Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания.




Критерии оценки сформированности компетенций:

когнитивный компонент (знаниевый уровень) – определяет уровень знаний теоретических и методологических основ изучаемой дисциплины, творческих способностей обучаемых. На когнитивном уровне определяется также степень сформированности научно-теоретической и практической готовности к профессиональной деятельности;

интегративно - деятельностный компонент (уровень умений и навыков) – связан с овладением умениями и навыками, приобретаемым обучающимися в процессе освоения учебных дисциплин, способностью применять полученные теоретические знания в профессиональной деятельности (определяет практическое и оперативное применение знаний, опыт их проявления в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях);

личностный компонент – способствует определению уровня сформированности индивидуальных качеств обучаемых, ценностно-мотивационной сферы, коммуникативных умений (проявляется в осознании будущего выпускника (бакалавра) значимости профессионального саморазвития и личностного самосовершенствования и включает в себя профессионально важные качества, от которых зависит уровень сформированности профессиональных умений и навыков);

мотивационный компонент – ориентирует обучающихся на достижение успеха в профессиональной деятельности (характеризуется потребностью и стремлением овладевать общекультурными и профессиональными компетенциями и использовать их в процессе обучения, что является мотивацией для достижения успеха в профессиональной деятельности).

Этапы формирования профессиональных компетенций бакалавров:

1 Изучение теоретического материала на лекциях.

Формами обучения в педагогическом учебном заведении высшего профессионального образования традиционно являются лекции. Лекция позволяет решать большое количество информационных задач. Включение в лекцию элементов дискуссии позволяет изменить позицию студента из пассивно воспринимающего и затем воспроизводящего информацию в активного участника лекционного процесса (когда он думает, анализирует факты, делает выводы, определяет свое отношение к изучаемому предмету). Необходимость аргументации своей позиции побуждает студента к активному самообразованию, поиску дополнительной литературы по изучаемой проблеме. Лекции в учебном процессе необходимы, так как именно данная форма обучения дает возможность студентам увидеть всю широту изучаемого вопроса, его взаимосвязь с другими проблемами курса, почувствовать связь педагогики с другими науками. Поэтому лекционный курс, специально организованный, дает студенту направление в формировании теоретических профессиональных компетенций, позволяет ему увидеть пути и задуматься над способами своего профессионального роста, способствует выработке потребности в профессиональном педагогическом самосовершенствовании.

2 Проведение лабораторно-практических занятий.

Лабораторно-практические занятия и практика как организационные формы обучения позволяют сформировать у студентов систему профессиональных компетенций в области фармации, такую, что будущие специалисты оказываются выведенными на уровень проектирования. Главной целью практических занятий является обработка и закрепление новых знаний, перевод теоретических знаний в практические умения и навыки. Кроме того, задачей практических занятий является коррекция и контроль ранее усвоенных знаний. По итогам практических занятий оценивается успешность усвоения определенного объема знаний и успешность приобретения определенного перечня умений и навыков, т.е. практические занятия, позволяют как сформировать, так и реализовать сформированные компетенции.

Так, для бакалавров педагогического образования, профиль Технология, практические занятия являются ведущей организационной формой обучения. В рамках изучаемых общетехнических и технологических дисциплин эксперимент занимает ведущее место на практических занятиях. Обучаемые должны понимать, для чего необходимо сделать опыт, и как организовать эксперимент, чтобы решить поставленную перед ними задачу. Выполнение самой лабораторной работы требует владения определенными практическими приемами, умениями и навыками.

После окончания работы студенты должны самостоятельно сделать выводы, используя соответствующую теоретическую концепцию, и оформить отчет о проделанной работе. Процедура оформления отчета несет огромную смысловую нагрузку, поскольку в процессе оформления обучаемые учатся лаконичному и точному изложению мыслей, формулированию аргументированных выводов.

В учебных мастерских закладываются основы мастерства будущих бакалавров, здесь проявляется интерес и любовь к профессии, студенты приучаются к дисциплине труда, у них воспитывается потребность в качественном выполнении порученной работы. Организация процесса воспитания и обучения в учебных мастерских, методически грамотная подготовка и проведение уроков производственного обучения – важнейшая предпосылка дальнейшего изучения эффективности и качества всего учебного процесса.

Цель трудового обучения заключается в том, что студенты на основе полученных технологических знаний осваивают движения, приемы и способы выполнения действий и операций, необходимые для последующего формирования у них профессиональных компетенций, навыков и умений выполнения практических работ.

Таким образом, ключевые образовательные компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных дисциплин для каждой ступени обучения, играя интегративную роль в процессе взаимодействия образования, науки и практики.

3 Выполнение научно - исследовательских работ (участие в СНО).

Научно-исследовательские работы бакалавров играют в формировании профессиональных компетенций особую роль. Она формирует способности организовывать учебно-исследовательскую работу обучающихся, прогнозировать результаты профессионально-педагогической деятельности, проектировать и оснащать образовательно-пространственную среду для теоретического и практического обучения рабочих, проектировать и применять индивидуализированные, деятельностно и личностно ориентированные технологии и методики обучения. к поиску, созданию, распространению, применению новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач, к применению технологий формирования креативных способностей при подготовке рабочих, к проектированию комплекса учебно-профессиональных целей, задач и т.п.

Исследовательская работа позволяет актуализировать знания по теме, сформировать умение работать с информацией, расширить способы деятельности, развивать самостоятельность, контроль и самоконтроль. Назначение внеаудиторной исследовательской работы – расширить рамки программного материала по предметам с учетом особенностей профессиональной направленности.

Студент, принимая участие в научно-исследовательской работе, учится видеть проблемы, ставить задачи, воплощать решение в реальности, путем сбора необходимой информации, проведения анализа имеющихся данных, синтеза и оценки; нарабатывает навык публичных выступлений, становится компетентным в тех вопросах, которые изучает, учится управлять своим временем и собой для достижения поставленных целей.

4 Прохождении учебной, производственной и преддипломной практик.

Практика имеет целью комплексное освоение обучающимися всех видов профессиональной деятельности по направлению обучения, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы по специальности.

Учебная практика по специальности направлена на формирование у обучающихся умений, приобретение первоначального практического опыта и реализуется в рамках ООП ВПО по основным видам профессиональной деятельности для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной специальности.

Производственная (технологическая) практика направлена на формирование у обучающегося общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта и реализуется по каждому из видов профессиональной деятельности, предусмотренных ФГОС ВПО по направлению подготовки.

Преддипломная практика направлена на углубление первоначального практического опыта обучающегося, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности, а также на подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы.

5 Выполнение квалификационной (дипломной) работы.

Профессиональная компетентность специалиста оценивается уровнем сформированности профессиональных умений и навыков. Показателем сформированности является выполнение квалификационной (дипломной) работы по соответствующему направлению. Дипломная работа должна выявить уровень профессиональной эрудиции выпускника, его методическую подготовленность, владение исследовательскими умениями.

Квалификационная работа представляет собой самостоятельное логически завершенное исследование, связанное с решением научной или научно-практической задачи. При его выполнении студент должен показать способности и умения, опираясь на полученные знания, решать на современном уровне задачи профессиональной деятельности, грамотно излагать специальную информацию, докладывать и отстаивать свою точку зрения перед аудиторией.

При выполнении дипломной работы будущие специалисты решают достаточно сложные задачи, выдвигают проблемы, и находят принципиально новые нестандартные, нетривиальные, творческие решения.

Таким образом, ключевые образовательные компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных дисциплин для каждого этапа обучения, играя интегративную роль в процессе взаимодействия образования, науки и практики.

6 С амостоятельная работа студентов

Самостоятельная работа может выступать средством формирования общекультурных и профессиональных компетенций.

Самостоятельная работа студентов (СРС) является одним из эффективных средств развития и активизации творческой деятельности студентов. Ее можно рассматривать как главный резерв повышения качества подготовки специалистов.

 

Таблица 6 – Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации

Форма промежуточной аттестации Оценка Характеристика работы обучающегося
экзамен отлично Работа высокого качества, уровень выполнения отвечает всем требованиям, теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все учебные задания, предусмотренные основной образовательной программой, выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному
хорошо Уровень выполнения работы отвечает всем основным требованиям, теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все учебные задания, предусмотренные основной образовательной программой, выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки
удовлет-ворительно Уровень выполнения работы отвечает большинству основных требований, теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство учебных заданий, предусмотренных основной образовательной программой, выполнено, некоторые виды заданий выполнены с ошибками
  неудовлет-ворительно   Теоретическое содержание курса освоено частично, необходимые практические навыки работы не сформированы, большинство учебных заданий, предусмотренных основной образовательной программой, не выполнено, либо качество их выполнения оценено числом баллов, близким к минимальному; при дополнительной самостоятельной работе над материалом курса возможно повышение качества выполнения учебных заданий

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Вопросы для самопроверки знаний при самостоятельной работе над лекционным материалом.

1. Понятия «пожар, загорание», «пожарная опасность», «пожарная безопасность».

2. Основные направления обеспечения пожарной безопасности в РФ.

3. Законодательство Российской Федерации в области пожарной безопасности, законы и нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности.

4. Полномочия органов государственной власти в области пожарной безопасности. Обеспечение пожарной безопасности.

5. Права, обязанности и ответственность граждан, руководителей, предприятий в области пожарной безопасности.

6. Пожарная профилактика и ее задачи.

7. Понятия противопожарной защиты: огнестойкость, противопожарные преграды, противодымная защита зданий, обеспечение безопасности людей при пожаре, противопожарное водоснабжение.

8. Классификация стройматериалов по горючести: НГ, Г, Д, В, РП, Т.

9. Классификация зданий и сооружений по назначению, долговечности, огнестойкости и пожарной опасности.

10. Условия возникновения и прекращения горения. Полное и неполное горение. Процесс горения как окислительно-восстановительный процесс. Самовоспламенение и возгорание.

11. Температура самовоспламенения газов, жидкостей и твердых веществ. Процессы, протекающие при нагревании горючих веществ.

12. Виды источников зажигания и их воспламеняющая способность.

13. Склонность веществ к самовозгоранию. Самовозгорание и его виды. Совместимость веществ и материалов. Горение смесей газов и паров с воздухом.

14. Массовая и линейная скорость РП. Факторы, влияющие на нормальную скорость РП.

15. Воспламенение и горение жидкостей. Выгорание жидкостей со свободной поверхностью. Горение пылевоздушных смесей.

16. Поведение твердых веществ при нагревании и горение. Продукты разложения и воспламенение твердых веществ.

17. Назначение и виды противопожарных преград и требования, предъявляемые к ним.

18. Противодымная защита зданий и сооружений. Особенности противодымной защиты жилых зданий, театров, клубов, лестничных клеток и подвальных помещений.

19. Размещение помещений с горючими материалами (кладовые, мастерские, специальные учебные кабинеты, аптеки, архивы и т.д.) в общественных зданиях и сооружениях.

20. Противопожарный режим. Издание приказов, инструкций. Противопожарный инструктаж и его виды. Планы эвакуации людей. Требования к планам эвакуации. Знаки безопасности.

21. Понятие об эвакуации. Основные факторы, воздействующие на людей. Определение путей эвакуации и эвакуационных выходов. Основные требования к путям эвакуации.

22. Количество эвакуационных выходов из помещений и зданий, ширина и протяженность путей эвакуации, допустимость использования наружных эвакуационных лестниц. Незадымляемые лестничные клетки.

23. Требования пожарной безопасности к территориям населенны пунктов, зданий и сооружений. Требования пожарной безопасности по содержанию зданий сооружений и помещений.

24. Молниезащита зданий и сооружений. Категории зданий по молниезащите. Естественные и искусственные заземлители. Периодичность проверки заземлителей.

25. Пожарная опасность статического электричества. Защита от статического электричества.

26. Пожарная опасность отопления. Требования безопасности при устройстве печей.

27. Паровое, водяное и воздушное отопление и их пожарная опасность. Газовое отопление. Требования к установке газовых нагревательных приборов и газобаллонных установок.

28. Вентиляция и ее виды. Естественная и искусственная вентиляция. Гравитационные канальные системы. Вентиляционные каналы.

29. Пожарная опасность систем вентиляции: влияние на развитие пожара, возможность задымления при пожаре.

30. Электронагревательные приборы, применяемые в быту, их назначение, устройство и пожарная опасность.

31. Короткие замыкания (КЗ). Причины возникновения КЗ и их виды. Механизм возникновения КЗ. Влияние КЗ на работу электроустановок. Профилактика КЗ.

32. Перегрузки: сущность, причины возникновения, профилактика. Переходные сопротивления: сущность, причины возникновения, профилактика.

33. Искрение и электрические дуги. Тепловое воздействие электроприборов и ламп накаливания.

34. Безопасность электросетей. Общие сведения о проводах и кабелях, их маркировке. Аппараты защиты электросетей.

35. Общие понятия об устройстве плавких предохранителей и автоматических выключателей. Противопожарные мероприятия при устройстве и эксплуатации электропроводок.

36. Источники света и их пожарная опасность.

37. Основные требования ПБ к жилым зданиям, общежитиям, общественным зданиям.

38. Пожароопасные работы и основные требования ППБ.

39. Основные сведения об АУПТ и АУПС

40. Виды, физико-химические и огнетушащие свойства пен, область применения. Пенообразователи: назначение, виды, свойства. Правила хранения и проверки его качества.

41. Классификация и причины пожаров, их характеристика.

42. Стадии развития пожара и условия, способствующие его распространению.

43. Последствия пожаров.

44. мониторинг, статистика и прогнозирование пожаров.

45. Система оповещения о пожаре.

46. Действия и правила поведения при пожаре.

47. Способы и приемы тушения огня.

48. Характеристика основных огнетушащих веществ.

49. особенности огнетушащего средства (вода).

50. особенности огнетушащего средства (пена).

51. особенности огнетушащего средства (галогеноуглеводороды).

52. особенности огнетушащего средства (порошки).

53. характеристика противопожарного водоснабжения.

54. Техника, используемая дня тушения пожаров.

55. Способы эвакуации населения.

56. составные части планов эвакуации людей из зданий и сооружений на случай пожара.

57. Защита предприятий и населения от поражающих факторов пожаров и взрывов.

58. Меры пожарной безопасности.

59. Соблюдение мер пожарной безопасности в образовательном учреждении.

60. Обязанности граждан в области пожарной безопасности.

61. Действия руководителя, учителя и учащихся при пожаре.

62. Противопожарный режим. Правила противопожарного режима.

63. Концепция федерального закона «О пожарной безопасности»

64. Первичные средства пожаротушения

65. Пожар в транспорте, алгоритм поведения при пожаре в транспорте

66. Поражающие факторы взрыва и пожара

67. Правила безопасной эксплуатации электроприборов

68. Правила пользования огнетушителем

69. Противопожарная пропаганда и обучение мерам пожарной безопасности

70. Противопожарный инструктаж

71. Профилактика пожаров в школе

72. Соблюдение мер пожарной безопасности в образовательном учреждении.

73. Способы индивидуальной защиты при пожаре

74. Стадии развития пожара и условия, способствующие его распространению.

75. Система оповещения о пожаре.

76. Техника, используемая для тушения пожаров.

77. Цели и задачи работы школьных отрядов ДЮП

78. Требования к противопожарному оборудованию в общеобразовательном учреждении

Вопросы для текущего контроля знаний, полученных в процессе выполнения практических работ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: