Программа
Лагеря
С дневным пребыванием
Детей
Возраст детей: 7-12 лет
Срок реализации: лето 2019 г.
С. Яново
Полное название программы | Программа лагеря с дневным пребыванием детей филиала МБОУ «Пожарская СОШ» Яновская ООШ «Планета здоровых ребят» | |
Цель программы | Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период. Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие. | |
Направление деятельности | Данная программа по своей направленности является здоровьесберегающей, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря. | |
Краткое содержание программы | Программа содержит: мероприятия, реализующие программу; ожидаемые результаты и условия реализации; приложения. | |
Разработчик программы | Воронина Ольга Борисовна | |
Муниципальное образовательное учреждение, представившее программу | Филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Пожарская СОШ» Яновская ООШ | |
Адрес, телефон | С. Яново, ул. Школьная, д.1 телефон 44–5-22 | |
Место реализации | Пришкольный лагерь с дневным пребыванием «Планета здоровых ребят» | |
Количество, возраст учащихся. | 25 человек от 7-12 лет | |
Сроки реализации, количество смен | По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение 1 лагерной смены |
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание программы
Методическое сопровождение программы
|
Формы и методы работы. Учебно-методическое оснащение программы
Механизм реализации программы
Ресурсное обеспечение программы
Кадровое обеспечение
Схема управления программой
Схема контроля за реализацией программы
Направления деятельности
Режим дня
Отрядные дела (план-сетка)
Актуальность программы.
“Здоровое детство - это здорово” – эта формула становится девизом при организации детского летнего отдыха, а заодно и правилом творческого подхода к каникулам – радостному времени духовного и физического развития роста каждого ребенка.
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для укрепления здоровья. Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время всё очевиднее становится ухудшение здоровья детей. Поэтому, забота о сохранении здоровья детей - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребёнка. Здоровье - основа формирования личности. Приоритетным направлением программы является подготовка и организация воспитательно-оздоровительной работы в летнем пришкольном лагере. Ежегодно для учащихся проводится оздоровительная смена в лагере дневного пребывания, который функционирует на базе школы. В нем отдыхают дети из малообеспеченных, многодетных семей, дети группы риска, состоящих на внутришкольном контроле. Длительность смены 21 день. В пришкольном лагере ребенок заполняет свое свободное время полезными делами, укрепляет здоровье.
|
Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность. Ведь не зря в известной песне О. Митяева поется: «Лето – это маленькая жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, - было очень здорово. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей. Пришкольный лагерь открывается на основании приказа по учреждению и комплектуется из обучающихся 1- 6 классов. Зачисление производится на основании заявления родителей (законных представителей). В лагере организуются отряды с учётом возрастных особенностей и интересов обучающихся, строго соблюдаются требования санитарно-гигиенических норм и правил, правил техники безопасности.
Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Проблемы организации летнего оздоровительного отдыха вытекают из объективных противоречий:
- между потребностью семьи и государства иметь здоровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетворительным состоянием здоровья современных детей;
- педагогической заботой, контролем и желанием детей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоятельным творчеством.
Лагерь размещается на базе филиала МБОУ «Пожарская СОШ» Яновская ООШ. В основу организации закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме. Программа деятельности летнего лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка, организацию активного, насыщенного отдыха детей, проведение работы по вопросам сохранения здоровья и здорового образа жизни. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
|
Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря. Основная идея программы - обеспечить ребёнку возможность сохранения здоровья в летний период, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни. Представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей.
Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены закладывается легенда лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами.
Цель: Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие.
Задачи:
1. Создать условия для активного и здорового отдыха детей.
2. Формирование устойчивой мотивации на здоровье у обучающихся, педагогов, родителей.
3. Формировать развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка.
4. Формировать качества, составляющие культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру.
Сроки реализации программы: Июнь 2019 года: 1 лагерная смена – 21 день;
Ожидаемые результаты работы лагеря:
- укрепление здоровья детей (мониторинг здоровья)
- развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом;
- расширение социального опыта;
- формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга;
- вырабатывание навыков ручного и общественно-полезного труда;
- формирование осознанного отношения к своему здоровью.
Методические основы и принципы работы
Методической базой для проектирования воспитательной работы в лагере являются достижения отечественной лагерной педагогики и методики воспитания. Педагогами разработан комплексный подход к организации работы с детьми в лагере на основе разнообразия видов и форм деятельности, отказа от излишнего увлечения массовыми мероприятиями, от авторитарного принуждения, внимания к личностному росту каждого ребенка.
Программа летнего лагеря «Планета здоровых ребят» с дневным пребыванием детей и подростков опирается на следующие принципы:
· Принцип гуманизации отношений
o уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми;
o уважение и терпимость к мнению детей;
o самоуправление в сфере досуга;
o создание ситуаций успеха;
o приобретение опыта организации коллективных дел и самореализация в ней;
o защита каждого члена коллектива от негативного проявления и вредных привычек;
o создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения;
o формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.
· Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности
Результатом деятельности воспитательного характера в летнем лагере «Планета здоровых ребят» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
· Принцип творческой индивидуальности
Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал
· Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.
Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:
o необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
o оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.
· Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
o вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
o сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;
o постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.
· Принцип интегративно-гуманитарного подхода.
Этот принцип определяет пять «граней»:
o грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);
o грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);
o грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);
o грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);
o грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).
· Принцип личностного Я
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
o при развитии детского самоуправления;
o при наличии перечня реальных социально-значимых задач, в решении которых может принять участие как каждый ребёнок в отдельности, так и группа.
o при наличии системы стимулов, поддерживающих инициативу и самостоятельность детей.
· Принцип уважения и доверия.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
o добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
o доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
o в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов
· Принцип открытости.
Участие в процессе воспитания максимального количества институтов и людей.
Объективные факторы работы лагеря
Модель лагеря имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику её работы:
- Временный характер детского объединения.
- Разнообразная деятельность – насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в лагере очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде». В оздоровительном лагере предлагается самый разнообразный спектр занятий.
- Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности – заинтересованность ребёнка каким-либо делом посредством достижения последующего определённого положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям человека.
- Изменение позиции ребёнка – своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения.
- Чёткий режим жизнедеятельности – максимальное использование природно-климатических факторов, рациональная организация всей жизнедеятельности детей.
- Здоровьесберегающие технологии – воздушные ванны, разучивание спортивных комплексов упражнений, посещение ФОКа, экскурсии и мини походы.
Нормативно-правовая база
1. Локальные документы
- Программа летнего отдыха детей в оздоровительном лагере «Планета здоровых ребят»
- Приказ «Об открытии летнего лагеря»
- Приказ «Об ответственности за противопожарное состояние лагеря»
- Должностные инструкции сотрудников лагеря
- План-сетка работы лагеря
Организационно-педагогическая деятельность
- комплектование штата лагеря кадрами
- участие в семинарах по организации летнего отдыха для начальников лагерей
- совещание при директоре, зам. директора по воспитательной работе по организации летнего отдыха учащихся
- проведение инструктажей с воспитателями по технике безопасности и охране здоровья детей
- проведение родительских собраний «Занятость учащихся летом»
Оздоровительная работа
Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия
- осмотр детей медицинским работником;
- утренняя гимнастика;
- принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);
- организация пешеходных экскурсий по родному краю;
- организация здорового питания детей;
- организация спортивно-массовых мероприятий:
- спортивные эстафеты;
- подвижные спортивные игры;