Архипова, Е.Ф.
А87 Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. — М.: АСТ: Астрель, 2008. — 254, [2] с.: ил. - (Высшая школа).
АВТОМАТИЗАЦИЯ ПО МОДУЛЯМ От Архиповой Е.Ф.
Предлагаем начинать автоматизацию с уточнения произнесения гласных. Учат детей длительно, утрированно произносить (пропевать) гласные звуки с четкой, утрированной артикуляцией, стимулируя таким образом периферический отдел двигательного анализатора. Вводят зрительные опоры — символы для гласных звуков, которые не только подсказывают, какой гласный звук произносить, но и напоминают, что губы должны активно работать. Это обеспечивает четкость артикуляции.
- А
- О
- У
- и
- ы
- э
Желательно подключить и пальцевые упражнения на иппликаторе Кузнецова, который представляет собой небольшие коврики с игольчатой поверхностью, располагающиеся на рабочем столе ребенка. Упражнения выполняются в следующей последовательности:
Символы гласных | ||||||
Гласные | А | О | У | И | Ы | Э |
Участие пальцев | 1-й п | 2-й п | 3-й п | 4-й п | 5-й п | все пальцы |
Назва- ние паль- цев | большой палец | указа- тельный палец | средний палец | безы- мянный палец | мизинец | ладонь |
В двигательной и чувствительной проекциях коры головного мозга зоны пальцев рук и артикуляционного аппарата занимают значительное место и расположены рядом. Утрированная артикуляция гласных звуков способствует подаче более четких кинестезий в кору головного мозга, а движения пальцев руки подкрепляют моторные образы звуков, приводя большую часть коры головного мозга в возбужденное состояние, что способствует их запоминанию и впоследствии — воспроизведению. В связи с этим развитие статико-динамических ощущений четких артикуляционных кинестезии и тактильно-проприоцептивной стимуляции наилучшим образом происходит под воздействием раздражителей, в частности, иппликатора Кузнецова или подобных игольчатых поверхностей.
|
Уточнив артикуляцию гласных, научив детей активно работать губами при произнесении гласных звуков, а также после овладения ребенком поочередным прижатием каждым пальцем к игольчатой поверхности тренажера (игольчатые поверхности иппликатора Кузнецова, массажных щеток и др.) можно переходить к автоматизации поставленного звука:
Предлагаем 11 модулей (11 вариантов звукосочетаний) для автоматизации любого поставленного звука.
I модуль. Отдельное произнесение: С...Г (С — согласный, который автоматизируют, Г — гласный). Утрированно с интервалом артикулируются и длительно произносятся: «С—А, С—О, С—У, С—И, С— Ы». Одновременно с произнесением гласных пальцы обеих рук поочередно прижимаются к поверхности игольчатого тренажера. Ребенку напоминают, чтобы активно работали губы при произнесении гласного звука. Закрепляют значение символов:
-А — рот широко открыт
-О — губы вытянуты хоботком
-У — губы собраны в трубочку
-И — губы растянуты
- Ы— нижняя губа напряжена и обнажает
нижние зубы
— Э — губы прижимаются к верхним и нижним зубам с напряжением.
Последовательность работы на тренажере:
Символ гласного | ||||||
Изолированное произнесение | С-А | С-О | С-У | С-И | С-Ы | С-Э |
Участие пальцев | 1-й п | 2-й п | 3-й п | 4-й п | 5-й п | все пальцы |
Названи пальцев | большой | указательный | средний | безымянный | мизинец | вся ладонь |
Эти начальные упражнения по автоматизации необходимо проводить в умеренном темпе с акцентом на гласном звуке во время прижатия пальцев к иппликатору (тренажеру).
|
II модуль. СГ слитно (С — согласный, Г — гласный). Прямой слог.
Слитно и утрированно произносится поставленный звук в сочетании с гласными [а], [о], [у], [и], [ы], [э]. При этом совершаются пальцевые движения в виде прижимов к иппликатору (тренажеру) одновременно обеими руками. При затруднении в выполнении как надо делать, логопед не только показывает, но и помогает ребенку, выбирая и прижимая соответствующие его пальцы к тренажеру.
Последовательность работы на тренажере:
Символ гласного | ||||||
Слитное про- изнесение | СА | СО | СУ | СИ | СЫ | СЭ |
Участие | 1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-й | вся |
пальцев | палец | палец | палец | палец | палец | ладонь |
Варьируют это упражнение, меняя силу голоса от громкого до тихого, делая акценты на одном из слогов. Напоминают, чтобы активно работали губы при произнесении гласных. Затем переходят к автоматизации в словах и предложениях.
Автоматизация звука в прямых слога СГ в сочетании с гласным [а]: в словах, содержащих прямой слог (согласный + гласный) с ударением на нем и без ударения на нем; в словосочетаниях и предложениях, содержащих слова с прямым слогом СГ с ударением и без ударения на нем. Пальцевые движения на иппликаторе выполняют большие пальцы обеих рук в словах на слог СА.
Автоматизация звука в прямых слогах СГ в сочетании с гласным [о]: в словах, содержащих прямой слог СГ с ударением и без ударения на нем; в словосочетаниях и предложениях, содержащих слова с прямым слогом СГ с ударением и без ударения на нем. Пальцевые движения на иппликаторе выполняют указательные пальцы обеих рук в словах на слог СО.
|
Автоматизация звука в прямых слогах СГ в сочетании с гласным [у]: в словах, содержащих прямой слог СГ с ударением на нем и без ударения на нем; в словосочетаниях и предложениях, содержащих слова с прямым слогом СГ с ударением и без ударения на нем. Пальцевые движения на иппликаторе выполняют средние пальцы обеих рук в словах на слог СУ.
Автоматизация звука в прямых слогах СГ в сочетании с гласным [и]: (при условии, что мягкий согласный звук, парный отрабатываемому твердому согласному звуку, произносится ребенком изолированно верно) в словах, содержащих прямой слог СГ с ударением и без ударения на нем; в словосочетаниях и предложениях, содержащих слова с прямым слогом СГ с ударением и без ударения на нем. Пальцевые движения на иппликаторе выполняют безымянные пальцы обеих рук в словах на слог СИ.
Автоматизация звука в прямых слогах СГ в сочетании с гласным [ы]: в словах, содержащих прямой слог СГ с ударением на нем и без ударения на нем: в словосочетаниях и предложениях, содержащих слова с прямым слогом СГ с ударением и без ударения на нем. Пальцевые движения на аппликаторе выполняют мизинцы обеих рук в словах на слог СЫ.
Автоматизация звука в прямых слогах СГ в сочетании с гласным [э]: (в русском языке редко встречаются слова со звуком [э] в середине слова) в словах, содержащих прямой слог СГ с ударением на нем и без ударения на нем; в словосочетаниях и предложениях, содержащих слова с прямым слогом СГ с ударением и без ударения на нем. В словах на слог СЭ — прижимаются к иппликатору ладони обеих рук. Утрированная артикуляция для согласного и гласного является обязательным требованием при автоматизации звука в словах и простых словосочетаниях.
III модуль. Г...С (С — согласный, который автоматизируют, Г — гласный звук). Утрированно с интервалом артикулируются и длительно произносятся «А-С, О-С, У-С, И-С, Ы-С, Э-С». Одновременно с произнесением гласных пальцы обеих рук поочередно прижимаются к поверхности иппликатора (игольчатого тренажера). Напоминают ребенку, чтобы активно работали губы при произнесении гласного звука.
Показывают символы: — А — рот широко открыт,
— О — губы вытянуты хоботком, — И — губы растянуты и др.
Последовательность работы на тренажере:
Символ гласного | ||||||
Изолированное произнесение | А-С | 0-С | У-С | И-С | Ы-С | э-с |
Участие пальцев | 1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-й | вся ладонь |
К иппликатору поочередно прижимаются пальцы обеих рук при произнесении гласных.
IV модуль. ГС слитно (обратный слог). С — автоматизируемый согласный звук, Г — гласный звук. Слитно и утрированно произносится гласный звук с поставленным согласным звуком. При этом пальцы обеих рук поочередно, начиная с большого пальца, прижимаются к иппликатору. При затруднениях в выполнении ребенку помогают поочередно прижимать соответствующие пальцы.
Последовательность работы на тренажере:
Символ гласного | ||||||
Слитное произнесение | АС | ОС | УС | ИС | ЫС | ЭС |
Участие пальцев | 1-й п | 2-й п | 3-й п | 4-й п | 5-й п | вся ладонь |
Варьируют упражнения, меняя не только силу голоса, но и акценты на отдельных слогах. Напоминают ребенку, что при произнесении гласных должны активно работать губы (показываем символы звуков).
Автоматизация звука в обратных слогах ГС в сочетании с гласным [а]: в словах, содержащих обратный слог ГС с ударением и без ударения на нем; в словосочетаниях и предложениях, содержащих слова с обратным слогом ГС с ударением и без ударения на нем. Пальцевые движения на иппликаторе выполняются большими пальцами обеих рук в словах на слог АС.
Автоматизация звука в обратных слогах ГС в сочетании с гласным [о]: в словах, содержащих обратный слог ГС с ударением и без ударения на нем; в словосочетаниях и предложениях, содержащих слова с обратным слогом ГС с ударением и без ударения на нем. Пальцевые движения на иппликаторе выполняются указательными пальцами обеих рук в словах на слог ОС.
Автоматизация звука в обратных слогах ГС в сочетании с гласным [у]: в словах, содержащих обратный слог ГС с ударением на нем и без ударения на нем; в словосочетаниях и предложениях, содержащих слова с обратным слогом ГС с ударением и без ударения на нем. Пальцевые движения на иппликаторе выполняются средними пальцами обеих рук в словах на слог УС.
Автоматизация звука в обратных слогах ГС в сочетании с гласным [и]: в словах, содержащих обратный слог ГС с ударением и без ударения на нем; в словосочетаниях и предложениях содержащих слова со слогом ГС с ударением и без ударения на нем. Пальцевые движения на иппликаторе выполняют безымянные пальцы обеих рук в словах на слог СИ.
Автоматизация звука в обратных слогах ГС в сочетании с гласным [ы]: в словах, содержащих обратный слог ГС с ударением на нем и без ударения на нем; в словосочетаниях и предложениях, содержащих слова с обратным слогом ГС с ударением и без ударения на нем. Пальцевые движения на иппликаторе выполняют мизинцы обеих рук в словах на слог СЫ.
Автоматизация звука в обратных слогах ГС в сочетании с гласным [э]: в словах, содержащих обратный слог ГС с ударением на нем и без ударения на нем; в словосочетаниях и предложениях, содержащих слова с обратным слогом ГС с ударением и без ударения на нем. В словах на слог ЭС прижимаются к иппликатору ладони обеих рук. Утрированная артикуляция для гласных звуков и согласных является обязательным требованием при автоматизации звука в словах и простых словосочетаниях.
V модуль. ГСГ (интервокальная позиция) Г — гласные, С — автоматизируемый звук. Утрированно артикулируются гласные и поставленный и автоматизируемый звук. Внимание обращают на переключения артикуляции с гласного на согласный и вновь на гласный. Произнесение можно сопровождать пальцевыми движениями на иппликаторе.
Приводим варианты звукосочетания для автоматизации, где С — любой автоматизируемый звук.
АСА | ОСА | УСА | ИСА | ЫСА | ЭСА | |
АСО | ОСО | УСО | ИСО | ЫСО | эсо | |
АСУ | ОСУ | УСУ | ИСУ | ЫСУ | ЭСУ | |
АСИ | ОСИ | УСИ | иси | ыси | эси | |
АСЫ | ОСЫ | УСЫ | исы | ысы | эсы | |
АСЭ | ОСЭ | УСЭ | исэ | ысэ | эсэ |
Автоматизацию в интервокальной позиции можно проводить по этой таблице в двух вариантах, одновременно выполняя пальцевые движения на тренажере с игольчатой поверхностью.
Первый вариант, когда автоматизируют звукосочетания, расположенные в вертикальных колонках.
Вот пример упражнений по 1-й вертикальной колонке:
Символы гласных | ||||||
Звукосочетание ГСГ | АСА | АСО | АСУ | АСИ | АСЫ | АСЭ |
Участие пальцев | 1-Й-1-Й | 1-Й-2-Й | 1-й-З-й | 1-Й-4-Й | 1-Й-5-Й | 1-й-вся ладонь |
Демонстрируем схему упражнений по 4-й вертикальной колонке. Как и в первом примере, так и в этом первый гласный не меняется во всех звукосочетаниях.
Символы гласных | ||||||
Звукосочетание ГСГ | ИСА | ИСО | ИСУ | ИСИ | ИСЫ | ИСЭ |
Участие пальцев | 4-Й-1-Й | 4-Й-2-Й | 4-й-З-й | 4-Й-4-Й | 4-й—5-й | 4-й-вся ладонь |
Второй вариант, когда автоматизируют звукосочетания, которые расположены в таблице по горизонтали. В этом варианте меняется первый гласный звук, а последний гласный постоянный в структуре звукосочетания ГСГ.
Приведем схему упражнений по первой горизонтальной полосе.
Символы гласных | ||||||
Звукосочетание ГСГ | АСА | ОСА | УСА | ИСА | ЫСА | ЭСА |
Участие пальцев | 1-Й-1-Й | 2-Й-1-Й | З-й-1-й | 4-й—1-й | 5-Й-1-Й | вся ладонь -1-й |
Таким образом отрабатывают все 6 горизонтально расположенных цепочек звукосочетаний. Автоматизация согласного звука в интервальной позиции при утрированной артикуляции гласных и согласных стимулирует четкие кинестезии, которые запоминаются, а затем и воспроизводятся в спонтанной речи в более четкой артикуляции.
Вводимые символы гласных напоминают детям о необходимости активно работать губами, что и обеспечивает утрированность артикуляции и четкость произнесения звукосочетания. В данном упражнении это интервокальная позиция согласного — ГСГ.
В последующем автоматизируют это звукосочетание в словах, где С — любой автоматизируемый звук.
На звук [с] - ОСА, УСЫ, ОСЫ, ОСИНА, УСИКИ и др.
На [л] - УЛЫБКА, УЛИТКА, УЛОВ и др.
На звук [р] - АРОМАТ, ОРУЖИЕ, УРАГАН, УРОК, ИРИС и др.
На звук [ш] - ОШИБКА, УШИ, ИШАК и др.
Затем включают отработанные звукосочетания в словосочетания, в предложения, в спонтанную речь.
VI модуль СГСN
. С — автоматизируемый звук, Г — гласный звук, СN — согласный звук, который в речи ребенка произносится правильно. Утрированно артикулируются все звуки, входящие в структуру слога СГСN, среди которых могут быть и слова (например, СОМ, СОН, СУК и др.). Внимание обращают на четкость артикуляционных движений при переключении с одной артикуляции на другую. Произнесение можно сопровождать пальцевыми движениями на иппликаторе (тренажере с игольчатой поверхностью). Приводим варианты звукосочетаний.
и т.д. | ||||||||||
САБ | САВ | САГ | САД | САЖ | САЗ | САК | САЛ | САМ | СN в конце слога произносить: Н, П, Р, С Т, Ф, X, ц, ч, ш,щ | |
СОБ | СОВ | СОГ | сод | сож | соз | сок | СОЛ | сом | ||
СУБ | СУВ | СУГ | СУД | СУЖ | СУЗ | СУК | СУЛ | СУМ | ||
СИБ | СИВ | СИГ | сид | сиж | сиз | сик | сил | СИМ | ||
СЫБ | СЫВ | сыг | сыд | сыж | сыз | сык | сыл | сым | ||
СЭБ | СЭВ | сэг | сэд | сэж | сэз | сэк | СЭЛ | СЭМ |
В данной таблице С на первом месте обозначает любой автоматизируемый звук, а в конце слога используется правильно произносимый звук СN
При проведении упражнений по автоматизации слога СГСN на иппликаторе четко артикулируют все три звука в умеренном темпе и одновременно последовательно прижимают пальцы обеих рук к игольчатой поверхности иппликатора (тренажера).
Слоги с сохран- | САБ | СОБ | СУБ | СИБ | СЫБ | СЭБ |
ным согласным | САВ | СОВ | СУВ | СИВ | СЫВ | СЭВ |
звуком в конце | ||||||
Участие | 1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-й | вся |
пальцев | палец | палец | палец | палец | палец | ладонь |
Далее возможно закрепление звука в структуре слога СГС в словах. Например, автоматизируем звук [с] - САБЛЯ, СИГНАЛ, СУДНО, СУКНО, СУМКА, САНКИ и др.;
автоматизируем звук [ш] — ШУБКА, ШАГНУЛ, ШУТКА, ШАПКА, ШАХТА и др.;
автоматизируем звук [л] — ЛАВКА, ЛОДКА, ЛУЖКИ, ЛЫЖНЯ, ЛАМПА, ЛАСТЫи др.
В ходе занятия уточняют значения слов, используемых при автоматизации.
Используемые при автоматизации символы гласных напоминают ребенку о необходимости активно работать губами при произнесении гласных. Это формирует прочные кинестезии, обеспечивает четкость произнесения слогов.
Такого плана тренировки органов артикуляции на переключение с одной артикуляции на последующую, проводимые в утрированном и умеренном темпах, создают прочные кинестетические и проприоцептивные ощущения. Формируется стереотип новых четких артикулем. Забегая вперед, можно сказать, что такого плана тренинг способствует предупреждению дисграфических ошибок на письме у детей со стертой дизартрией. Это касается моторной (артикуляторно-акустической) дисграфии, в основе которой лежит несформированность кинестетических образов звуков. При письме, при внутреннем проговаривании не происходит опоры на правильную артикуляцию. У детей со стертой дизартрией редуцированное (нечеткое, краткое, смазанное) произнесение гласных звуков отражается на письме в виде пропусков, замен гласных звуков. Это один из специфических видов дисграфических ошибок у детей со стертой дизартрией. Предлагаемая система упражнений, предусматривающая утрированную артикуляцию гласных и согласных звуков, способствует подаче более четких кинестезии в кору головного мозга, а движения пальцев обеих рук по иппликатору подкрепляют моторные образы звуков.
VII модуль. СN ГС. СN — согласный звук, который в речи ребенка произносится правильно; Г — гласный звук, С — автоматизируемый звук.
Утрированно артикулируются все звуки, входящие в структуру слога СNГС. Внимание обращают на четкость (утрированность) артикуляционных движений при произнесении всех звуков и при переключении с одной артикуляции на другую. Автоматизацию звука можно сопровождать пальцевыми движениями на иппликаторе (тренажере).
Приводим варианты звукосочетаний
и т.д. | ||||||||||
БАС | ВАС | ГАС | ДАС | ЖАС | ЗАС | КАС | ЛАС | МАС | в начале слога СN: Н, П,Р, с, т, Ф, X, Ц, ч, ш, Щ | |
БОС | вое | ГОС | ДОС | жос | зос | кос | лос | МОС | ||
БУС | ВУС | ГУС | ДУС | ЖУС | ЗУС | КУС | ЛУС | МУС | ||
БИС | ВИС | гис | дис | жис | зис | кис | лис | мис | ||
БЫС | ВЫС | гыс | Дыс | жыс | зыс | кыс | лыс | мыс | ||
БЭС | ВЭС | ГЭС | ДЭС | жэс | зэс | кэс | лэс | мэс |
В данной таблице в конце находится С — любой автоматизируемый звук, а на первом месте правильно произносимый звук
При включении в автоматизацию пальцевых движений на иппликаторе четко артикулируют все три звука в умеренном темпе и одновременно последовательно поочередно прижимают пальцы обеих рук к игольчатой поверхности иппликатора.
БАС | БОС | БУС | БИС | БЫС | БЭС |
ВАС | ВОС | ВУС | ВИС | ВЫС | ВЭС |
ГАС | ГОС | ГУС | ГИС | ГЫС | ГЭС |
и т. д. | |||||
1-й палец | 2-й палец | 3-й палец | 4-й палец | 5-й палец | вся ладонь |
Далее возможно закрепление звука в структуре
слога СГС в словах. Например, закрепляем звук [с] N
в словах БАСНЯ, ВОСТОК, ГОСТИ, ДОСКИ, КОСТИ, ЛАСКА, МАСКА, МИСКА и т. д.
Если же закрепляем звук [л] в структуре слога СГС, можно предложить для автоматизации слова:
N
БАЛКА, БУЛКА, ВИЛКА, ГАЛКА, ЖАЛКО, ПАЛКА и др.
В ходе занятия объясняют детям значения слов,
которые включают в лексический материал.
VIII модуль. ССNГ. Слог со стечением согласных. СN — автоматизируемый звук,
— звук, который ребенок произносит правильно, Г — гласный звук.
Утрированно артикулируются все звуки, входящие в структуру слога ССГ. Внимание ребенка обращаем на четкий переход от одного звука к другому. Напоминаем, что активно работают губы. Для гласных вводимые символы напоминают, что для звука А — рот широко открыт, для звука О — вытягиваются хоботком, для звука И — губы растягиваются в стороны, для звука Ы— нижняя губа больше напряжена и обнажает нижние зубы, для звука Э — губы прижимаются к верхним и нижним зубам с напряжением.
Приводим варианты звукосочетаний со стечением согласных звуков. В данной таблице С — любой автоматизированный звук; СN — звук, который ребенок произносит верно; Г — гласные [а, о, у, и, ы, э] — которые ребенок должен утрированно, т. е. активно работая губами, произносить.
и т.д. | ||||||||||
сба | сва | сга | сда | сжа | сза | ска | сла | сма | в середине слога СN: н, п, Р, с, т, ф, x, ц, ч, ш, щ | |
сбо | сво | Cго | сдо | CЖО | СЗО | ско | СЛО | смо | ||
сбу | сву | сгу | сду | сжу | сзу | ску | СЛУ | ему | ||
сби | сви | сги | сди | сжи | сзи | ски | ели | сми | ||
сбы | свы | сгы | сды | сжы | сзы | скы | слы | смы | ||
сбэ | свэ | сгэ | сдэ | сжэ | сзэ | скэ | слэ | смэ |
Можно при выполнении данного вида упражнений при автоматизации звука в структуре слога ССГ включать пальцевые упражнения на иппликаторе. Одновременно с четким произнесением двух первых согласных звуков проводят нажимы пальцами на иппликатор на гласные звуки. Представленную выше таблицу можно использовать в двух вариантах. Первый вариант, когда последовательно отрабатываются слоги вертикального столбца (работают поочередно все пальцы), а второй вариант, когда отрабатываются слоги, расположенные по горизонтали. Во втором варианте к иппликатору прижимается какой-то один палец в зависимости от участия в нем гласного. Приводим примеры использования при автоматизации слога со стечением согласных оба варианта.
1 вариант (он применялся в предыдущих модулях)
СБА | СБО | СБУ | СБИ | СБЫ | СБЭ |
СБА | СВО | СВУ | СВИ | СВЫ | СВЭ |
СГА | сго | СГУ | СГИ | СГЫ | СГЭ |
и т. д. | |||||
1-й палец | 2-й палец | 3-й палец | 4-й палец | 5-й палец | вся ладонь |
2 вариант
Б | СБА | СБО | СБУ | СБИ | СБЫ | СБЭ | |
В | СВА | СВО | СВУ | СВИ | СВЫ | СВЭ | |
Г | СГА | сго | СГУ | СГИ | СГЫ | СГЭ | |
Д | СДА | сдо | СДУ | СДИ | сды | сдэ | |
ж | СЖА | СЖО | СЖУ | сжи | сжы | сжэ | |
СЗА | СЗО | СЗУ | сзи | сзы | сзэ | ||
к | СКА | СКО | СКУ | СКИ | СКЫ | скэ | |
л | СЛА | СЛО | СЛУ | сли | слы | слэ | |
м | СМА | СМО | СМУ | СМИ | смы | смэ | |
н | СНА | сно | СНУ | сни | сны | снэ | |
п | СПА | спо | СПУ | спи | спы | спэ | |
р | СРА | СРО | СРУ | СРИ | СРЫ | СРЭ | |
с | ССА | ссо | ССУ | ССИ | ссы | ссэ | |
т | СТА | сто | СТУ | сти | сты | стэ | |
ф | СФА | СФО | СФУ | СФИ | СФЫ | СФЭ | |
X | СХА | схо | СХУ | схи | схы | схэ | |
ц | СЦА | сцо | СЦУ | сци | сцы | сцэ | |
ч | СЧА | счо | СЧУ | счи | счы | счэ | |
ш | США | сшо | СШУ | сши | сшы | сшэ | |
щ | СЩА | сщо | СЩУ | сщи | сщы | сщэ | |
Участие пальцев | Работает 1-й палец | Работает 2-й палец | Работает 3-ий палец | Работает 4-й палец | Работает 5-й палец | Работает вся ладонь |
Символ гласного
Далее можно закреплять продуктивные модули слогов структуры — ССN Г в словах, словосочетаниях, предложениях. Сначала используем этот слог в начале слова, а затем и в середине слова. Приводим примеры слов.
При закреплении звука [с]: СБИТЬ, СВОБОДА, СВИНЬЯ, СДАЧА, СЖАТЬ, СКАЛА, СКОЛЬКО, СЛАБЫЙ, СЛОВО, СЛУЧАЙ, СЛИВАТЬ, СЛЫШАТЬ, СНОВА, СНЫ, СПАСИБО, СПОКОЙНО, СПУТАТЬ, СПИНА, СТАЯ, СТАДО и др.
При закреплении звука [ш]: ШВЫ, ШКАФЫ, ШКОЛА, ШКУРА, ШЛА, ШНУРОК, ШПАЛЫ, ШПУЛЬКА, ШПИНАТ, ШТАНЫ, ШТОРЫ, ШХУНА и др.
IX модуль. СNСГ — Слог со стечением согласных, где автоматизируемый звук С стоит в середине.
Требование утрированности артикуляции звуков сохраняется. Напоминаем об активной работе губ при артикуляции гласных и согласных звуков. Используем символы гласных, которые помогают ребенку не забывать об особенностях артикуляции гласных. Вариант слога ССГ — трудный, так как автоматизируемый звук стоит в середине и ребенок должен успеть перестроиться на правильную артикуляцию звука, который еще неустойчив и требует высокой степени самоконтроля. Поэтому логопед показывает замедленную артикуляцию отдельных слогов. Начинают отрабатывать слоги конструкции ССГ в замедленном темпе. Логопед объясняет и показывает перед зеркалом, как меняется положение губ на каждый звук. Например, слог БСУ. Логопед показывает как на звук [б] губы сомкнулись, потом они растянулись на звук [с], а на звук [у] они собрались в трубочку.
Приводим варианты звукосочетаний со слогом СNСГ. В нашей таблице С обозначает любой автоматизируемый звук.
БСА | ВСА | ГСА | ДСА | ЖСА | ЗСА | КСА | ЛСА | МСА | В начале слога СN,а в середине слога С, т. е. звук, который отрабатываем. Слоги со звуками н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. | |
БСО | ВСО | ГСО | ДСО | жсо | зcо | ксо | лсо | мсо | ||
БСУ | ВСУ | ГСУ | ДСУ | ЖСУ | ЗСУ | КСУ | ЛСУ | МСУ | ||
БСИ | ВСИ | гcи | дси | жcи | зcи | кси | лcи | мси | ||
БСЫ | ВСЫ | гсы | дсы | жсы | зсы | ксы | лсы | мсы | ||
БСЭ | ВСЭ | гсэ | дcэ | жсэ | зсэ | ксэ | лcэ | мсэ |
После освоения четкого произнесения звука С, обозначающего любой автоматизируемый звук ([с], [ш], [л], [р], [ч] и др.) в середине данной конструкции слога ССГ, можно подключить пальцевые движения на иппликаторе. Этот тренинг способствует активизации и закреплению артикуляционных и пальцевых кинестезий, лежащих в основе формирования нового речевого стереотипа, т. е. навыка и умения использовать поставленный звук в разных фонетических контекстах.
Приведенную в IX модуле таблицу, где представлены разные сочетания звуков в конструкции слога
СN CГ, можно использовать в двух вариантах.