Примерная схема занятий:
1. Предварительный выбор педагогом в качестве образца
группы родственных слов для данного занятия.
2. Знакомство детей с предлагаемым образцом:
а) чтение педагогом образца;
б) запоминание детьми данной в качестве образца груп
пы родственных слов;
в) составление предложений с каждым из родственных слов, входящих в выбранную в качестве образца группу.
3. Чтение педагогом перечня слов, предложенных для «са
мостоятельного» образования детьми от них родствен
ных слов (по данному образцу) с установкой на выбор сло-
ва, подходящего к выбранному образцу.
Например, если для образца взята группа 1 (барсук —...), то для словообразования по аналогии подбираются слова «заяц» и «волк»; к группе 3 (малина —...) — «калина»; к группе 9 (уж —...) — «ёж» и т.д.
4. Составление нескольких предложений с выбранным словом.
5. Образование от выбранного слова родственных слов по
данному образцу.
Примечание
Данные образцы примерные и не могут полностью совпадать с вновь образованными группами («семьями ») родственных слов, что объясняется колоссальным богатством и разнообразием лексики русского языка.
Образцы для образования детьми родственных слов:
1. Барсук — барсучиха, барсучата, барсучонок,барсучья,
барсучок, барсучишка, барсучище, барсучоночек;
2. Ёрш — ершиха, ершонок, ершата, ёршик, ёршичек,
ершистый, ершом, ершиный, ершовый, ершище, ершиться;
Часть IV 23
3. Малина — малинка, малиночка, малиновый,
малинник, малинница, малиновка;
4. Ноготь — ноготок, ногтевой, ногтище, ногтистый,
ногтеед, ноготочек;
5. Олень — олениха, оленёнок, оленята, оленина, олений,
олененочек, оленевод, оленеводство, оленеводческий, оленятки;
6. Осина — осинка, осиночка, осинонька, осиновый,
осинник, подосиновик;
7. Птица — птичка, птичий, птичкин, птичник,
птиченька, птичница,птицелов, птицефабрика, птицеферма;
8. Стриж — стрижиха, стрижонок,стрижата, стрижиный,
стрижик, стрижичек, стрижище, стрижоночек;
9. Уж — ужиха, ужонок, ужата, ужик, ужоночек,
ужиные, ужом, ужовый, ужище;
10. Хвост — хвостик, хвостище, хвостатый, хвостишко,
бесхвостый, длиннохвостый, короткохвостый.
Слова для образования от них родственных слов с использованием образцов:
Ёж, чиж, морж, коготь, тюлень, тёлка, берёза, ус, заяц, волк, лось, калина, тёрн, ягода, липа, грач... (этот список при необходимости может быть бесконечно продолжен педагогом).
При затруднениях детей в слообразовании родственных слов в качестве вспомогательного приема (подсказки) используются вопросы педагога. Например: Кто детеныш (птенец) у чижа? — Чижонок.
Кто у чижа мама? — Чижиха.
Как ласково называют маленького чижонка? —
Чижоночек.
А как можно ласково назвать поющего чижа? —
Чижик, чижичек.
Чье веселое пение радует нас весной? — Чижиное.
И т.д.
24 Родственные слова
Содержание
Предисловие............................................................................... 3
Часть 1......................................................................................... 4
Часть II.................................................................................... 13
Часть III.................................................................................. 18
Часть IV.................................................................................... 22
КОНОВАЛЕНКО Вилена Васильевна
РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА
Л ексико-грамматические упражнения и словарь для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Работа печатается в авторской редакции
Издатель — А. П. Казаков
Обложка — Н. Надворская
Оригинал-макет — Н. Залипаева
ООО «Издательство ГНОМ и Д»
103045, г. Москва, ул. Садовая-Спасская, д. 4, стр. 1
Тел./ факс (095) 207-13-96, 207-27-37
E-mail: gnomlogoped@newmail.ru
Сдано в набор 11.04.04. Подписано в печать 06.05.04. Печать офсетная. Объем 2,5 п.л. Формат 60x90/16 Тираж 5 000 экз. Заказ №5173.
Отпечатано с готовых диапозитивов в ДПК Роспатента 142001, г. Домодедово, Каширское ш., д. 4, корп. 1