Образование — это процесс приобретения знаний о мире, приобщения к культуре, к ценностям Отечества, мировой цивилизации.




Тема. Наука и образование (обществознание 10 класс)

Нау́каобласть человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности.

Наука выступает частью духовной культуры об­щества наряду с такими её компонентами, как искусство, образование, религия. Наиболее тесные связи наука имеет с образованием. Именно в системе образования идёт подготов­ка будущих учёных, здесь закладываются основы избранной ими профессиональной деятельности. С другой стороны, со­держание образования на школьной и вузовской ступенях во многом обеспечивается наукой. Основы научных знаний изучается на уроках математики и физики, химии и био­логии, обществознания, истории и географии.

Современная наука насчитывает около 15 тыс. дисциплин.

Современная классификация наук делит их на три вида:

1. Естественные науки, то есть науки о природных явлениях, объектах и процессах (биология, география, астрономия, физика, химия, математика, геология и т.д.). По большей части естественные науки отвечают за накопление опыта и знаний о природе и человеке. Ученых, занимавшихся сбором первичных данных, называли естествоиспытателями.

2. Технические науки – науки, ответственные за развитие техники и технологий, а также за применение на практике знаний, накопленных естественными науками (агрономия, информатика, архитектура, механика, электротехника).

3. Общественные и гуманитарные науки – науки о человеке, обществе (психология, филология, социология, политология, история, культурология, лингвистика, а также обществознание и др.).

Более сложными являются отношения науки и религии. Были времена, когда католическая церковь преследовала учёных за их взгляды, объявляла научные открытия ересью. Наука и ре­лигия дают разные объяснения многим явлениям, форми­руют различные картины мира. Но противопоставлять науку и религию нельзя.

Наука в современном обществе выступает и как важней­ший социальный институт. Уже в XVII—XVIII вв. в Евро­пе появились первые научные сообщества. Во второй половине XVII в. открылись первые академии наук: Лондонское королевское общество, Парижская акаде­мия наук. В 1725 г. была учреждена Петербургская акаде­мия наук, позже названная Российской. Научная работа постепенно превращалась в профессию.

 

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ НАУКИ

1. Познавательная. Заключается в познании мира, его законов и явлений, а также в вооружении людей новыми объективными знаниями о природе, обществе, человеке.

2. Культурно-мировоззренческая. Связана с её способностью систематизировать знания и представлять их в определённых картинах мира. Научные представле­ния, усвоенные человеком, во многом определяют его от­ношение к природным и общественным явлениям, служат критериями различения истинного и ложного, т.е. превра­щаются в компонент мировоззрения.

3. Социально-производственная. В основе технологических прорывов всегда лежали достижения науки. Атомные ре­акции, электромагнитные волны вначале были открыты и изучены наукой, а затем это знание легло в основу тех­нологического развития (радио- и телеаппаратура, атомные электростанции, лазеры).

Научные знания и методы широко используются при ре­шении различных общественных проблем, в частности при определении путей социально-экономического развития; преодолении экологического кризиса; обеспечении обороно­способности; создании новых лекарственных средств и пре­паратов.

 

СОВРЕМЕННАЯ НАУКА В начале XX в. в мире было 100 тыс. учё­ных, в конце века — свыше 5 млн, в 2009 г. их число составило более 7 млн человек. Около 90% всех учёных, когда-либо живших на Земле, являются нашими современниками. Постоянно издаётся несколько сотен тысяч журналов (около 10 тыс. в 1900 г.), 90% всех предметов, созданных человеком и окружающих нас, придуманы в XX в. Всё больше средств государства выделяют на раз­витие науки. ­

Продуктивное развитие науки требует оптимального со­четания индивидуального поиска и деятельности крупных творческих коллективов. Новые фундаментальные пробле­мы нередко решались в одиночку крупными учёными (на­пример, теория относительности А. Эйнштейна), а иногда и небольшой группой исследователей. Но подавляющее большинство научных исследований современной эпохи требует создания больших коллективов и вдумчивой координации всех проводимых исследова­ний.

Создаются новые инновационные центры, например Сколково в России,
Чжунгуаньцунь ("Кремниевая долина Китая") - базовый инновационный центр Китая, центра инноваций в Гренобле - MINATEC во Франции, "Кремниевый остров" Кюсю в Японии, Силиконовая долина в США, "Медиконовая долина" в Швеции и др.

Выдающиеся достижения большой науки XX—XXI вв. привели к социальной ответственности учёных за их деяния. Научный прогресс обогащает мир не только от­крытиями, но и бедами, так как нередко плоды науч­ных открытий могут нанести людям вред. Так, например, НТП — одна из главных причин экологического кризи­са, а развитие некоторых отраслей военного производства опасно для жизни людей. К чести учёных, они первыми не только выразили тревогу, но и активно включились в профессиональные и массовые экологические движения, первыми заговорили о необходимости прекращения гонки вооружений и об опасности термоядерной катастрофы.

ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Образование — это процесс приобретения знаний о мире, приобщения к культуре, к ценностям Отечества, мировой цивилизации.

Обра­зование, подобно науке, является социальным институтом и выполняет важные общественные функции. В целом основные функции образования можно условно поделить на

Ø социально-культурные - социализация и индивидуализация личности. В процессе социализации человек усваивает общественные отношения, превращает их во внутреннюю сущность собственной личности, на собственные социальные качества. Тем не менее, это происходит индивидуально для каждого человека. Поэтому образование — это особенный социальный институт, который обеспечивает социализацию и в то же время приобретение личностью индивидуальных качеств.

Ø социально-экономические, связанные с формированием и развитием интеллектуального, научно-технического и кадрового потенциала общества, с социальной стратификацией - образователь­ные учреждения осуществляют не только общую, но и про­фессиональную подготовку. Именно от уровня образова­ния зависит качество трудовых ресурсов, а следовательно, состояние экономики, других областей жизни общества. Образование выступает важнейшим каналом социальной мобильности: хорошее образование и профессиональная подготовка помогают человеку достичь высоких социаль­ных позиций и, напротив, недостаток образования может послужить сдерживающим фактором социального роста. Нельзя не отметить и того, что образование служит мощ­ным средством самореализации личности, помогает рас­крыть её способности и таланты.

Ø социально-политические - обязательным компонентом образования являются правовые нормы и политические ценности, отражающие политические интересы групп, которые диктуют направление развития в данном обществе и стремятся к контролю над школой.

Образование в ДНР подразделяется на:

Ø общее образование - 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование;

Ø профессиональное образование - 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее профессиональное образование – бакалавриат, специалитет, магистратура;

Ø дополнительное образование - дополнительное образование (обучение) детей и взрослых и дополнительное высшее профессиональное образование – подготовка кадров высшей научно-педагогической и научной квалификации (аспирантура, докторантура, адъюнктура, ординатура, ассистентура-стажировка);

Ø профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование, например, имеются учебные центры (курсы, институты усовершенствования и переподготовки), занятия в которых направлены в основном на совершенствование профессиональной квалификации людей различных специ­альностей (от строителей до врачей, учителей, работников телевидения). Учёные полагают, что в нашу эпоху важным средством непрерывного образования является дистанционное обуче­ние через Интернет. Оно способно предоставить равные возможности для получения образования высокого уровня всем желающим, независимо от места их проживания, возраста и т. п.)

Непрерывное образование включает также самообразование. Его содержание определяется самим чело­веком, проявляющим личный интерес к приобретению зна­ний в области науки, техники, культуры, к познанию со­временных общественных отношений. Велика роль самооб­разования в повышении культуры личности.

Основной источник самообразования — чтение, изучение литературы. Кроме книг, журналов, газет, самообразованию способствуют прослушивание лекций, посещение музеев, выставок, просмотр спектаклей, кинофильмов, телепередач.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: