Процесс определяется как совокупность взаимосвязанных действий, преобразующих входные данные в выходные. Описание каждого процесса включает в себя перечень решаемых задач, исходных данных и результатов.
В соответствии с базовым международным стандартом ISO/IEC 12207 все процессы ЖЦ ПО делятся на три группы:
3.1 Основные процессы жизненного цикла
Приобретение (действия и задачи заказчика, приобретающего ИС)
Поставка (действия и задачи поставщика, который снабжает заказчика программным продуктом или услугой)
Разработка (действия и задачи, выполняемые разработчиком: создание ПО, оформление проектной и эксплуатационной документации, подготовка тестовых и учебных материалов и т. д.)
Эксплуатация (действия и задачи оператора — организации, эксплуатирующей систему)
Сопровождение (действия и задачи, выполняемые сопровождающей организацией, то есть службой сопровождения). Сопровождение — внесений изменений в ПО в целях исправления ошибок, повышения производительности или адаптации к изменившимся условиям работы или требованиям.
Среди основных процессов жизненного цикла наибольшую важность имеют три: разработка, эксплуатация и сопровождение. Каждый процесс характеризуется определенными задачами и методами их решения, исходными данными, полученными на предыдущем этапе, и результатами.
Разработка
Разработка информационной системы включает в себя все работы по созданию информационного программного обеспечения и его компонентов в соответствии с заданными требованиями. Разработка информационного программного обеспечения также включает:
оформление проектной и эксплуатационной документации;
|
подготовку материалов, необходимых для тестирования разработанных программных продуктов;
разработку материалов, необходимых для обучения персонала.
Разработка является одним из важнейших процессов жизненного цикла информационной системы и, как правило, включает в себя стратегическое планирование, анализ, проектирование и реализацию (программирование).
Эксплуатация
Эксплуатационные работы можно подразделить на подготовительные и основные. К подготовительным относятся:
конфигурирование базы данных и рабочих мест пользователей;
обеспечение пользователей эксплуатационной документацией;
обучение персонала.
Основные эксплуатационные работы включают:
непосредственно эксплуатацию;
локализацию проблем и устранение причин их возникновения;
модификацию программного обеспечения;
подготовку предложений по совершенствованию системы;
развитие и модернизацию системы.
Сопровождение
Службы технической поддержки играют весьма заметную роль в жизни любой корпоративной информационной системы. Наличие квалифицированного технического обслуживания на этапе эксплуатации информационной системы является необходимым условием решения поставленных перед ней задач, причем ошибки обслуживающего персонала могут приводить к явным или скрытым финансовым потерям, сопоставимым со стоимостью самой информационной системы.
Основными предварительными действиями при подготовке к организации технического обслуживания информационной системы являются:
выделение наиболее ответственных узлов системы и определение для них критичности простоя (это позволит выделить наиболее критичные составляющие информационной системы и оптимизировать распределение ресурсов для технического обслуживания);
|
определение задач технического обслуживания и их разделение на внутренние, решаемые силами обслуживающего подразделения, и внешние, решаемые специализированными сервисными организациями (таким образом производится четкое определение круга исполняемых функций и разделение ответственности);
проведение анализа имеющихся внутренних и внешних ресурсов, необходимых для организации технического обслуживания в рамках описанных задач и разделения компетенции (основные критерии для анализа: наличие гарантии на оборудование, состояние ремонтного фонда, квалификация персонала);
подготовка плана организации технического обслуживания, в котором необходимо определить этапы исполняемых действий, сроки их исполнения, затраты на этапах, ответственность исполнителей.
3.2 Вспомогательные процессы жизненного цикла
Документирование (формализованное описание информации, созданной в течение ЖЦ ИС)
Управление конфигурацией (применение административных и технических процедур на всем протяжении ЖЦ ИС для определения состояния компонентов ИС, управления ее модификациями).
Обеспечение качества (обеспечение гарантий того, что ИС и процессы ее ЖЦ соответствуют заданным требованиям и утвержденным планам)
Верификация (определение того, что программные продукты, являющиеся результатами некоторого действия, полностью удовлетворяют требованиям или условиям, обусловленным предшествующими действиями)
|
Аттестация (определение полноты соответствия заданных требований и созданной системы их конкретному функциональному назначению)
Совместная оценка (оценка состояния работ по проекту: контроль планирования и управления ресурсами, персоналом, аппаратурой, инструментальными средствами)
Аудит (определение соответствия требованиям, планам и условиям договора)
Разрешение проблем (анализ и решение проблем, независимо от их происхождения или источника, которые обнаружены в ходе разработки, эксплуатации, сопровождения или других процессов)
3.3 Организационные процессы
Управление (действия и задачи, которые могут выполняться любой стороной, управляющей своими процессами)
Создание инфраструктуры (выбор и сопровождение технологии, стандартов и инструментальных средств, выбор и установка аппаратных и программных средств, используемых для разработки, эксплуатации или сопровождения ПО)
Усовершенствование (оценка, измерение, контроль и усовершенствование процессов ЖЦ)
Обучение (первоначальное обучение и последующее постоянное повышение квалификации персонала)
Управление проектом связано с вопросами планирования и организации работ, создания коллективов разработчиков и контроля за сроками и качеством выполняемых работ. Техническое и организационное обеспечение проекта включает:
выбор методов и инструментальных средств для реализации проекта;
определение методов описания промежуточных состояний разработки;
разработку методов и средств испытаний созданного программного обеспечения;
обучение персонала.
Список использованной литературы
1. Избачков С.Ю., Петров В.Н. Информационные системы–СПб.: Питер, 2008. – 655 с
2. https://ru.wikipedia.org
3. https://www.intuit.ru
4. https://www.emanual.ru