a) Не согласен, пока мое профессиональное будущее — это множество альтернативных вариантов выбора.
b) Не согласен, но я уверен, что мои родители устроят меня на хорошую работу, где карьера мне будет обеспечена.
c) Не согласен, так как мне не хочется вникать, какая карьера подходит именно мне, у меня есть и более важные проблемы.
d) Согласен, и я уже могу назвать основные шаги моей профессиональной жизни.
20. Родители предоставили мне возможность сделать свой профессиональный выбор самостоятельно.
a) Не согласен, потому что мои родители вообще не участвуют в моем профессиональном выборе.
b) Согласен, но мы все равно еще обсуждаем мой профессиональный выбор.
c) Не согласен, так как родители считают, что при самостоятельном выборе я могу ошибиться.
d) Согласен, и я уже сделал свой профессиональный выбор.
Ключ
Каждый вариант ответа оценивается в 1 или 2 балла по одной из шкал в соответствии с приведенным ниже «ключом». Интерпретация полученных данных приведена в таблице «Статусы профессиональной идентичности», которая представлена ниже.
Статусы профессиональной идентичности
№ вопроса | Профессиональная идентичность | |||
Неопределенная | Навязанная | Мораторий | Сформированная | |
1. | a — 2 | b — 1 | d — 1 | c — 1 |
2. | d — 1 | b — 1 | a — 2 | c — 1 |
3. | c — 1 | b — 1 | a — 2 | d — 1 |
4. | c — 1 | a — 2 | b — 1 | d — 1 |
5. | c — 1 | a — 2 | b — 1 | d — 1 |
6. | c — 1 | a — 1 | d — 1 | b — 2 |
7. | a — 1 | b — 2 | c — 1 | d — 1 |
8. | b — 2 | a — 1 | c — 1 | d — 1 |
9. | a — 1 | c — 1 | d — 1 | b — 2 |
10. | c — 1 | b — 2 | a — 1 | d — 1 |
11. | c — 2 | b — 1 | d — 1 | a — 1 |
12. | b — 1 | c — 2 | a — 1 | d — 1 |
13. | c — 2 | b — 1 | a — 1 | d — 1 |
14. | d — 1 | a — 1 | c — 2 | b — 1 |
15. | b — 1 | a — 1 | d — 1 | c — 2 |
16. | b — 1 | a — 1 | d — 2 | c — 1 |
17. | d — 2 | a — 1 | c — 1 | b — 1 |
18. | c — 1 | a — 1 | d — 2 | b — 1 |
19. | c — 1 | b — 1 | a — 1 | d — 2 |
20. | a — 1 | c — 1 | b — 1 | d — 2 |
Сумма |
Чем выше сумма баллов, набранная тобой по каждому из статусов, тем в большей степени суждения о нем применимы к тебе. Интерпретация полученных данных приведена в таблице.
Описание статусов профессиональной идентичности
Статусы ПИ | Характеристика статусов | Суммы баллов | Степень выраженности статуса |
Неопределенное состояние профессиональной идентичности | Состояние характерно для учащихся, которые не имеют прочных профессиональных целей и планов и при этом не пытаются их сформировать, выстроить варианты своего профессионального развития. Чаще всего этим статусом обладают подростки, родители которых не хотят или не имеют времени проявлять активный интерес к профессиональному будущему своих детей. Такой статус бывает и у подростков, привыкших жить текущими желаниями, недостаточно осознающих важность выбора будущей профессии. | 0—3 | Статус не выражен |
4—7 | Выраженность ниже среднего уровня | ||
8—11 | Средняя степень выраженности | ||
12—15 | Выраженность выше среднего уровня | ||
16 баллов и выше | Ярко выраженный статус |
Навязанная профессиональная идентичность | Это состояние характерно для человека, который выбрал свой профессиональный путь, но не путем самостоятельных размышлений, а прислушавшись к мнению авторитетов: родителей или друзей. На какое-то время это, как правило, обеспечивает комфортное состояние, позволяя избежать переживаний по поводу собственного будущего. Но нет никакой гарантии, что выбранная таким путем профессия будет отвечать интересам и способностям самого человека. Поэтому такой выбор в дальнейшем вполне может привести к разочарованию. | 0—4 | Статус не выражен |
5—9 | Выраженность ниже среднего уровня | ||
10—14 | Средняя степень выраженности | ||
15-19 | Выраженность выше среднего уровня | ||
20 баллов и выше | Ярко выраженный статус | ||
Мораторий (кризис выбора) | Такое состояние характерно для человека, исследующего альтернативные варианты дальнейшего профессионального развития и активно пытающегося выйти из этого состояния, приняв осмысленное решение о своем будущем. Эти юноши и девушки размышляют о возможных вариантах профессионального развития, примеряют на себя различные профессиональные роли, стремятся как можно больше узнать о разных специальностях и путях их получения. На этой стадии нередко складываются неустойчивые отношения с родителями и друзьями: полное взаимопонимание может быстро сменяться непониманием, и наоборот. Как правило, большая часть людей после «кризиса выбора» переходит к состоянию сформированной идентичности, реже к навязанной идентичности. | 0—4 | Статус не выражен |
5—9 | Выраженность ниже среднего уровня | ||
10—14 | Средняя степень выраженности | ||
15—19 | Выраженность выше среднего уровня | ||
20 баллов и выше | Ярко выраженный статус |
Сформированная профессиональная идентичность | Эти юноши и девушки характеризуются тем, что они готовы совершить осознанный выбор дальнейшего профессионального развития или уже его совершили. У них присутствует уверенность в правильности принятого решения об их профессиональном будущем. Этим статусом обладают те юноши и девушки, которые прошли через «кризис выбора» и самостоятельно сформировали систему знаний о себе, о профессиональных ценностях и жизненных убеждениях. Они могут осознанно выстраивать свою жизнь потому, что определились, чего хотят достигнуть. | 0—2 | Статус не выражен |
3—5 | Выраженность ниже среднего уровня | ||
6—8 | Средняя степень выраженности | ||
9—11 | Выраженность выше среднего уровня | ||
12 баллов и выше | Ярко выраженный статус |
Как использовать полученную в результате этого тестирования информацию? Во-первых, ты узнал «ступеньку», на которой находишься, а значит, можешь предполагать, куда можно «шагать» дальше. А во-вторых, мы надеемся, что ты понял: поиск своей профессии — это такой процесс, который практически неизбежно проходит через этап кризиса (на стадии моратория идентичности). На данном этапе большинство молодых людей испытывают беспокойство по поводу своего профессионального будущего, неуверенность в собственных силах, переживания по поводу неопределенности жизненных перспектив. Если хочешь, чтобы твоя будущая профессия была выбрана осмысленно, ее нужно «выстрадать», пройти через кризис, а не отмахиваться от него, рассуждая по принципу «Пока рано об этом думать» или «О моем будущем позаботятся родители».
Вообще-то если человек приобретает определенную профессию и начинает работать по ней, из этого еще не следует, что у него сформированная профессиональная идентичность. Ведь вполне возможно, что он просто рассматривает работу как способ раздобыть деньги, но отнюдь не считает ее «своим» делом, не связывает ее со своими жизненными целями и ценностями.
Это соответствует статусу диффузной профессиональной идентичности: такой человек не задумывается над смыслом своего труда, он просто делает то, за что ему заплатят. Как правило, он не стремится к самосовершенствованию в сфере труда, не имеет четких профессиональных целей и карьерных планов. Если такому человеку представится возможность заняться чем-то другим, где удастся работать меньше, а получать больше, то он, не задумываясь, сменит не только место работы, но и род занятий.
Нередко встречается и вариант, когда человек приобретает профессию и работает по ней, обладая навязанной идентичностью, то есть этот выбор сделан им несамостоятельно. Тогда он чаще всего начинает воспринимать свою работу как некий долг, обязательство, иногда даже прямо заявляя: «Да, меня не устраивает моя работа. Но я должен ей заниматься — ведь если не я, так кто же?!». Такие люди обычно проявляют высокую верность месту работы: они могут и сменить профессию, но все равно стремятся остаться работать там же, где были раньше.
Возможен и вариант, когда человек «застревает» на стадии моратория профессиональной идентичности, кризиса выбора. Тогда он оказывается «вечным искателем», который меняет множество профессий, но ни на чем не может остановиться. Возникает парадоксальная ситуация: работа интересует такого человека только до тех пор, пока он не достигнет в ней мастерства; как только мастерство достигнуто, ему становится неинтересно и скучно, и он меняет профессию (как впрочем, и место работы), начинает осваивать что-то новое.
Если же у человека сформированная профессиональная идентичность, то он, как правило, искренне заинтересован в том деле, которым занимается, считает его своим призванием. Такой человек обычно достигает высокого уровня профессионализма и знает себе цену. Он уверен в верности своего профессионального выбора и не склонен его изменять, хотя и вполне может менять места работы. Если где-то перед ним откроются более широкие возможности для профессионального роста, чем на прежнем месте работы, то он пойдет туда.
Грецов А.Г., Азбель А.А. Узнай себя. Психологические тесты для подростков. – СПб., Питер, 2006. – с. 143-155.
[1] Методика разработана А. А. Азбель, при участии А.Г. Грецова.