Вопрос 3. Особенности речевого этикета.




Возникновение этикета как такового и речевого этикета в частности прочно связывается с развитием государства как основной регулирующей и управляющей системы общества. Государство, подразумевающее по своей природе иерархическое строение власти и институтов власти, различные формы социальной стратификации, различные формы подчинения, нуждается в нормах и правилах поведения, которые бы на практике служили средствами дифференциации и распознавания различных социальных групп, слоёв, институтов. Система чинов, рангов, титулов, званий и прочих атрибутов иерархической системы власти в обязательном порядке требует инструментария, который будет сопровождать общение представителей разных слоёв и групп, различающихся по вышеуказанным определениямСо временем деятельность властных и общественных структур настолько формализуется и нормируется, различия разных социальных слоёв и групп проявляются настолько явно, что коммуникация в государстве и обществе перегружается огромным количеством несистематизированных норм и правил. Всё это ведёт к неразберихе и путанице. С этого момента огромное количество норм и правил начинает классифицироваться и систематизироваться. Можно считать именно эту точку в развитии государства и общества рождением системы норм и правил, регламентирующих и нормирующих поведение человека в обществе, т.е. этикета. А поскольку порядок поведения в обществе воспитывается с детства в каждом его члене семьей, школой, всей средой, то этикет становится частью моральных правил, изучаемых наукой этикой

«Словарь по этике» определяет это понятие так: «Этикет (французское etiquette - ярлык, этикетка) - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда)». Как видим само слово "этикет" пришло к нам из Франции, из королевского двора Людовика ХIV. А этикетками называли маленькие бумажные планшетки, выдававшиеся тем, кто хотел (или его заставляли) предстать перед королём. На них было написано то, как должен человек обращаться к королю, какие движения должен делать, какие слова говорить. Речевой этикет представляет собой широкую область стереотипов общения. В процессе воспитания, социализации человек, становясь личностью и все более совершенно овладевая языком, познает и этические нормы взаимоотношений с окружающими, в том числе и речевых взаимоотношений, иначе говоря, овладевает культурой общения. Но для этого надо ориентироваться в ситуации общения, в ролевых признаках партнера, соответствовать собственным социальным признакам и удовлетворять ожидания других людей, стремиться к «образцу», сложившемуся в сознании носителей языка, действовать по правилам коммуникативных ролей говорящего или слушающего, строить текст в соответствии со стилистическими нормами, владеть устными и письменными формами общения, уметь общаться контактно и дистантно, а еще и владеть всей гаммой невербальных средств коммуникации, о которых речь впереди. В каждом обществе этикет постепенно развивался как система правил поведения, система разрешений и запретов, организующих в целом морально-нравственные нормы: оберегай младших, заботься о жене, уважай старших, будь добрым к окружающим, не обижай, не оскорбляй зависящих от тебя, будь трудолюбивым, совестливым - и т.д. и т.п. Этикетных знаков великое множество в каждом сообществе. Они бывают общенациональными, бывают знаками социальной среды, или социальной группы, или узкого круга - и при этом всегда несут важную информацию: свой - чужой (не принадлежащий к среде, кругу), вышестоящий - нижестоящий, далекий - близкий, знакомый - незнакомый, желанный - нежеланный и т.д., Соблюдение речевого этикета людьми так называемых лингвоинтенсивных профессий имеет, кроме того, воспитательное значение, способствует повышению как речевой, так и общей культуры общества. Следование правилам речевого этикета членами коллектива того или иного учреждения, предприятия создаёт благоприятное впечатление, поддерживая положительную репутацию всей организации. Основу речевого этикета составляют речевые формулы, характер которых зависит от особенностей общения. Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную часть. В связи с этим формулы речевого этикета разделяются на 3 основные группы: 1.) речевые формулы для начала общения, 2.) речевые формулы применяемые в процессе общения, 3.) речевые формулы для окончания общения. Кроме того, речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. Например, особенностью русского языка является наличие в нём двух местоимений - "ты" и "вы", которые могут восприниматься как формы второго единственного числа. Выбор той или иной формы зависит от социального положения собеседников, характера их отношений, официальной/неофициальной обстановки. Обращаться на "ты" не принято с незнакомыми людьми; в официальной обстановке; со старшими по возрасту, чину иногда должности. В то же время на "вы" не стоит обращаться к друзьям и родственникам, одноклассникам или коллегам по работе. Итак, учёт факторов, которые формируют и определяют речевой этикет, знание и соблюдение норм речевого этикета, создаёт благоприятный климат для взаимоотношений, способствует эффективности, результативности деловых отношений.

Вопрос 4. Фольклорная лексика и фразеология. Фразеология и лексикология очень тесно связаны с такой наукой, как лексикография, в переводе с греческого языка­ lexis -означает слово, а grapho - переводится, как «пишу». Эта наука имеет практическое применение и значение, то есть является прикладной, она является частью современной лингвистики. Благодаря достижениям, практике и теории в этой науке, составляются различные языковые словари. Заниматься составлением этих уникальных изданий, не зная и не понимая досконально всего о слове, как таковом, нельзя. Нужно знать, как оно образовано, живет и работает в нашей с Вами речи. Слово - это тема для изучения такой науки, как лексикология. При составлении словарей, их авторы, естественно, вдумываются в слова, их значение, они могут обогатить науку о словах своими новыми обобщениями и наблюдениями. Поэтому эти две науки так тесно связаны. Чтобы более полно и правильно понять, как работают­­ лексикографы (научные работники, составляющие словари), следует ознакомиться со словарями, как результатом их кропотливого труда. Лексикография является научной методикой и искусством в составлении словарей, практическим применением науки лексикологии. Это чрезвычайно важно в практике чтения иностранной (иноязычной) литературы и при изучении языков. Немаловажным это является­ в осознании нами всеми своего, русского языка, как в его прошлом, так и настоящем.­­Существует большое количество разнообразных типов словарей. Различают нелингвистические и лингвистические.­­­­

1. Нелингвистические словари собрали лексические единицы, то есть разные термины (составные, однословные, и собственные имена), служащие как отправная точка для того, чтобы сообщить те, или иные сведения о явлениях и предметах с внеязыковой действительностью.

2. В лингвистических собраны и описаны под разными углами зрения фразеологизмы и слова, принадлежащие к­ лексическим единицам языка. К особому типу лингвистических видов словарей относятся идеографические,­ которые идут от идеи или понятия к самому их выражению в словосочетании или слове. Встречаются словари, так называемые промежуточные. Любой словарь можно отнести как к общему, так и специальному. Примером общего лингвистического словаря может быть как обычный толковый, так и переводной словарь, В них, как правило, охвачена в различной степени полнота всей лексики, бытующей в употреблении (общенародном). Если рассматривать словарь, в котором берется в разработку какая-то одна определенная­ область из лексики, в большинстве случаев достаточно широкая (это мы можем увидеть во фразеологическом или­ словаре с иностранными словами). Другие словари, такие, как, например, с указанием личных имен, которые даются новорожденным), уже относятся к более узкой области лексики.

Что касается общего нелингвистического словаря, то это называется общей энциклопедией (Большой Советской Энциклопедией, например). Существуют и специальные нелингвистические словари - это отраслевые, специальные­ энциклопедии (юридическая, медицинская и т. д.). Также есть краткие словари по различным областям знаний, в том числе­ биографические (где есть информация о художниках, писателях и т.п.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: