для подготовки к занятию.




Утверждаю

Зав. кафедрой факультетской хирургии

с курсом колопроктологии

________________М.В. Тимербулатов

"___"_____________ 20__ г.

 

Практическое занятие на тему:

«язвеннная болезнь желудка и двенадцатиперстной

КИШКИ»

Методические указания для студентов.

Дисциплина: хирургические болезни Специальность: «лечебное дело»

Факультет лечебный

Курс IV

Семестр VII - VIII

 

 

 


АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ.

В настоящее время язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки яв­ляется одним из наиболее распространенных заболеваний. В последние годы отмечается увеличение заболеваемости язвенной болезнью. При этом отличается рост числа больных, нуждающихся в хирургическом лечении. Несмотря на успехи и достижения современной хирургии, относительно высокой остается частота осложнений, неудовлетворительных результатов хирургического лечения. Все вышеуказанное обуславливает актуальность проблемы язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки, ее хирургического лечения.

ЦЕЛЬ практического занятия - изучить этиопатогенез, классификацию, клинику язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки, современные методы диагностики и хирургического лечения.

Для этого необходимо уметь:

1) правильно собрать жалобы и анамнез, выбрать наиболее характерные
признаки заболевания;

2) составить план обследования больного;

3) провести объективное обследование больного, выбрать наиболее информативные признаки, характерные для язвенной болезни;

4) интерпретировать результаты дополнительных инструментальных и лабораторных исследований;

5) провести дифференциальную диагностику с другими заболеваниями;

6) диагностировать осложнения язвенной болезни желудка и 12-перстной
кишки;

7) выбрать и обосновать план лечения больного;

8) назначить этиопатогенетическую медикаментозную терапию;

9) определить и обосновать показания к хирургическому лечению, выбору
способа операции;

 

 

10) разработать план послеоперационного ведения больного, комплекс мероприятий по медицинской, социальной и трудовой реабилитации.

Для реализации целей обучения необходимы базисные знания - умения:

1) знание анатомо-морфологических особенностей и физиологии желудка и 12-перстной кишки;

2) навыки сбора жалоб, анамнеза заболевания и анамнеза жизни;

3) владение методами перкуссии, пальпации, аускультации;

4) знание нормальных значений и умение интерпретации показателей и
результатов дополнительных лабораторных и инструментальных исследований;

5) знание современных методов клинических, лабораторных и ин­струментальных исследований;

6) знание важнейших современных лекарственных препаратов для фармакотерапии;

 

7) знание основ оперативной хирургии желудка и 12-перстной кишки.

8) назначение этиотропной патогенетической терапии.

Чтобы вы могли уяснить - соответствует ли исходный уровень знаний-умений необходимому - предлагается выполнить ряд заданий. Правильность решения их сопоставьте с эталонами ответов.

ЗАДАНИЯ ПО КОНТРОЛЮ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ.

Выберите один правильный ответ

/. Перечислите анатомические отделы желудка:

А. кардиальный

В. пилорический

С.тело

D. дно

Е. выходной

F.субпилорический

G.антропилорический.

2. Перечислите анатомические отделы 12-перстной кишки:

А. Верхняя часть

В. нижняя часть

С. верхняя горизонтальная часть

D. нижняя горизонтальная часть

Е. восходящая часть

F. нисходящая часть

G. тело.

3. Наиболее информативными методами диагностики заболевания

желудка и 12-перстной кишки являются:

А. Компьютерная томография

В. ультразвуковая томография

С. рентгеноскопия и рентгенография желудка и 12-перстной кишки

D. ирригоскопия

Е. фиброгастродуоденоскопия

F. обзорная рентгенография органов брюшной полости.

4. Перечислите основные компоненты желудочного сока, обеспе-

чивающие пищеварение в желудке:

А. химотрипсин

В. химопсин

С. пепсин

D. сиаловые кислоты

Е. соляная кислота

F. гексозаминопротеиды

G. фукопротеиды.

5.Перечислите препараты группы блокаторов Нг-гистаминовых ре­цепторов:

А. гастроцепин

В. циметидин

С. гелусил-лак

D. винилин

Е. ранитидин

F. ранисак

G. зантак

Н. омепразол.

Эталоны ответов.

1 - А, В, С, D: 2 - С, D, Е, F; 3 - С, Е; 4 - С, Е; 5 - В, Е, F, G.

Внимательно ознакомьтесь с теоретическими вопросами

для подготовки к занятию.

1. Определение язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки. Распространенность заболевания.

2. Факторы агрессии и факторы защиты слизистой оболочки желудка и 12 п. кишки. Этиологические факторы и патогенез язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки. Этиопатогенетические теории язвенной болезни. Значение кампилобактериоза в этиопатогенезе заболевания.

3. Классификация язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки (по локализации, характеру желудочной секреции, течению, числу язвенных поражений). Формулировка диагноза язвенной болезни.

4. Клиника язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки.

5. Клинические, инструментальные и лабораторные методы диагностики язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки. Рентгенологические методы -методика проведения, рентгенологические признаки язвенной болезни. Фиброэзофагогастродуоденоскопия - методика проведения, информативность метода и цели его применения. Исследование кислотопродуцирующей функции желудка и его значение при выборе способа лечения (тесты).

 

6. Дифференциальная диагностика язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки.

7. Современные принципы медикаментозной терапии язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки. Курсовая терапия заболевания. Комплексное лечение язвенной болезни. Значение эндоскопического лечения, физиотерапевтических средств в комплексном лечении язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки.

8. Абсолютные, условно абсолютные и относительные показания к хирургическому лечению язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки. Основные виды оперативных пособий на желудке: органосохраняющие и радикальные операции - показания к их выполнению, их преимущества и недостатки. Резекция желудка - основные этапы операции, виды

 

анастомозирования желудка с отводящими отделами. Ваготомия и ее виды. Пилоропластика, ее виды, сочетание с другими видами оперативных пособий.

9.Возможности миниинвазивных оперативных пособий в хирургическом лечении язвенной болезни. Показания и противопоказания к применению этих методов.

10. Осложнения послеоперационного периода, методы их профилактики и лечения. Медицинская, социальная и трудовая реабилитация больных, оперированных по поводу язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки.

Для контроля усвоения изученного материала предлагается решить следующие контролирующие задания.

КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ЗАДАНИЯ.

Тип тестов

Выберите один или несколько правильных ответов.

1.Язвенной болезнью желудка и 12-перстной кишки чаще болеют:

А. Дети

В. женщины

С. мужчины.

2. Защитными факторами в язвообразовании являются:

А. Соляная кислота

В. слой защитной слизи

С. дуоденогастральный рефлюкс

Д. регенеративная способность эпителия слизистой оболочки

Е. обратная диффузия ионов Н+

F. пепсин.

З.Для язвенной болезни желудка характерными являются:

А. Ночные боли

В. боли через 1.5-2 часа после принятия пищи

С. боли через 30-40 минут после принятия пищи

Д. голодные боли, исчезающие сразу после приема пищи. 4. Для язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки наиболее характерными являются следующие виды диспепсии:

 

А.Запоры

В. поносы

С. изжога

Д. отрыжка

Е. метеоризм

F. тошнота, рвота.

5. Для дуоденальных язв наиболее характерны боли:

А. Локализующиеся в правом подреберье

В. локализующиеся в эпигастрии

С локализующиеся в эпигастрии и правом подреберье Д.ночные и головные боли

Е. не связанные со временем суток

F. возникающие через 2.5-3 часа после приема пищи

G.возникающие через 1.5-2 часа после приема пищи..

6. Перечислите осложнения язвенной болезни:

А. Желудочно-кишечные кровотечения

В. кровохаркание

С. дуоденостаз

Д. пилоробульбарный стеноз

Е. Малигнизация

F. кишечная непроходимость

G. эвентрация
Н. перфорация

I. пенетрация.

7. Перечислите рентгенологические симптомы язвенной болезни:

А. Дефект наполнения слизистой

В радиарная конвергенция складок слизистой

С. отсутствие радиарной конвергенции складок слизистой

Д. рубцовая деформация желудка и ДПК

Е. спастические сокращения желудка и ДПК в виде пальцевых вдавливаний

F. спазм привратника

G. релаксация желудка и ДПК

Н. наличие гиперсекреторного интермедиарного слоя.

 

 

Тип тестов

Выберите высказываниям, обозначенным цифрами, соответствующие правильные ответы с буквенными обозначениями.

8. Данное исследование позволяет:

9. Какие показатели внутрижелудочной рН соответствуют указанным типам секреции при базалъной р-метрии:

 

1.нормоацидный 2.гипоацидный 3.гиперацидный 4.анацидный А. 0,9-1,5 ед В. 1,6-1,9 ед С. 2,0-3,0 ед Д. более 3,0 ед

10. Какой тип электрогастрограмм наиболее характерен:

1. для больных язвенной болезнью А. нормокинетический
2. для здоровых людей В. гипокинетический
3. у оперированных больных после С. гиперкинетический
ваготомии и резекции желудка  

 

/ /. К каким, группам относятся указанные ниже препараты:

 

Тип тестов

 

Выберите правильное сочетание ответов.

12. ЯБ - это заболевание:

 

1. протекающее остро А. 1,2,3
2. хроническое рецидивирующее В. Все ответы правильные
3. с сезонными осенне-весенними обострениями С. 2,3,5
4. без определенной сезонности Д-1,3,4
5. характеризующиеся язвенным заболеванием Е. 1,2
желудка и ДПК  
6.хроническое  

13. Особенностями ЯБ женщин являются:

14. Медикаментозная терапия ЯБ включает в себя:

 

1. блокаторы Н2-гистаминовых рецепторов А. 1,2,4,7,8, 10, 1Г
2. блокаторы Нргистаминовых рецепторов В.1,4,5,6,7,8, 11
3. холиномиметики С. 1,2,3,5,7,8, 11
4. холиноблокаторы Д.3,4,5,7,9, 10,11
5. обволакивающие Е.1,2,4,5,6,7,8, 11
6. седативные  
7. антацидные и обволакивающие  
8. усиливающие трофику, регенерацию и репарацию  
9. анорексигенные средства  
10. желчегонные  
11. транквилизаторы  

 

15. Курсовая терапия ЯБ включает в себя следующие курсы:

 

Задача.

Больной К., 35 лет, поступил в хирургическое отделение с жалобами на изжогу, тошноту, отрыжку кислым желудочным содержимым, боли в эпигастрии, правом подреберье. Болеет язвенной болезнью 12-перстной кишки в течение около 6 лет. Неоднократно лечился амбулаторно и стационарно. В течение последних 2 лет заболевание протекало более тяжело. Обострения и рецидивы язвенной болезни до 3-4 раз в год, протекали с выраженным болевым и диспепсическим синдромом. Настоящее ухудшение состояния произошло 6 дней назад и было связано с нарушением в питании (прием острой и жирной пищи).

При объективном исследовании состояние средней тяжести. Больной средней упитанности. Кожа и видимые слизистые обычной окраски. Гемодинамика и вентиляция удовлетворительные, стабильные. Пульс 92 в минуту, удовлетворительных свойств. АД 135/90 мм рт. ст. Язык суховатый, обложен белым налетом. Живот не вздут, округлой формы, участвует в акте дыхания. При пальпации живот мягкий, умеренно напряженный и резко болезненный в эпигастрии и правом подреберье. Перитонеальных симптомов нет. Стул, диурез без особенностей.

Каков предварительный диагноз?

Что необходимо уточнить у больного в анамнезе заболевания для оценки степени запущенности язвенной болезни и выбора, способа лечения? Какие виды исследования необходимо провести у пациента для уточнения диагноза? Какова ваша диагностическая программа? С какими заболеваниями необходимо провести дифференциальную диагностику? Какова ваша лечебная тактика у данного пациента? Какие дополнительные сведения необходимы вам для правильного определения лечебной тактики?

Примерная схема занятия

В начале занятия преподаватель кратко характеризует актуальность изучаемой темы, знакомит с главными задачами и напоминает план проведения практического занятия.

Далее проводится тестирование базового уровня знаний студентов с применением тематических тестов. Студенты, неправильно решившие большинство этих заданий, получают неудовлетворительную оценку с последующей отработкой темы этого занятия.

Студенты под контролем преподавателя курируют больных по теме занятия, поэтому при подготовке к занятию студенты должны продумать методику сбора анамнеза и особенности объективного исследования больных.

При разборе курируемых больных необходимо кратко охарактеризовать основные клинические признаки заболевания, при сборе анамнеза обратить внимание на значение определенных этиологических факторов в развитии заболевания, следует подчеркнуть важность лабораторного исследования кислотопродуцирующей и моторной функции желудка современными способами (рН-метрия, радиометрия), рентгенологического и эндоскопического методов обследования в постановке диагноза. При объективном исследовании обращается внимание студентов на общее состояние больного, наличие местных признаков заболевания.

Получив от преподавателя данные лабораторных исследований, данных рентгеновского обследования, студенты ставят окончательный диагноз и определяют вид лечения.

В эндоскопическом кабинете студенты вместе с преподавателем наблюдают основные моменты проведения эзофагогастродуоденоскопии. у больных язвенной болезнью.

Проводится опрос в соответствии со списком тематических вопросов для подготовки к занятию. После опроса обсуждаются недостаточно ясные и наиболее сложные вопросы.

Просмотр учебных видеофильмов, наборов рентгенограмм и др.

Решение задач.

Преподаватель подводит итог проведенного занятия, выставляет оценки и дает задание на самоподготовку к следующему занятию.

 

Основная литература

1. Хирургические болезни: учебник для студ. мед. вузов / М. И. Кузин [и др.]; ред. М. И. Кузин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 2006. - 779 с.

Хирургические болезни: учебник / под ред. М. И. Кузина; [М. И. Кузин, О. С. Шкроб, Н. М. Кузин и др.], 2000. - 640 с.

2. Хирургические болезни [Электронный ресурс]: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / А. Ф. Черноусов [и др.]; под ред. А. Ф. Черноусова. - М.: Гэотар Медиа, 2010. - 664 с. - Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970412787.html

Дополнительная литература.

1. Хирургические болезни [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / А. И. Кириенко [и др.]. - М.: Гэотар Медиа, 2011. - Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970420393.html

2. Руководство по факультетской хирургии [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов / А. В. Бельков. - М.: Медицина, 2009. - 494 с. - Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/book/ISBN5225034403.html

3. Избранные лекции по клинической хирургии: курс лекций / [Н. Г. Гатауллин, Н. Г. Сибагатуллин, Р. П. Козленко и др.]; Под ред.: В. В. Плечева, В. М. Тимербулатова; Башк. гос. мед. ун-т. - Уфа: БГМУ, 1996. - 183 с.

 

 

Автор методической разработки Л.Р.Аитова

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: