МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
по дисциплине
ОУД.01 русский язык и литература. литература
для студентов профессий:
08.01.05 Мастер столярно - плотничных и паркетных работ
08.01.07 Мастер общестроительных работ
08.01.08 Мастер отделочных строительных работ
09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации
13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))
23.01.03 Автомеханик
Разработчики – преподаватели ГБПОУ РК СКР:
- Кузьменко Анна Николаевна______________
- Лялечкина Зинаида Павловна______________
- Семчук Лилия Викторовна________________
- Чернышенко Надежда Владимировна_______
г.Симферополь
2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
|
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические указания по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине/МДК/ПМ ОУД.01 Русский язык и литература. Литература предназначены для студентов по профессиям:
08.01.05 Мастер столярно - плотничных и паркетных работ
08.01.07 Мастер общестроительных работ
08.01.08 Мастер отделочных строительных работ
09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации
13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))
23.01.03 Автомеханик
Цель методических указаний: оказание помощи студентам в выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине (МДК) ОУД.01 Русский язык и литература. Литература.
|
Настоящие методические указания содержат работы, которые позволят студентам самостоятельно овладеть знаниями, умениями и навыками деятельности по специальности, опытом творческой и исследовательской работ.
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовер-
шенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания,
гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе
и ценностям отечественной культуры;
• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, куль
туры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской
позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса, образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей студентов, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи;
• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и фор
мы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных
понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе,
• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.
|
В ходе изучения программы в соответствии с установленными требованиями студенты должны обладать следующими компетенциями, включающими в себя способности:
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;
- раскрывать конкретно–историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;
- аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению.
В результате выполнения внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине ОУД.01 Русский язык и литература. Литература, студенты должны:
знать/понимать:
· образную природу словесного искусства;
· содержание изученных литературных произведений;
· основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
· основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
· основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
· воспроизводить содержание литературного произведения;
· анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
|
· соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
· определять род и жанр произведения;
· сопоставлять литературные произведения;
· выявлять авторскую позицию;
· выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
· аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
· писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Ø создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
Ø участия в диалоге или дискуссии;
Ø самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
Ø определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
Ø определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Номер самостоятельной работы |
Умения | |
У 1 воспроизводить содержание литературного произведения; | Самостоятельная работа №2 Самостоятельная работа №3 Самостоятельная работа №9 Самостоятельная работа №12 Самостоятельная работа №18 Самостоятельная работа №19 |
У2 анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; | Самостоятельная работа №2 Самостоятельная работа №3 Самостоятельная работа №7 Самостоятельная работа №8 Самостоятельная работа №9 Самостоятельная работа №10 Самостоятельная работа №11 Самостоятельная работа №12 Самостоятельная работа №13 Самостоятельная работа №14 Самостоятельная работа №15 Самостоятельная работа №16 Самостоятельная работа №17 Самостоятельная работа №18 Самостоятельная работа №19 Самостоятельная работа №20 Самостоятельная работа №22 Самостоятельная работа №23 Самостоятельная работа №24 Самостоятельная работа №25 |
У3 анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; | Самостоятельная работа №7 Самостоятельная работа №8 Самостоятельная работа №9 Самостоятельная работа №10 Самостоятельная работа №11 Самостоятельная работа №13 Самостоятельная работа №14 Самостоятельная работа №15 Самостоятельная работа №18 Самостоятельная работа №19 Самостоятельная работа №20 Самостоятельная работа №22 Самостоятельная работа №24 Самостоятельная работа №26 |
У4 соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; | Самостоятельная работа №1 Самостоятельная работа №4 Самостоятельная работа №7 Самостоятельная работа №10 Самостоятельная работа №11 Самостоятельная работа №12 Самостоятельная работа №13 Самостоятельная работа №14 Самостоятельная работа №15 Самостоятельная работа №16 Самостоятельная работа №17 Самостоятельная работа №18 Самостоятельная работа №19 Самостоятельная работа №20 Самостоятельная работа №21 Самостоятельная работа №22 Самостоятельная работа №23 Самостоятельная работа №24 Самостоятельная работа №26 |
У5 определять род и жанр произведения; сопоставлять литературные произведения; выявлять авторскую позицию; | Самостоятельная работа №6 Самостоятельная работа №8 Самостоятельная работа №10 Самостоятельная работа №11 Самостоятельная работа №14 Самостоятельная работа №15 Самостоятельная работа №20 Самостоятельная работа №22 |
У6 выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; | Самостоятельная работа №2 Самостоятельная работа №3 Самостоятельная работа №12 Самостоятельная работа №15 Самостоятельная работа №16 Самостоятельная работа №18 Самостоятельная работа №19 Самостоятельная работа №24 |
У7 аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению; | Самостоятельная работа №6 Самостоятельная работа №7 Самостоятельная работа №8 Самостоятельная работа №9 Самостоятельная работа №10 Самостоятельная работа №11 Самостоятельная работа №13 Самостоятельная работа №14 Самостоятельная работа №18 Самостоятельная работа №19 Самостоятельная работа №21 Самостоятельная работа №22 Самостоятельная работа №25 Самостоятельная работа №26 |
У8 писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. | Самостоятельная работа №5 Самостоятельная работа №10 Самостоятельная работа №12 Самостоятельная работа №17 Самостоятельная работа №22 Самостоятельная работа №23 |
Знания | |
З1знать содержание произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры; | Самостоятельная работа №2 Самостоятельная работа №3 Самостоятельная работа №4 Самостоятельная работа №6 Самостоятельная работа №7 Самостоятельная работа №8 Самостоятельная работа №9 Самостоятельная работа №10 Самостоятельная работа №11 Самостоятельная работа №12 Самостоятельная работа №13 Самостоятельная работа №14 Самостоятельная работа №15 Самостоятельная работа №16 Самостоятельная работа №18 Самостоятельная работа №19 Самостоятельная работа №20 Самостоятельная работа №22 Самостоятельная работа №24 Самостоятельная работа №26 |
З 2 Основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.; | Самостоятельная работа №5 Самостоятельная работа №17 Самостоятельная работа №21 Самостоятельная работа №23 Самостоятельная работа №25 |
З3 Основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; | Самостоятельная работа №1 Самостоятельная работа №4 Самостоятельная работа №13 Самостоятельная работа №15 Самостоятельная работа №23 |
З 4основные теоретико-литературные понятия. | Самостоятельная работа №4 Самостоятельная работа №17 Самостоятельная работа №21 Самостоятельная работа №22 |
Методические рекомендации включают:
1) Планирование внеаудиторной самостоятельной работы;
2) Задания к самостоятельной внеаудиторной работе, сопровождающиеся указаниями для их выполнения;
3) Критерии оценки выполнения работ, форму предоставления работы и степени овладения студентами запланированных умений (освоенных компетенций).
Контроль выполненной самостоятельной работы осуществляется
индивидуально, на занятии, при тестировании, при защите рефератов)
· Контроль сообщений осуществляется на занятиях.
· Контроль выполнения рефератов осуществляется индивидуальной беседой по ключевым моментам работы, с последующей защитой реферата.
Максимальное количество часов на дисциплину 256 в том числе:
- обязательная аудиторная нагрузка студента - 171 часов;
- самостоятельная работа студента - 85 часов.
Самостоятельная работа студентов является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом.
Планирование самостоятельной внеаудиторной работы
На основе программы и календарно-тематического плана составляется и заполняется таблица
Наименование раздела, темы | Номер, название самостоятельной внеаудиторной работы | Количество часов, отведенных на самостоятельную внеаудиторнуюработу | Срок выполнения самостоятельной внеаудиторной работы (номер недели в семестре) | Форма контроля |
Раздел 1. Русская литература первой половины XIX века | Самостоятельная работа №1. Русская литература первой половины XIX века | 2 неделя | На уроке, ДЗ, КР№1 | |
Самостоятельная работа №2. Творчество А.С. Пушкина | 2 неделя | Чтение наизусть, ПЗ№1, КР№1 ДЗ | ||
Самостоятельная работа №3. Творчество М.Ю. Лермонтова | 4 неделя | Чтение наизусть, ПЗ№2, КР№1, ДЗ | ||
Раздел 2. Русская литература второй половины XIX века. | Самостоятельная работа №4 Культурно-историческое развитие России середины XIX века | 6 неделя | На уроке, ДЗ | |
Самостоятельная работа №5 Жизнь и творчество А.Н.Островского | 6 неделя | ПЗ№3, КР№4, ДЗ | ||
Самостоятельная работа №6. Роман «Отцы и дети» И. С. Тургенева | 7 неделя | П3№4, КР№4, ДЗ | ||
Самостоятельная работа №7. Творчество Н.С.Лескова | 9 неделя | КР№4, ДЗ | ||
Самостоятельная работа №8. «Сказки» М.Е. Салтыкова-Щедрина | 10 неделя | ПР№5, КР№4, ДЗ | ||
Самостоятельная работа №9. Личность Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. | 12 неделя | ПЗ№6, КР№4 | ||
Самостоятельная работа №10.Роман «Война и мир» Л.Н. Толстого | 14 неделя | КР№3, ПЗ№7, ДЗ | ||
Самостоятельная работа №11.«Вишневый сад» А.П.Чехова. | 17 неделя | На уроке, КР№4, ДЗ | ||
Раздел 3. Поэзия второй половины ХIХ века | Самостоятельная работа №12.Поэзия второй половины ХIХ века | 18 неделя | На уроке, ПЗ№8, КР№5, ДЗ | |
Раздел 4. Русская литература ХХ века. Литература на рубеже веков | Самостоятельная работа №13.Творчество И.А.Бунина | 22 неделя | На уроке, ДЗ | |
Самостоятельная работа №14. Творчество А.И.Куприна | 23 неделя | ПЗ№9, ДЗ | ||
Раздел 5 Поэзия начала ХХ века | Самостоятельная работа №15. Русская поэзия – начала XX в. | 23 неделя | На уроке, ПЗ№10, ДЗ | |
Самостоятельная работа №16. Поэзия А.А.Блока | 25 неделя | На уроке, ПЗ№11, ДЗ | ||
Самостоятельная работа №17. Драма «На дне» М. Горького | 27 неделя | На уроке, КР№7, ДЗ | ||
Раздел 6. Особенности развития литературы 20-х годов | Самостоятельная работа №18.Творчество В.В.Маяковского | 28 неделя | На уроке, КР№7, ДЗ | |
Самостоятельная работа №19.Жизнь и творчество С. Есенина | 29 неделя | ПЗ№12, КР№7, ДЗ | ||
Раздел 7. Особенности развития литература 30-х – начала 40-х годов. | Самостоятельная работа №20. Творчество М.Цветаевой | 31 неделя | На уроке, КР№7, ДЗ | |
Самостоятельная работа №21.Стилистика рассказов И.Э. Бабеля. | 2 курс | На уроке, ДЗ | ||
Самостоятельная работа №22.Роман «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова | 2 курс | ПЗ№13, ДЗ | ||
Раздел 8. Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет | Самостоятельная работа №23. Литература периода Великой Отечественной войны. | 2 курс | Защита реферата, ДЗ | |
Самостоятельная работа №24. Творчество А.Ахматовой | 2 курс | На уроке, ПЗ№15, ДЗ | ||
Раздел 9. Литература 50–80-х годов | Самостоятельная работа №25.Жизнь и творчество А.И.Солженицына и В.Т.Шаламова | 2 курс | На уроке, ДЗ | |
Раздел 12. Особенности развития литературы конца 1980-2000-х годов | Самостоятельная работа №26. Русская литература последних лет | 2 курс | На уроке, ПЗ№19-20, ДЗ |