Тип воздушного судна, как существенное условие договора воздушного чартера.




Если по договору оплачивается вместимость транспортного средства, следовательно, из предмета должно быть ясно, о вместимости какого именно транспортного средства идет речь. Причем совершенно незачем идентифицировать конкретное транспортное средство при заключении договора, что, естественно допустимо, поскольку фрахтовщик, при наличии у него парка взаимозаменяемых транспортных средств будет поставлен в заведомо невыгодное положение. Скажем, в случае, когда в нужный момент данное транспортное средство окажется неисправным, фрахтовщик не вправе будет его заменить на аналогичное. В предмете договора достаточно ограничиться указанием на тип транспортного средства, скажем, самолет ТУ-154.

В некоторых случаях, возможна также замена воздушного судна одного типа на воздушное судно другого типа. Особенно часто это проявляется на воздушных линиях с большой регулярностью выполнения полетов (например, между Москвой и Санкт-Петербургом такие авиакомпании как ФГУАП "Пулково" и ОАО "Аэрофлот РА" ежедневно выполняют до десяти, а иногда и более рейсов). В данном случае коммерческие службы эксплуатантов отслеживают продажу билетов на каждый рейс, и в зависимости от этого определяют тип воздушного судна.

Таким образом, при указании в договоре фрахтования типа воздушного судна следует исходить из того, что обязанностью фрахтовщика является предоставление фрахтователю вместимости не меньшей, и не менее комфортной (в случае транспортировки людей), чем вместимость указанного в договоре типа воздушного судна. Важно только, чтобы вместимость предоставленного взамен транспортного средства обеспечивала полную и своевременную транспортировку пассажиров, багажа, груза и(или) почты в объеме (весе) и сроки, указанные в договоре чартера, а также сохранность пассажиров и их багажа, груза и(или) почты.

Максимальное количество перевозимых пассажиров, багажа, грузов и почты, как существенное условие договора воздушного чартера.

Вместимость, в случае фрахтования с целью транспортировки груза должна определяться исходя из двух компонент: объема и веса. Указывать конкретное место на воздушном судне в случае фрахтования части вместимости не обязательно, поскольку в целях обеспечения авиационной безопасности данные функции возложены на диспетчеров по центровке и загрузке.

Так, Внешнеторговая арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате СССР (дело №47/1979) признала необоснованным утверждение ответчика (фрахтовщика) будто "его обязанности по договору должны считаться выполненными в силу предоставления в распоряжение истца (фрахтователя) провозных емкостей самолета, предусмотренных в договоре…" "То обстоятельство, что в самолет не была погружена часть груза, предъявленного фрахтователем к перевозке, само по себе свидетельствует о невыполнении договора фрахтовщиком".

Как представляется, вывод ВАК при ТПП СССР по вышеуказанному делу ошибочен, поскольку ставит фрахтовщика в заведомо невыгодное положение и предоставляет возможность фрахтователю злоупотреблять своим правом. Необходимо исходить из того, что обе стороны договора фрахтования в равной степени представляют себе ту вместимость, по поводу которой заключается договор. Следовательно, при представлении фрахтователем к транспортировке груза по параметрам отличного от предоставленной вместимости в большую сторону, бремя экономических затрат связанных с тем, что часть груза может быть не отправлена, должно лечь на фрахтователя. В данном случае даже не имеет значение, была ли возможность у фрахтовщика в принципе разместить груз на воздушном судне, поскольку зафрахтована может быть и часть вместимости.

При транспортировке пассажиров также допускается фрахтование как всей, так и части вместимости судна. В случае фрахтования всей вместимости, максимальное количество пассажиров определяется исходя из технической возможности воздушного судна. Например, при большой дальности беспосадочного полета, число пассажиров может быть заметно меньше, чем количество посадочных мест. Во втором варианте Фрахтователь получает возможность перевезти на воздушном судне определенное число человек. Однако, в любом случае число пассажиров не может превышать число установленных на данном воздушном судне кресел.

В авиационной терминологии различают рейсы регулярные и чартерные (заказные), где под регулярным рейсом понимается рейс в соответствии с установленным расписанием, а под чартерным - рейс в соответствии с договором фрахтования. Однако, несправедливо полагать, что чартер имеет место быть только при выполнении чартерного рейса. На регулярном рейсе также возможен чартер, если фрахтуется, скажем, вся или часть вместимости грузовых емкостей воздушного судна, в то время, как в пассажирском салоне размещаются пассажиры, заключившие договор перевозки с Перевозчиком, который одновременно является Фрахтовщиком по договору чартера.

Возможна ситуация, когда на регулярном рейсе фрахтуется вся пассажирская вместимость воздушного судна или ее часть ("блок-чартер" или "блок-мест"). В первом случае эксплуатант полностью закрывает продажу авиабилетов в системах бронирования авиаперевозок на дату выполнения чартера. Во втором случае эксплуатант производит вывод мест из системы бронирования того количества пассажирских мест, которое соответствует зафрахтованному "блоку-мест".

Как правильно отмечает Н.Н. Остроумов, по договору чартера может быть предоставлена вместимость сразу нескольких воздушных судов или, наоборот, вместимость одного воздушного судна может быть предоставлена нескольким фрахтователям. Однако в любом случае важно указывать тип каждого воздушного судна, вместимость которого фрахтуется.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: