Царь Властелин Обладающий властью




Аль - Малик

Всевышний сказал: «Превыше всего Аллах, Истинный Властелин! Нет божества, кроме Него, Господа благородного Трона» (23:116)

…на седалище истины возле Всемогущего Властелина (54:55)

Скажи: «О Аллах, Владыка царства! Ты даруешь власть, кому пожелаешь, и отнимаешь власть, у кого пожелаешь. Ты возвеличиваешь, кого пожелаешь, и унижаешь, кого пожелаешь. Все благо - в Твоей Руке. Воистину, Ты способен на всякую вещь» (3:26)

Он- Тот, Кто обладает властью. Это качество проявляется в величии, гордости, могуществе и правлении. Он единолично творит и повелевает, вознаграждает и наказывает. Ему принадлежат высший и низший миры, и все творения являются Его рабами и нуждаются в Нем.

Он - Истинный Господь, Истинный царь, Истинный Бог. Он сотворил творения благодаря Его господству, подчинил их благодаря Его власти и обратил в рабов благодаря тому, что достоин поклонения. Задумайся же над той славой и тем величием, которые самым удивительным и прекрасным образом заключены в этих трех именах. Господь людей, Царь людей, Бог людей – эти три выражения включают в себя все принципы веры и значения Его прекрасных имен.

Господь — Всемогущий, Творец, Создатель, Дарующий облик, Живой, Вседержитель, Знающий, Слышащий, Видящий, Добродетельный, Наделяющий благами, Щедрый, Одаряющий и Лишающий, Вредящий и Приносящий пользу, Выдвигающий вперед и Отбрасывающий назад. Он вводит в заблуждение и наставляет на прямой путь, кого пожелает, наделяет счастьем и делает несчастным, кого пожелает, одаряет могуществом и унижает, кого пожелает. Господство Аллаха имеет и другие значения, указывающие на соответствующие им прекрасные имена, которых Он достоин.

Царь — Повелевающий и Запрещающий, Дарующий могущество и Унижающий. Он управляет делами Его рабов, как Ему угодно, и ворочает ими, как пожелает. Значения этого качества указывают на такие прекрасные имена, как Выправляющий, Гордый, Справедливый Судья, Судия, Понижающий и Повышающий, Дарующий могущество и унижающий, Великий, Величественный, Большой, Требующий отчета, Славный, Покровитель, Превознесшийся, Обладающий властью, Справедливый, Собирающий и др.

Бог – Тот, Кто обладает всеми совершенными качествами и славными атрибутами. Это имя объединяет все остальные Прекрасные имена, и поэтому утверждение о том, что оно произошло от слова الإله‎ («Бог»), вполне справедливо. Этого мнения придерживался Сибавейхи и большинство его учеников, и достоверно, что имя «Аллах» объединяет в себе все значения прекрасных имен и возвышенных качеств.

Таким образом, упомянутые имена включают в себя значения всех Прекрасных имён Аллаха, и тот, кто ищет защиты посредством этих трёх Имён, действительно заслуживает того, чтобы его защитили и уберегли от наущений шайтана, исчезающего при поминании Господа. И коли Аллах — наш Единственный Господь, Царь и Бог, то в трудные минуты нам не следует устремляться ни к кому, кроме Него, и никто не сможет защитить нас от Него. И нет у нас другого бога, достойного поклонения, кроме Него. Посему никто другой не заслуживает того, чтобы к нему взывали и на него надеялись, чтобы его боялись и любили. Никто другой не заслуживает унижения, смирения и упования. Надежды и страха, мольбы и упования заслуживает только тот, кто заботится о человеке, устраивает его дела и покровительствует ему, либо тот, кому он приходишься истинным рабом, либо тот, кто является его богом, без кого ему не прожить даже мгновения ока, в ком он нуждаешься больше, чем в жизни и душе. Аллах — Единственный Господь, и нет на свете другого гос­пода. Он — Истинный Царь людей, и все они приходятся Ему рабами. Он — Истинный Бог, Бог людей, и никто иной не заслуживает их поклонения. И коли Он — Господь людей, их Царь и Бог, то им не подобает искать защиты и помощи у кого-либо иного. Им не должно прибегать к покровительству кого-либо, кроме их Покровителя, ведь им достаточно Его помощи и поддержки. Он устраивает все их дела благодаря Его господству, власти и божественности. Как может раб во время несчастий и при приближении врага не искать защиты у своего Господа, Царя и Бога.

Властелином называется Тот, Кто обладает царством и властью и в силу этого волен повелевать и запрещать, вознаграждать и наказывать, полновластно распоряжаться своими подчиненными. Кому же принадлежит подлинная власть, станет ясно в День воздаяния. Это – один из эпитетов Дня воскресения, когда люди получат воздаяние за свои благие и скверные деяния. Именно в тот день Божьи творения ясно увидят совершенство власти Аллаха, совершенство Его справедливости и мудрости. Они потеряют все, чем обладали ранее. Цари и подданные, рабы и свободные – все будут равны перед Господом, покорны Его величеству и смиренны перед Его могуществом. Они будут ожидать Его приговора, жаждать Его награды и страшиться Его возмездия. Вот почему Господь нарек себя Властелином Дня воздаяния, хотя Его власть и распространяется на все времена.

Всевышний повелел Своему пророку и всем его последователям открыто возвещать о том, что Господь - Единственный, Кто распоряжается делами Вселенной, управляет небесным и земным мирами и обладает абсолютной властью. Он дарует власть, кому пожелает, и лишает власти, кого пожелает; возвеличивает, кого пожелает, и унижает, кого пожелает. Происходящее во Вселенной не подчиняется желаниям людей Писания или других творений, поскольку судьба всего сущего зависит от воли и решений Аллаха. Никто не способен воспротивиться Его воле или повлиять на Его предопределение. Он управляет судьбами людей во времени и распоряжается самим временем. Все благое и хорошее исходит только от Него, ибо только Он одаряет рабов благами и вознаграждением. Что же касается зла, то его не следует связывать с именами, качествами и деяниями Аллаха, хотя оно также сотворено Им и зависит от Его предопределения и судьбы. Божественное предопределение включает в себя как добро, так и зло, потому что во владениях Аллаха происходит только то, что Ему угодно. Однако зло нельзя связывать с Ним, например, говоря: «Господи! Все добро и зло - в Твоей Длани». Мусульманин должен говорить, что всякое добро зависит от Аллаха, как этому нас научили Аллах и Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует. Некоторые толкователи отмечали, что зло тоже находится в Руках Аллаха, однако такое дополнение - очевидная ошибка. Они считали, что если человек связывает с Аллахом только добро, то его слова противоречат всеобщности Божьего предопределения и судьбы, но мы уже разъяснили несостоятельность подобных утверждений…

Имена Единый (الأحد‎) и (اَلصَّمَد) Самодостаточный приходят один раз в Коране в Суре «Аль - Ихляс».

Всевышний повелел говорить эти слова с твердой уверенностью и абсолютной убежденностью в истинности этих слов. Для этого человек должен быть осведомлен об их подлинном смысле. Аллах – Единственный Бог. Его прекрасные имена и качества совершенны, Его деяния святы и лишены изъянов, и нет никого похожего на Него или подобного Ему. Он самодостаточен, и все обитатели небес и земли в высшей степени нуждаются в Нем и молят Его о помощи, потому что все Его качества совершенны. Он всеведущ, и Его знание безгранично. Он терпелив, и Его терпение бесконечно. Он милосерден, и Его милость объемлет всякую вещь. То же самое относится ко всем божественным качествам. Совершенство Аллаха проявляется и в том, что Он не рождает и не был рожден, и поэтому ни в ком и ни в чем не нуждается. Его имена, качества и деяния превосходят имена, качества и деяния творений. Он – Великий и Всеблагой!
Таким образом, эта сура целиком проповедует доктрину о том, что только Аллах обладает божественными именами и качествами.

Ибн Джарир и ат-Тирмизи добавили: «Самодостаточный» значит: не рождал и не был рождён, потому как нет ничего из того, что рождается, что не вкусило бы смерть, и нет ничего из того, что умирает, что не оставило бы после себя наследие. Поистине, сущность Аллаха является постоянной, вечной и безначальной; Аллах не умирает и не оставляет никому после себя наследство. Атрибутом этой сущности является абсолютное совершенство, присущее ей всегда и во всём. «И нет никого равного Ему»

«Скажи: «Он - Аллах Единый...», означающее, что Он Один и Единственный, который не имеет ни сообщника, ни помощника, ни соперника, ни равного и никто не сравним с Ним, так как Он Совершенен в Своих атрибутах и действиях». «Аллах Самодостаточный », т.е. все творения зависят от Него в своих нуждах и потребностях. Он Вечный, и к Которому приходят, и без позволения которого не совершается ни одно дело. Ибн ’Аббас сказал: «Он - Властитель, и Господин, Который совершенен в Своем Единственности, Наипочтенный, Который совершенен в Своем почёте, Великолепнейший, Который совершенен в Своем великолепии, Терпеливый, Который совершенен в Своем терпении, Всезнающий, Который совершенен в Своем знании, Мудрый, Который совершенен в Своем мудрости, и Он совершенен во всех смыслах Своего Величия и Единовластия. Он - Аллах, и вся хвала надлежит Ему. Нет ничего подобного и равного Ему. Слав Аллаху, Единому, Неодолимому». Аль-А’маш сказал: «Самодостаточный (или Вечный) значит Обладающий абсолютной властью». Аль-Хасан сказал: «Аллах Вечносущный, Который остаётся Один после смерти всех созданий» Ар-Раби’ Ибн Анас сказал: «Он - Тот, Кто не порождал и не был рожден». Муджахид истолковал: «Это значит, что Аллах Неделимый, не имеющий пустот». Комментарий аш-Ша’би: «Не ест и не пьет».Абу аль-Касим ат-Табарани подытожил все эти толкования: «Все эти высказывания верные и они описывают атрибуты Всемогущего и Великого нашего Господа. От него зависят все нужды, Он обладает абсолютной властью, Он бестелесный, не имеющий пустот, не ест и не пьет, Он Вечный».

Всевышний сказал: «Скажи: “Он — Аллах Единый”» (Аль -Ихляс, 1); «Скажи: “Аллах — Творец всякой вещи. Он — Единственный, Всемогущий”» (ар-Ра‘д, 16).

Единственный, Единый — Тот, Кто обладает всеми качествами совершенства и не разделяет их с другими. Рабы обязаны признавать Его единство в душе, на словах и на деле. Для этого они должны верить в Его абсолютное совершенство и посвящать обряды поклонения только Ему одному.

Единый — Тот, Кто единичен в обладании всяким совершенством, славой и величием, красотой и похвальностью, мудростью и милосердием, а также другими качествами совершенства. Он не имеет равных и подобных Себе в этом, и нет никого, кто соответствовал бы Ему в этом в той или иной форме. Он один в своем существовании и господстве. Его знание и могущество, величие и слава, красота и похвальность, мудрость, милосердие и остальные качества уникальны, и в каждом из них Он отличается высшей степенью совершенства.

Проявлением Его единственности является то, что Он самодостаточен. Это значит, что Он — Совершенный Господь, Великий Господин, обладающий всеми атрибутами совершенства. И каждый из них присущ Ему в самой совершенной форме, и даже часть этих атрибутов творения не способны ни постичь своими сердцами, ни выразить словами.

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Господин — это Всеблагой и Всевышний Аллах»[ Абу Давуд, т.4, с. 254; Ахмад, т. 3, с.241;там же,т.4,с.25; хадис достоверный согласно аль – Арнауту: Фатх Аль Маджид,с.613].

Слово السيد‎ — «господин» означает также «хозяин», «вла­де­лец», «глава», «муж». Так называют славных, достойных, благородных, выдержанных людей, помогающих другим в трудную минуту. Великий и Могучий Аллах — Господин, правящий творениями и покровительствующий им. Его господство истинно и пóлно, а все творения — всего лишь Его рабы. Это не означает того, что отдельных людей нельзя назвать господами, однако господство Всеблагого и Всевышнего Творца отличается от господства слабых творений.

Это Тот, к Которому устремляются все творения, унижаясь перед Ним и испытывая бесконечную нужду в Нём. Это Тот – Кто обладает со­вер­шен­ными знаниями и мудростью, сдержанностью и могуществом, величием и милосердием. Одним словом, Тот чьи качества совершенны и бе­зу­преч­ны, и к Нему устремляются творения для удовлетворения всех своих нужд.

Он — Господин, Чьё главенство совершенно; Знающий, Чьё знание совершенно; Выдержанный, Чья выдержка совершенна; Богатый, Чьё богатство совершенно; Могущественный, Чьё мо­гу­ще­ст­во совершенно; Славный, Чья слава совершенна; Великий, Чьё величие совершенно; Мудрый, Чья мудрость совершенна. Он — Тот, Чьи проявления славы и главенства безупречны. Он — Великий и Могучий Аллах. Этим качеством не обладает никто другой. Нет никого равного Ему, и нет никого подобного Ему. Пречист Аллах, Единственный, Всемогущий!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: