Утверждаю
Зав. кафедрой факультетской хирургии
с курсом колопроктологии
________________М.В. Тимербулатов
"___"_____________ 20__ г.
Практическое занятие на тему:
«язвеннная болезнь желудка и двенадцатиперстной
КИШКИ»
Методические указания для студентов.
Дисциплина: хирургические болезни Специальность: «лечебное дело»
Факультет лечебный
Курс IV
Семестр VII - VIII
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ.
В настоящее время язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки является одним из наиболее распространенных заболеваний. В последние годы отмечается увеличение заболеваемости язвенной болезнью. При этом отличается рост числа больных, нуждающихся в хирургическом лечении. Несмотря на успехи и достижения современной хирургии, относительно высокой остается частота осложнений, неудовлетворительных результатов хирургического лечения. Все вышеуказанное обуславливает актуальность проблемы язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки, ее хирургического лечения.
ЦЕЛЬ практического занятия - изучить этиопатогенез, классификацию, клинику язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки, современные методы диагностики и хирургического лечения.
Для этого необходимо уметь:
1) правильно собрать жалобы и анамнез, выбрать наиболее характерные
признаки заболевания;
2) составить план обследования больного;
3) провести объективное обследование больного, выбрать наиболее информативные признаки, характерные для язвенной болезни;
4) интерпретировать результаты дополнительных инструментальных и лабораторных исследований;
5) провести дифференциальную диагностику с другими заболеваниями;
6) диагностировать осложнения язвенной болезни желудка и 12-перстной
кишки;
7) выбрать и обосновать план лечения больного;
8) назначить этиопатогенетическую медикаментозную терапию;
9) определить и обосновать показания к хирургическому лечению, выбору
способа операции;
10) разработать план послеоперационного ведения больного, комплекс мероприятий по медицинской, социальной и трудовой реабилитации.
Для реализации целей обучения необходимы базисные знания - умения:
1) знание анатомо-морфологических особенностей и физиологии желудка и 12-перстной кишки;
2) навыки сбора жалоб, анамнеза заболевания и анамнеза жизни;
3) владение методами перкуссии, пальпации, аускультации;
4) знание нормальных значений и умение интерпретации показателей и
результатов дополнительных лабораторных и инструментальных исследований;
5) знание современных методов клинических, лабораторных и инструментальных исследований;
6) знание важнейших современных лекарственных препаратов для фармакотерапии;
7) знание основ оперативной хирургии желудка и 12-перстной кишки.
8) назначение этиотропной патогенетической терапии.
Чтобы вы могли уяснить - соответствует ли исходный уровень знаний-умений необходимому - предлагается выполнить ряд заданий. Правильность решения их сопоставьте с эталонами ответов.
ЗАДАНИЯ ПО КОНТРОЛЮ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ.
Выберите один правильный ответ
/. Перечислите анатомические отделы желудка:
А. кардиальный
В. пилорический
С.тело
D. дно
Е. выходной
F.субпилорический
G.антропилорический.
2. Перечислите анатомические отделы 12-перстной кишки:
А. Верхняя часть
В. нижняя часть
С. верхняя горизонтальная часть
D. нижняя горизонтальная часть
Е. восходящая часть
F. нисходящая часть
G. тело.
3. Наиболее информативными методами диагностики заболевания
желудка и 12-перстной кишки являются:
А. Компьютерная томография
В. ультразвуковая томография
С. рентгеноскопия и рентгенография желудка и 12-перстной кишки
D. ирригоскопия
Е. фиброгастродуоденоскопия
F. обзорная рентгенография органов брюшной полости.
4. Перечислите основные компоненты желудочного сока, обеспе-
чивающие пищеварение в желудке:
А. химотрипсин
В. химопсин
С. пепсин
D. сиаловые кислоты
Е. соляная кислота
F. гексозаминопротеиды
G. фукопротеиды.
5.Перечислите препараты группы блокаторов Нг-гистаминовых рецепторов:
А. гастроцепин
В. циметидин
С. гелусил-лак
D. винилин
Е. ранитидин
F. ранисак
G. зантак
Н. омепразол.
Эталоны ответов.
1 - А, В, С, D: 2 - С, D, Е, F; 3 - С, Е; 4 - С, Е; 5 - В, Е, F, G.
Внимательно ознакомьтесь с теоретическими вопросами
для подготовки к занятию.
1. Определение язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки. Распространенность заболевания.
2. Факторы агрессии и факторы защиты слизистой оболочки желудка и 12 п. кишки. Этиологические факторы и патогенез язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки. Этиопатогенетические теории язвенной болезни. Значение кампилобактериоза в этиопатогенезе заболевания.
3. Классификация язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки (по локализации, характеру желудочной секреции, течению, числу язвенных поражений). Формулировка диагноза язвенной болезни.
4. Клиника язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки.
5. Клинические, инструментальные и лабораторные методы диагностики язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки. Рентгенологические методы -методика проведения, рентгенологические признаки язвенной болезни. Фиброэзофагогастродуоденоскопия - методика проведения, информативность метода и цели его применения. Исследование кислотопродуцирующей функции желудка и его значение при выборе способа лечения (тесты).
6. Дифференциальная диагностика язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки.
7. Современные принципы медикаментозной терапии язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки. Курсовая терапия заболевания. Комплексное лечение язвенной болезни. Значение эндоскопического лечения, физиотерапевтических средств в комплексном лечении язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки.
8. Абсолютные, условно абсолютные и относительные показания к хирургическому лечению язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки. Основные виды оперативных пособий на желудке: органосохраняющие и радикальные операции - показания к их выполнению, их преимущества и недостатки. Резекция желудка - основные этапы операции, виды
анастомозирования желудка с отводящими отделами. Ваготомия и ее виды. Пилоропластика, ее виды, сочетание с другими видами оперативных пособий.
9.Возможности миниинвазивных оперативных пособий в хирургическом лечении язвенной болезни. Показания и противопоказания к применению этих методов.
10. Осложнения послеоперационного периода, методы их профилактики и лечения. Медицинская, социальная и трудовая реабилитация больных, оперированных по поводу язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки.
Для контроля усвоения изученного материала предлагается решить следующие контролирующие задания.
КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ЗАДАНИЯ.
Тип тестов
Выберите один или несколько правильных ответов.
1.Язвенной болезнью желудка и 12-перстной кишки чаще болеют:
А. Дети
В. женщины
С. мужчины.
2. Защитными факторами в язвообразовании являются:
А. Соляная кислота
В. слой защитной слизи
С. дуоденогастральный рефлюкс
Д. регенеративная способность эпителия слизистой оболочки
Е. обратная диффузия ионов Н+
F. пепсин.
З.Для язвенной болезни желудка характерными являются:
А. Ночные боли
В. боли через 1.5-2 часа после принятия пищи
С. боли через 30-40 минут после принятия пищи
Д. голодные боли, исчезающие сразу после приема пищи. 4. Для язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки наиболее характерными являются следующие виды диспепсии:
А.Запоры
В. поносы
С. изжога
Д. отрыжка
Е. метеоризм
F. тошнота, рвота.
5. Для дуоденальных язв наиболее характерны боли:
А. Локализующиеся в правом подреберье
В. локализующиеся в эпигастрии
С локализующиеся в эпигастрии и правом подреберье Д.ночные и головные боли
Е. не связанные со временем суток
F. возникающие через 2.5-3 часа после приема пищи
G.возникающие через 1.5-2 часа после приема пищи..
6. Перечислите осложнения язвенной болезни:
А. Желудочно-кишечные кровотечения
В. кровохаркание
С. дуоденостаз
Д. пилоробульбарный стеноз
Е. Малигнизация
F. кишечная непроходимость
G. эвентрация
Н. перфорация
I. пенетрация.
7. Перечислите рентгенологические симптомы язвенной болезни:
А. Дефект наполнения слизистой
В радиарная конвергенция складок слизистой
С. отсутствие радиарной конвергенции складок слизистой
Д. рубцовая деформация желудка и ДПК
Е. спастические сокращения желудка и ДПК в виде пальцевых вдавливаний
F. спазм привратника
G. релаксация желудка и ДПК
Н. наличие гиперсекреторного интермедиарного слоя.
Тип тестов
Выберите высказываниям, обозначенным цифрами, соответствующие правильные ответы с буквенными обозначениями.
8. Данное исследование позволяет:
9. Какие показатели внутрижелудочной рН соответствуют указанным типам секреции при базалъной р-метрии:
1.нормоацидный 2.гипоацидный 3.гиперацидный 4.анацидный | А. 0,9-1,5 ед В. 1,6-1,9 ед С. 2,0-3,0 ед Д. более 3,0 ед |
10. Какой тип электрогастрограмм наиболее характерен:
1. для больных язвенной болезнью | А. нормокинетический |
2. для здоровых людей | В. гипокинетический |
3. у оперированных больных после | С. гиперкинетический |
ваготомии и резекции желудка |
/ /. К каким, группам относятся указанные ниже препараты:
Тип тестов
Выберите правильное сочетание ответов.
12. ЯБ - это заболевание:
1. протекающее остро | А. 1,2,3 |
2. хроническое рецидивирующее | В. Все ответы правильные |
3. с сезонными осенне-весенними обострениями | С. 2,3,5 |
4. без определенной сезонности | Д-1,3,4 |
5. характеризующиеся язвенным заболеванием | Е. 1,2 |
желудка и ДПК | |
6.хроническое |
13. Особенностями ЯБ женщин являются:
14. Медикаментозная терапия ЯБ включает в себя:
1. блокаторы Н2-гистаминовых рецепторов | А. 1,2,4,7,8, 10, 1Г |
2. блокаторы Нргистаминовых рецепторов | В.1,4,5,6,7,8, 11 |
3. холиномиметики | С. 1,2,3,5,7,8, 11 |
4. холиноблокаторы | Д.3,4,5,7,9, 10,11 |
5. обволакивающие | Е.1,2,4,5,6,7,8, 11 |
6. седативные | |
7. антацидные и обволакивающие | |
8. усиливающие трофику, регенерацию и репарацию | |
9. анорексигенные средства | |
10. желчегонные | |
11. транквилизаторы |
15. Курсовая терапия ЯБ включает в себя следующие курсы:
Задача.
Больной К., 35 лет, поступил в хирургическое отделение с жалобами на изжогу, тошноту, отрыжку кислым желудочным содержимым, боли в эпигастрии, правом подреберье. Болеет язвенной болезнью 12-перстной кишки в течение около 6 лет. Неоднократно лечился амбулаторно и стационарно. В течение последних 2 лет заболевание протекало более тяжело. Обострения и рецидивы язвенной болезни до 3-4 раз в год, протекали с выраженным болевым и диспепсическим синдромом. Настоящее ухудшение состояния произошло 6 дней назад и было связано с нарушением в питании (прием острой и жирной пищи).
При объективном исследовании состояние средней тяжести. Больной средней упитанности. Кожа и видимые слизистые обычной окраски. Гемодинамика и вентиляция удовлетворительные, стабильные. Пульс 92 в минуту, удовлетворительных свойств. АД 135/90 мм рт. ст. Язык суховатый, обложен белым налетом. Живот не вздут, округлой формы, участвует в акте дыхания. При пальпации живот мягкий, умеренно напряженный и резко болезненный в эпигастрии и правом подреберье. Перитонеальных симптомов нет. Стул, диурез без особенностей.
Каков предварительный диагноз?
Что необходимо уточнить у больного в анамнезе заболевания для оценки степени запущенности язвенной болезни и выбора, способа лечения? Какие виды исследования необходимо провести у пациента для уточнения диагноза? Какова ваша диагностическая программа? С какими заболеваниями необходимо провести дифференциальную диагностику? Какова ваша лечебная тактика у данного пациента? Какие дополнительные сведения необходимы вам для правильного определения лечебной тактики?
Примерная схема занятия
В начале занятия преподаватель кратко характеризует актуальность изучаемой темы, знакомит с главными задачами и напоминает план проведения практического занятия.
Далее проводится тестирование базового уровня знаний студентов с применением тематических тестов. Студенты, неправильно решившие большинство этих заданий, получают неудовлетворительную оценку с последующей отработкой темы этого занятия.
Студенты под контролем преподавателя курируют больных по теме занятия, поэтому при подготовке к занятию студенты должны продумать методику сбора анамнеза и особенности объективного исследования больных.
При разборе курируемых больных необходимо кратко охарактеризовать основные клинические признаки заболевания, при сборе анамнеза обратить внимание на значение определенных этиологических факторов в развитии заболевания, следует подчеркнуть важность лабораторного исследования кислотопродуцирующей и моторной функции желудка современными способами (рН-метрия, радиометрия), рентгенологического и эндоскопического методов обследования в постановке диагноза. При объективном исследовании обращается внимание студентов на общее состояние больного, наличие местных признаков заболевания.
Получив от преподавателя данные лабораторных исследований, данных рентгеновского обследования, студенты ставят окончательный диагноз и определяют вид лечения.
В эндоскопическом кабинете студенты вместе с преподавателем наблюдают основные моменты проведения эзофагогастродуоденоскопии. у больных язвенной болезнью.
Проводится опрос в соответствии со списком тематических вопросов для подготовки к занятию. После опроса обсуждаются недостаточно ясные и наиболее сложные вопросы.
Просмотр учебных видеофильмов, наборов рентгенограмм и др.
Решение задач.
Преподаватель подводит итог проведенного занятия, выставляет оценки и дает задание на самоподготовку к следующему занятию.
Основная литература
1. Хирургические болезни: учебник для студ. мед. вузов / М. И. Кузин [и др.]; ред. М. И. Кузин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 2006. - 779 с.
Хирургические болезни: учебник / под ред. М. И. Кузина; [М. И. Кузин, О. С. Шкроб, Н. М. Кузин и др.], 2000. - 640 с.
2. Хирургические болезни [Электронный ресурс]: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / А. Ф. Черноусов [и др.]; под ред. А. Ф. Черноусова. - М.: Гэотар Медиа, 2010. - 664 с. - Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970412787.html
Дополнительная литература.
1. Хирургические болезни [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / А. И. Кириенко [и др.]. - М.: Гэотар Медиа, 2011. - Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970420393.html
2. Руководство по факультетской хирургии [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов / А. В. Бельков. - М.: Медицина, 2009. - 494 с. - Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/book/ISBN5225034403.html
3. Избранные лекции по клинической хирургии: курс лекций / [Н. Г. Гатауллин, Н. Г. Сибагатуллин, Р. П. Козленко и др.]; Под ред.: В. В. Плечева, В. М. Тимербулатова; Башк. гос. мед. ун-т. - Уфа: БГМУ, 1996. - 183 с.
Автор методической разработки Л.Р.Аитова