Идеализация античности: главные герои – мифологические или библейские персонажи.
Перед вами уже знакомая по прошлому заданию картина Пуссена «Царство Флоры». Художник населил картину персонажами древнегреческих мифов. Узнайте некоторых из них (тех, которые пронумерованы) и напишите их имена.
Тела и лица главных героев прекрасны и совершенны, их движения и позы можно сравнить с пластикой древнегреческих рельефов.
Сравните персонажей «Царства Флоры» с рельефами древнегреческого скульптора Фидия, украшавшими Парфенон на Акрополе.
Движения персонажей сдержанные и словно замедленные. По мнению Пуссена, по жестам и позе персонажа зритель должен легко прочитать его состояние – радость, печаль, ужас, спокойствие. Пуссен называл это «методом пластического созерцания». Мы видели применение этого метода в прошлом задании – в двух автопортретах художника.
Уравновешенность композиции.
Композиция часто строится по геометрическому принципу (фигуры вписаны в треугольник, круг или квадрат), нет лишних деталей, только то, что связано с сюжетом или помогает правильно понять смысл картины.
Напишите, какие детали раскрывают идею времени в картине Пуссена «Танец под музыку времени»:
Колорит построен на доминирующей трёхцветке (синий, жёлтый, красный), остальные цвета приглушены.
Иерархия жанров: высшими и достойными художника жанрами были исторические, мифологические и библейские сюжеты, низшим считался бытовой жанр.
Это связано с присущей классицизму идеализацией: в человеке ценились красота и героизм.
II. Классический пейзаж (творческое задание: эскиз или макет на выбор)
|
Классический пейзаж – это особый вид пейзажа, который строится на определённых правилах. В нём отражается представление о божественной и разумной красоте природы, в которой нет ничего случайного и всё подчинено законам постоянства и совершенства. Он повлиял на мировую живопись: например, классические пейзажи Клода Лоррена нежно любил Винсент ван Гог.
В папке с фотографиями посмотрите пейзажи Никола Пуссена и Клода Лоррена.
1. На формате А-4 нарисуйте эскиз классического пейзажа – нужно самим придумать композицию и расставить цветовые акценты.
Что важно учесть:
· классический пейзаж – это идеализированный мир, напоминающий по архитектуре античность: он создаётся не с натуры, а в мастерской, по воображению;
· композиция включает в себя 3 плана и напоминает организацию театрального пространства: первый план как сцена, на которой разворачивается мифологическое или библейское событие; второй план образован архитектурой или деревьями, которые обрамляют первый план и напоминают кулисы; третий план напоминает декорации с нарисованными небом, морем, горами, уходящими в перспективу;
· персонажей первого плана можно скопировать с любой картины Пуссена (или придумать собственных, но не забывайте про пластику);
· цвета строятся от тёплых (на первом плане) до холодных (на третьем плане);
· пейзаж передаёт настроение сюжета (сравните тёплый и уютный пейзаж в «Отдыхе на пути в Египет» и тревожный, хмурый, предрекающий трагедию «Пейзаж с Асканием, стреляющим в оленя»);
· у пейзажа должно быть название (вы рисуете на первом плане какую-то конкретную, понятную вам историю, вписанную в пейзаж)
|
2. Вместо эскиза сделайте макет классического пейзажа (можно использовать пластилин или картон).
Никола Пуссен иногда, перед написанием пейзажа, сначала делал макет, который помогал ему объемнее представить пространство и правильно скомпоновать три плана.
Перед изготовлением макета прочитайте то, что написано про эскиз.