40.
Правило «здесь и сейчас». Во время тренинга необходимо говорить только о том, что волнует вас именно сейчас, обсуждать то, что происходит с вами в группе — процессы, мысли и чувства, возникающие в данный момент. То, как проявляет себя человек «здесь и сейчас» показывает, как он ведет себя «по жизни». Другой вариант этого правила — если что-то не понял или есть вопрос, спроси здесь и сейчас, пока мы не ушли дальше. Иначе неясность, как снежный ком, будет накапливаться.
41.
Кратко!!!(формирование толерантных отношений студентов университетов в поликультурной среде высшего учебного заведения обеспечивается организацией внеучебной деятельности на принципах терпимости, взаимопонимания, взаимоуважения и сотрудничества студентов разных культур, рас и вероисповеданий; предоставлением студентам знаний о необходимости формирования толерантных отношений и формированием личностного опыта общения со студентами разных национальностей.)
Полный ответ:
Формирование толерантных отношений основано на целостном подходе и рассматривается как поступательный процесс от случайно-ситуативного проявления толерантных отношений (случайное проявление толерантных отношений в какой-либо ситуации в результате стечения обстоятельств: хорошее настроение, диалог о предмете, который интересует; доброжелательное настроение другого человека), через признание возможных толерантных отношений, предлагаемых например преподавателем (проявление толерантных отношений обеспечивается регламентированными рамками, нормами, правилами поведения, принятыми в обществе), к доброжелательным отношениям в малой группе (проявление толерантных отношений в пределах своей группы во время совместной деятельности, студенты накапливают опыт толерантного обращения друг к другу), от них — к становлению толерантных отношений, которые выходят за пределы малой группы (проявление толерантных отношений, которое распространяется на членов других групп).
|
При решении задач по формированию толерантных отношений в ходе тренингов наибольшую эффективность показали такие инновационные методы, как эвристическая беседа, диалог, дискуссия, «мозговая атака», групповая и индивидуальная, самостоятельная работа, метод «круглого стола», метод проектов, ролевые игры, обучение в сотрудничестве, драматизация, семинары, диспуты, поликультурные коллоквиумы. Исследование подтвердило, что при использовании этих методов во внеучебной деятельности студенты приобрели опыт решения проблем, связанных с особенностями взаимодействия в поликультурной среде и направленных на формирование толерантных отношений.
42.
Механизмы псиз.защиты и их проявление в группе.
Отрицание сводится к тому, что информация, которая тревожит, не воспринимается. Этот способ защиты характеризуется заметным искажением восприятия действительности. Отрицание формируется еще в детском возрасте и часто не позволяет людям адекватно оценивать происходящее вокруг, что ведет к затруднениям в поведении.
Вытеснение — наиболее универсальный способ избавления от внутреннего конфликта путем активного выключения из сознания неприемлемого мотива или неприятной информации. Интересно, что быстрее всего вытесняется и забывается человеком не то плохое, что ему сделали окружающие, а то плохое, что он причинил себе или другим. С этим механизмом связана неблагодарность, все разновидности зависти и великое множество комплексов собственной неполноценности, которые вытесняются со страшной силой. Имеет значение, что человек не делает вид, а действительно забывает нежелательную, травмирующую его информацию, она полностью вытесняется из его памяти.
|
Проекция — бессознательный перенос на другое лицо собственных чувств, желаний и влечений, в которых человек не хочет себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость. Например, когда человек проявил агрессию в отношении другого, у него нередко возникает тенденция снизить привлекательные качества пострадавшего.
Идентификация — бессознательный перенос на себя чувств и качеств, которые присущи другому человеку и недоступны, но желательны для себя. У детей — это простейший способ усвоения норм социального поведения и этических норм. Например, мальчик бессознательно старается походить на отца и тем самым заслужить его любовь и уважение. В широком смысле идентификация — это неосознаваемое следование образам, идеалам, которое позволяет преодолеть свою слабость и чувство неполноценности.
Рационализация — обманное объяснение человеком своих желаний, поступков, которые в действительности вызваны причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. Например, переживая какую-либо психическую травму, человек защищает себя от ее разрушительного воздействия тем, что оценивает травмирующий фактор в сторону понижения значимости, т.е. не получив страстно желаемого, убеждает себя, что “не очень-то и хотелось”.
|
Замещение — перенос действия, направленного на недоступный объект, на действие с доступным объектом. Данный механизм разряжает напряжение, созданное недоступной потребностью, но не приводит к желаемой цели. Замещающая деятельность отличатся переводом активности в иной план. Например, из реального осуществления в мир фантазии.
Изоляция, или отчуждение — обособление внутри сознания травмирующих факторов для человека. При этом неприятные эмоции блокируются сознанием, т.е. нет связи межу эмоциональной окраской и событием. Этот вид защиты напоминает синдром отчуждения, для которого характерно чувство утраты эмоциональной связи с другими людьми, ранее значимыми событиями или собственными переживаниями, хотя их реальность и осознается.
43. Технология "Я-высказывание" (по 5 шагам):
Шаг. Факты.
Называются только факты, произошедшие в реальности, т. е. то, что произошло по факту.
Например: «Когда ты сказал мне, что я плохо выгляжу, я заплакала".
Шаг. Чувства.
Выражение чувств, касающихся этого факта. "Я чувствую..."
Например: «При этом я почувствовала обиду. Я обиделась».
Телесные ощущения. (можно рассказать и о них - смотрите по ситуации)
Выражение телесных ощущений, касающихся этих чувств. "Я ощущаю..."
Например: «У меня защипало в носу и захотелось расплакаться».
Шаг. Мысли.
Здесь высказываются мысли, предположения, гипотезы, фантазии,
интерпретации, идеи. "Я думаю", "Я предполагаю", "Мне кажется" и др.
Например: «Я думаю, что ты меня не любишь, и что тебе нет до меня дела».
Если на этом шаге замечаете, что захлестывают чувства, то возвращайтесь ко 2-у шагу.
Шаг. Желания.
Здесь высказываются любые желания, возможно мечты. То есть то, о чём бы Вы хотели попросить этого человека.
Например: «И я хочу тебя попросить, чтобы ты больше обращал на меня внимание и говорил мне, когда я выгляжу хорошо».
Этот шаг помогает в улаживании конфликтов, в установлении отношений.
Здесь так же возможно возвращение ко 2-у шагу, то есть к чувствам, которые Вы испытваете.
Шаг. Намерения.
Высказывание того, что собираешься делать и как, в связи с произошедшим фактом.
"Я собираюсь", "Я буду", "Я не буду".
Например: "А я буду стараться не говорить тебе постоянно о том, что ты меня не любишь".
5-й шаг применяется не всегда, а в зависимости от ситуации. Иногда достаточно лишь 4-х шагов. Тем не менее, нельзя пропускать никакой из 4-х шагов или менять их местами.
44. Среди переговорных техник принято выделять приемы активного слушания. Активное слушание необходимо для того, чтобы:
— продемонстрировать внимание к собеседнику, понимание содержания сказанного им;
— проверить правильность понимания сказанного;
— помочь говорящему высказать свои мысли.
Итак, перед Вами 8 приемов активного слушания: