МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г.В. ПЛЕХАНОВА»
Факультет экономики торговли и товароведения
Кафедра Торговой политики
Доклад
На тему: «Понятие, роль, виды товарных запасов в торговле»
Выполнила
студентка 1 курса
магистратуры
группы 26Д-МТ-01/16
Ключникова Екатерина
Научный руководитель
д.э.н., проф.
Николаева Т.Н.
Москва 2017
Для начала необходимо определить, что собой представляет товарный запас.
Товарный запас - это совокупность товарной массы, находящейся в сфере обращения и предназначенной для продажи. Товарные запасы - это часть товарного обеспечения, представляющая собой совокупность товарной массы в процессе движения ее из сферы производства к потребителю.
Товарный запас формируется по объективным причинам, независимо от желаний и намерений владельцев. Следует отметить, что товарный запас не приносит своему владельцу ничего, кроме затрат и убытков; прибыль приносит только товарооборот. Следовательно, в цену товара включаются и издержки, связанные с нахождением товара в форме товарного запаса.
Основная форма распределения товарной продукции осуществляется через независимые оптовые фирмы-посредники: они приобретают товары за свой счет, а заодно и несут риск, вызываемый изменением конъюнктуры рынка, моральным старением товаров и т. д. Формируя у себя товарные запасы, фирмы-посредники осуществляют тем самым важные коммерческие функции:
• сокращают запасы поставщиков и потребителей;
• осуществляют транспортировку, рекламу;
• оказывают консультативно-информационные услуги.
Создание товарного запаса диктуется необходимостью обеспечить непрерывность процесса товарного обращения. Необходимость образования товарных запасов обусловлена следующими причинами:
• несовпадением сезонных колебаний производства товаров с их потреблением;
• изменениями спроса населения по временам года под влиянием моды и других факторов;
• несоответствием структуры спроса и номенклатуры производства отдельными предприятиями предметов личного потребления, что приводит к накоплению продукции разных предприятий и формирования на этой основе торгового ассортимента в соответствии с потребностями рынка;
• условиями транспортировки товаров, а также необходимостью досрочного завоза товаров в отдельные районы страны с учетом климатических, географических и других особенностей данных регионов.
Товарные запасы играют большую роль:
1. обеспечивают развитие товарооборота;
2. выступают барометром в экономической деятельности предприятия (если запасы оседают в каналах обращения, то это говорит о том, что спрос на товары отсутствует, следовательно, необходимо снижать запасы; если же товарные запасы снижаются, следовательно, товары пользуются повышенным спросом, принимаются меры по завозу товаров.
Товарные запасы, таким образом, осуществляют прежде всего функции непрерывного процесса товарного обращения:
· обеспечивают непрерывность расширенного производства и обращения, в процессе которых происходит их систематическое образование и расходование;
· удовлетворяют платежеспособный спрос населения, поскольку являются формой товарного предложения;
· характеризуют соотношение между объемом спроса и товарного предложения.
Товарные запасы можно классифицировать, исходя из группировки по ряду социально-экономических и торгово-организационных признаков. Классификация товарных запасов по производственному и потребительскому признакам аналогична классификации товаров. Однако существует специфическая градация товарных запасов.
По срокам отчетности выделяют следующие товарные запасы:
- на начало отчетного периода (входные);
- на конец отчетного периода (выходные).
Товарные запасы можно изучать в разрезе территорий, субрынков по формам сбытовой и торговой деятельности, по типам и видам предприятий, где они хранятся.
По формам сбытовой и торговой деятельности товарные запасы в системе логистики подразделяются на следующие типы:
• готовые товарные запасы, служащие для компенсации отклонений фактического спроса от прогнозируемого (гарантийного) запаса;
• товарные запасы, предназначенные для удовлетворения ожидаемого спроса: они необходимы для того, чтобы покрыть прогнозируемый спрос (величина таких запасов определяется величиной спроса и временем его проявления);
• товарные запасы гарантийные, нужные для удовлетворения непредсказуемого увеличения спроса, т.е. компенсируют отклонение фактического спроса от прогнозируемого.
Также существует еще одна классификация товарных запасов в зависимости от местонахождения товарных запасов:
· сбытовые – запасы на промышленном предприятии в виде готовой продукции, необходимые для бесперебойной работы предприятия;
· транспортные или запасы в пути – формируются на период доставки товара;
· посреднические – запасы на предприятиях оптовой и розничной торговли.
С точки зрения планирования запасы могут быть:
· Текущие – запасы, формирующиеся на период между поставками;
· Подготовительный – запас, предназначенный для подготовки продукции к реализации;
· Страховой – запас, необходимый для форс-мажорных ситуаций.
Формирование той или иной группы товарных запасов, т.е. общее количество товаров, предоставленных на продажу, и товаров, образующих данный запас, зависит от целого ряда общих условий:
· объема производства товаров;
· методов их распространения (каналов распределения и товародвижения);
· ассортимента и качества товаров;
· экономических ситуаций, складывающихся на рынке.
Уровень товарных запасов формируется также в зависимости от маркетинговой тактики продаж, ввиду чего система физического распределения товарных потоков должна быть подготовлена к возникновению пиков реализации. Эти же проблемы учитываются при составлении рыночных прогнозов. Системный анализ уровня товарных запасов служит инструментом маркетинга, который позволяет определять и поддерживать стандарты обслуживания, обеспечивая тем самым:
• регулярное пополнение запасов товаров в системе распределения, удовлетворение спонтанных потребностей независимо от того, какая товарная продукция при этом необходима - стандартная, модифицированная или специальная;
• поддержание регионального или другого уровня товарных запасов производства в соответствии с уровнем реализации, т. е. поддержание баланса между производством и реализацией.
Источники:
1. Иванова Т.Н. Товарный менеджмент: Учебное пособие / Иванова Т.Н., Еремина О.Ю., Евдокимова О.В.; Под ред. Иванова Т.Н. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 234 с.
2. Николаева М.А. Товарная политика: Учебник для бакалавриата / М.А. Николаева - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 256 с.
3. Беляевский И.К., Данченок Л.А., Коротков А.В. Татаркова. СТАТИСТИКА РЫНКА ТОВАРОВ И УСЛУГ: учебно-практическое пособие/ Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. -2012, 143 с.
4. Киреева Н.С. Складская логистика. Учебник/ Киреева Н., Иванов Г. - Форум, Инфра-М, 2016. – 192 с.