ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ




ТЕАТР СПОНТАННОСТИ Я.Л. МОРЕНО: ПСИХОДРАМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ

ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ

Немкевич Н.М., преподаватель кафедры педагогики и психологии

Белорусского государственного экономического университета,

Член Европейской ассоциации психодрамы

 

В процессе культурно-исторического развития театр возник как способ рефлексии.Использование различных средств театральной деятельности позволяет продуктивно организовать социально-психологическую реабилитацию. Театральное искусство понимается как ресурс для поиска практик, помогающих формированию рефлексивной позиции человека, т.к. искусство обеспечивает эмоционально насыщенное ориентирование человека, как на свой внутренний мир, так и на мир «другого» [1].

Созданный Я.Л. Морено в 1920-е годы Театр спонтанности был предшественником психодрамы. Психодрама имеет свою теоретическую базу: теорию креативности и спонтанности, теорию ролей и ролевого развития, на которых строится психодраматическая теория личности [2]. Анализируя идеи Джекоба Леви Морено в контексте развития западноевропейской и североамериканской психологии XX столетия И.Б.Гриншпун и Е. А. Морозова отмечают, что собственную теоретическую базу психодрамы составляют три взаимосвязанных концепции Морено: теория ролей, теория спонтанности и социометрия. Спонтанность и креативность рассматриваются как основные понятия психодрамы [1].

Я.Л. Морено определяет, что творчество есть проявление человеческого мастерства. Спонтанность высвобождает творчество. Цель психодрамы не столько сделать человека просто спонтанным, но скорее высвободить его творческий потенциал [4]. Очевидно, что спонтанность вызывает страх, поскольку она иррациональна и непредсказуема. Но тревога и спонтанность обратно пропорциональны друг другу — чем больше мы боимся, тем мы менее спонтанны, и наоборот [5].

Существует мнение, что непосредственное влияние на Морено и в плане театра импровизации, и в плане собственно психодрамы оказала русская театральная школа, в особенности идеи К. С. Станиславского и М.Чехова. Из идей Станиславского взят призыв следовать «истине страстей» (у Морено — принцип психологической правды в психодраме) и призыв идти от себя к роли, «поднимаясь до нее», ставя себя на место персонажей; при этом чувства, переживаемые актером, принадлежат только ему (аналогия в психодраме — проживание вовне своих чувств, в том числе при участии в чужой драме в качестве выбранного на какую-либо роль, то есть «вспомогательного "я"»). М. Чехов в центр внимания ставил сочетание техники игры со спонтанностью переживаний, понимая формулу Станиславского «идти от себя» как задачу найти себя в роли, воплотить в соответствующей форме собственное отношение к жизни. Ведущая роль при этом отводилась интуиции и «душевной технике» актера. Сам же театр импровизации исходил из традиции рождественского мистериального театра. Морено критиковал традиционный театр за ригидность ролей, заранее определенных пьесой или сценарием. Театр импровизации, основанный в 1922 году и не преследовавший поначалу терапевтических целей, предполагал собственно творение драмы и ее оформление по ходу действия. По ходу же действия создавались декорации, импровизировалась музыка, изготавливались маски, актеры общались спонтанно [2].

Когда Морено заметил, как дети репетируют роли, он велел им выбросить написанный сценарий и импровизировать в рамках роли и взаимодействия персонажей, обращая внимание больше на чувства, чем на сюжетную линию, и всячески подчеркивая новшество. Отбрасывая старые схемы, он заставлял актеров находить в себе и во взаимодействии друг с другом новые способы игры. В начале 20-х годов Морено начал применять этот метод ко взрослым актерам. Так возник Театр Спонтанности. Морено ставил актеров в различные неожиданные ситуации (обвинение в супружеской неверности, увольнение с работы, предательство друга) и наблюдал их взаимодействие друг с другом. Эта неожиданность освобождала их способность действовать и взаимодействовать непосредственно. В 1960-х гг. “роль” стали воспринимать, как маску, закрывающую истинное лицо. Это совершенно неверное понимание роли в терапии. В Театре спонтанности родилась концепция роли и ее формирования. Различают три вида ролей: психосоматические, относящиеся к душе и телу, психодраматические и социокультурные. Роль не существует отдельно от сущности человека, как одежда, которую он надевает и снимает. Это экзистенциальная часть его бытия, часть, объединяющая его Эго с другими ролями [6].

Обратимся к определению самого Морено. Театр спонтанности – театр, в котором зритель является полноправным актером. Театр спонтанности – это «театр момента», основанный на действии «здесь и сейчас». Это действие, в котором нет актеров и зрителей как таковых: зрители могут в любой момент присоединиться к действию. Это «театр общения». Это театр катарсиса, в котором конфликт не скрывается, а «конструируется и живет». И в его «творческом разрешении «высвобождается личность». Морено констатирует, что способность к спонтанному творчеству не развивается в нашем обществе «консервации» в отличие, например, от умственных способностей и памяти. А ведь именно такое творчество ведет к осознанию человеком своей природы, к самореализации [3; 4].

Рассказывая о создании театра спонтанности, Морено говорит об открытиях, сделанных им: «Одним из моих первых открытий стало то, что спонтанность может обратиться в фальшь, если не следить за ее развитием, и что сам спонтанный актер, понимая спонтанность как необходимое к достижению состояние, может начать клишировать некоторые «спонтанные» приемы. Клише одного спонтанного акта, если оно не контролируется внутренне самим актером, может быть перенесено в последующие, якобы спонтанные акты. Вторым открытием стал для меня тот факт, что способность к спонтанному творчеству может быть развита, каким бы крошечным изначально не казался ее огонек. Театр, в этом смысле, предоставлял пространство, безопасное для воплощения самых революционных идей, и безграничные возможности для исследования спонтанности на экспериментальном уровне. Спонтанность можно было диагностировать и измерять в атмосфере, свободной от оскорблений посредственности...» Воспитывавшийся в естественно-научном окружении, Морено строил гипотезы, затем процедуры проверки этих гипотез и тесты для измерения спонтанности [3, 49].

Определяя соотношение понятий спонтанности и личности, Морено пишет: «Спонтанность представляется нам наиболее глубинным филогенетическим фактором, который формирует человеческое поведение, наверняка более древним, нежели память, рассудок или сексуальность. Она находится в эмбриональной стадии развития, но потенциальные возможности спонтанности поистине безграничны. Поскольку спонтанная энергия может регулироваться самим человеком, ее высвобождение можно сравнить с высвобождением ядерной энергии в физическом плане. Существует множество определений личностного. Одной из протяженностей личностного является социальное, другой - сексуальное, затем следует биологическое, космическое и т. д., и все-таки личностное шире всего этого набора качеств. Еще сложнее задача определения локуса личностного. Гипотеза Морено о том, что «локус личности - ее спонтанность » находит подтверждение в практике психодрамы. Морено определяет спонтанное, как производное от «законов» природы и «матрицу» творческого. «Едва ли можно назвать личностью человека, спонтанность которого равна нулю. С исчезновением спонтанности личность погибает. С ростом спонтанности развиваются личностные качества. Если возможности спонтанного безграничны, безграничен и потенциал личностного. Одно является функцией другого. Их соотношение может быть выражено количественно. Если спонтанность «может изменяться с помощью тестов», то личностное может быть измерено степенью спонтанности, которой обладает данный индивид, его коэффициентом спонтанности» [3].

Таким образом, из Театра спонтанности Морено берут свое начало психодрама и социодрама, ролевые и импровизационные игры, которые способствуют развитию творческого потенциала и самореализации личности.

 

Список использованных источников:

1. Гриншпун, И. Б. Идеи Джекоба Леви Морено в контексте развития западноевропейской и североамериканской психологии XX столетия: Дис. … канд. психол. наук: 19.00.01.— Москва: Московский педагогический государственный университет, 2002. – 240 с.

2. Марино, Р. Ф. История Доктора: Д.Л. Морено— создатель психодрамы, социометрии и групповой психотерапии / Пер. с англ. М. И. Завалова. — Москва: Класс, 2001. – 224 с.

3. Морено, Дж. Театр спонтанности / Пер. с англ., авт. вступ. ст. Б.И. Хасан.— Красноярск: Фонд ментального здоровья, 1993. – 114 с.

4. Морено, Я. Л. Психодрама / Я.Л. Морено; пер. с англ. Г. Пимочкиной, Е. Рачковой.— М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 528 с.

5. Психодрама: вдохновение и техника / Под ред. П. Холмса, М. Карп. Пер. с англ.— М.: Класс, 1997.— 288 с.

6. Зерка Т. Морено. Психодрама: ролевая теория и концепция социального атома. - https://www.psichology.vuzlib.org/book_o045_page_39.html



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: