История об морских изысканиях Сибири и Дальнего Востока Лаптевым, Прончищевым, Чириковом, Харитоновым




 

Под ред. д–ра история, наук В. М. Пасецкого.

 

 

Вместо предисловия

 

В начале XVIII столетия представления о географии Сибири основывались по преимуществу на множестве разных сведений, которые поступали от казаков, в ходе покорения Сибири проникавших с каждым годом все дальше и дальше на север и восток Азии. Эти сведения о новых краях были отрывочны. Иногда правда переплеталась в них с вымыслом. Географическое положение огромного морского побережья, в особенности к востоку от Енисея, представлялось туманным. Невыясненным оставался вопрос, соединена ли Сибирь с Америкой или нет, так как донесения отважных землепроходцев нередко лежали под спудом в царских приказах. Так, челобитная Дежнева о его великом открытии пролежала более ста лет в якутских архивах.

Одним словом, огромный Сибирский край во многом оставался еще загадочным. «Познать этот край обширно» было поручено Второй Камчатской экспедиции Беринга — «самой дальней и трудной и никогда прежде не бывалой», как указывалось в переписке по делам экспедиции. Задачи экспедиции были грандиозны. Для выполнения их потребовалось организовать несколько отрядов; пять из них работали за Полярным кругом на протяжении десяти лет, с 1733 по 1743 год. Позже эти пять отрядов получили название «Великая Северная экспедиция». Это большое научное предприятие справедливо считается подвигом русских моряков и их помощников–представителей малых народностей Севера. Годы работы Великой Северной экспедиции — это один из наиболее видных и важных периодов в истории русской географии.

На маленьких парусных кораблях, на собачьих и оленьих упряжках, иногда пешком участники этой экспедиции преодолевали льды и тысячеверстные пространства дикой тундры.

На протяжении многих лет они вели борьбу с суровой стихией, терпели неудачи, нужду, переносили лишения. Им самим приходилось строить свои суда, сооружать зимовья и бороться с незнакомой северной природой. Попав в совершенно необычные условия, они сумели их преодолеть и выполнили свою задачу до конца, действительно не жалея живота» своего.

«Ни больших выгод им не предвиделось, ни большой славы себе они не могли ожидать, — писал в середине прошлого столетия историограф Российского флота А.П.Соколов, — между тем, исполняя суровый долг, совершали такие чудесные подвиги, каких очень немного в истории мореплавании». Они первые положили на карту огромное пространство суровой Арктики и ценой лишений, а порой и жизни открыли многие неизвестные и малодоступные районы Сибири. Наиболее трудные задачи пришлось решать отрядам, работавшим в районах к востоку от устья Енисея и к западу и востоку от устья Лены. Они выпали на долю отважных исследователей — военных моряков Василия Прончищева, Семена Челюскина, Харитона и Дмитрия Лаптевых, Федора Минина, Дмитрия Стерлегова.

В данной работе рассказывается в основном об одном отряде, которым командовал лейтенант В.Прончищев, после его смерти: штурман С. Челюскин, а затем лейтенант X. Лаптев. Им было поручено обследование и изучение самого северного и самого труднодоступного района Сибири — Таймырского полуострова, о котором тогда практически ничего не знали и вся его береговая черта рисовалась на карте прямой линией. Работа этого отряда увенчалась научными достижениями выдающегося значения. Был обследован и нанесен на карту весь Таймырский полуостров.

Таймыр — часть Красноярского края, по площади равная Скандинавскому полуострову. Сегодня он уже во многом является обжитым промышленным районом и посещается туристами, но для землепроходцев XVIII века эта земля являлась в полном смысле страной таинственной и загадочной.

О людях, дерзнувших начать исследование этой таинственной земли, хочется знать как можно больше. Они жили и действовали во времена, когда им почти все приходилось начинать сначала: создавать флот, строить столицу, изучать новые для России науки и саму русскую землю, которая до этого была в большей части знакома только по непосредственному практическому наблюдению. И чем дальше уходит время, а минуло уже без малого 300 лет, как родились наши герои: Прончищев, Лаптев, Челюскин и многие другие землепроходцы Великой Северной экспедиции, — тем живее чувствуешь величие их подвигов.

О Великой Северной экспедиции существует Достаточно обширная научно–историческая литература. Их авторы не вдавались в подробности работы отдельных ее отрядов и главное внимание уделяли общим вопросам. Вкратце описаны в литературе и судьбы руководителей отрядов, но только в общих чертах. «Когда читаешь эти книги, — говорит профессор Н. Н. Зубов, — невольно жалеешь, что мы так мало знаем об этих мужественных людях». Приходится отметить, что вся литература, рассказывающая о географических открытиях, совершенных в первой половине XVIII века, к сожалению, имеет общий существенный недостаток — описание открытий заслоняет людей, совершивших их, а ведь история географии — это не только повесть о плаваниях и походах, но и рассказ о творцах этой истории, людях отважных, инициативных, дерзких, с интересной, а иногда и трудной судьбой.

Длительное время автор изучал материалы отряда Прончищева — Челюскина — X. Лаптева, не пропуская даже мелочей. Разыскивал эти материалы буквально по крохам в архивах и книгохранилищах Москвы, Ленинграда, Архангельска, Пскова, Новгорода, Великих Лук, Калуги, Тулы, Тарту; посылал запросы в различные сибирские города. Это дало возможность использовать в работе ряд ранее неизвестных документов, которые помогли более широко показать деятельность отряда и впервые наиболее полно раскрыть биографии исследователей Таймыра и других участников Великой Северной экспедиции, а также многих лиц, способствовавших успеху дела, «до тех пор небывалого».

К сожалению, результаты первого исследования Арктики по достоинству не были оценены современниками. Не сумели они осознать всего величия совершенного дела и его значения для будущего. Не были оценены и заслуги отважных исследователей при их жизни. Странно, но остается фактом, что некоторые участники Великой Северной экспедиции, занявшие впоследствии почетное место в истории географических исследований и открытий, в те жестокие времена пострадали от страшной системы подозрений и доносов, от «государева слова и дела». От свирепствовавшей беспощадно тайной канцелярии не был в то время свободен решительно никто, не избегли этого и наши исследователи: разжалование в солдаты, травля, интриги, недоверие, предание суду, лишение добавочного содержания пришлось принять им молча и скорбно.

Сведения о географических открытиях, совершенных Второй Камчатской экспедицией Беринга, медленно проникали в науку. Они долго находились в секретных архивах Адмиралтейства и лишь в 50–х годах XIX века стали более широко появляться в печати.

В 1860-1913 годах появилось на карте семь наименований в честь участников Северных отрядов экспедиции. Правда, передовая интеллигенция России выступала с различными предложениями об увековечении памяти участников Второй Камчатской экспедиции Беринга, однако эти предложения не были осуществлены. В этом отношении особый интерес представляет статья В. Н. Майкова, опубликованная в 1880 году в журнале «Исторический вестник» под названием «Норденшельд и его последнее путешествие». Она была направлена в защиту славы и приоритета своих соотечественников: Прончищева, Челюскина, братьев Лаптевых и других участников Великой Северной экспедиции.

Статья была написана в связи со следующим событием. В 1878–79 году шведский полярный исследователь А.Норденшельд на корабле «Вега» впервые прошел северным морским путем из Швеции вдоль северных берегов России, мимо мыса Челюскин и далее через Берингов пролив в Японию. Не скрывая гордости, Норденшельд писал: «Мы достигли великой цели, к которой стремились на протяжении столетий! Впервые судно стояло на якоре у самой северной оконечности Старого Света!» Приоритет Норденшельда в то время не вызывал никаких сомнений. Ведь только в 1940 году на восточном берегу Таймыра были обнаружены вещественные доказательства того, что русские мореходы еще за 260 лет до Норденшельда проходили у самой северной оконечности Старого Света, то есть у мыса Челюскин.

Автор статьи не мог об этом знать, но отметил, что Норденшельд открыл знаменитый «Северо–Восточный путь» и за эти заслуги возведен в баронское достоинство и возвеличен всею Европою. «Однако, — говорит автор, — Лаптевы и Прончищев стали известны всему ученому миру тем, что эти отважные моряки описали почти весь северный берег Сибири, но люди эти были простые и родились не в западной Европе, где память их наверное была бы увековечена, тогда как у нас в России они едва известны и никто не знает, как велика заслуга этих предшественников Норденшельда. Не было у них недостатка в мужестве, обладали они замечательной настойчивостью и терпением, с которыми переносили и труды, и неимоверную усталость, и разные' трудности опасного пути; но не от них зависело то, чтобы Россия воспользовалась их трудами себе во славу и на пользу».

Под рукою у них, рассказывает далее автор, были небольшие парусные суда, построение которых не позволяло им плавать в открытом море и бороться с плавучими льдами: пар, это великое подспорье нашего времени, не был еще к их услугам. Заканчивается статья утверждением: «Понятно, что не наши скромные, но все же великие мореплаватели: Овцын, Челюскин, Лаптев, Прончищев и Дежнев виноваты, что им не удалось разрешить в XVIII веке задачу Норденшельда».

Многие восхищались величием дела, совершенного участниками Великой Северной экспедиции: Ф.П.Врангель, выдающийся моряк и писатель, в своей книге «Путешествие по северным берегам Сибири и по Ледовитому морю» (1841) так отозвался о деятельности Прончищева, Ласиниуса и братьев Лаптевых: «Они заслуживают удивления потомства».

Г.Гартвиг в книге «Природа и человек»(1897) подчеркнул «…относительно мужества и терпения в борьбе с враждебной природой имена Прончищева и братьев Лаптевых достойны стать наряду с знаменитыми мореплавателями».

Ф.Гельвальд в своем труде «В области вечного льда» (1881) сказал, что эта экспедиция «может быть поставлена наравне с величественнейшими предприятиями всего света; и всех времен…».

Академик Ю.М.Шокальский в русском биографическом словаре (1904 г.) дает такой отзыв: «Экспедиция эта произвела одну из самых громадных по количеству и важности добытых материалов работ в истории полярных исследований» Эта экспедиция, как отмечается в литературе нашего времени, оставила после себя значительное наследство, далеко еще не изученное и даже не учтенное.

Многое еще в жизни и деятельности этих бесстрашных первопроходцев Великого Северного Морского пути для нас неясно, много материалов лежат в архивах не изученными, путевые журналы и заметки, различные исторические, географические и этнографические записки участников экспедиции еще не опубликованы.

При этом нельзя не отметить, что многое из «обнародованного» уже давно стало библиографической редкостью. Хочется надеяться, что недалеко то время, когда мы будем иметь обширное описание этой величайшей экспедиции. Полная глубоко–трагических и волнующих моментов, она навсегда останется замечательным памятником человеческой энергии, мужества, упорства и настойчивости.

В наши дни их подвиги представляются нам поистине легендарными. Советские люди достойно наследуют славу первопроходцев Севера. Трудами исследователей Советской Арктики созданы новые карты всего северного побережья и Таймырского полуострова, где появились еще двадцать девять названий — имен участников Великой Северной экспедиции. Это прекрасная память об отважных полярных исследователях XVIII века.

 

 

Морская академия

 

В 1714 году по царскому указу «на вечное житье» началось переселение в столицу многих дворян, купцов и мастеровых людей из близлежащих к Петербургу земель — Новгородских, Псковских и Великолукских. Много приехало на государеву службу и мелкопоместных дворян, в том числе Борис Иванович Лаптев, как опытный строитель речных судов, с назначением на особо почетную тогда должность корабельного мастера галерных верфей.

Не имея своих детей, он по–отцовски был привязан к племянникам Харитону и Дмитрию и взял их в столицу с надеждой определить на учебу в Адмиралтейскую школу для приобретения основ морского дела. Поселились Лаптевы на Петербургской стороне в мазанковом доме на берегу речки Карповки. Место это еще не заселялось, и только вдали, слева, располагались домики татарской слободы, а справа, подальше, застраивалась русско–финляндская слобода. Окружающие лесные участки и заросшие кустарником возвышенные берега Карповки напоминали родные великолукские места. Уже в первый год своего пребывания в столице двоюродным братьям Харитону и Дмитрию Лаптевым довелось увидеть незабываемое зрелище торжества петровских побед — «праздник виктории».

В начале августа 1714 года весь Петербург облетела радостная весть о первой большой победе молодого русского флота над шведской эскадрой при мысе Гангут. Ожесточенный бой закончился разгромом шведов, сдачей в плен оставшихся кораблей шведской эскадры и пленением их командующего, контр–адмирала Эреншельда. Победа показала, что русский военно–морской флот представляет уже грозную силу. Матросы и офицеры в этом бою проявили исключительную храбрость, высокий патриотизм и знание своего дела. «Во истину нельзя описать мужество российских войск, как начальных, так и рядовых», — указывалось в реляции.

Гангутской победе Петр Первый радовался, как полтавской. Уже в день победы из Ревеля по его приказу были посланы курьеры в Петербург, Москву и другие города с известием о событиях при Гангуте. В Петербурге готовилась торжественная церемония встречи победителей.

На Троицкой площади спешно воздвигались триумфальные ворота. Около Летнего сада, Меньшиковых и Кикиных палат, Зимнего дворца, на пристанях и около стен Крепости строили специальные пирамиды для иллюминаций и фейерверков.

Ранним утром 18 сентября в устье Невы начала входить эскадра кораблей, а к 12 часам дня население столицы заполнило набережные, ожидая предстоящего «викториального триумфа». И вот с бастионов Крепости раздался залп орудий, по Неве стройной кильватерной колонной шли корабли — герои русского флота. Народ ликовал, юный град Петров достойно встречал победителей Гангута.

Наступила тишина, а затем взрыв восторга толпы — это показался линейный корабль — флагман флота «Ингерманланд» с поднятым государственным штандартом.

За флагманом шли галеры, которые одними из первых приняли бой, взяв на абордаж корабли шведов, затем скампавеи, украшенные флагами, а за ними шла пленная эскадра шведских кораблей: шесть галер, три шхербота и фрегат «Элефант», на борту которого находился командующий шведской эскадрой контр–адмирал Эреншельд.

Когда эскадра бросила якорь напротив Троицкой пристани, пушки русских кораблей дали залп, а им ответили троекратно залпы батарей Крепости и Адмиралтейства. Отвалили шлюпки, и все команды вышли на берег. Звуки труб, литавр и барабанов известили о начале парада. Открывала парад рота лейб–гвардии Преображенского полка во главе с генерал–майором Головиным. Они первые прошли триумфальные ворота, увенчанные орлом, сидящим на слоне, с надписью «русский орел мух не ловит», что подтверждалось изображением под орлом захваченного в плен шведского фрегата «Элефант».

За преображенцами шли две роты Астраханского полка и несли шестьдесят трофейных знамен и три штандарта.

Дальше следовали пленные морские офицеры с контр–адмиралом Эреншельдом и двести шведских морских унтер–офицеров, солдат и матросов. Замыкали парад две роты преобра–женцев, впереди которых шел Петр Первый и пять унтер–офицеров, несших трофейный флаг шведского контр–адмирала.

Праздник продолжался. Вечерний город озарился множеством фейерверков и иллюминаций. После одиннадцати часов вечера начался аллегорический фейерверк—»победный флот». Напротив Летнего сада поставлен был корабль с иллюминированными транспарантами, где яркими огнями вспыхивала надпись: «Хотя в меня со всех сторон бьют, однако я возвышаюсь». На бортах горели разные фигуры.

Все дома по случаю праздника были освещены свечами, а перед дворцами и на главных улицах горели фонари.

Обширная торговая площадь, где стояли иллюминированные транспаранты, и ближайшие улицы заполнились народом. Здесь можно было встретить людей всех сословий из самых различных мест России.

Среди радостной толпы петербуржцев, встречавших победителей–моряков, были и двоюродные братья Харитон и Дмитрий Лаптевы.

Величие увиденного надолго осталось в памяти юношей Лаптевых. Это был первый день знакомства с победоносным флотом России. В следующем году свой жизненный путь они навсегда связали с его судьбой.

Нелегко досталась победа! Но главная цель была достигнута — шведский флот потерпел серьезное поражение и военные действия переносились на территорию Швеции.

Однако и теперь, когда Россия прочно укрепилась на Балтийском побережье, а русский флот стал господствующим на Балтике, необходимостьусиления флота как опоры в борьбе с внешними врагами не отпала, а продолжала быть предметом постоянных забот Петра Первого.

После Гангута в русском Балтийском флоте шла усиленная созидательная работа. Балтийские линейные корабли строились по последнему слову тогдашней техники, а для этого нужны были образованные кораблестроители и мореплаватели. В этих целях Петр Первый в конце 1714 года дает генерал–адмиралу Ф.А.Апраксину указание заняться организацией морского училища в Петербурге и прежде всего подыскать дом для этой школы.

С самого основания регулярного флота Петр Первый стремился иметь собственные морские кадры. Первой школой, которая готовила такие кадры, явилась Московская навигацкая школа.

Эта знаменитая петровская школа — колыбель кадров русского флота — дала для службы отечеству первых геодезистов, составителей карт, штурманов, артиллеристов, флотских офицеров и кораблестроителей.

Она же готовила первых русских учителей морского дела, математики и начальной грамоты. В ней были созданы первые русские учебники и учебные пособия.

Этой школе принадлежит значительное место в истории отечественной географии. Из ее стен вышло немало знаменитых исследователей, неутомимых путешественников, выдающихся географов, геодезистов и картографов.

В ней получил образование И.К.Кирилов — выдающийся географ петровской эпохи, организатор и руководитель первых геодезических работ в России. В ней учились Ф.И.Соймонов, А.И.Кожин, М.П.Травин, создавшие первую русскую карту Каспийского моря, И.М.Евреинов и Ф.Ф.Лужин — участники первой научной экспедиции на Камчатку и Курильские острова. Ее закончили А.Д.Красильников — выдающийся астроном XVIII столетия, видный участник экспедиции В. Беринга, впоследствии профессор Академии наук; астроном Н.Г.Курганов, профессор математики и навигации морского корпуса; С.И.Челюскин — известный участник Великой Северной экспедиции. В Навигацкой школе начинали свое образование участники русских географических экспедиций XVIII века А.И.Чириков, С.Г.Малыгин, Д.Л.Овцын, В.В.Прончищев, П.А.Чаплин, М.А.Головин, М.Я.Щербинин. В этой же школе учился М.С.Гвоздев — участник известной экспедиции Шестакова, открывший и впервые изучивший оба берега Берингова пролива. Создание этой школы было задумано еще в конце XVII века. В 1698 году, находясь в Лондоне, Петр Первый приказал отыскать для будущей школы хорошего преподавателя математики и морских наук. Школа была открыта в январе 1701 года. Для работы в ней пригласили трех иноземных учителей. Это были англичане профессор Эбердинского университета Генри Фархварсон и моряки–навигаторы Стефан Гвин и Ричард Грейс из колледжа Крист–Черч. Фархварсон (на русский лад он стал зваться Андреем Даниловичем) обладал солидными по своему времени знаниями в области математики, астрономии, теоретической навигации, знал несколько языков, затем изучил русский язык. Он был назначен преподавателем математики, а его помощники Гвин и Грейс — преподавателями навигации.

Дом для школы подыскали такой, как просили учителя, «на высоком месте, чтоб можно горизонт видеть и примечать обсервацию и начертание и чертежи делать в светлых покоях….» Таким условиям удовлетворяла Сухарева башня, построенная в 1692-“1695 годах.

Начались занятия в– школе, и сразу же возникли немалые трудности: не было учебников, не хватало учебных пособий, занятия приходилось проводить посредством переводчиков, так как иноземцы не знали русского языка и к тому же выбор преподавателей, за исключением серьезного ученого Фархварсона, был не совсем удачен. Ни Гвин, ни Грейс особенного рвения к занятиям не проявляли.

По рекомендации куратора школы дьяка Оружейной палаты Алексея Александровича Курбатова (в прошлом крепостного боярина Шереметева) в феврале 1701 года зачислили в состав преподавателей школы Леонтия Филипповича Магницкого с дополнительной оплатой по «четыре деньги в день кормовых денег» за составление учебника арифметики.

Родился Магницкий в 1669 году. Он не принадлежал ни к знатным, ни к богатым людям. Родители его были средними обывателями, но чисто русского происхождения. Семнадцатилетним юношей пришел учиться в Славяно–Греко–Латинскую академию, где пробыл с 1686 до 1694 года, затем связал свою судьбу с Навигацкой школой, где преподавал математические науки, и был ее руководителем до конца жизни. Это был один из образованнейших русских людей своего времени. Имел обширные познания в математике, русской словесности, знал теорию навигационных наук и владел языками: греческим, латинским, немецким и итальянским.

Много времени, сил и энергии вкладывал Магницкий в дела школы, радовался ее успехам. Работал за двоих — не за страх, а за совесть и требовал того же и от учителей–англичан, то опаздывавших на занятия, то пропускавших их вовсе.

В 1703 году Курбатов доносил хранителю Оружейной палаты боярину Ф.А.Головину, в ведении которого находилась школа, что в школе 200 человек и «англичане учат их той науке чиновно, а когда временем и загуляются или, по своему обыкновению, почасту и долго проспят» и только их помощник Леонтий Магницкий «непрестанно при школе бывает и всегда имеет тщание не токмо к единому ученикам в науке радению, но и к иным к добру поведениям, в чем те англичане, видя в школах его управление не последнее, обязали себя к нему, Леонтию, ненавидением, так что уже просил он, Леонтий, от частого их на него гневоимания от школы себе свободное. Далее Курбатов сообщает, что ему удалось урегулировать ненормальные взаимоотношения между учителями и Магницкий школу не покинет, «а дело из них, — отметил автор письма, — признал я в одном Андрее Фархварсоне, а те два, хотя и навигаторы написаны, только до Леонтия наукою не дошли». Потом Курбатов писал в том же году: «Точно доложу о сем, что учители учат нерадетельно, а ежели бы не опасались Магницкого, многое бы у них было продолжением, для того, что которые учатся остропонятно, тех бранят и велят дожидаться меньших». Эти любопытные письма Курбатова хорошо раскрывают всю трудность налаживания учебного процесса в школе и роль Магницкого в этом деле.

В конце 1703 года школа уже работала нормально. Все классы были оборудованы инвентарем, приобретены учебные пособия и все инструменты, которые в то время имели распространение в самых передовых странах, началось печатание учебников.

Одним из первых учебников была знаменитая «Арифметика» Магницкого, которая, по словам Курбатова, вышла гораздо лучше иноземной. Этот учебник, «Арифметика, сиречь наука числительная», был написан Магницким за короткий срок и издан в 1703 году.

В течение 50 лет «Арифметика» служила основным учебным пособием по математике. По этой книге учились целые поколения русских людей. Ломоносов назвал этот учебник «вратами учености». «Арифметика» не только вносила много нового в русскую математическую науку того времени, но и была своеобразной энциклопедией, так как, помимо арифметических, давала алгебраические, геометрические, метеорологические, астрономические и навигационные сведения.

Интерес к Навигацкой школе с каждым годом рос. Школа была разночинная: в нее принимали всех, «кто пожелает». Идея Петра Первого готовить нужные стране кадры, и прежде всего морские, у себя на месте, нашла самый широкий отклик среди людей «простых пород». В 1715 году в ней числилось более 700 человек и она уже не вмещала всех желающих учиться.

«Ради примножения учения» указом о наборе в школу разрешалось всем ученикам, кроме детей дворян, имевших более пяти крестьянских дворов, выдавать «кормовые деньги до гривны и до четырех алтын в день» и потом «кто прилежности в учении будет переходить в другие высшие степени того учения, таковым возрастать имеет прибавления». Зачастую деньги выдавались неаккуратно и ученики, не имеющие поддержки из дому, бедствовали. Об этом говорят поданные в дирекцию школы рапорты учеников с просьбой оказать денежную помощь в «прокормлении».

Московская навигацкая школа состояла из трёх раздельных, но территориально объединенных школ: русской, цифирной и навигацкой. В русской школе с помощью букваря, часослова и азбуковника учили грамоте и письму. В цифирной школе Леонтий Магницкий обучал началам арифметики, геометрии, тригонометрии. После окончания этих наук ученики переводились в другую школу — навигацкую, где преподавал профессор математики Андрей Данилович Фархварсон. Здесь изучались «высшие степени наук»— навигация, ведение корабельного журнала, сферическая тригонометрия, практическая астрономия, элементарная геодезия и география.

Из астрономических и геодезических инструментов в школе имелись: квадранты, секторы, градштоки, ноктурналы, астролябии, буссоли, мерные цепи, пропорциональные циркули.

В школе имелись и пособия по географии. Это были географические карты, частью изданные для школы В.О.Киприяновым, а частью приобретенные Петром Первым за границей, и «книги морских картин» (атласы морских карт).

Навигацкая школа имела свою астрономическую обсерваторию, где ученики старших классов практически учились обращению с инструментами и астрономическим наблюдениям. Выпускались ученики обычно по окончании математической и навигацкой школ. Из–за недостатка специалистов и просто грамотных людей многих забирали из школы, не дав закончить полный курс. Окончивших математическую школу направляли для обучения артиллерии, в инженерную школу, к «архитектурным делам», для работы в Сенате и в других государственных учреждениях. Часть учеников, окончивших математическую школу, переводилась в навигацкую, где они получали специальное образование. По окончании навигацкой школы большая часть направлялась в распоряжение морского ведомства. Некоторые из окончивших школу посылались для выполнения геодезических работ. Навигацкая школа готовила первых отечественных учителей для русских, цифирных, адмиралтейских, навигацких и других технических школ, а в дальнейшем лучшие выпускники этой школы составили основной педагогический коллектив Морской академии. В то. время не хватало кадров, поэтому ученики использовались в самых различных областях государственной службы, и требовалось от них многое — подчас чтобы каждый из них был и «швец и жнец и на дуде игрец». Человек, окончивший Московскую навигацкую школу и позднее Морскую академию, был по своему времени не просто узким специалистом, но человеком всесторонне образованным, обладал способностью быстро ориентироваться при любых обстоятельствах, был энергичным и инициативным — деятелем «петровского склада».

В 1715 году началась подготовка к открытию Морской академии в Петербурге. К этому времени флот России стал могучей силой и продолжал расти. Однако Московская навигацкая школа уже не могла обеспечить потребность в специалистах для флота и адмиралтейских служб, кроме того, она находилась далеко от моря, что существенно затрудняло практическое обучение будущих навигаторов.

3. В сентябре боярину Ф.А.Головину, в ведении которого находилась Навигацкая школа, поступило распоряжение «объявить учителям: Фархварсону и Гвину, чтоб с учениками ехали в Петербург немедленно, а из нижних наук учеников отдать Магницкому». Таким образом, навигацкая школа была превращена в Морскую академию, а цифирная осталась в Москве и стала называться Московской академией, Математической школой на Сухаревой башне и даже просто Московской школой. Средства, отпускавшиеся на содержание Московской математической школы, были значительно сокращены, внимание к ней со стороны правительственных учреждений заметно уменьшилось. Она теперь предназначалась главным образом для подготовки будущих учеников в Морскую академию и другие специальные учебные заведения.

Осенью 1715 года на Адмиралтейском острове Петербурга в доме, принадлежавшем ранее адмиралтейскому советнику А.В.Кикину, была открыта Морская академия.

Учитывая большую потребность в специалистах флота, вначале принимали в академию детей всех сословий, возрастом 12-17 лет, с обязательным знанием грамоты, письма и арифметики. После «разбора» всех неграмотных отчислили из академии и многих из них направили учиться в школы словесных и цифирных наук других городов, а часть в Московскую школу. В этот год приняли в академию 389 человек.

В первый набор учеников Морской академии попало немало будущих участников камчатских экспедиций Беринга.

В списках принятых числились: Алексей Чириков, двоюродные братья Харитон и Дмитрий Лаптевы, Степан Муравьев, Семен Челюскин, Михаил Павлов. Несколько позднее поступили в академию Иван Сухотин, Иван Чихачев, Дмитрий Стерлегов, Иван Елагин, Андрей Великопольский. Из Московской школы в 1717 году перевели Василия Прончищева, Степана Малыгина, Петра Чаплина, а в 1719 году Михаила Щербинина, Марка Головина, Дмитрия Овцына.

В академии, как и в Московской навигацкой школе, были подготовительные классы, так называемые русская и цифирная школы, куда старались брать недорослей до двенадцатилетнего возраста. В эту школу в 1718 году поступили восьмилетний Иван Кошелев и девятилетний Алексей Скуратов, также будущие участники камчатских экспедиций Беринга.

С 10 октября 1715 года приступили к учебе. Уже с первых дней ученики почувствовали себя моряками. Распорядок дня подчинялся морскому уставу, и все кругом напоминало о море и морской службе. Рядом с академией, справа и слева находились пристани, постоянно заполненные народом, едущим на Васильевский остров и Петербургскую сторону. Здесь же стояли большие корабли и легкие яхты.

В этой оживленной части Петербурга, походившей на предместье, так как центр города был на противоположной стороне Невы, жили только моряки, офицеры флота, рабочие и служащие Адмиралтейства.

Здесь все напоминало о флоте, даже названия улиц: Морская, Галерная и другие. Да и весь Петербург напоминал спущенный со стапелей новый корабль, на котором еще стучал топор мастера, подготавливающего его в большое плавание.

Первые занятия начали с изучения солдатских приемов с мушкетами. Ученики должны были уметь все, что полагалось уметь солдату и матросу.

В 7 часов утра все ученики маршировали под барабан во дворе, затем выделялся суточный наряд из восемнадцати человек и разводился по караулам, остальные шли в классы.

Днем и ночью каждый час вокруг академии «чинился рунд» (обход), а часовой, стоящий на посту у часов, отбивал склянки. В определенное время били «тапту» (зорю). После вечерней «тапты» по двору академии и вокруг нее ходил патруль из шести учеников во главе со старшим. Особое внимание обращалось на поведение учеников и дисциплину. Воспитанникам предписывалось «под страхом наказания» внимательно выполнять все «экзерциции», а во время занятий Петр Первый приказал «для унятия крика и бесчинства выбрать из гвардии отставных добрых солдат и быть им по человеку во всякой каморе (классе — И. Г.), во время учения иметь хлыст в руках; и буде кто из учеников станет безчинствовать, оных бить, несмотря какой бы он фамилии ни был…» За самовольные отлучки предписывалось строгое наказание, вплоть до ссылки на каторгу.

Содержанию обучения в академии Петр. Первый придавал первостепенное значение. Еще до открытия академии он передал Апраксину собственноручный указ и позднее утвердил Адмиралтейский регламент, где определялось: «Во Академии учить наукам: арифметике, геометрии с алгеброй, тригонометрии плоской, навигации плоской, навигации мерка то рекой, навигации круглой, ведению шканечного и навигацкого журнала, астрономии, географии, геодезии, артиллерии, фортификации, шанцам и ретранжаментам (полевой фортификации — И. Г.), апрошам (долговременной фортификации — И. Г.), черчению, толкованию корабельного гола (кораблеведение и корабельная архитектура — И. Г.) такелажным работам, рапирной науке, рисованию, экзерцициям солдатским с мушкетами».

4. С января 1716 года малообеспеченным воспитанникам выдавали ежемесячно по 1 рублю и для поощрения учебы определили «как в геометрию вступят сверх вышеозначенного давать по полтине на месяц и того по полтора рубля, а когда в другие высшие науки вступят — прибавить, а именно в меркаторской навигации по два рубля с полтиною; в круглой навигации по три рубля человеку на месяц».

5. Вначале определенных сроков пребывания в академии не было, и наиболее способные и старательные оканчивали начальные и «высшие» науки в пять–шесть лет, менее способные — в восемь лет. Для упорядочения этого вопроса Адмиралтейская коллегия обратилась к учителям академии с просьбой сообщить их мнение о том, «в какое определенное им время могли ученики науки произойти?» Профессор Фархварсон и учитель Алфимов определили сроки обучения отдельным предметам: арифметике— год, геометрии — восемь месяцев, тригонометрии плоской — три месяца и так далее, а всего шесть лет и шесть месяцев. Скоро в дирекцию академии и школ пришло указание Адмиралтейств–коллегий, в котором говорилось: ежели кто из учеников академии «в такое время науки не примет, таких отсылать в матросы, чтоб под видом учения время не продолжали и жалования даром не брали».

Кто же учил будущих исследователей России? Кто дал им те знания, благодаря которым они с честью выполнили обширные и весьма трудные задания экспедиции по описанию ранее неизвестных мест Сибири?

Полного ответа до настоящего времени не было. Всюду указывалось только, что учили их трое иноземцев и Магницкий, имея нескольких учителей и их помощников — подмастерьев. Последние архивные исследования автора дают ответ на этот вопрос и позволяют несколько подробнее рассказать о жизни академий.

К 1724 году учебный административный и хозяйственный штат Морской академии вместе с русской и цифирной школами состоял из ста человек. В него входили профессора, учителя, подмастерья (помощники учителей — ассистенты), переводчики, заведующий хозяйством, служители типографии, инструментальные мастера, подлекарь, канцеляристы и другие служители. Большинство из них ранее окончили Московскую навигацкую школу. Переведенный из Москвы профессор Андрей Данилович Фархварсон преподавал математические науки и астрономию, Стефан Гвин, профессор, учил навигации, Федор Дмитриевич Алфимов, учитель, «обучал Евклидовым элементам и главные навигацкие науки преподавал». После учебы в Навигацкой школе Алфимов некоторое время находился на практике за границей. Талантливый ученый, он часто замещал Фархварсона, участвовал в составлении учебных программ, учебников и различных астрономических и математических таблиц.

Иван Богданович Аничков обучал артиллерии, Андрей Борисович Шаховский преподавал фортификацию, Федор Стерлегов — «живописных наук учитель», Федор Михайлович Селиванов и Алексей Иванович Суков являлись «рапириой науки подмастерьями», Александр Данилович Норов — «за подмас<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: