для перемещения созданных на их базе рыда строительных машин. Тягачи бывают: одно- и двухосные, иногда и больше осей.

Автопоезда подразделяютсяна прицепные, состоящие из буксировочного тягача а прицепом и седельные – из седельног тягача и полуприцепа.

Средства гидромеханизации предназначены для производства комплекса земляных работ, включая разработку, транспортирование и укладку грунта в сооружения.

Они делятся на три группы:

1 - землесосные установки – гидромолоты, насосные станции и землесосы, используемые для размытия материала с поводом со стороны забора и подкачки размытого грунта (пульпы) к месту укладки.

2 - плавучие землесосные установки, состоящие из землесосной установки, оборудованной рыхлителем (фрезерная головка или гидроиолот) и насосной станции. Пульпа перекачивается по пульповоду к месту намыва грунта или отвалу.

3 - плавучие земснаряды в составе судна с установленной на нём землесосной станцией, заборного устройства и насосной станции. Эта группа средств гидромеханизации используется для углубления дна водоёма или добычи полезных ископаемых с загрузкой ими плавательных средств с последующей транспортировкой к месту работ.

XII - Механизированный инструмент – предназначен для выполнения трудоёмких вспомогательных процессов труда на различных строительно-монтажных работах.

Он делится на 4 группы:

1 - электрический инструмент (эл. сверлилки, эл. шпалоподбойки и

т.д.);

2 - пневматический инструмент (отбойные молотки, шуруповёрты и

т.д.);

3 - механический инструмент с автономным приводомот ДВС (трам-

бовки);

4 - пиротехнический инструмент (пистолеты с пороховым источни-

комэнергии).

 

В зависимости от конструктивного исполнения основных структурных элементов современные строительные машины можно классифицировать следующим образом:

▬ По режиму работы (принципу действиия):

- машины периодического (цикличного) действия, выполняю

щие работу путем периодического многократного повторения

одних и тех же чередующихся рабочих и холостых операций с

цикличной выдачей продукции (бульдозеры, скреперы, одно-

ковшовые экскаваторы);

- машины непрерывного действия, выдающие или транспорти-

рующие продукцию непрерывным потоком (многоковшовые

экскаваторы непрерывного действия, конвейеры);

Машины цикличного действия отличает их универсальность и приспособленность к работе в различных производственных условиях, а машины непрерывного действия – повышенная производительность;

- имеются машины и комбинированного действия (шагающие

экскаваторы, экскаваторы поперечного копания для формиро-

вания откосов каналов и т.п.).

▬ По режиму работы системы управления:

- машины с ручным управлением;

- машины с полуавтматичеким управлением;

- машины с автоматическим управлением.

▬ По степени подвижности:

- стационарные машины;

- машины самоходные – (на пневмоколёсном, гусеничном или

железнодорожном ходу) перемещают-

сясамостоятельно.

Часто самоходные машины монтируются на базе автомобилей, тракторов и пневмоколёсных тягачей и имеют отдельный ходовой двигатель (ДВС). Некоторые самоходныемашины имеют ходовые части, позволяющие им передвигаться и по грунто и по железным вым дорогам.

- передвижные – (на салазках, катках) перемещаются вручную или

с помощью тяговых средств;

- прицепные – (на колёсном или гусеничном ходу) транспортиру-

ются колёсными или гусеничными тягачами и обы-

но работают в сцепе с ними;

▬ По области применения:

- универсальны е;

- спецназначения.

▬ По виду используемой энергии:

- электродвигатели;

- ДВС (карбюраторные, дизельные, газовые);

- паровы е;

- комбинированные.

▬ По степени подвижности машины делят на:

- переносные;

- стационарны е;

- передвижны е (в том числе в кузове автотранспорта,

прицепные и полуприцепные к грузовым автомобилям, тракторам,

тягачам и самоходные).

▬ По типу ходового оборудования:

- машины на гусеничном ходу;

- машины на пневмоколесном ходу;

- машины на рельсовом ходу;

- шагающие;

- комбинированные.

▬ По виду силового оборудования:

- работающие от электрических двигателей;

- работающие от ДВС.

Первые обладают большой готовностью к работе, но зависят от наличия электроэнергии, а вторые не зависят от источников энергии и являются автономными.

- Многие строительные машины имеют комбинированный привод с использованием гидравлических и пневматических двигателей. К таким относят дизель – электрический, дизель – гидравлический (наиболее рас-пространен), дизель – пневматический, электрогидравлический, электропнев-матический и т.п.

▬ По количеству двигателей, установленных на машине:

- одномоторные (все механизмы приводятся в действие от одной

силовой установки);

- многомоторные (для каждого механизма предусмотрен индии-

видуальный двигатель).

▬ По системам управления машины делят на:

- механические (рукоятки и педали, приводящие в действие сис-

темы рычагов);

- гидравлические (безнасосные и насосные, где частично или пол-

ностью используются гидроустройства);

- пневматические (с использованием сжатого воздуха);

- электрические (с использованием электрооборудования);

- и комбинированные (электрогидравлические, пневмоэлектри--

ческие и т.п.).

▬ По степени универсальности машины подразделяют на:

- универсальные многоцелевого назначения, снабженные

различными видами быстросъемных рабочих органов, приспо-

соблений и оборудования для выполнения большого разнообра-

зия технологических операций (строительные одноковшовые эк-

скаваторы, погрузчики);

- и специализированны е, имеющие один вид рабочего оборудо-

вания и предназначенные для выполнения только одного техно-

логического процесса (дробильные машины, бетононасосы).

▬ По степени автоматизации различают машины:

- с механизированным управлением;

- с автоматизированным управлением и контролем на базе ми-

кропроцессорной техники, с автоматизированным управлением на

расстоянии;

- с автоматическим управлением на базе микропроцессоров и

мини-ЭВМ, строительные манипуляторы и роботы, а также робо-

тизированные машины и комплексы.

▬ По диапазону температур, при которых они сохраняют свою

работоспособность, подразделяются на две группы:

- машины общего назна чения, предназначенные для работы при

температуре ±40 °С (исполнение У);

- машины специального исполнения, предназначенные для ра-

боты при температуре до ▬ 60 °'С (исполнение УХЛ) и машины

для работы при температуре до +60 °С (исполнение Т).

Предусмотрена классификация грузоподъемных кранов:

▬ По режимам работы:

- лёгкий режим работы;

- средний режим работы;

- тяжелый режим работы.

▬ Поклассу использования СО - СЭ в зависимости от числа ЦИК

лов работы крана за срок его службы;

▬ По классу нагружения 0—4 в зависимости от коэффициента на-

гружения и группа режима работы кранов в зависимости от класса

использования и класса нагружения.

▬ По автономности:

- автономные, имеющие собственные источник энергии – ДВС

(первичный двигатель);

- неавтономные, имеющие в качестве силовых установок электри-

ческие, гидравлические, пневматические двигатели (вторичные

двигатели), требующие энергииот посторонних источников.

 

● Подгруппа - подразделение машин, объединенных принципом действия,

методом выполнения технологической операции, конструктив-

ной схемой, ограниченное величинами главного параметра.

● Вид - разновидность данной подгруппы.

Подвид - разновидность данного вида, отличающаяся конструктивным

исполнением, например, ходового устройства.

 

Таблица 1

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: