Билет 33. Молодежная «исповедальная проза» периода оттепели: ее основные идейно-эстетические черты




(А. ГЛАД ИЛИН, А.КУЗНЕЦОВ, В.АКСЕНОВ и др.)

Журнал «Юность», 1955, Катаев: здесь молодые пишут о молодых и для молодых. Представители: Анатолий Гладилин, Анатолий Кузнецов, Василий Аксенов, Владимир Краковский, Илья Штемлер, Юлиан Семенов, Анатолий Приставкин, Элигий Ставский, Игорь Ефимов, Владимир Орлов.

Явление «рефлектирующего героя»

В их произведениях молодой современник предстал человеком, потерявшим цель в жизни, усомнившимся в затверженных с детства истинах, находящимся в остром конфликте с окружающей действительностью. В самых первых «исповедальных» повестях в такой роли выступали вчерашние школьники, делающие первые самостоятельные шаги в жизни.

Подлинной первопричиной разлада в душе героев прозы «Юности» был тот слом в самосознании советского общества, который произошел в начале «оттепели», когда зашатались идеологические мифы, насаждавшиеся в течение сорока лет, и этот слом острее всего сказался на моральном самочувствии самого молодого поколения, того поколения, которое с младенчества впитало в себя эти мифы, с детской доверчивостью и восторженностью доверяло им и никаких иных опор веры не знало и не имело.

Исходный момент конфликта в «исповедальной прозе» — мир оказался вовсе не таким, каким его рисовали в школе и книжках. Они смотрят на мир «кризисным взглядом», отталкиваясь от дискредитировавших себя готовых рецептов и школьных истин и стараясь найти подлинные, нелживые ценности, в которые можно верить.

Герои «исповедальной прозы» демонстративно отказываются от общепринятых норм литературной речи, зато они буквально купаются в молодежном жаргоне. Всякие там «закидоны» и «чувихи» не сходят с их языка. Жаргон этот — не язык избранных, а язык избранный — избранный для того, чтоб не говорить банальности.

Своим жаргоном ребята выделяют себя из общей массы, хоть както подчеркивают свою особость, неслиянность с теми, кто изъясняется на сером усредненном языке. Конечно, такой способ самоидентификации тоже несет на себе печать инфантилизма. Но зато можно подурачиться, повеселить себя и других — и это вполне отвечает настрою юности.

Главная беда была в том, что герои «исповедальной прозы» в поисках выходов из кризиса духа не находят новых духовных решений.

Уже по мере развития «исповедальной прозы» в ней наблюдалась парадоксальная тенденция: чем глубже проникал авторский взгляд в ту действительность, где жили и метались его молодые современники, тем сложнее и запутанней она виделась, тем труднее поддавалась соцреалистическим схемам.

Герой: молодой, рефлексирующий. Система не предполагала исканий людей, якобы у каждого определенное место. Герой чувствует кризис, пытается найти свое место. Кризис идеологии + подростковый кризис ->конфликты с миром.

Конфликт отцов и детей: молодым хочется яркой интересной жизни, а родители предлагают упорядоченную жизнь. Герои бунтуют: эпатажное поведение. Аксенов – стиляга.

Молодежный жаргон в литературе. Языковая игра: герои узнают других по речи – изменяется литературный тиль. Советскому языку может быть противопоставлен другой язык.

Аксенов «звездный билет». Бунт «звездных мальчиков» — это прежде всего протест против стандарта, отказ подчиняться старым нормам, это защита права быть самим собой и самому распоряжаться своей судьбой.

Они бунтуют стилем. Стилем поведения, стилем одежды, стилем речи. Принцип этого стиля — эпатаж: быть не как все, быть вопреки, поперек нормам и канонам. Если есть бунт – какая альтернатива? Никакой. Нет выхода. Герои становятся в итоге обычными членами общества, исчезает и языковой бунт.

Наиболее известные представители– Анатолий Кузнецов, Анатолий Гладилин, Борис Балтер, Василий Аксенов, Виктор Астафьев, Юрий Нагибин, Александр Рекемчук, Владимир Чивилихин, некоторые другие.

Их многое объединяет – время, стремление сказать новое слово, найти свой стиль, своего героя. Некоторые из них ощущали себя «измученными соцреализмом», как выразился Аксенов, пытались выйти из плена времени, прорваться в новое художественное измерение, которое виделось в западной культуре, в авангарде. Другие искали свой путь и новые формы. При этом все они не миновали романтической стадии развития, того «розового», юношеского периода, когда мир кажется необъятным, загадочным, открытым для свершений и заблуждений. Сами авторы были молодыми, были молодыми и их герои, и эта душевная созвучность делает раннюю «молодежную» прозу, как правило, светлой, оптимистичной. Да, еще во многом незрелой, недостаточно мудрой и глубокой, но молодость оправдывает многое. Зрелость придет позже, и там будут свои проблемы, но острое желание заявить о себе миру, «поставить» свой голос, не затеряться, – оно многого стоит в литературе.

В. Аксенов говорил, что он и его коллеги пришли в литературу, когда вокруг «ничего не было», было пусто вокруг. Они пытались порвать с традициями предшественников.

«Исповедальность», усиление личностного начала, поиск новых изобразительных средств – это тенденция 50-60-х, которая была присуща таким направлениям литературы, как военная («лейтенантская») проза (Ю. Бондарев, Г. Бакланов, К. Воробьев и др.), новой волне «деревенской прозы» 60-70-х годов (Ф. Абрамов, В. Астафьев, В. Белов, В. Шукшин и др.). Эти же черты, приемы читатель обнаруживает в прозе А. Битова, Ю. Трифонова, В. Конецкого и других писателей.

«Молодежная» проза обратила внимание на молодого городского героя с его проблемами жизненного и профессионального характера, нравственного выбора в условиях смены путей общественного развития, перехода от одного исторического периода к другому.

Анатолий Гладилин – один из «первопроходцев» молодежной прозы, автор «оттепельной» «Юности». В этом журнале в 1956 году (№ 9) была напечатана его повесть «Хроника времен Виктора Подгурского», в ней нашли свое воплощение характерные черты прозы нового направления.

Герои «Хроники…», действие которой происходит в 1953 году, – выпускники школы, они не сразу находят свою дорогу в жизни. Одни из них без дела фланируют по московским улицам, другие убивают время в барах, торчат в подворотнях. Однако все эти «стиляги» и «пижоны», отмечает писатель, вскоре поедут на целинные земли либо пойдут служить в армию, устроятся работать на завод или поступят в институт и станут полезными гражданами страны.

Гладилин говорил: один из мифов о шестидесятниках – «что у нас была очень легкая юность, очень легкая молодость, мы очень много печатались, купались в славе, деньгах и так далее». По его мнению, этот миф был рожден завистью. И в то же время он признавал: «нам действительно повезло. Мы оказались в нужное время в нужном месте. Наша литературная юность, в общем, была счастливой». «Нужным временем» была оттепель.

Автору было всего двадцать лет, когда повесть появилась в печати. Он говорил, что ему хотелось сказать «всю правду» о своем современнике, его мыслях и чувствах, его отношении к жизни. Хотелось уйти от некоторых привычных штампов, присущих многим книгам о молодежи. Отсюда – доверительная интонация повествования, разговорный язык, использование молодежного слэнга и т.п.

Важно, что «молодежная проза» уловила потребность обновления не только стиля, писательского инструментария, но и желание передать перемены в общественной атмосфере, настроениях, которые появились в результате «оттепели». Не последнюю роль играли и тенденции мирового литературного процесса: в это время стали чрезвычайно популярными произведения таких «модных» зарубежных писателей, как Ремарк, Хемингуэй, Селинджер и др.; они оказывали бесспорное влияние на творчество молодых литераторов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: