Понятие о дистанционном обучении (ДО).





Раздел 4. Дистанционное образование

 

1. Понятие о дистанционном обучении (ДО).

2. Принципы функционирования дистанционного обучения (ДО)

3. Технология обучения в системе дистанционного образования (ДО)

 

Понятие о дистанционном обучении (ДО).

 

В настоящее время образование претерпевает ряд изменений, связанных с тенденцией международной интеграции образовательного процесса. Они обусловлены глобализацией профессий, межкультурным обменом между странами, применением новых технологий, изменением образа и стиля жизни людей. Переход от индустриального общества к информационному заставляет совершенно по-новому подходить к решению задач в различных отраслях. В том числе, это относится ко всему, что связано с современным образованием. Современные информационные технологии позволяют в корне изменить процесс передачи знаний, сделать его более гибким, насыщенным, удобным для обучающегося. Поэтому сегодня большое внимание уделяется дистанционному обучению, дистанционному образованию.

Анализу данных понятий посвящен ряд работ А.А. Андреева, В.В. Вербицкого,Д.Б. Григоровича, А.Н. Романова, Э.Г. Скибицкого, В.С. Торопова.

Понятие «дистанционное образование» в решении коллегии Госкомвуза России от 9 июня 1993 года № 9/1 «О создании системы дистанционного образования в РФ» определено следующим образом: «Дистанционное образование – это форма образования, обеспечивающая использование новейших технических средств и информационных технологий для доставки учебных материалов и информации непосредственно потребителю независимо от его местоположения».

Под дистанционным образованием понимают также комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений.

Анализ приведенных определений позволяет заключить, что о дистанционном образовании можно говорить как:

− о составляющей системы образования;

− педагогической системе.

С учетом их совокупности, дистанционное образование рассматривается как социально-педагогическая система, направленная на реализацию непрерывного образования посредством индивидуализации содержания образования, активизации субъектов образовательного процесса.

Если дистанционное образование рассматривать через призму педагогической теории, то оно позволяет с наибольшей полнотой реализовывать современные требования к образованию: гибкость организационных форм, индивидуализация содержания образования, использование специализированных технологий и средств обучения.

Известно также несколько определений понятия «дистанционное обучение». Так, Институт дистанционного образования Московского университета экономики, статистики и информатики рассматривает ДО как форму получения образования, наряду с очной и заочной, при которой в образовательном процессе используются лучшие традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.

По мнению А.Н. Романова, В.С. Торопова, Д.Б. Григоровича, ДО – это целенаправленный процессинтерактивного (диалогового), асинхронного или синхронного взаимодействия преподавателя и студентов между собой и со средствами обучения, индифферентный к их расположению в пространстве и времени.

В работах А.А. Андреева это понятие раскрывается как синтетическая, интегральная, гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и их технических средств, которые используются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, организации диалогового обмена между преподавателем и обучающимися, когда процесс обучения некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению.

Скибицкий Э.Г. ДО определяет как «вид заочного обучения, который осуществляется при отсутствии непосредственного контакта с педагогом, при наличии модели преподавания и использования современных информационных и коммуникационных технологий для управления процессом обучения».

Через призму технологических средств Е.А. Горбашко, С.Г. Светуньков раскрывают ДО как «обучение, при котором все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и студента».

В работах В.В. Вержбицкого ДО понимается как приобретение знаний и уменийпосредством информации и обучения, включающие в себя все технологии и другие формы обучения на расстоянии.

Опираясь на работы отечественных авторов (А.А. Андреева, В.В. Вержбицкого, Д.Б. Григоровича , Е.А. Горбашко, Е.С. Полат, А.Н. Романова, Э.Г. Скибицкого и др.), ДО трактуется как комплекс образовательных услуг, использующий в своих средствах информационные и другие технологии, с помощью которых происходит обмен и передача знаний, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения на расстоянии. Дистанционное обучение рассматривается как составляющая системы образования.

Из определения вытекает, что ДО в структуре общей системы образования понимается как деятельность индивида, цели которой он ставит сам, но процесс достижения их является объектом управления со стороны образовательной программы.

Отталкиваясь от целей системы образования – нравственное и интеллектуальное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией, к целям системы дистанционного образования, кроме уже перечисленных, следует отнести обеспечение гибкого доступа к образовательным программам. Средства достижения этого разные, в том числе и ДО.

Дистанционное образование – это наиболее быстрый и эффективный путь к повышению интеллектуального потенциала общества, к ускорению процесса перехода России к информационному обществу. Важным достоинством дистанционного образования является то, что оно позволяет на базе ИКТ осуществлять адаптацию обучения к уровню базовой подготовки конкретного обучаемого, к месту его проживания, к здоровью, материальному положению и, как следствие, открывает возможность существенно повышать качество обучения

Дистанционное обучение работников может применяться на разных уровнях:

1) при профессиональной подготовке специалистов;

2) в ходе повышения квалификации работников;

3) как дополнительное образование работников, получение новых специальностей, пересекающихся с настоящей;

4) при изучении передового опыта организации работы в другой стране.

К позитивным возможностям ДО относятся: доступность, невысокая стоимость обучения, ограничения по времени обучения, др.; нелимитированность численности обучающихся; внедрение качественно новых средств информационных технологий; усиление международной интеграции.

Особая роль ДО в возможности с его помощью создать условия для непрерывного самообразования работников.

С помощью доступных средств обучения и источников информации они могут выбрать любой учебный курс, отвечающий профессиональным интересам и потребностям. Причем этот курс может предлагаться не только в вузе России, но и в любом образовательном учреждении зарубежного государства.

В настоящее время очень перспективным становится использование ДО для системы повышения квалификации работников, а также использование компьютерных телекоммуникаций как среды, которая позволит реализовать такие проблемы, как одновременный охват большого количества обучающихся, их независимость от места и времени проведения обучения, информационная поддержка в процессе обучения, широкое использование мировых культурных и образовательных ценностей, возможность учиться под руководством опытных педагогов, углублять свои профессиональные знания и решать многие другие проблемы.

Однако, при всех положительных особенностях, существует ряд проблем, которые возникают при использовании дистанционного обучения в подготовке специалистов: отсутствие эмоционального контакта с преподавателем и невозможность использования невербального языка, помогающего создать благоприятный психологический климат учения; количество непредсказуемых ситуативных связей и возможных решений по каждой из возникающих профессиональных проблем значительно больше, чем может предусмотреть любое обучающее техническое средство; отсутствие возможностей для формирования коммуникативных умений и личностных качеств социального работника.

Лишение будущего специалиста общения, замена его общением в системе «человек – компьютер», приводит к трудностям в преодолении факторов, мешающих последующему выполнению профессиональной деятельности.

Выход видится в этом один – комплексное обучение. Дистанционное обучение должно выступать как последовательный или параллельный фрагмент в общей системе подготовки специалистов определенной сферы. В первом случае содержание обучения получает долевое распределение между очной и дистанционной формой, и та и другая последовательно применяются в единой линейной системе организации образовательного процесса. В условиях параллельного использования, ДО является как бы сопутствующим видом обучения и выполняет вспомогательную роль в общей системе подготовки специалистов.

 





©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!