ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Цели освоения дисциплины: является достижение всестороннего глубокого понимания магистрантами сущности судебной власти в гражданском судопроизводстве, подготовка к практической деятельности высококвалифицированных специалистов.
1.2. Задачи: сформировать у магистрантов устойчивую систему знаний об организации и деятельности судебной власти, о функционировании российской судебной системы как механизма реализации судебной власти в области гражданского судопроизводства, научить магистрантов анализировать и применять полученные знания в своей практической деятельности.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫВ СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
2.1. Цикл (блок) ОПОП: М2.В.ОД
2.2. Связь с другими дисциплинами учебного плана
Перечень предшествующих дисциплин | Перечень последующих дисциплин, видов работ |
1. Актуальные проблемы гражданского права. 2.Актуальные проблемы теории государства и права. | Магистерская диссертация. |
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Формируемые компетенции | Осваиваемые знания, умения, владения | |
Код | Наименование | |
Общекультурные компетенции (ОК) | ||
ОК-2 | способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста. | З требования, предъявляемые действующим законодательством к судье – носителю судебной власти, принципы и правила профессионального поведения судьи, принципы и правила поведения судьи во внесудебной деятельности, установленные Кодексом судейской этики; знает правоприменительную практику Высшей квалификационной коллегии судей и Дисциплинарного судебного присутствия по привлечению судей к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. |
У действовать в соответствии с требованиями действующего законодательства и Кодекса судейской этики, предъявляемыми к судье – носителю судебной власти. | ||
В навыками применения на практике имеющихся профессиональных знаний; навыками поддержания уровня своих профессиональных знаний. | ||
профессиональные компетенции (ПК) по видам профессиональной деятельности | ||
(в правоприменительной деятельности) | ||
ПК-2 | способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности. | З социально–политическую природу правоприменительного процесса, юридическое значение и функции судебной власти; систему общих и специальных юридических гарантий, обеспечивающих законную правоприменительную деятельность; способы юридической квалификации фактических обстоятельств, выработанные судебной практикой и научной доктриной. |
У осуществлять на практике правоприменительную деятельность; определять степень совершенства применяемых юридических средств; при квалификации юридических составов учитывать правовые позиции, выработанные судебной практикой; устанавливать степень практической реализации правовой цели (результативность правоприменительной деятельности). | ||
В навыками анализа и оценки правильности использования юридической терминологии и демонстрирования свободного владения юридической техникой; умением составлять обоснованные суждения в резолютивной части правоприменительных актов в части квалификации юридических составов. | ||
(в правоохранительной деятельности) | ||
ПК-6 | способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения. | З основные положения, сущность и содержание основных понятий, категорий и институтов в сфере деятельности органов судебной власти; требования, предъявляемые к судье действующим законодательством, направленные на обеспечение его статуса и беспристрастного осуществления правосудия, на предотвращение конфликта интересов. |
У давать оценку социальной значимости правовых явлений и процессов, происходящих в сфере деятельности органов судебной власти, выделять и анализировать антикоррупционные нормы, регулирующие деятельность судьи–носителя судебной власти; в конкретной ситуации распознавать и формулировать обстоятельства, способствующие коррупционному поведению судьи. | ||
В навыками поведения в коллективе и общения с гражданами в соответствии с принципами уважительного отношения к праву и закону; навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения законности и правопорядка. | ||
(в экспертно-консультационной деятельности) | ||
ПК-7 | способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты | З правовые нормы в сфере реализации судебной власти; – виды толкования нормативно–правовых актов |
У применять на практике теоретические знания о видах, целях, субъектах и принципах толкования правовых норм в сфере реализации судебной власти | ||
В методикой толкования нормативно–правовых актов, регулирующих деятельность органов судебной власти и анализа внесенных в них изменений и поправок. |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Аудиторные занятия − очная форма обучения
Кол. час | в том числе в интерактивной форме, час. | Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание | Формируемые компетенции |
Лекции | |||
10 | 6 | Модуль 1. «Судебная власть как способность и возможность воздействия на поведение людей со стороны государства, осуществляемого через суды». | ОК-2 ПК-2 ПК-6 ПК-7 |
2 | 2 | Тема 1. «Теоретические проблемы природы судебной власти» 1.1. Круг исследуемых правовых категорий. 1.2. Взаимосвязь категорий судебной власти и суда. 1.3. Основные этапы развития судебной власти в России. 1.4. Цели и задачи судебной власти на современном этапе. 1.5. Содержание деятельности судебной власти. 1.6. Судебная власть как предмет изучения отдельных правовых наук. 1.7. Принцип защиты прав, свобод и законных интересов. | ОК-2 ПК-7 |
2 | 2 | Тема 2. «Границы судебной власти» 2.1. Понятие судебной власти. 2.2. Основные признаки судебной власти. 2.3.Признаки судебной власти, содержащиеся в нормативных актах. 2.4.Признаки судебной власти, отличающие ее от иных ветвей власти. | ОК-2 ПК-2 |
2 | 2 | Тема 3. «Гарантии реализации судебной власти» 3.1.Понятие правовых гарантий. 3.2Классификация правовых гарантий. 3.3.Классификация гарантий судебной власти. | ОК-2 ПК-6 ПК-7 |
2 | - | Тема 4. «Правосудие в Российской Федерации» 4.1Правосудие как многоаспектная и содержательная категория. 4.2.Правосудие и справедливость. 4.3.Правосудие и судопроизводство. | ОК-2 ПК-2 ПК-6 ПК-7 |
2 | - | Тема 5. «Понятие судьи – носителя судебной власти» 5.1.Статус судьи в Российской Федерации. 5.2.Конституционные и дополнительные требования, предъявляемые к судье – носителю судебной власти. 5.3.Порядок наделения судей полномочиями. Судейская дисциплина и ответственность | ПК-6 ПК-7 |
6 | 6 | Модуль 2. «Нормативно-правовое регулирование судебной деятельности в гражданском судопроизводстве» | ОК-2 ПК-2 ПК-6 ПК-7 |
2 | 2 | Тема 6. «Судебные инстанции». 6.1.Понятие судебной инстанции суд первой инстанции. 6.2.Суд апелляционной инстанции. 6.3.Кассационная инстанция суда. 6.4.Надзорная инстанция. | ПК-2 ПК-6 ПК-7 |
2 | 2 | Тема 7. «Общие положения искового производства и особого производства» 7.1.О правовых понятиях и категориях, которыми оперирует гражданское процессуальное право и судебная практика. 7.2.Гражданская процессуальная форма как инструмент обеспечения независимости судей и форма защиты прав граждан. 7.3.Субъекты, объект и содержание гражданских процессуальных отношений. 7.4.Исковое производство: краткий экскурс. 7.5.Особое судопроизводство – спор о факте, ещё не перешедшем в спор о праве. | ОК-2 ПК-2 ПК-6 ПК-7 |
2 | 2 | Тема 8. «Производство по гражданским делам у мирового судьи» 8.1.Задачи и цели мирового судьи в гражданском судопроизводстве. 8.2.Особенности рассмотрения некоторых категорий гражданских дел у мирового судьи. 8.3.Предпосылки упрощения гражданского судопроизводства у мирового судьи. | ПК-2 ПК-7 |