Общие правила проведения инвентаризации. Документальное оформление результатов инвентаризации в бухгалтерском учете.
Инвентаризация — это проверка наличия имущества организации и состояния её финансовых обязательств на определённую дату путём сличения фактических данных с данными бухгалтерского учёта. Это основной способ фактического контроля за сохранностью имущественных ценностей и средств.
Очередность и сроки проведения инвентаризации прописаны в Федеральном законе о бухгалтерском учете № 129-ФЗ и Приказе Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации". Регламент проведения должен быть закреплен в учетной политике предприятия. Сроки проведения инвентаризации руководитель определяет самостоятельно, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации установлено законодательно:
· при передаче имущества (продаже, аренде);
· при реорганизации или ликвидации организации;
· при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
· перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
· при смене материально ответственных лиц;
· при возникновении стихийных бедствий или чрезвычайных обстоятельств;
· при выявлении фактов хищения или порчи имущества.
Кроме плановых инвентаризаций организация может осуществлять и внеочередные инвентаризации товарно-материальных ценностей, они называются внезапными и служат для усиления внутреннего контроля в компании.
Проведенные действия усиливают контроль за ведением инвентаризационной документации, повышают качество отслеживания процесса, служат механизмом выработки новых приемов проверки по отдельным секторам работы мониторинга.
Следует различать виды и принципы инвентаризации. Сплошная инвентаризация — процесс проверки всех объектов бухгалтерского учета, включая арендуемое имущество. Выборочная или сегментная инвентаризация проверяет только его часть, например, имущество, полученное для переработки.
Технология проведения инвентаризации.
I. Подготовительные мероприятия.
1. Руководитель предприятия издает приказ о проведении инвентаризации с указанием сроков и участков инвентаризируемого имущества, состава ревизионной комиссии.
2. Создаются и утверждаются акты, подтверждающие готовность организации. Первичные документы на имущество направляются в бухгалтерию, все товарно-материальные ценности должны быть оприходованы, а брак списан. На время проведения инвентаризации все операции по приему или отпуску ТМЦ должны быть приостановлены.
II. Основной период.
1. Проводятся опись имущества, подсчет товарно-материальных ценностей, денежных средств и других финансовых активов, проверяется правильность оценки и обоснованности определения указанной стоимости в бухгалтерском учете с занесением данных в графу «Фактическое наличие» инвентаризационной описи.
2. Оформляется инвентаризационная опись в 2-х экземплярах со сквозной нумерацией с обязательным подведением итогов на каждой из страниц. Проставляются подписи лиц, проводивших проверку, подписи членов инвентаризационной комиссии и материально ответственных лиц.
3. Оформленная инвентаризационная опись передается в бухгалтерию.
III. Аналитический период.
1. Анализ результатов инвентаризации.
Производится сверка полученных документов с имеющимися данными в бухгалтерском учете, составляется сличительная ведомость. В качестве анализа устанавливаются фактическое местонахождение недостач и возможные причины. Выделяется пересортица. Формируются данные об излишках, определяется их рыночная стоимость. Формируются данные о недостачах излишков.
В некоторых случаях инвентаризация, а следовательно, и ее результаты могут быть признаны недействительными или оспорены при нарушении следующих обязательных норм:
· нарушение правил оформления документов;
· присутствие не всех членов комиссии и материально ответственных лиц;
· нахождение посторонних лиц на территории проведения инвентаризации;
· сокрытие фактов недостач или хищения имущества, внесение недостоверных сведений в инвентаризационную опись.
2. Отдельными документами оформляется инвентаризация имущества, находящегося на ответственном хранении, арендованного или полученного для переработки. Владельцам ТМЦ предоставляются справка о результатах проведенной работы и копия инвентаризационной описи.
3. Заполняются акты и другие документы, поясняющие расхождения между фактическим и учетным остатками товаров.
4. Принимается решение о взыскании ущерба с виновных лиц.
5. Председатель комиссии утверждает итоги инвентаризации. Издается приказ (распоряжение) руководителя об утверждении результатов и итогов инвентаризации. Приказ служит основанием для внесения записей в регистры бухгалтерского учета.
Бухгалтерские проводки
Недостача | Дт 94 Кт 10,41,01,50 |
Излишки | Дт 10,41,01,50 Кт 91 |
Определение виновности ответственных лиц | Дт 73 Кт 94 |
Взыскание недостач с заработной платы | Дт 70 Кт 73 |
Списание убытков, если виновные не установлены | Дт 91 Кт 94 |
Правильно выполненные инвентаризационные процедуры способствуют выработке внутренней дисциплины на предприятии, развивают навыки сегментной проверки, повышают качество ведения внутренней документации.
Задача
1.Отразите на счетах бухгалтерского учета хозяйственные операции.
Решение задачи оформите в журнале регистрации хозяйственных операций следующей формы:
№ п/п | Содержание хозяйственных операций | Корреспонденция счетов | Сумма, руб. | |
дебет | кредит | |||
Исходные данные: по вине работника организации вышел из строя станок. Станок ремонту не подлежит. Стоимость станка 90000 руб., сумма начисленной амортизации - 60000 руб. С работника решено удержать 10000 руб. двумя равными долями (по 5000 руб.).
2. Оформите приходный кассовый ордер на получение суммы (одной из сумм) ущерба в кассу предприятия.
Решение
№ п/п | Содержание хозяйственных операций | Корреспонденция счетов | Сумма, руб. | |
Дебет | Кредит | |||
1. | Списана первоначальная стоимость сломанного станка | 01.2 | ||
списана амортизация по сломанному станку | 01.2 | |||
списана остаточная стоимость станка | 01.2 | 90000 - 60000 = 30000 | ||
списана сумма ущерба, на виновного рабочего, сломавшего станок | 73.2 | |||
Удержана сумму ущерба из зарплаты виновного рабочего | 73.2 | |||
Удержана сумму ущерба из зарплаты виновного рабочего | 73.2 | |||
списаны в прочие расходы убытки на сумму ущерба, не компенсируемую виновным рабочим | 91.2 | |||
Отражен финансовый результат - убыток | 91.9 |
Унифицированная форма № КО-1 | Линия отреза | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Утверждена постановлением Госкомстата | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
России от 18.08.98 № 88 | ООО «Спектр» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(организация) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Код | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Форма по ОКУД | КВИТАНЦИЯ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ООО «Спектр» | по ОКПО | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(организация) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цех 1 | к приходному кассовому ордеру № | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(структурное подразделение) | от “ | ” | марта | г. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Номер документа | Дата составления | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Принято от | Иванова Олега Ивановича | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПРИХОДНЫЙ КАССОВЫЙ ОРДЕР | 23.03.2019 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основание: | Частичное возмещение ущерба за | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дебет | Кредит | Сумма, руб. коп. | Код целевого назначения | сломанный станок | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
код структурного подразделения | корреспондирующий счет, субсчет | код аналитического учета | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
73.2 | 5000,00 | Сумма | руб. | коп. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(цифрами) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Принято от | Иванова Олега Ивановича | Пять тысяч | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(прописью) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основание: | Частичное возмещение ущерба за сломанный станок | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
руб. | коп. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сумма | Пять тысяч | В том числе | без НДС | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(прописью) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
руб. | коп. | “ | ” | марта | г. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В том числе | без НДС | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
М.П. (штампа) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приложение | Приказ № 047-074 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Главный бухгалтер | Петрова Л.П. | Главный бухгалтер | Петрова Л.П. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(подпись) | (расшифровка подписи) | (подпись) | (расшифровка подписи) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Получил кассир | Ульянова А.В. | Кассир | Ульянова А.В. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(подпись) | (расшифровка подписи) | (подпись) | (расшифровка подписи) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Список использованной литературы
1. Васильчук, О.И. Бухгалтерский учет и анализ: Учебное пособие / О.И. Васильчук, Д.Л. Савенков; Под ред. Л.И. Ерохина. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 496 c.
2. Гуккаев В.Б. Особенности бухгалтерского учета расчетов с персоналом в отечественной и международной практике / В.Б. Гуккаев // Консультант бухгалтера. - 2015. - №2. - С. 12-17.
3. Гончарова, Н.М. Бухгалтерский учет. Краткий курс: Учебное пособие / Н.М. Гончарова. - М.: Форум, 2018. - 160 c.
4. Касьянова, Г. Ю. Инвентаризация. Бухгалтерская и налоговая / Г.Ю. Касьянова. - М.: АБАК, 2016. - 272 c.
5. Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет в схемах и таблицах / Н.П. Кондраков. - М.: Проспект, 2015. - 280 c.