Выставка Игоря Иванова для школьников




Необходимо вовлечь в экспозицию, попытаться объяснить и донести это искусство не просто до неподготовленного зрителя, а для детей. Для этого нужны:

· краткий (!) историко-искусствоведческий экскурс: сказать о пространстве, где располагается выставка, кратко и доступно объяснить некоторые термины, технологии, порядок экспонирования произведений

· раскрыть особенности творческого метода художника, объяснить его манеру

· вести диалог с аудиторией, задавать вопросы по ходу рассказа
Например,
Спросить, какие цветы вы здесь видите?
Знаете ли вы, как называется изображение неживой природы (цветов, фруктов и т.д.)?
И т.п.

· картины бессюжетны, в качестве элементов квеста можно ввести небольшие фрагменты из художественных произведений, мифы о происхождении и названии цветов, о цветах в разных культурах. Это поможет несколько «оживить» и сделать картины более доступными к восприятию, пониманию, анализированию. В конце экскурсии детям предлагается высказаться о картинах (см.далее)

 

 

Поднимаясь по уцелевшей исторической лестнице особняка Гинцбурга на площадку ротонды, мы готовимся ко встрече с удивительной живописью. Но прежде, чем говорить о выставке, нужно пояснить слова «особняк» и «ротонда».

Особняк – большой дом, построенный по заказу богатой семьи для проживания в нем

Ротонда – это круглое в плане здание, которое обычно перекрывается куполом. Ротондами принято называть любые постройки и комнаты со скруглёнными стенами, в данном случае перед нами овальная ротонда. Как иначе вы бы назвали этот зал особняка? (Например, «зал с камином», «зал с колоннами» и т.д.) Посмотрите на красивый потолок, сохранивший сложный карниз: такая форма украшения позволяет скрыть лампы и обеспечить ровный, рассеянный свет, из-за чего на поверхности картин мы не видим бликов – обычно они очень мешают смотреть на произведения. В помещении нет окон, из-за чего создается обособленное пространство, в котором можно создать целый мир – в данном случае мир художественной выставки.

Итак, в ротонде исторической лестницы бывшего особняка барона Гинцбурга мы покажем вам выставку картин известного петербургского художника Игоря Васильевича Иванова (13.02.1934 - 18.09.2017).

Это не первая выставка в нашей школе. Начиная с марта 2016 состоялось несколько персональных (когда все картины написал один художник) и коллективных выставок (когда выставлены картины нескольких авторов) и проходили многочисленные мастер-классы на выставках. Мастер-классом называют урок, во время которого художник объясняет и показывает некоторые приёмы письма, а участники могут сами попробовать рисовать. Удивительно, что подобное происходит в школе. Это уникальная, оригинальная идея – так использовать замечательно сохранившееся историческое пространство здания. То, что у нас происходит сейчас, называется экскурсией.

Пространство историческое, а это значит, что здесь ничего нельзя крепить на стены, поэтому картины стоят на специальных подставках – мольбертах. Когда художник рисует, руки должны быть свободны, поэтому холст на подрамнике устанавливают на мольберт, который можно также использовать для показа картины, как это сделано в данном случае. Представьте, что вы в мастерской самого художника. Именно так, как перед вами сейчас стоят холсты на мольбертах, они стояли и перед мастером, когда он создавал свои картины. Можно даже вообразить, что вы – это и есть художник. Под картиной крепится этикетка, на которой пишут имя и фамилию автора, название картины, дату и место написания картины, чем и на чём она написана, иногда размеры в см – сначала вертикальный, потом размер по горизонтали.

Все картины выполнены в технике масляной живописи, написаны масляными красками, на холсте. Художник берет холст, натягивает его на деревянный подрамник, затем покрывает грунтом – иначе масло будет оставлять на холсте жирные пятна. Редко художник использует одну краску, обычно краски смешивают на палитре, чтобы получить множество оттенков, которые трудно перечислить на каждом из представленных полотен.Так как картины не висят на стене, а стоят на мольберте, вы можете обойти и посмотреть, что же там на обороте. Холст натянут на подрамник, иногда художник пишет на обороте название картины или что-то ещё, что считает необходимым оставить на память. На самой картине стоит подпись художника. Это значит, что перед вами оригинал.

Обратите внимание на этикетки с названиями картин. На некоторых из них, как вы видите, материалом для художника указан холст, на других – холст и оргалит. Материал очень важен для творца – ведь это инструмент, средство создания шедевра. Думаю, все вы знаете, что такое холст – на этой своеобразной ткани, предварительно покрыв ее грунтом, художник рисует свои картины. Обойдите картины с оборотной стороны и взгляните, как сквозь холст просвечивают краски, как вы можете увидеть прозрачность и легкость манеры художника. Почувствуйте, как сквозь легкий холст будто бы проходит воздух. А что же такое оргалит? Это плотный материал, прессованное дерево, поэтому сквозь него не проникает свет, а сама картина становится жесткой и весит больше, чем картина на обычном холсте. Для нас, зрителей, такие тонкости часто незаметны, однако художник всегда точно знает, при помощи какого материала он будет создавать свой шедевр – не только на чем, но и чем он будет рисовать.

Заметили ли вы, что на некоторых этикетках написано слово «этюд »? Таким образом, мы узнаем, что некоторые из картин, представленных здесь – этюды. Этюд – это картина или рисунок, который художник создает как часть какой-то будущей более важной картины, ее подготовительный этап. Прежде, чем приступить к ее созданию, художник должен отработать навыки, потренироваться в написании отдельных ее предметов – для этого и создаются этюды. Это как черновик. Скажите, как вам кажется, вы можете отличить этюд от законченной картины? Какие бы из произведений, на первый взгляд, вы бы точно назвали этюдами, даже если бы не смотрели на этикетки?

Итак, перейдем к самимкартинам.

На всех картинах художник Игорь Иванов изобразил цветы. Какие цветы вы здесь видите?

Знаете ли вы, как называется изображение неживой природы?

Однако здесь перед вами не просто натюрморты. Это портреты цветов.

Портрет – это изображение человека. В портрете художник старается передать внешность человека, его характер, его индивидуальные черты, особенности. Посмотрите, как много здесь цветов и какие они все разные, как по-разному они изображены. Художник не просто хотел изобразить цветок – розу, или тюльпан, или хризантему, как вы видите их на фотографиях или на картинках в учебнике. Художник, создавая такие портреты цветов, не стремится передать точный облик растения. Он стремится передать не предмет, а впечатление от этого предмета, его ощущение. Этот момент восприятия образа цветка у художника передан в колорите, в композиции, в манере письма. Он не прописывает каждый лепесток, не выводит изящные контуры, а пишет цветы свободными широкими пастозными мазками кисти, как будто бы небрежно. Таким образом художник передает сиюминутность, мимолетность впечатления. Цветы недолговечны – скоро они завянут, облетят, их аромат начнет угасать. На картинах Иванова цветы не замерли в пространстве холста навечно, как в пробирке или в витрине - здесь чувствуется воздух, воздушная среда, в которой существуют эти цветы, свет, бархатистость лепестков, чувствуется живость цветов – в природе ведь не бывает идеального, симметричного и выверенного, природа изменчива – и эта изменчивость, разнообразие, нерукотворность – все это найдено в импрессионистической манере художника. Посмотрите на фоны картин. Что вам напоминает тот или иной фон? Это какое-то сияние, переливы света, блики. Фон абстрактный, конкретного фона – пейзажа, интерьера, какой-нибудь парковой скамейки на заднем плане или портрета на стене, или вазы – нигде нет, так как задача художника была именно в передаче впечатления, создания индивидуального портрета цветка с помощью цвета, света, мазка, формы. Он выкидывает все, что может отвлечь зрителя от восприятия этого впечатления, что может утяжелить легкость и неосязаемость момента, оттянуть в обыденное, в статику, в устойчивость.

Наверное, художник даже не рисовал цветы, непосредственно стоящие перед ним. Ведь когда художник создает портрет человека, он может сделать несколько набросков, а остальное должен вытащить из своей памяти – так, чтобы перенести на холст образ конкретного человека, да еще и так, чтобы образ можно было узнать. Так и с портретами цветов. Чтобы создать такой портрет, нужно представить этот цветок – попробуйте и вы представить, например, розу или ромашку – и по памяти нарисовать этот нежный, красивый образ. Скажите, получится ли у вас вспомнить все до мельчайших деталей? Сможете ли вы вообразить все лепестки цветка? Наверняка образ цветка в памяти будет прекрасным, ароматным, но размытым и легким. Посмотрите на картины Игоря Васильевича Иванова. Как вам кажется, эти цветы выглядят так, как их представлял художник в своей памяти, как он помнил их?

То, как Игорь Иванов писал свои картины, напоминает нам произведения одного очень известного русского художника – Михаила Александровича Врубеля (можно показать совсем маленьким и тем, кто его не знает, пример его произведения), жившего на рубеже 19-20 веков. Он повлиял на творчество Игоря Иванова. Его портреты цветов, как и картины Врубеля, словно составлены из маленьких мазков краски, будто бы собраны по кусочкам как пазл, как мозаика. Не так ли мы и видим цветы в памяти – по кусочкам, по фрагментам, представляя цветок то с одной, то с другой стороны?

Давайте поближе познакомимся с этими портретами. Каждый из этих цветов имеет свою древнюю историю.

Например, пион. Пион с древних времен связывают с напыщенностью, надменностью и гордыней. Знаете ли вы, кто такая Флора? Это древнеримская богиня весны и цветов. Так вот. Однажды богиня цветов Флора решила отправиться в путешествие, и ей нужно было оставить вместо себя помощника, который бы правил цветочным царством, пока ее не будет. Все цветы собрались на совет. Опоздала лишь роза. Когда она появилась, все были очарованы ее красотой и роскошью, и дружно выбрали ее в помощницы богине. Но гордый пион считал себя гораздо лучше и достойней, он стал возражать, и раздувался все больше и больше, пытаясь показать свою важность и значимость. Богиня Флора разозлилась на пион: «Гордый и глупый цветок! – Сказала она. - Отныне ни одна бабочка не коснется тебя поцелуем, ни одна пчела не возьмет с тебя меда, и ни одна девушка не соберет тебя в букет и не приколет к груди!»

А прекрасная роза стала королевой цветов. Цветы создала богиня Флора. Создавая розу, она взяла у каждого божества по самому его прекрасному качеству. У Афродиты – красоту, у Диониса – пьянящий аромат, у нимф – яркость. Роза была цветком Афродиты, богини любви и красоты.

Ирисы древние греки принимали за осколочки радуги, поэтому и название они получили такое: радуга по-древнегречески - «ирис».

Хризантема в переводе с древнегреческого означает «золотой цветок». Хризантема с давних времен была символом знатности, высокого положения.

А вот гладиолус. Посмотрите, напоминает вам что-нибудь этот цветок? на что он похож?

Прямые мечевидные листья гладиолуса напоминали древним римлянам маленькие мечи, поэтому цветок так и назвали – «цветок-меч», или гладиолус (от лат. gladius– меч). Это был цветок гладиаторов. Знаете ли вы, кто такие гладиаторы? В Древнем Риме гладиаторами назывались пленные воины, состязавшиеся на арене друг с другом. Кровавые гладиаторские бои были любимым развлечением римлян. Существует много легенд о происхождении гладиолуса. Одна из них рассказывает о двух друзьях, греческих юношах, которых римляне взяли в плен и сделали гладиаторами, заставив сражаться друг с другом. Победителя обещали отпустить на родину. Друзья вышли на арену, и, как только протрубил сигнал к бою, бросили оружие и, вместо того, чтобы биться, бросились друг к другу с распростертыми объятиями. За неповиновение римляне предали их смерти. Как только тела убитых юношей коснулись земли, их мечи превратились в прекрасные цветы – цветы гладиаторов – гладиолусы. И по сей день эти цветы являются символом дружбы, отваги, благородства.

Красные тюльпаны по легенде родились из крови дракона, их бутон подобен кубку старого вина и пылающему очагу - «Я опьяняю, не касаясь губ, я горю, но не сгораю»

В бутоне желтого тюльпана, по легенде, было заключено счастье, но никто не мог до него добраться, так как бутон не раскрывался. Однажды желтый цветок взял в руки маленький ребенок, и тюльпан сам раскрылся.

А теперь давайте попробуем услышать, что говорят эти цветы.

(Здесь можно вставить фрагмент из «Снежной Королевы», где Герда в волшебном саду разговаривает с цветами. https://dedushka.net/book/read/118981?p=3

Но это как будет время, чтобы не получилось слишком затянуто)

 

Вы знаете, что у каждого народа существует свой язык, свой язык есть у животных, есть у птиц, у змей – помните, Гарри Поттер разговаривал со змеями на особом языке? У цветов тоже есть свой язык. Он был придуман давным-давно, в Древнем Китае. Люди использовали его для тайного выражения чувств. Когда они хотели сказать что-то друг другу по секрету, они дарили цветы. Каждый цветок, его окрас, количество – имеет свое значение. Так например букет красных роз означает «Я восхищаюсь вашей красотой», гладиолус – «Не бойся ничего, будь сильным», Желтый тюльпан – «Твоя улыбка, как солнечный свет», разноцветные тюльпаны – «Жизнь прекрасна». Желтая хризантема означала расставание, белая – «я говорю правду». Пион символизировал богатство, счастье и достаток. Ирисы – доверие, дружбу.

 

В конце экскурсии можно поиграть в ассоциации.

Вы видите живые цветы - хризантемы, тюльпаны, розы. Видите их высаженными в парке или стоящими в вазе, в букетах или по одиночке, летом, весной, осенью. Вы вдыхаете их аромат. И каждый раз вы по-разному воспринимаете эти цветы. Сами цветы, их количество, оттенки, аромат, обстоятельства вашей встречи, время года – все это влияет на ваше восприятие и формирует в вашем сознании какой-то образ. Какие мысли, ассоциации вызывают у вас эти картины?

Например, Последние розы (2016). Здесь сразу на ум приходит и Врубель - в колорите, и Тургенев – стихи в прозе, «Как хороши, как свежи были розы», и Маленький Принц, и даже Борис Гребенщиков с его «Северным цветом». Здесь не надо думать, надо именно почувствовать, потому что на это все и рассчитано. Посмотрите, какая картина вам ближе, какие чувства у вас она вызывает, какие строки, какие запахи вы вспоминаете, какую мелодию слышите?

И т.д.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: