Ход урока.
Слайд 1.
О А.Платонове
- Андрей Платонович Платонов родился в 1899 году. Его настоящая фамилия Климентов. Он жил на окраине Воронежа, в Ямской слободке, в многодетной и очень бедной семье. Отец у него работал слесарем в железнодорожных мастерских, был изобретателем-самоучкой.
- Мальчиком Платонов любил наблюдать за паровозами и кататься на подножках вагонов, любил ходить на Задонский тракт и слушать рассказы странников о святых местах. В жизни слободки сочетались новая техника и деревенский уклад жизни. Платонов учился в церковно-приходской школе и городском училище.
Слайд 2.
О А.Платонове
- Он очень любил свою учительницу Апполинарию Николаевну и сохранил о ней самые добрые воспоминания.
- С 14 лет начал работать.
- Платонов учился в железнодорожном политехникуме, принимал участие в Гражданской войне.
- С 19 лет начинает участвовать в литературной жизни Воронежа. Он пишет стихи, рассказы и статьи в газеты. Первой выходит книга его стихов «Голубая глубина», через пять лет сборник рассказов.
Слайд 3.
Организационный момент.
- На сегодняшнем уроке мы поработаем над анализом рассказа А.П.Платонова «Никита», поговорим о рассказе, попытаемся определить, как быль и фантастика в рассказе помогают раскрыть душевный мир главного героя, восприятие им окружающего мира.
- Дома вы самостоятельно познакомились с произведением А.П.Платонова и, наверное, обратили внимание на то, что в нем очень часто затрагивается тема смысла жизни.
Опрос учащихся по заданному на дом материалу.
- Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями. Автор ставит перед собой и читателям сложный вопрос и пытается приблизиться к ответу на него.
- Какие чувства наполняют душу маленького человека? - Что его по-настоящему волнует? - Каковы его взаимоотношения с окружающим миром?- Какие чувства вызвал у вас рассказ? - Бывало ли, что вам приходилось оставаться дома в одиночестве? - Созвучны ли вам чувства Никиты?
Изучение нового учебного материала.
- Давайте обратимся к тексту из рассказа А.П.Платонова «Никита». Этот текст вы читали дома. Поговорим о его содержании.
- Понравилось ли вам произведение?
- Какие чувства у вас вызвал главный герой?
- Определите тему рассказа.
- Какова основная мысль произведения?
- Какие проблемы ставит автор в этом рассказе?
- Пожалуйста, прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку, запишите его. Как вы понимаете смысл этих слов?
Закрепление учебного материала.
Слайд 4.
Беседа по рассказу:
- Можно ли точно определить, в какое время происходят события?
- Как вы это определили? (события происходят во время Великой Отечественной войны: отец Никиты прошел всю войну, воевал четыре года, когда он ушел на фронт, «Никита еще грудной был»).
Слайд 5.
- Почему Никита остался один? (мама уходила рано утором работать в поле, она должна была получить «трудодень»)
- Какие поручения давала мальчику мама? Чему она его научила?
- Подберите цитатный материал для аргументации ответа.
- При помощи какой части речи автор описывает происходящие события, действия Никиты? Назовите эту часть речи и приведите примеры из текста произведения.
Слайд 6.
- Это глаголы: вышел, хотел узнать, пошел, постучал, прислушался, подумал, представил, попросил, выбежал, сказал, прошептал, попросил.
- Как характеризуют эти глаголы главного героя? (Никита – человек ищущий, он хочет узнать новое, стремится понять окружающий его мир. Главный герой – обладатель хорошо развитой фантазии. В этом пятилетнем мальчике явно присутствует творческое начало.)
Слайд 7.
- От чьего лица ведется повествование в рассказе? (от лица автора)
- Почему читателю кажется, что сам Никита рассказывает свою историю? («монологи» героя занимают большое место в рассказе)
- Приведите примеры высказываний главного героя.
Слайд 8.
- Каким представляется Никите существо, живущее в бочке? («В ней, наверное, кто-нибудь жил, какой-нибудь маленький человек, днем он спал, а ночью выходил наружу, ел хлеб, пил воду и думал что-нибудь, а наутро опять прятался в бочку и спал». «Это был маленький, а живой человек. Борода у него была длинная, она доставала до земли, когда он ходил ночью, и он нечаянно сметал ею сор и солому, отчего в сарае оставались чистые стежки»)
- Почему Никита говорит ему «взрослые слова»? (Никита слышал эти слова от взрослых.)
Слайд 9.
- Как связано все то, что видит Никита, с его дедушкой и бабушкой? (Главный герой, наверно, скучает по своим близким людям, он «находит» их рядом с собой).
- Похожи ли фантастические существа, которые представляет себе Никита, друг на друга? Почему? Как эта непохожесть характеризует мальчика? (Нет, не похожи. Мальчик обладает богатой фантазией, для каждого предмета у него свое определение, свое восприятие).
- Расскажите, опираясь на текст, как Никита воспринимает окружающий его мир: земляные горы, старый пень, баню, чужого петуха, цветок, колья плетня, лопухи? (Он маленький, ему страшно. Может быть, на его восприятие окружающего мира влияет и время, в котором он живет: идет война).
- Дайте свое толкование: почему все, что окружает главного героя, кажется ему чужими и враждебными? Аргументируйте свой ответ.
Слайд 10.
Чтение отрывка «Возвращение отца»
- Можно ли сказать, что все вокруг изменилось после того, как с войны вернулся отец героя? (Мир перестал быть для Никиты враждебным, главный герой почувствовал свою защищенность, он стал увереннее и обрел покой.
Слайд 11.
- Какими способами рисует Платонов образ отца, как характеризует его? (Дома мама сидела за столом и смотрела на старого солдата. Тот посмотрел на Никиту, потом поднял его к себе на руки. «От солдата пахло теплом, чем-то добрым и смирным, хлебом и землей». Сначала мальчик оробел. Это был отец мальчика, который последний раз видел сына, когда тот был еще грудным ребенком. А теперь война кончилась, и он смог вернуться домой. Он обещает мальчику, что он не уйдет. «Теперь уж век буду с тобой вековать. Врага-неприятеля мы погубили, пора о тебе с матерью думать…» Эпитет «старый», говорит не столько о возрасте, сколько о переживаниях на войне и запах: «от солдата пахло теплом, чем-то добрым и смирным, хлебом и землей»).
- Как отец объяснил, почему Никита всех хочет «сделать живыми»? («…Это ты хочешь всех сделать живыми, потому что у тебя доброе сердце. Для тебя и камень живой, и на луне покойная бабушка снова живет»).
Слайд 12.
- Почему именно в конце рассказа появляется образ «доброго» гвоздя? (Восприятие окружающей действительности изменилось. Теперь предметы не будут враждебны к Никите. Да и гвоздь он «сработал» сам. «Никита с охотой, как большой, начал работать молотком. Когда он выпрямил первый гвоздь, он увидел в нем маленького доброго человечка, улыбавшегося ему из-под своей железной шапки». Он спросил у отца: почему другие были злые, а этот такой добрый человек. Отец ответил ему, что тех он выдумал. Поэтому они непрочные, оттого и злые. «А этого гвоздя-человечка ты сам трудом сработал, он и добрый» только доброе и отзывчивое сердце способно наполнить жизнью окружающих людей, предметы. И если по жизни человек сохранит эту уникальную способность, то он останется добрым на всю жизнь).
- Каково значение слов Никиты: «Давай все трудом работать, и все живые будут»? (Наивные слова маленького человека содержат большую житейскую мудрость: для человека очень важно жить в мире с самим собой и окружающими, важно трудиться, видеть плоды своего труда.)
Слайд 13.
Работа с иллюстрацией.
- Внимательно рассмотрите иллюстрацию. Расскажите, какой момент рассказа она иллюстрирует?
Словесное рисование.
- Какие иллюстрации к рассказу А.Платонова создали бы вы? Аргументируйте свой выбор.
Слайд 14.