Дифференциацию же звуков




Архипова, Е.Ф.

А87 Коррекционно-логопедическая работа по преодо­лению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. — М.: АСТ: Астрель, 2008. — 254, [2] с.: ил. - (Высшая школа).

 

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПО МОДУЛЯМ От Архиповой Е.Ф.

 

Предлагаем начинать автоматиза­цию с уточнения произнесения гласных. Учат детей длительно, утрированно произносить (пропевать) глас­ные звуки с четкой, утрированной артикуляцией, сти­мулируя таким образом периферический отдел дви­гательного анализатора. Вводят зрительные опоры — символы для гласных звуков, которые не только подсказывают, какой гласный звук произносить, но и напоминают, что губы должны активно работать. Это обеспечивает четкость артикуляции.

- А

- О

- У

- и

- ы

- э

Желательно подключить и пальцевые упражнения на иппликаторе Кузнецова, который представляет собой небольшие коврики с игольчатой поверхно­стью, располагающиеся на рабочем столе ребенка. Упражнения выполняются в следующей последова­тельности:

 

Символы гласных  
Гласные А О У И Ы Э
Участие пальцев 1-й п 2-й п 3-й п 4-й п 5-й п все пальцы
Назва- ние паль- цев большой палец указа- тельный палец средний палец безы- мянный палец мизинец ладонь

В двигательной и чувствительной проекциях коры головного мозга зоны пальцев рук и артикуляцион­ного аппарата занимают значительное место и распо­ложены рядом. Утрированная артикуляция гласных звуков способствует подаче более четких кинестезий в кору головного мозга, а движения пальцев руки подкрепляют моторные образы звуков, приводя боль­шую часть коры головного мозга в возбужденное со­стояние, что способствует их запоминанию и впос­ледствии — воспроизведению. В связи с этим развитие статико-динамических ощущений четких артикуля­ционных кинестезии и тактильно-проприоцептивной стимуляции наилучшим образом происходит под воз­действием раздражителей, в частности, иппликатора Кузнецова или подобных игольчатых поверхностей.

Уточнив артикуляцию гласных, научив детей ак­тивно работать губами при произнесении гласных звуков, а также после овладения ребенком поочередным прижатием каждым пальцем к игольчатой по­верхности тренажера (игольчатые поверхности иппликатора Кузнецова, массажных щеток и др.) мож­но переходить к автоматизации поставленного звука:

Предлагаем 11 модулей (11 вариантов звукосочета­ний) для автоматизации любого поставленного звука.

I модуль. Отдельное произнесение: С...Г (С — со­гласный, который автоматизируют, Г — гласный). Утрированно с интервалом артикулируются и дли­тельно произносятся: «С—А, С—О, С—У, С—И, С— Ы». Одновременно с произнесением гласных пальцы обеих рук поочередно прижимаются к поверхности игольчатого тренажера. Ребенку напоминают, чтобы активно работали губы при произнесении гласного звука. Закрепляют значение символов:

 

-А — рот широко открыт

-О — губы вытянуты хоботком

-У — губы собраны в трубочку

-И — губы растянуты

- Ы— нижняя губа напряжена и обнажает

нижние зубы

— Э — губы прижимаются к верхним и нижним зубам с напряжением.

 

Последовательность работы на тренажере:

Символ гласного  
Изолирован­ное произ­несение С-А С-О С-У С-И С-Ы С-Э
Участие пальцев 1-й п 2-й п 3-й п 4-й п 5-й п все пальцы
Названи пальцев боль­шой указа­тельный средний безы­мянный мизи­нец вся ла­донь

Эти начальные упражнения по автоматизации не­обходимо проводить в умеренном темпе с акцентом на гласном звуке во время прижатия пальцев к иппликатору (тренажеру).

II модуль. СГ слитно (С — согласный, Г — глас­ный). Прямой слог.

Слитно и утрированно произносится поставлен­ный звук в сочетании с гласными [а], [о], [у], [и], [ы], [э]. При этом совершаются пальцевые движения в виде прижимов к иппликатору (тренажеру) одно­временно обеими руками. При затруднении в выпол­нении как надо делать, логопед не только показыва­ет, но и помогает ребенку, выбирая и прижимая со­ответствующие его пальцы к тренажеру.

Последовательность работы на тренажере:

Символ гласного  
Слитное про- изнесение СА СО СУ СИ СЫ СЭ
Участие 1-й 2-й 3-й 4-й 5-й вся
пальцев палец палец палец палец палец ладонь

Варьируют это упражнение, меняя силу голоса от громкого до тихого, делая акценты на одном из сло­гов. Напоминают, чтобы активно работали губы при произнесении гласных. Затем переходят к автомати­зации в словах и предложениях.

Автоматизация звука в прямых слога СГ в сочета­нии с гласным [а]: в словах, содержащих прямой слог (согласный + гласный) с ударением на нем и без уда­рения на нем; в словосочетаниях и предложениях, содержащих слова с прямым слогом СГ с ударением и без ударения на нем. Пальцевые движения на иппликаторе выполняют большие пальцы обеих рук в словах на слог СА.

Автоматизация звука в прямых слогах СГ в соче­тании с гласным [о]: в словах, содержащих прямой слог СГ с ударением и без ударения на нем; в слово­сочетаниях и предложениях, содержащих слова с прямым слогом СГ с ударением и без ударения на нем. Пальцевые движения на иппликаторе выполняют указательные пальцы обеих рук в словах на слог СО.

Автоматизация звука в прямых слогах СГ в соче­тании с гласным [у]: в словах, содержащих прямой слог СГ с ударением на нем и без ударения на нем; в словосочетаниях и предложениях, содержащих сло­ва с прямым слогом СГ с ударением и без ударения на нем. Пальцевые движения на иппликаторе выпол­няют средние пальцы обеих рук в словах на слог СУ.

Автоматизация звука в прямых слогах СГ в соче­тании с гласным [и]: (при условии, что мягкий со­гласный звук, парный отрабатываемому твердому со­гласному звуку, произносится ребенком изолирован­но верно) в словах, содержащих прямой слог СГ с ударением и без ударения на нем; в словосочетаниях и предложениях, содержащих слова с прямым слогом СГ с ударением и без ударения на нем. Пальцевые движения на иппликаторе выполняют безымянные пальцы обеих рук в словах на слог СИ.

Автоматизация звука в прямых слогах СГ в соче­тании с гласным [ы]: в словах, содержащих прямой слог СГ с ударением на нем и без ударения на нем: в словосочетаниях и предложениях, содержащих слова с прямым слогом СГ с ударением и без ударения на нем. Пальцевые движения на аппликаторе выпол­няют мизинцы обеих рук в словах на слог СЫ.

Автоматизация звука в прямых слогах СГ в сочета­нии с гласным [э]: (в русском языке редко встреча­ются слова со звуком [э] в середине слова) в словах, содержащих прямой слог СГ с ударением на нем и без ударения на нем; в словосочетаниях и предложениях, содержащих слова с прямым слогом СГ с ударением и без ударения на нем. В словах на слог СЭ — при­жимаются к иппликатору ладони обеих рук. Утриро­ванная артикуляция для согласного и гласного явля­ется обязательным требованием при автоматизации звука в словах и простых словосочетаниях.

III модуль. Г...С (С — согласный, который автома­тизируют, Г — гласный звук). Утрированно с интер­валом артикулируются и длительно произносятся «А-С, О-С, У-С, И-С, Ы-С, Э-С». Одновременно с произнесением гласных пальцы обеих рук поочередно прижимаются к поверхности иппликатора (игольча­того тренажера). Напоминают ребенку, чтобы актив­но работали губы при произнесении гласного звука.

Показывают символы: — А — рот широко открыт,

— О — губы вытянуты хоботком, — И — губы растянуты и др.

Последовательность работы на тренажере:

 

Символ гласного
Изолирован­ное произне­сение А-С 0-С У-С И-С Ы-С э-с
Участие пальцев 1-й 2-й 3-й 4-й 5-й вся ладонь

К иппликатору поочередно прижимаются пальцы обеих рук при произнесении гласных.

IV модуль. ГС слитно (обратный слог). С — авто­матизируемый согласный звук, Г — гласный звук. Слитно и утрированно произносится гласный звук с поставленным согласным звуком. При этом пальцы обеих рук поочередно, начиная с большого пальца, прижимаются к иппликатору. При затруднениях в выполнении ребенку помогают поочередно прижи­мать соответствующие пальцы.

Последовательность работы на тренажере:

Символ гласного
Слитное про­изнесение АС ОС УС ИС ЫС ЭС
Участие пальцев 1-й п 2-й п 3-й п 4-й п 5-й п вся ладонь

Варьируют упражнения, меняя не только силу го­лоса, но и акценты на отдельных слогах. Напомина­ют ребенку, что при произнесении гласных должны активно работать губы (показываем символы звуков).

Автоматизация звука в обратных слогах ГС в со­четании с гласным [а]: в словах, содержащих обрат­ный слог ГС с ударением и без ударения на нем; в словосочетаниях и предложениях, содержащих слова с обратным слогом ГС с ударением и без ударения на нем. Пальцевые движения на иппликаторе выпол­няются большими пальцами обеих рук в словах на слог АС.

Автоматизация звука в обратных слогах ГС в со­четании с гласным [о]: в словах, содержащих обрат­ный слог ГС с ударением и без ударения на нем; в словосочетаниях и предложениях, содержащих слова с обратным слогом ГС с ударением и без ударения на нем. Пальцевые движения на иппликаторе выпол­няются указательными пальцами обеих рук в словах на слог ОС.

Автоматизация звука в обратных слогах ГС в со­четании с гласным [у]: в словах, содержащих обрат­ный слог ГС с ударением на нем и без ударения на нем; в словосочетаниях и предложениях, содержащих слова с обратным слогом ГС с ударением и без уда­рения на нем. Пальцевые движения на иппликаторе выполняются средними пальцами обеих рук в словах на слог УС.

Автоматизация звука в обратных слогах ГС в со­четании с гласным [и]: в словах, содержащих обрат­ный слог ГС с ударением и без ударения на нем; в словосочетаниях и предложениях содержащих слова со слогом ГС с ударением и без ударения на нем. Пальцевые движения на иппликаторе выполняют бе­зымянные пальцы обеих рук в словах на слог СИ.

Автоматизация звука в обратных слогах ГС в со­четании с гласным [ы]: в словах, содержащих обрат­ный слог ГС с ударением на нем и без ударения на нем; в словосочетаниях и предложениях, содержащих слова с обратным слогом ГС с ударением и без уда­рения на нем. Пальцевые движения на иппликаторе выполняют мизинцы обеих рук в словах на слог СЫ.

Автоматизация звука в обратных слогах ГС в со­четании с гласным [э]: в словах, содержащих обрат­ный слог ГС с ударением на нем и без ударения на нем; в словосочетаниях и предложениях, содержащих слова с обратным слогом ГС с ударением и без уда­рения на нем. В словах на слог ЭС прижимаются к иппликатору ладони обеих рук. Утрированная арти­куляция для гласных звуков и согласных является обязательным требованием при автоматизации звука в словах и простых словосочетаниях.

V модуль. ГСГ (интервокальная позиция) Г — гласные, С — автоматизируемый звук. Утрированно артикулируются гласные и поставленный и автомати­зируемый звук. Внимание обращают на переключе­ния артикуляции с гласного на согласный и вновь на гласный. Произнесение можно сопровождать пальце­выми движениями на иппликаторе.

Приводим варианты звукосочетания для автоматизации, где С — любой автоматизируемый звук.

             
  АСА ОСА УСА ИСА ЫСА ЭСА
  АСО ОСО УСО ИСО ЫСО эсо
  АСУ ОСУ УСУ ИСУ ЫСУ ЭСУ
  АСИ ОСИ УСИ иси ыси эси
  АСЫ ОСЫ УСЫ исы ысы эсы
  АСЭ ОСЭ УСЭ исэ ысэ эсэ

Автоматизацию в интервокальной позиции можно проводить по этой таблице в двух вариантах, одно­временно выполняя пальцевые движения на трена­жере с игольчатой поверхностью.

Первый вариант, когда автоматизируют звукосо­четания, расположенные в вертикальных колонках.

Вот пример упражнений по 1-й вертикальной ко­лонке:

 

Символы гласных
Звукосоче­тание ГСГ АСА АСО АСУ АСИ АСЫ АСЭ
Участие пальцев 1-Й-1-Й 1-Й-2-Й 1-й-З-й 1-Й-4-Й 1-Й-5-Й 1-й-вся ладонь

Демонстрируем схему упражнений по 4-й верти­кальной колонке. Как и в первом примере, так и в этом первый гласный не меняется во всех звукосоче­таниях.

 

Символы гласных  
Звукосоче­тание ГСГ ИСА ИСО ИСУ ИСИ ИСЫ ИСЭ
Участие пальцев 4-Й-1-Й 4-Й-2-Й 4-й-З-й 4-Й-4-Й 4-й—5-й 4-й-вся ладонь

Второй вариант, когда автоматизируют звукосоче­тания, которые расположены в таблице по горизон­тали. В этом варианте меняется первый гласный звук, а последний гласный постоянный в структуре звукосочетания ГСГ.

Приведем схему упражнений по первой горизон­тальной полосе.

Символы гласных
Звукосоче­тание ГСГ АСА ОСА УСА ИСА ЫСА ЭСА
Участие пальцев 1-Й-1-Й 2-Й-1-Й З-й-1-й 4-й—1-й 5-Й-1-Й вся ла­донь -1-й

Таким образом отрабатывают все 6 горизонтально расположенных цепочек звукосочетаний. Автомати­зация согласного звука в интервальной позиции при утрированной артикуляции гласных и согласных стимулирует четкие кинестезии, которые запоминаются, а затем и воспроизводятся в спонтанной речи в более четкой артикуляции.

Вводимые символы гласных напоминают детям о необходимости активно работать губами, что и обес­печивает утрированность артикуляции и четкость произнесения звукосочетания. В данном упражнении это интервокальная позиция согласного — ГСГ.

В последующем автоматизируют это звукосочета­ние в словах, где С — любой автоматизируемый звук.

На звук [с] - ОСА, УСЫ, ОСЫ, ОСИНА, УСИ­КИ и др.

На [л] - УЛЫБКА, УЛИТКА, УЛОВ и др.

На звук [р] - АРОМАТ, ОРУЖИЕ, УРАГАН, УРОК, ИРИС и др.

На звук [ш] - ОШИБКА, УШИ, ИШАК и др.

Затем включают отработанные звукосочетания в словосочетания, в предложения, в спонтанную речь.

VI модуль СГСN

. С — автоматизируемый звук, Г — гласный звук, СN — согласный звук, который в речи ребенка произносится правильно. Утрированно арти­кулируются все звуки, входящие в структуру слога СГСN, среди которых могут быть и слова (например, СОМ, СОН, СУК и др.). Внимание обращают на чет­кость артикуляционных движений при переключении с одной артикуляции на другую. Произнесение мож­но сопровождать пальцевыми движениями на иппликаторе (тренажере с игольчатой поверхностью). Приводим варианты звукосочетаний.

                    и т.д.
САБ САВ САГ САД САЖ САЗ САК САЛ САМ СN в конце слога произ­носить: Н, П, Р, С Т, Ф, X, ц, ч, ш,щ  
СОБ СОВ СОГ сод сож соз сок СОЛ сом
СУБ СУВ СУГ СУД СУЖ СУЗ СУК СУЛ СУМ
СИБ СИВ СИГ сид сиж сиз сик сил СИМ
СЫБ СЫВ сыг сыд сыж сыз сык сыл сым
СЭБ СЭВ сэг сэд сэж сэз сэк СЭЛ СЭМ

В данной таблице С на первом месте обозначает любой автоматизируемый звук, а в конце слога ис­пользуется правильно произносимый звук СN

При проведении упражнений по автоматизации слога СГСN на иппликаторе четко артикулируют все три звука в умеренном темпе и одновременно после­довательно прижимают пальцы обеих рук к игольчатой поверхности иппликатора (тренажера).

 

 
Слоги с сохран- САБ СОБ СУБ СИБ СЫБ СЭБ
ным согласным САВ СОВ СУВ СИВ СЫВ СЭВ
звуком в конце          
Участие 1-й 2-й 3-й 4-й 5-й вся
пальцев палец палец палец палец палец ладонь

Далее возможно закрепление звука в структуре слога СГС в словах. Например, автоматизируем звук [с] - САБЛЯ, СИГНАЛ, СУДНО, СУКНО, СУМКА, САНКИ и др.;

автоматизируем звук [ш] — ШУБКА, ШАГНУЛ, ШУТКА, ШАПКА, ШАХТА и др.;

автоматизируем звук [л] — ЛАВКА, ЛОДКА, ЛУЖКИ, ЛЫЖНЯ, ЛАМПА, ЛАСТЫи др.

В ходе занятия уточняют значения слов, исполь­зуемых при автоматизации.

Используемые при автоматизации символы гласных напоминают ребенку о необходимости активно работать губами при про­изнесении гласных. Это формирует прочные кинес­тезии, обеспечивает четкость произнесения слогов.

Такого плана тренировки органов артикуляции на переключение с одной артикуляции на последующую, проводимые в утрированном и умеренном темпах, со­здают прочные кинестетические и проприоцептивные ощущения. Формируется стереотип новых четких артикулем. Забегая вперед, можно сказать, что такого плана тренинг способствует предупреждению дисграфических ошибок на письме у детей со стертой дизартрией. Это касается моторной (артикуляторно-акустической) дисграфии, в основе которой лежит несформированность кинестетических образов звуков. При письме, при внутреннем проговаривании не происходит опо­ры на правильную артикуляцию. У детей со стертой дизартрией редуцированное (нечеткое, краткое, смазанное) произнесение гласных звуков отражается на письме в виде пропусков, замен гласных звуков. Это один из специфических видов дисграфических оши­бок у детей со стертой дизартрией. Предлагаемая система упражнений, предусматривающая утрирован­ную артикуляцию гласных и согласных звуков, спо­собствует подаче более четких кинестезии в кору го­ловного мозга, а движения пальцев обеих рук по иппликатору подкрепляют моторные образы звуков.

VII модуль. СN ГС. СN — согласный звук, который в речи ребенка произносится правильно; Г — глас­ный звук, С — автоматизируемый звук.

Утрированно артикулируются все звуки, входя­щие в структуру слога СNГС. Внимание обращают на четкость (утрированность) артикуляционных движе­ний при произнесении всех звуков и при переключе­нии с одной артикуляции на другую. Автоматизацию звука можно сопровождать пальцевыми движениями на иппликаторе (тренажере).

Приводим варианты звукосочетаний

                    и т.д.
БАС ВАС ГАС ДАС ЖАС ЗАС КАС ЛАС МАС в начале слога СN: Н, П,Р, с, т, Ф, X, Ц, ч, ш, Щ    
БОС вое ГОС ДОС жос зос кос лос МОС
БУС ВУС ГУС ДУС ЖУС ЗУС КУС ЛУС МУС
БИС ВИС гис дис жис зис кис лис мис
БЫС ВЫС гыс Дыс жыс зыс кыс лыс мыс
БЭС ВЭС ГЭС ДЭС жэс зэс кэс лэс мэс

В данной таблице в конце находится С — любой автоматизируемый звук, а на первом месте правильно произносимый звук

При включении в автоматизацию пальцевых дви­жений на иппликаторе четко артикулируют все три звука в умеренном темпе и одновременно последова­тельно поочередно прижимают пальцы обеих рук к игольчатой поверхности иппликатора.

БАС БОС БУС БИС БЫС БЭС
ВАС ВОС ВУС ВИС ВЫС ВЭС
ГАС ГОС ГУС ГИС ГЫС ГЭС
и т. д.          
1-й палец 2-й палец 3-й палец 4-й палец 5-й палец вся ладонь

Далее возможно закрепление звука в структуре

слога СГС в словах. Например, закрепляем звук [с] N

в словах БАСНЯ, ВОСТОК, ГОСТИ, ДОСКИ, КОСТИ, ЛАСКА, МАСКА, МИСКА и т. д.

Если же закрепляем звук [л] в структуре слога СГС, можно предложить для автоматизации слова:

N

БАЛКА, БУЛКА, ВИЛКА, ГАЛКА, ЖАЛКО, ПАЛКА и др.

В ходе занятия объясняют детям значения слов,

которые включают в лексический материал.

VIII модуль. ССNГ. Слог со стечением согласных. СN — автоматизируемый звук,

— звук, который ребенок произносит правильно, Г — гласный звук.

Утрированно артикулируются все звуки, входя­щие в структуру слога ССГ. Внимание ребенка обращаем на четкий переход от одного звука к другому. Напоминаем, что активно работают губы. Для гласных вводимые символы напоминают, что для звука А — рот широко открыт, для звука О — вытягиваются хо­ботком, для звука И — губы растягиваются в сторо­ны, для звука Ы— нижняя губа больше напряжена и обнажает нижние зубы, для звука Э — губы при­жимаются к верхним и нижним зубам с напряжением.

Приводим варианты звукосочетаний со стечением согласных звуков. В данной таблице С — любой ав­томатизированный звук; СN — звук, который ребенок произносит верно; Г — гласные [а, о, у, и, ы, э] — которые ребенок должен утрированно, т. е. активно работая губами, произносить.

                    и т.д.
сба сва сга сда сжа сза ска сла сма в сере­дине слога СN: н, п, Р, с, т, ф, x, ц, ч, ш, щ
сбо сво Cго сдо CЖО СЗО ско СЛО смо
сбу сву сгу сду сжу сзу ску СЛУ ему
сби сви сги сди сжи сзи ски ели сми
сбы свы сгы сды сжы сзы скы слы смы
сбэ свэ сгэ сдэ сжэ сзэ скэ слэ смэ

Можно при выполнении данного вида упраж­нений при автоматизации звука в структуре слога ССГ включать пальцевые упражнения на иппликаторе. Одновременно с четким произнесением двух первых согласных звуков проводят нажимы пальцами на иппликатор на гласные звуки. Представленную выше таблицу можно использовать в двух вариантах. Первый вариант, когда последовательно отрабаты­ваются слоги вертикального столбца (работают по­очередно все пальцы), а второй вариант, когда отра­батываются слоги, расположенные по горизонтали. Во втором варианте к иппликатору прижимается ка­кой-то один палец в зависимости от участия в нем гласного. Приводим примеры использования при ав­томатизации слога со стечением согласных оба ва­рианта.

1 вариант (он применялся в предыдущих модулях)

СБА СБО СБУ СБИ СБЫ СБЭ
СБА СВО СВУ СВИ СВЫ СВЭ
СГА сго СГУ СГИ СГЫ СГЭ
и т. д.          
1-й палец 2-й палец 3-й палец 4-й палец 5-й палец вся ладонь

2 вариант

   
  Б СБА СБО СБУ СБИ СБЫ СБЭ
  В СВА СВО СВУ СВИ СВЫ СВЭ
  Г СГА сго СГУ СГИ СГЫ СГЭ
  Д СДА сдо СДУ СДИ сды сдэ
  ж СЖА СЖО СЖУ сжи сжы сжэ
    СЗА СЗО СЗУ сзи сзы сзэ
  к СКА СКО СКУ СКИ СКЫ скэ
  л СЛА СЛО СЛУ сли слы слэ
  м СМА СМО СМУ СМИ смы смэ
  н СНА сно СНУ сни сны снэ
  п СПА спо СПУ спи спы спэ
  р СРА СРО СРУ СРИ СРЫ СРЭ
  с ССА ссо ССУ ССИ ссы ссэ
  т СТА сто СТУ сти сты стэ
  ф СФА СФО СФУ СФИ СФЫ СФЭ
  X СХА схо СХУ схи схы схэ
  ц СЦА сцо СЦУ сци сцы сцэ
  ч СЧА счо СЧУ счи счы счэ
  ш США сшо СШУ сши сшы сшэ
  щ СЩА сщо СЩУ сщи сщы сщэ
Участие пальцев Работа­ет 1-й палец Работа­ет 2-й палец Работа­ет 3-ий палец Работа­ет 4-й палец Работа­ет 5-й палец Работа­ет вся ладонь

Символ гласного

Далее можно закреплять продуктивные модули слогов структуры — ССN Г в словах, словосочетаниях, предложениях. Сначала используем этот слог в нача­ле слова, а затем и в середине слова. Приводим примеры слов.

При закреплении звука [с]: СБИТЬ, СВОБОДА, СВИНЬЯ, СДАЧА, СЖАТЬ, СКАЛА, СКОЛЬКО, СЛАБЫЙ, СЛОВО, СЛУЧАЙ, СЛИВАТЬ, СЛЫ­ШАТЬ, СНОВА, СНЫ, СПАСИБО, СПОКОЙНО, СПУТАТЬ, СПИНА, СТАЯ, СТАДО и др.

При закреплении звука [ш]: ШВЫ, ШКАФЫ, ШКОЛА, ШКУРА, ШЛА, ШНУРОК, ШПАЛЫ, ШПУЛЬКА, ШПИНАТ, ШТАНЫ, ШТОРЫ, ШХУ­НА и др.

 

IX модуль. СNСГ — Слог со стечением согласных, где автоматизируемый звук С стоит в середине.

Требование утрированности артикуляции звуков сохраняется. Напоминаем об активной работе губ при артикуляции гласных и согласных звуков. Ис­пользуем символы гласных, которые помогают ре­бенку не забывать об особенностях артикуляции гласных. Вариант слога ССГ — трудный, так как ав­томатизируемый звук стоит в середине и ребенок должен успеть перестроиться на правильную артику­ляцию звука, который еще неустойчив и требует вы­сокой степени самоконтроля. Поэтому логопед пока­зывает замедленную артикуляцию отдельных слогов. Начинают отрабатывать слоги конструкции ССГ в замедленном темпе. Логопед объясняет и показывает перед зеркалом, как меняется положение губ на каж­дый звук. Например, слог БСУ. Логопед показывает как на звук [б] губы сомкнулись, потом они растяну­лись на звук [с], а на звук [у] они собрались в тру­бочку.

Приводим варианты звукосочетаний со слогом СNСГ. В нашей таблице С обозначает любой автома­тизируемый звук.

БСА ВСА ГСА ДСА ЖСА ЗСА КСА ЛСА МСА В начале слога СN,а в середине слога С, т. е. звук, кото­рый отра­батываем. Слоги со звуками н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.
БСО ВСО ГСО ДСО жсо зcо ксо лсо мсо
БСУ ВСУ ГСУ ДСУ ЖСУ ЗСУ КСУ ЛСУ МСУ
БСИ ВСИ гcи дси жcи зcи кси лcи мси
БСЫ ВСЫ гсы дсы жсы зсы ксы лсы мсы
БСЭ ВСЭ гсэ дcэ жсэ зсэ ксэ лcэ мсэ

 

После освоения четкого произнесения звука С, обозначающего любой автоматизируемый звук ([с], [ш], [л], [р], [ч] и др.) в середине данной конструк­ции слога ССГ, можно подключить пальцевые движения на иппликаторе. Этот тренинг способствует активизации и закреплению артикуляционных и пальцевых кинестезий, лежащих в основе формиро­вания нового речевого стереотипа, т. е. навыка и умения использовать поставленный звук в разных фонетических контекстах.

Приведенную в IX модуле таблицу, где представ­лены разные сочетания звуков в конструкции слога

СN CГ, можно использовать в двух вариантах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: