ПОЗДНИЙ «КЛАССИЧЕСКИЙ» ПЕРИОД (600-900 годы н. э.)




«ПОСТКЛАССИЧЕСКИЙ» ПЕРИОД (900-1500 годы н. э.)

 

 

ЦИВИЛИЗАЦИЯ ДРЕВНИХ МАЙЯ

ЭКОНОМИКА.

Майя – группа индейских народов, родственных по языку. К ним относятся индейцы юкатеки, чоли, лакандоны, чонтали, чорти, чухи, цельтали, цоцили, тотики, хакальтеки, хаустеки, киче, пакоман, покомчи и другие. Общая их численность примерно 2,7 миллионов человек.[4]

Откуда взялись эти народы? Как они появились в джунглях Америки? Как и стоило полагать, точного ответа на эти и другие вопросы у нас нет. В разные времена ученые высказывали иногда и совсем противоположные версии. А на сегодняшний день одна из основных точек зрения по этому вопросу состоит в том, что Америка была заселена из Азии через Берингов пролив в период верхнего палеолита, т.е. приблизительно 30 тысяч лет назад.[5]

Майя – одна из ярчайших цивилизаций доколумбовой Америки. Это «культура-загадка», «культура-феномен» полная противоречий и парадоксов. Она породила огромное количество вопросов, но не на все есть ответы. Почему майя обосновались в столь непригодном для жизни месте – джунглях Южной Мексики? Майя, живя практически в каменном веке (не знали металлов до X века н.э., колесных повозок, плуга, вьючных и тягловых животных), создали точный солнечный календарь, сложнейшую иероглифическую письменность, использовали понятие нуля раньше арабов и индусов, предсказывали солнечные и лунные затмения, вычислили движения Венеры с ошибкой лишь на 14 секунд в год, достигли поразительного совершенства в архитектуре, скульптуре, живописи и производстве керамики. Поклонялись своим богам и в то же время подчинялись царям и жрецам, строили под их руководством храмы и дворцы, совершали ритуальные обряды, приносили себя в жертву, воевали с соседями. Майя создали необыкновенные сами по себе города, построенные только на мускульной силе. И почему почти все города классического периода несут на себе следы насильственного разрушения. В настоящее время известно более 200 развалин древних городов. Названия многих городов и отдельных сооружений майя были присвоены им после испанского завоевания и не являются подлинными (например: «Тикаль» придумали археологи, а «Паленке» по-испански – крепость).

Много чего приходиться археологам домысливать и придумывать самим. Вряд ли когда-нибудь мы будем точно знать, что тогда происходило, и как жили эти загадочно-экзотичные для нас индейцы. Но это не останавливает энтузиастов ученых. И с каждым годом мы хоть на чуть-чуть, но приближаемся к разгадкам тайн цивилизации майя.

 

Мне кажется, что судьба того или иного народа зависит от того, где он проживает, и какой род занятий ведет. Поэтому описание древних майя логичнее всего начинать с рассмотрения их области поселения. Территория древних майя охватывает юго-восточную часть Мексики, Гондурас и Гватемалу. По характеру природно-климатических и географических условий эту область можно разделить на три хорошо различимые зоны: южную, центральную и северную. Наиболее благоприятными районами для возникновения майяской культуры оказались центральная и северная зоны, т.к. характер их рельефного покрова - равнина, в отличие от южного, представленного в основном горными цепями. Это предопределило род основных занятий майя- земледелие. Существует предположение, что “на протяжении всей истории майя их земледелие носило крайне примитивный характер”.[6] Однако такое примитивное земледелие, а точнее подсечно-огневая система мильпа, было характерно только для ранних периодов развития майя. Исследования В.И.Гуляева в этой области свидетельствуют о том, что в 1-ом тыс. н.э. у майя имелись более интенсивные виды земледелия, а также возможно сама система мильпового земледелия носила более продуктивный характер. Однако одно земледелие не могло обеспечить полноценное существование майяского народа, поэтому нельзя сбрасывать со счетов и другие виды добычи пищи: собирательство; охоту; рыболовство; всестороннюю эксплуатацию морских, речных и озерных пищевых ресурсов; разведение собак; пчеловодство. Особенное внимание необходимо уделить одомашниванию и приручению животных. Керам пишет, что “цивилизация майя … не знала ни домашних, ни вьючных животных”. Эта точка зрения, как мне кажется, является ошибочной, т.к. древние майя разводили собак, причем не только для еды, но и для охоты. Майяские женщины приручали барсуков и оленей. Все это говорит о разносторонней деятельности майя.

Различие природных условий между отдельными районами области майя определили заметное разнообразие природных ресурсов в каждом из них. Ни один район не обеспечивал себя полностью и нуждался в торговом обмене. Однако, помимо широко развитой, активной внутренней торговли, установился важный товарообмен с соседними народами Мексики и южной части Центральной Америки. Предмет торговли изменялся от продуктов питания до драгоценных камней и вулканической пыли. Специфическим “товаром” были рабы. Несмотря на то, что большая часть торговых сделок осуществлялись посредством обмена: товар-товар, некоторые продукты выполняли роль денег, например: какао, красные раковины, каменные топорики и бубенцы из бронзы. Особенностью торговых отношений древних майя было то, что они развивались в атмосфере честности и доверия. Майя “поручались, давали в долг и платили с достоинством и без процентов”[7]. Торговля занимала важнейшее положение в обществе, вследствие этого на социальной лестнице торговец находился на более высокой ступени, чем простой народ. Вероятнее всего торговцы были тесно связаны со знатью и это обусловило наличие в рамках дреевнего общества торговли, управляемой классовыми или политическими вождями.

Говоря об экономике майя в общем плане, можно сделать вывод, что она являлась совокупностью комплексных и разносторонних видов хозяйственной деятельности, направленных на максимально полное использование местных природных ресурсов. Несмотря на то, что родовой строй индейских племен, а, следовательно, и строй древних майя, по словам Ф. Энгельса, «предполагал крайне неразвитое производство»[8], они сумели добиться определенных успехов в овладении стихийными силами природы. Развитая, на мой взгляд, экономика майя способствовала благоприятному существованию народа и процветанию цивилизации в целом.


ОБЩЕСТВО

По словам В.И. Гуляева «зловещие семена распада и гибели зрели внутри самого майяского общества»[9]. Так ли это? Ответ на этот вопрос лежит в рассмотрении структуры майяского общества, его культуры, науки и религии.

В целом общество майя носило классовый характер и сохранило пережитки родовых отношений. Общественный строй майя можно отнести к первобытнообщинному с зачатком феодализма, т.е. с рабством. «У майя… существовала характерная форма государственного правления типа восточной деспотии. Ее особенностями были важная роль общины во всех сферах жизни и идеология обоготворения царя. Последняя служила мощным орудием порабощения родовых общинников и подчинения их правящей элите аристократов и жрецов».[10] Таким образом Рус подчеркивает классово антагонистический характер майяского общества, выделяя в нем четыре основные группы: знать, торговцев, родовых общинников и рабов. Особенности социально-политической структуры он пытается объяснить на основе «азиатского способа производства», использовав для этой цели некоторые работы Маркса. На основе этого он делает вывод о том, что«в целом социальный строй майя имеет много общего с древневосточным обществом на ранних этапах его развития (Шумер, Индия, Египет и др.)»[11]

Однако для регулирования и управления столь неоднородным обществом необходима некоего рода властвующая сила. Этой силой в древнемайяском обществе была государственная организация, состоящая из ряда подорганизационных систем: политической, жреческой, судебной и военной. Именно рычагами указанных структур урегулировались все важные проблемы и неурядицы майяского общества. Из классовой неоднороднородности общества, как правило, вытекает проблема богатства и бедности общества, т.е. неравноправие масс. А поскольку у майя власть находилась в руках меньшинства, а большинство находилось в состоянии постоянного давления сверху, то это нередко доходило до восстаний и мятежей последних, впрочем, подавляемых все той же силой первых. Для поддержания внутреннего порядка, в частности, в майяском обществе существовала военная организация. Конечно же, регулирование внутренних отношений было промежуточной функцией армии. Основной функцией была охрана и защита границ территории майя. Майя вели войны с иноземцами за свою свободу и земли. Однако «война никогда не играла в истории майя такой важной роли, как, например, у египтян и греков»[12].

Таким образом, резюмируя вышесказанное, можно сказать, что у древних майя существовала государственная организация, соединившая в себе гражданскую, религиозную, судебную и военную власть. Эта организация функционировала через бюрократический аппарат и просуществовала довольно успешно, что, в конечном счете, отрицательно отразилось в последствии.

Как упоминалось выше, власть находилась, в частности, и в руках жречества. Это означает, что религия играла столь важную роль в жизни майя, что подняло жречество на столь высокий уровень. Главным феноменом майя является то, что религия достигла у них большего развития, чем экономика. Религия майя, как и религия любого другого народа, отражает не только окружающую его природную среду, но и ту социальную сферу, в которой зародился и развился этот народ. Классовый характер общества предопределил наличие многобожия в религии майя. Боги делились на божеств элиты и божеств простого народа. Майя, как правило, глубоко верили в своих богов, а именно в то, что от них зависит урожайность, дожди, движение солнца и луны (т.е. смена дня и ночи), успех торговых сделок и многое другое, играющее немаловажную роль в их жизни. Это позволяло, в свою очередь, жречеству, как единственному связующему с богами классу, при помощи религии регулировать не только все стороны социальной жизни общества, но и личную жизнь каждого его индивида. Религия постепенно проникала во все сферы жизни общества, а ее хранители, жрецы, сосредоточили в своих руках всю полноту власти.

«в целом социальный строй майя имеет много общего с древневосточным обществом на ранних этапах его развития (Шумер, Индия, Египет и др.)»[13]

Однако для регулирования и управления столь неоднородным обществом необходима некоего рода властвующая сила. Этой силой в древнемайяском обществе была государственная организация, состоящая из ряда подорганизационных систем: политической, жреческой, судебной и военной. Именно рычагами указанных структур урегулировались все важные проблемы и неурядицы майяского общества. Из классовой неоднороднородности общества, как правило, вытекает проблема богатства и бедности общества, т.е. неравноправие масс. А поскольку у майя власть находилась в руках меньшинства, а большинство находилось в состоянии постоянного давления сверху, то это нередко доходило до восстаний и мятежей последних, впрочем, подавляемых все той же силой первых. Для поддержания внутреннего порядка, в частности, в майяском обществе существовала военная организация. Конечно же, регулирование внутренних отношений было промежуточной функцией армии. Основной функцией была охрана и защита границ территории майя. Майя вели войны с иноземцами за свою свободу и земли. Однако «война никогда не играла в истории майя такой важной С другой стороны власть жрецов подкреплялась научными знаниями, достигшими у майя наивысшего уровня. Этот народ успешно справлялся с такими тесно связанными между собой науками, как астрономия, математика, письменность, география и медицина. Во многом необходимость в знаниях такого рода обуславливалась основным родом занятий майя – земледелием. Так созданная календарная система майя обладала невероятной точностью и возможностью считать на тысячи и миллионы лет вперед. Именно благодаря календарю земледелие майя достигло столь успешных результатов. Говоря о заслугах в астрономии, можно сделать вывод, что майя проводили постоянные наблюдения, сделанные несколькими поколениями, причем все работы осуществлялись постепенно с чрезвычайной тщательностью и с высокой степенью самоотдачи и строгости. В целом у майя «аппарат астрономических сведений… слишком необычен для того, чтобы им обладали… какие-то индейцы…»[14]

Насущные потребности повседневной жизни заставляли майя обращаться к счету, т.е. к азам математики. У них существовала двадцатеричная система исчисления, искусная в своей простоте. Числа майя писали при помощи точек и тире, либо путем изображения человеческих голов или фигур. Развитие математики способствовало существованию и развитию земледелия в частности и экономики в целом. Также решающую роль в развитии экономики играли и познания в области географии. Майя регистрировали все метеорологические явления, имеющие большое значение для прогнозов по сельскохозяйственным работам. Считается, что большинство народа майя хотя бы частично владела грамотой, 1/3 полностью умела читать. Умеющих же писать было очень мало – недаром писцы стояли на верхних ступенях общества. При храмах находились специальные школы, где мальчики из знати обучались письму, истории, ритуалам, математике, медицине, предсказаниям.

 

Однако все эти науки не получили бы столь широкого развития без письменности. Существует предположение, что древние майя разработали самую передовую систему письменности во всей доиспанской Америке. Как и другие области науки, письменность являлась привилегией жречества и знати. Иероглифическая письменность майя до сих пор считается неразгаданной до конца. Русский исследователь Кнорозов долгое время занимался расшифровкой майяских иероглифов и достиг в этой области определенных результатов. В частности было выяснено, что письмо майя состояло из фонетических, идеографических и ключевых слов. Развитие письменности способствовало возникновению литературы и истории.

Медицинские знания древних майя были достаточно обширными, но имели еще, как и другие разновидности полезных знаний, большие иррациональные приемы и связь с религией. В целом теоретические положения медицины майя были значительно слабее, чем их чисто лечебные достижения.

Описывая майяское общество, я считаю необходимым рассматривать и его искусство. В целом оно также отражало социальные и политические условия, в которых существовала цивилизация. Архитектурные принципы проистекают из особенностей построения жилища крестьянина. По причине того, что религия играла решающую роль в жизни всего общества, разумно предполагать, что большинство архитектурных ценностей майя – это храмы. Майя строили их в виде ступенчатых пирамид, при этом, однако, никогда не достигался действительно пирамидальный геометрический объем, известный в Египте. Для знати и жрецов строились дворцы, представляющие собой сеть жилых помещений. Большая часть архитектурных памятников майя имела одну или две площадки для игры в мяч. Если архитектура в основном несет в себе информацию о структуре общества, то скульптура позволяет глубоко проникнуть в различные сферы жизни майяского общества. Очень развита у майя была керамика, обработка камня и работа по металлу. Вообще можно сказать, что «майя добились всех своих поразительных технических и архитектурных достижений не прибегая к металлу; последний получил распространение только в период после 900 г. н.э.»[15]

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о важности науки и искусства в жизни майя. Эти сферы были неотъемлемой их частью и имели непосредственную связь с другими сферами жизни майя.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

 

Вкратце рассмотрев основные черты цивилизации майя, можно сделать вывод о том, что в целом майяское общество, несмотря на столь развитую экономику, оставалось по-прежнему в зависимости от религии. Может быть, именно религия стала тормозом в дальнейшем развитии цивилизации.

Вообще, по поводу такой необычной гибели майя, учеными выдвигается множество гипотез, например: землетрясение, резкое изменение климата, эпидемия неизвестной болезни, крах земледелия, восстание угнетенных низов, чужеземное нашествие. Просматривая литературу, я столкнулась с неоднородностью мнений на этот счет. Так К. Ламберг-Карловски и Дж. Сабов пишут, что «даже находящаяся в самом расцвете цивилизация, если она неправильно использует окружающую среду и вовремя не осуществляет организационные и технологические перемены, сеет семена собственной гибели».[16] По мнению Гуляева «ближе всего к истине гипотеза, связывающая упадок городов Древнего царства с нашествием чужеземных племен".[17] Керрам считает, что майя погибли от голода, а также из-за существующего общественного строя.

На мой взгляд, гибель майя произошла в результате воздействия не одного, а нескольких взаимосвязанных факторов экономического и социального порядка. При этом вполне возможен принцип «домино», т.е. начало действия одного фактора вызвало к жизни новые кризисы и потрясения, а это в совокупности не смогла вынести даже столь высокоразвитая древнейшая цивилизация майя.

Несомненно, майя были заметной отметкой на исторической карте мира, мало кто сейчас сомневается в этом. О цивилизации майя известно далеко не все, но и этот известный материал трудно уместить в рамках этой работы, т.к. жизнь майя чрезвычайно интересна и увлекательна во всех ее проявлениях, удивительна схема ее развития, перепады в развитии, периоды и, наверное, еще более завораживает таинственный конец. Надеюсь, что понимание всего этого у нас еще впереди. И говоря о великой исчезнувшей цивилизации нельзя не отметить тот факт, что цивилизация то не совсем исчезнувшая, ведь существуют майя и по сей день…

Индейцы, принадлежащие к лингвистической группе майя, разделились на три основных ветви: майя, киче, хуастеки. Потомки индейцев майя все еще обитают в этом обширном районе. В наши дни ареал обитания майя распространяется на 5 стран – Южную Мексику, Гватемалу, Белиз, Гондурас, Сальвадор и его наследие составляет примерно 6 миллионов человек. Конечно, они больше не живут в могущественной империи, но преисполнены решимости не забывать традиции своих предков. Они сохранили традиционную культуру. Занимаются земледелием, соляным промыслом, рыболовством, работают на плантациях кофе. Некоторые женщины нанимаются прислугой в городах. У современных майя развито пчеловодство, птицеводство, животноводство (коровы, свиньи, лошади, козы, ослы, в горах – овцы). Сохраняются ремесла: гончарство, вышивка, плетение, плотничество, резьба по дереву, в горах – узорное ткачество, производство украшений, музыкальных инструментов, черепицы, лодок. Преобладает прямоугольное жилище из жердей, тростника, соломы с высокой крышей, крытой пальмовыми листьями, часто беленое изнутри и снаружи. Традиционная одежда надевается по праздникам: мужчины и женщины носят узорные пояса, женщины – запашные юбки, плащи. Дохристианские культы и верования тесно переплелись с католицизмом: культ гор, пещер, колодцев, креста, аграрная и поминальная обрядности, шаманство, колдовство, знахарство. В ритуалах пользуются древним календарем майя. Сохранилась мифология, песни, легенды, сказки, танцы.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Галленкамп Ч.,”Майя. Загадка исчезнувшей цивилизации”. М: Наука,1966.

2. Гуляев В.И., “Древнейшие цивилизации Мезоамерики.”, М: Наука, 1972.

3. Гуляев В.И., “Древние майя: загадки погибшей цивилизации”, М: Наука, 1983.

4. Гуляев В.И., “Загадки погибших цивилизаций”, М: Просвещение, 1992.

5. Керам К., “Боги, гробницы, ученые”, М: Республика,1994.

6. К. Ламберг-Карловски, Дж. Саблов., "Древние цивилизации. Ближний Восток и Мезоамерика.”, М: Наук

7. Рус А., “Народ майя", М: Мысль,1986.а, 1992.

роли, как, например, у египтян и греков»[18].

8. Затерянный мир майя, М.,1997 г.


[1] Древние майя…, с.7.

[2] «Затерянный мир майя», М., 1997 год, стр. 161.

[3] «Затерянный мир майя», М., 1997 год, стр.30.

[4] «История искусств», Минск, 1997 год, стр.167.

[5] Там же, стр.167.

[6] Керам, указ. соч., с.305.

[7] Рус, указ. соч., с 128

[8] Маркс. К. и Энгельс Ф., Соч., изд. 2., т. 21., с. 99.

[9] Древние майя…,с. 16.

[10] Рус, указ. соч., с.20.

[11] Рус, указ. соч., с.19.

[12] Галленкамп Ч., указ. соч., с. 209.

[13] Рус, указ. соч., с.19.

[14]Рус, указ. соч., с. 108.

[15] К.Ламберг-Карловски, Дж. Саблов, указ. соч., с. 247.

16 Указ. соч., с. 253.

[17] Древнейшие цивилизации Мезоамерики, с. 219.

 

[18] Галленкамп Ч., указ. соч., с. 209.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: