Методические основы и принципы работы




Программа

Лагеря

С дневным пребыванием

Детей

 

 

Возраст детей: 7-12 лет

Срок реализации: лето 2019 г.

С. Яново


  Полное название программы Программа лагеря с дневным пребыванием детей филиала МБОУ «Пожарская СОШ» Яновская ООШ «Планета здоровых ребят»
  Цель программы Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период. Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие.  
  Направление деятельности Данная программа по своей направленности является здоровьесберегающей, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
  Краткое содержание программы Программа содержит: мероприятия, реализующие программу; ожидаемые результаты и условия реализации; приложения.
  Разработчик программы Воронина Ольга Борисовна
  Муниципальное образовательное учреждение, представившее программу Филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Пожарская СОШ» Яновская ООШ
  Адрес, телефон С. Яново, ул. Школьная, д.1 телефон 44–5-22
  Место реализации Пришкольный лагерь с дневным пребыванием «Планета здоровых ребят»
  Количество, возраст учащихся. 25 человек от 7-12 лет
  Сроки реализации, количество смен По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение 1 лагерной смены

 
 


Пояснительная записка

Цель и задачи программы

Содержание программы

 

Методическое сопровождение программы

Формы и методы работы. Учебно-методическое оснащение программы

Механизм реализации программы

Ресурсное обеспечение программы

Кадровое обеспечение

Схема управления программой

Схема контроля за реализацией программы

Направления деятельности

Режим дня

Отрядные дела (план-сетка)

 

Актуальность программы.

“Здоровое детство - это здорово” – эта формула становится девизом при организации детского летнего отдыха, а заодно и правилом творческого подхода к каникулам – радостному времени духовного и физического развития роста каждого ребенка.

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для укрепления здоровья. Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время всё очевиднее становится ухудшение здоровья детей. Поэтому, забота о сохранении здоровья детей - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребёнка. Здоровье - основа формирования личности. Приоритетным направлением программы является подготовка и организация воспитательно-оздоровительной работы в летнем пришкольном лагере. Ежегодно для учащихся проводится оздоровительная смена в лагере дневного пребывания, который функционирует на базе школы. В нем отдыхают дети из малообеспеченных, многодетных семей, дети группы риска, состоящих на внутришкольном контроле. Длительность смены 21 день. В пришкольном лагере ребенок заполняет свое свободное время полезными делами, укрепляет здоровье.

Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность. Ведь не зря в известной песне О. Митяева поется: «Лето – это маленькая жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, - было очень здорово. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей. Пришкольный лагерь открывается на основании приказа по учреждению и комплектуется из обучающихся 1- 6 классов. Зачисление производится на основании заявления родителей (законных представителей). В лагере организуются отряды с учётом возрастных особенностей и интересов обучающихся, строго соблюдаются требования санитарно-гигиенических норм и правил, правил техники безопасности.

Значимость летнего периода для оздоровления и вос­питания детей, удовлетворения детских интересов и рас­ширения кругозора невозможно переоценить. Проблемы организации летнего оздоровительного отдыха вытекают из объективных противоречий:

- между потребностью семьи и государства иметь здо­ровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетво­рительным состоянием здоровья современных детей;

- педагогической заботой, контролем и желанием де­тей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоя­тельным творчеством.

Лагерь размещается на базе филиала МБОУ «Пожарская СОШ» Яновская ООШ. В основу организации закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме. Программа деятельности летнего лагеря ориенти­рована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка, организацию активного, насыщенного отдыха детей, проведение работы по вопросам сохранения здоровья и здорового образа жизни. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных соци­альных групп, разного возраста, уровня развития и состо­яния здоровья.

Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря. Основная идея программы - обеспечить ребёнку возможность сохранения здоровья в летний период, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни. Представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей.

Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены закладывается легенда лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами.

Цель: Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие.

Задачи:

1. Создать условия для активного и здорового отдыха детей.

2. Формирование устойчивой мотивации на здоровье у обучающихся, педагогов, родителей.

3. Формировать развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка.

4. Формировать качества, составляющие культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру.

Сроки реализации программы: Июнь 2019 года: 1 лагерная смена – 21 день;

Ожидаемые результаты работы лагеря:

- укрепление здоровья детей (мониторинг здоровья)

- развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом;
- расширение социального опыта;
- формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга;
- вырабатывание навыков ручного и общественно-полезного труда;

- формирование осознанного отношения к своему здоровью.

 

Методические основы и принципы работы

Методической базой для проектирования воспитательной работы в лагере являются достижения отечественной лагерной педагогики и методики воспитания. Педагогами разработан комплексный подход к организации работы с детьми в лагере на основе разнообразия видов и форм деятельности, отказа от излишнего увлечения массовыми мероприятиями, от авторитарного принуждения, внимания к личностному росту каждого ребенка.

Программа летнего лагеря «Планета здоровых ребят» с дневным пребыванием детей и подростков опирается на следующие принципы:

· Принцип гуманизации отношений

o уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми;

o уважение и терпимость к мнению детей;

o самоуправление в сфере досуга;

o создание ситуаций успеха;

o приобретение опыта организации коллективных дел и самореализация в ней;

o защита каждого члена коллектива от негативного проявления и вредных привычек;

o создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения;

o формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.

· Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности

Результатом деятельности воспитательного характера в летнем лагере «Планета здоровых ребят» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.

· Принцип творческой индивидуальности

Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал

· Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.

Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:

o необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;

o оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.

· Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

o вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;

o сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;

o постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.

· Принцип интегративно-гуманитарного подхода.

Этот принцип определяет пять «граней»:

o грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);

o грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);

o грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);

o грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);

o грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).

· Принцип личностного Я

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

o при развитии детского самоуправления;

o при наличии перечня реальных социально-значимых задач, в решении которых может принять участие как каждый ребёнок в отдельности, так и группа.

o при наличии системы стимулов, поддерживающих инициативу и самостоятельность детей.

· Принцип уважения и доверия.

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

o добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;

o доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;

o в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов

· Принцип открытости.

Участие в процессе воспитания максимального количества институтов и людей.

 

Объективные факторы работы лагеря

 

Модель лагеря имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику её работы:

  1. Временный характер детского объединения.
  2. Разнообразная деятельность – насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в лагере очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде». В оздоровительном лагере предлагается самый разнообразный спектр занятий.
  3. Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности – заинтересованность ребёнка каким-либо делом посредством достижения последующего определённого положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям человека.
  4. Изменение позиции ребёнка – своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения.
  5. Чёткий режим жизнедеятельности – максимальное использование природно-климатических факторов, рациональная организация всей жизнедеятельности детей.
  6. Здоровьесберегающие технологии – воздушные ванны, разучивание спортивных комплексов упражнений, посещение ФОКа, экскурсии и мини походы.

 

Нормативно-правовая база

 

1. Локальные документы

- Программа летнего отдыха детей в оздоровительном лагере «Планета здоровых ребят»

- Приказ «Об открытии летнего лагеря»

- Приказ «Об ответственности за противопожарное состояние лагеря»

- Должностные инструкции сотрудников лагеря

- План-сетка работы лагеря

 
 


Организационно-педагогическая деятельность

- комплектование штата лагеря кадрами

- участие в семинарах по организации летнего отдыха для начальников лагерей

- совещание при директоре, зам. директора по воспитательной работе по организации летнего отдыха учащихся

- проведение инструктажей с воспитателями по технике безопасности и охране здоровья детей

- проведение родительских собраний «Занятость учащихся летом»

Оздоровительная работа

Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия

- осмотр детей медицинским работником;

- утренняя гимнастика;

- принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);

- организация пешеходных экскурсий по родному краю;

- организация здорового питания детей;

- организация спортивно-массовых мероприятий:

- спортивные эстафеты;

- подвижные спортивные игры;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: