№ п/п | Мероприятия | Срок выполнения | Отметка о выполнении |
1. 1 | Утверждение задания на курсовой проект | ||
2. | Предварительный доклад | ||
3. | Выбор маршрута и разработка графического плана рейса | ||
4. | Расчет протяженности и продолжительности рейса | ||
5. | Подбор и корректура карт, руководств и пособий на рейс | ||
6. | Предварительные навигационные расчеты | ||
7. | Выполнение предварительной прокладки | ||
8. | Составление краткого географического, навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обзора рейса | ||
9. | Оценка навигационной безопасности рейса | ||
10. | Составление справочных материалов на рейс | ||
11. | Описание правовых и информационных особенностей рейса | ||
12. | Составление наставления для плавания | ||
13. | Представление курсового проекта на проверку для получения допуска к защите |
Исполнитель:
Обучающийся группы ___ СВ __________________________________
(фамилия, имя, отчество)
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РАСЧЕТАМ РЕЙСА
ВАРИАНТ 1
Тип судна: ВОЛГА /пр.—19610/ Количество груза для перевозки-5150тонн. Экипаж -12 человек. Скорость -18 км/час. Расходы за проход Киль-канала-3700 долларов. Расход топлива на ходу-6,5т/сутки. Расход топлива на стоянке-1т/сутки. Расход пресной воды -1,8т/сутки. Чистая грузоподъемность-5200т.
ВАРИАНТ 2
Тип судна: «Сормовский»/ пр.488 ам 4 / Количество груза для перевозки-3090 тонн. Экипаж-10 человек. Скорость—17,5км/час. Расходы за проход Киль-канала -3200 долларов. Расход топлива на ходу—3,9т/сутки. Расход топлива на стоянке—0,7 т/сутки. Расход пресной воды –1,8 т/сутки. Чистая грузоподъемность -3150 т.
ВАРИАНТ 3
Тип судна: «Амур» /пр.92-040 / Количество груза для перевозки –2950 тонн. Экипаж –10 человек. Скорость –17 км/час. Расходы за проход Киль-канала –3000 долларов. Расход топлива на ходу – 3,8 т/сутки. Расход топлива на стоянке –0,7 т/сутки. Расход пресной воды –1,8 т/сутки. Чистая грузоподъемность -3080 т.
ВАРИАНТ 4
Тип судна: «Сибирский» /пр.225 / Количество груза для перевозки –3200 тонн. Экипаж –11 человек. Скорость –17 км/час. Расходы за проход Киль-канала –3700 долларов. Расход топлива на ходу –4,2 т/сутки. Расход топлива на стоянке –0,8 т/сутки. Расход пресной воды –1,8 т/сутки. Чистая грузоподъемность – 3300 т.
ВАРИАНТ 5
Тип судна: «Валдай» /пр.01010/ Количество груза для перевозки—5000 тонн. Экипаж –10 человек. Скорость –19 км/час. Расходы за проход Киль-канала –3700 долларов. Расход топлива на ходу –7,9 т/сутки. Расход топлива на стоянке –1,1 т/сутки. Расход пресной воды –1,8 т/сутки. Чистая грузоподъемность –5000т.
ВАРИАНТ 6
Тип судна: «Балтийский-200» /пр.16290/ Количество груза для перевозки –2500 тонн. Экипаж –9 человек. Скорость –20,4 км/час. Расходы за проход Киль-канала –2700 долларов. Расход топлива на ходу—5,6 т/сутки. Расход топлива на стоянке –1,0 т/сутки. Расход пресной воды –1,8 т/сутки. Чистая грузоподъемность –2520 т.
ВАРИАНТ 7
Тип судна: «Балтийский-100» /пр.613/ Количество груза для перевозки –2200тонн. Экипаж –10 человек. Скорость –18,5 км/час. Расходы за проход Киль-канала –2600 долларов. Расход топлива на ходу—3,8 т/сутки. Расход топлива на стоянке –0,7 т/сутки. Расход пресной воды –1,8 т/сутки. Чистая грузоподъемность –2300 т.
ВАРИАНТ 8
Тип судна: «Русич» /пр.00101/ Количество груза для перевозки—4950 тонн. Экипаж –10человек. Скорость –19,3 км/час. Расходы за проход Киль-канала –3700 долларов. Расход топлива на ходу –7,9 т/сутки. Расход топлива на стоянке –1,1 т/сутки. Расход пресной воды –1,8 т/сутки. Чистая грузоподъемность –4970 т.
ВАРИАНТ 9
Тип судна: «Карелия» /пр.005RSD03/ Количество груза для перевозки –5200 тонн. Экипаж –9человек. Скорость –19,4 км/час. Расходы за проход Киль-канала –3700 долларов. Расход топлива на ходу –7 т/сутки. Расход топлива на стоянке –1,1 т/сутки. Расход пресной воды –1,8 т/сутки. Чистая грузоподъемность –5210 т.
ВАРИАНТ 10
Тип судна: «Нижегородец» /пр.16510/ Количество груза для перевозки –3200 тонн. Экипаж –10человек. Скорость –20 км/час. Расходы за проход Киль-канала –3500долларов. Расход топлива на ходу –6,6т/сутки. Расход топлива на стоянке –1,0т/сутки. Расход пресной воды –1,8 т/сутки. Чистая грузоподъемность –3200 т.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
1. Основные сведения о судне.
2. Характеристика груза.
3. Подготовка судна к погрузке груза.
4. Расчеты по погрузке груза, обоснованию выбора судна и расчеты показателей рейса.
5. Составление грузового плана судна.
6. Крепление груза в трюмах.
7. Порядок оформления грузовых документов.
СОСТАВЛЕНИЕ ГРУЗОВОГО ПЛАНА СУДНА
Размещение грузов на судне должно обеспечивать выполнение следующих основных условий:
1. Исключение возможности порчи грузов от их вредного взаимного влияния (действия влаги, пыли, запахов, возникновение различных химических процессов и пр.), а также повреждения нижних слоев груза от тяжести верхних;
2. Создание возможности беспрепятственной выгрузки и погрузки в промежуточных портах захода;
3. Обеспечение максимальной производительности труда при грузовых операциях;
4. Исключение смешивания грузов из разных коносаментных партий;
5. Обеспечение приема на борт целого числа коносаментных партий;
6. Сохранение общей и местной прочности корпуса;
7. Обеспечение во время перехода оптимального дифферента;
8. Гарантия, что на всех этапах рейса остойчивость судна не станет ниже пределов, предусмотренных нормами РЕГИСТРА; одновременно должно быть исключено и возникновение чрезмерной остойчивости;
9. Максимальное использование грузоподъемности и грузовместимости судна (в зависимости от того, какая из указанных величин будет лимитирующей);
10. Обеспечение загрузки и получения максимально возможного в данных условиях перевозки фрахта;
Грузовой план составляется еще до начала погрузки—так называемый предварительный план. В ходе погрузки иногда от него делают отступления из-за неподачи запланированного груза, обнаруженных неточностей в расчете, переадресовке партий груза и т.п., поэтому, после окончания грузовых операций составляют исполнительный грузовой план, соответствующий фактической загрузке. По нему окончательно уточняют характеристики прочности, остойчивости и дифферента.
Грузовой план чаще всего выполняют в виде схематического вертикального разреза по диаметральной плоскости—для сухогрузного судна и по горизонтальной плоскости – для танкера. При особо сложных композициях грузов на сухогрузных судах иногда показывают расположение грузов и на горизонтальных разрезах.
Если судно совершает рейс с промежуточными портами захода, то расчеты начинают с последнего порта в обратной последовательности.
Грузы на судне должны располагаться по весу, пропорционально объему отдельных грузовых помещений. В этом случае прочность судна будет сохранена.
Количество груза, предназначенного для погрузки в грузовой трюм может быть определено формулой:
p ,
p –искомый вес груза;
--объем грузового помещения;
W –грузовместимость судна (соответственно в кипах или зерне);
P –вес всех грузов, принимаемых судном.
Практически продольная прочность вполне обеспечивается, если весовое количество груза будет отличаться от результата, полученного по формуле в пределах 10-12%.
Одновременная обработка трюмов, характеризуемая коэффициентом неравномерности трюмов,
Km ;
Где Km —коэффициент, показывающий отношение грузовместимости судна W к грузовместимости наибольшего трюма Wmax , умноженного на количество трюмов;
N –количество трюмов.
ПЛАНИРОВАНИЕ РЕЙСА СУДНА
Рейс —законченный транспортно-технологический цикл работы судна по перевозке обусловленного количества грузов между заданными портами.
Начало рейса – момент окончания выгрузки груза (или момент оформления грузовых документов – в зависимости от того, какой из них наступил позднее) предыдущего рейса.
Окончание рейса – момент окончания выгрузки судна или оформления грузовых документов по текущему рейсу.
Время балластного перехода судна под погрузку в другой порт включается в продолжительность текущего рейса.
КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЙСОВ
Простой рейс – работа судна между двумя портами (порт погрузки и порт выгрузки)
Сложный рейс – судно перевозит грузы между несколькими портами, в каждом из которых грузится или разгружается.
Круговой рейс – рейс, начало, и окончание которого осуществляется в базовом порту (обычно круговые рейсы применяются в линейном плавании)
НОРМИРОВАНИЕ РЕЙСА
Рейс нормируется по продолжительности (сут, ч), по количеству продукции (тонны груза, сумма фрахта) и по величине расходов.
1. Продолжительность рейса
Временные характеристики простого трампового рейса рассчитываются следующим образом:
tp= tст. погр + tход + tст выгр;
t ст. погр. + t доп.
t ход +
+ t доп. ;
t ст. выгр + t доп.;
tp –общее время рейса, состоящее из времени плавания судна (tход) и стоянки судна в портах погрузки и выгрузки (t ст. погр и t ст. выгр.);
L –расстояние в милях между портами и выгрузки;
. –протяженность участков плавания с ограниченной скоростью;
Q –количество груза в тоннах;
Мпогр и М выгр – валовые нормы грузовых работ (количество тонн в сутки);.
t доп. –время стоянки судна вне грузовых работ (праздничные, выходные дни и пр.)
2. Порядок расчетов запасов на рейс
Количество запасов на рейс:
i = q топл + q см + q пв,
q топл –топливо (бункер)
q см –смазочное масло
q пв –суточный расход пресной воды т/сут
топл = (мхтопл. t ход + мсттопл. t ст.). k шз;
м хтопл – суточный расход топлива на ходу судна, т/сут;
м сттопл – суточный расход топлива на стоянке, т/сут;
k шз – коэффициент штормового запаса топлива, обычно составляет не менее 1,1 (10% от обычного количества топлива)
ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫСУДНА
Показатели работы судна необходимы для планирования и оценки работы судна в отдельном рейсе и за эксплуатационный период, а также в целом по флоту. Они делятся на эксплуатационные и финансовые. Те и другие, в свою очередь, подразделяются на количественные и качественные.
1. Количественные эксплуатационные показатели
Количественные эксплуатационные показатели – это показатели работы судна за один простой рейс. К ним относятся:
ч – чистая грузоподъемность судна, тоннаж;
tp –время рейса в сутках;
Q –количество перевезенного груза, тонн;
L –расстояние, пройденное судном (протяженность рейса), мили или км;
l –расстояние, на которое перевезен груз, мили или км;
Q. l—тонно-мили: работа, выполненная судном;
ч. L –пробег тоннажа в данном рейсе, тоннаже-мили;
Если в подсчет времени рейса включается время балластного пробега, то
2. Качественные эксплуатационные показатели
з
- коэффициент загрузки судна;
-коэффициент использования грузоподъемности судна;
с
- производительность одной тонны грузоподъемности судна в сутки
-коэффициент ходового времени. Чем выше
, тем более эффективно работает судно.
3. Количественные финансовые показатели
fт –фрахтовая ставка за одну тонну груза;
-сумма фрахта (доход судна);
–сумма эксплуатационных расходов судна в рейсе (расходы на топливо, буксиры, портовые сборы, лоцманскую проводку, содержание экипажа и пр.)
П -прибыль за рейс.
4. Качественные финансовые показатели
с-с
– прибыль, заработанная за одни сутки рейса;
Т-с
-суточная финансовая производительность единицы тоннажа
Величина т-с является универсальным показателем для оценки эффективности работы судна на данном направлении. Этот показатель используется для сравнительного анализа при оценке работы:
-однотипных судов, работающих на разных направлениях (линиях)
-разных типов судов, работающих на одном направлении (линии)
Показатель суточной финансовой производительности единицы тоннажа т-с позволяет выбрать судно, наиболее приспособленное для перевозки данного груза на заданном направлении (линии).
Рассчитанные эксплуатационные и финансовые показатели рейса сводятся в аналитическую таблицу.
Таблица 1. – Результаты расчетов и анализ эффективности рейса
№ | Показатель | Проход судна через Киль-канал | Проход судна через пролив Зунд |
Р1; Р2; Р3;… | |||
ω1; ω2; ω3… | |||
W | |||
Q | |||
Km | |||
Wmax | |||
tп | |||
tв | |||
tх | |||
tр | |||
tд | |||
qт | |||
qм | |||
qв | |||
q | |||
∆ч | |||
L | |||
l | |||
Q·l | |||
∆ч·L | |||
αз | |||
α гп | |||
φс | |||
ε | |||
F | |||
R | |||
П | |||
φс-с | |||
φТ-с |